Новый Дворец в Байройте (Neues Schloss, Bayreuth).

Ночью, 26 января 1753 года Байройт не спал: в самом сердце города пылал княжеский дворец. Маркграф Фридрих из невнимательности оставил догоравшую свечу без присмотра. Сам маркграф успел вовремя выбраться из горящего здания, а его жену, маркграфиню Вильгельмину, в последнюю минуту вынес на руках придворный трубочист. К счастью, в пожаре никто не пострадал, однако дворец сгорел дотла. Отныне городу требовался новый дворец.

На площади перед Новым дворцом установлен фонтан, посвященный местному маркграфу Фридриху Эрнсту(Markgrafenbrunnen, Friedrich Ernst)
Территорию для нового княжеского дворца выбрали без особых проблем – недалеко от Старого дворца (Altes Schloß) располагался недавно приведенный в порядок королевский парк Хофгартен (Hofgarten), где князь и княгиня проводили свое свободное время и занимались спортом. Спиной к парку, лицом к городской площади было решено построить Новый Дворец (Neues Schloss).

Фасад барочного дворца выполнен в свойственной прусской архитектуре регулярности и безчувственности
Если парк и находился в собственности самого маркграфа, то земля, на которой предполагалось возвести новый дворец, была занята другими городскими постройками. Так, например, помимо двух домов - дворца Майерн (von Meyernsches Palais) и Хаагского дома (Haagsches Haus), здесь находилась первая протестантская церковь послереформационного Байройта, построенная всего за девять лет до того, в 1744 году.

По велению маркграфа эти дома были выкуплены. Впоследствии, их не снесли, а интегрировали в новое здание дворца. Дословно, перед домами построили новый единый фасад, а в стенах между домами пробили проходы, чтобы соединить разные дома в один цельный объем нового дворца. Со стороны дворцовой площади теперь можно было видеть лишь один цельный фасад, хотя со стороны парка разные части дворца расположены на разном уровне и даже заканчиваются разными крышами.

Парковая сторона дворца сильно отличается от фасада. В 1990 году террасу перед Новым дворцом отреставрировали согласно старинным планам и записям садовников
Итак, Новый дворец состоит из трех разных частей, в прошлом, разных домов. Рассмотрим каждую часть дворца отдельно.

К сожалению, внутри дворца фотографировать запрещено (см. мою аватару), поэтому ограничимся фотографиями из официальных источников.

Центральная часть дворца вобрала в себя церковное помещение бывшей протестантской церкви, очень высокий потолок здесь сохранился, видимо, целиком от бывшей кирхи. Вместо молельного зала здесь была устроена бальная комната. Если смотреть на дворец со стороны площади, то в правом крыле дворца расположились личные покои маркграфа, а в левом – маркграфини.

Сегодня только историки знают, что за цельным фасадом скрывается три дома разного конструкции
Вопреки архитектурным вкусам того времени, комнаты княжеской четы расположены не симметрично относительно друг друга: в то время как окна покоев маркграфа смотрят в сад, окна покоев маркграфини открываются на городскую площадь. Архитектор дворца Сен Пьер (Saint Pierre) и его последователь Рудольф Хайнрих Рихтер (Rudolf Heinrich Richter) беспокоились об устойчивости новой конструкции, когда соединяли отдельные дома в новый общий объем дворца, поэтому расположили разные комнаты с разных сторон здания, чтобы таким образом уменьшить неравномерное давление на перекрытия. Недорогое решение, хороший результат. Современные инженерные симуляции показали, что этого можно было и не делать – дворец оказался очень надежной конструкцией.

За вдохновением для оформления своего нового дворца в октябре 1754 года княжеская чета отправилась в десятимесячное путешествие по Италии. Из своего путешествия они привезли модные на то время идеи, как обустроить свой новый дворец.

В самом центре дворца расположены парадные ворота. Сюда въезжали кареты с гостями и подъезжали к парадной лестнице, расположенной во внутреннем дворике дворца.

Окна дворца смотрят на фонтан Кристиану Эрнсту. Сразу за памятником можно видеть главный вход во дворец
Поднявшись по парадной лестнице на второй этаж, гость попадал в огромный зал с высокими потолками и богатым оформлением. Это – центральная ось дворца. Окна выходят на площадь перед дворцом и к фонтану, увековечивающем память деда маркграфа Фридриха, маркграфа Фридриха Эрнста (Friedrich Ernst), боровшегося, помимо прочего, с турками за освобождение Вены в 1683 году. Повернув налево, гость попадал в тронный зал. Символично, но даже в таком небольшом княжестве, как Байройт, если был князь, то был и трон. Он стоял в самом центре комнаты под небольшим балдахином. Он стоит на своем месте и сегодня. Это – трон княжества Бранденбург и Байройт (Brandenburg-Bayreuth). Сразу за тронным залом начинались личные покои маркграфа.

Музыкальный зал и японская комната
В противоположном крыле дворца располагались покои маркграфини Вильгельмины. Родная сестра прусского короля Фридриха Великого, воспитанная в высоких манерах при прусском королевском дворе, она создала в Байройте первую академию художеств и открыла первый университет, построила оперный театр и летний дворец Эремитаже (Eremitage). В её крыле находится игральная комната, музыкальный зал для музицирования маркграфини (за свою жизнь Вильгельмина написала несколько опер), чайная комната, салон, японская комната, приемная и спальная комната. Меблировкой её покоев занимались мастера из недавно созданной ею академии искусств. Придворная жизнь в Байройте постепенно принимала черты богатых европейских королевских дворов.

Жемчужины дворца - пальмовая комната, где собиралась масонская ложа, и китайский кабинет (фото отсюда)
Самая знаменитая комната дворца была создана в это же время – зал для собраний масонов Байройта, известный из-за своего необычного украшения как «пальмовая комната» (“Palmenzimmer”). Стены и потолок в этой комнате облицованы ореховыми панелями. Из этого же материала выполнены наполовину изогнутые стволы пальм, заканчивающиеся на потолке пальмовыми ветвями, покрытыми сусальным золотом. Между окнами стоят консольные столики в стиле рококо из того же материала и в том же стиле, что и стены и потолок. В центре помещения стоит длинный стол. Здесь встречались члены созданного маркграфом Фридрихов 1744 году масонской ложи Байройта. Сама символика оформления комнаты указывает на свое предназначение: как зал с пальмовыми деревьями описан в Библии храм царя Соломона. Царь Соломон особо почитался среди масонов. Истории масонов в Байройте посвящен отдельный музей, расположенный в старом особняке, на окраине королевского парка Хофгартен.

Роскошная жизнь продлилась недолго. В год окончания строительства Нового дворца (1758), маркграфиня Вильгельмина умерла. Маркграф Фридрих женился во второй раз, на молодой герцогине Софи Каролине фон Брауншвайг-Вольфенбюттель (Sophie Caroline von Braunschweig-Wolfenbuettel). Новая маркграфиня была многим моложе маркграфа и не желала жить во дворце, построенном её предшественницей. Для неё маркграф Фридрих возвел рядом со своим дворцом небольшой одноэтажный домик в итальянском стиле. Позже этот домик, Итальянский дворец, был совмещен с основным дворцом небольшим переходом.

Итальянский домик, построенный маркграфом Фридрихом для своей второй супруги
Внутреннее оформление Итальянского домика поражает своей красотой: большинство комнат выполнены в стиле, известном в местных кругах под названием «байройтского рококо». Местная особенность рококо здесь заключается в оформлении стен и потолка помещений вылепленными из штукатурки и покрытых разноцветной глазурью небольших цветов и фигурок птиц. Глазурь придавала им блеск, будто стены и потолок дворца были сделаны целиком из фарфора! Фарфоровый дворец – это очень красиво!

После смерти маркграфа Фридриха его княжество унаследовал его родной дядя, Фридрих Кристиан (Friedrich Christian). Не проявлявший особенной любви к искусству, а также вынужденный погашать огромные долги своих предшественников, новый маркграф снарядил местных солдат в северную Америку, где они сражались на стороне англичан в войне США за независимость. Он также закрыл местную академию художеств, а также сократил обширный персонал дворца. Из десятка поваров, бывших при дворе маркграфини Вильгельмины, он оставил себе только одного, для выполнения сугубо утилитарной функции питания. То же касалось и остальных слуг и мастеров.

Перед итальянским домиком сохранился небольшой фонтан. На заднем плане виднеется концертный зал Stadthalle
Пробыв у власти всего 6 лет и войдя в историю города как самый невразумительный князь, маркграф Фридрих Кристиан умер, и княжество перешло к маркграфу Карлу Александру (Carl Alexander), князю соседнего с Байройтом на юге графства Ансбах (Ansbach). Александр любил Новый дворец и использовал его как свою летнюю резиденцию. Известный своими любовными похождениями, Александр построил в Новом дворце небольшой грот, стены которого он украсил мелкими кристалликами горного хрусталя и фигуркой небольшого купидончика над входом.

После отречения от власти последнего маркграфа в 1791 году, объединенное княжество Байройт-Ансбах (Fürstentum Bayreuth-Ansbach) перешло под непосредственную власть Пруссии. Тем самым сбылась давняя мечта прусских королей о расширении своих владения на юге.

Вид Нового дворца из парка Хофгартен
С 1791 года, когда дворец перестал исполнять роль княжеской резиденции, Новый дворец использовался как место проживания благородных особ, либо путешествовавших по Германии и останавливавшихся во дворце ненадолго, либо дворянами, переезжавшими в Байройт и на первых порах нуждавшихся во временном жилье.

Хотя большая часть изначального оформления дворца сохранилась, часть деревянных панелей была вывезена армией Наполеона в 1806 году во время оккупации Байройта. Мебель была в большинстве своем утеряна в течение времени. Тем больше поражает тот факт, что почти во всех помещениях дворца сохранился изначальный дворцовый паркет. Это большое достижение, если учесть, что паркет был всегда первым материалом, вынимавшимся из дворца для отопления домов во время войн.

В 1869 году король Баварии Людвиг Второй приказал переоборудовать дворец для проживания в нем переехавшего в Байройт композитора Рихарда Вагнера. Насколько мне известно, Рихард Вагнер никогда не жил в Новом дворце. Некоторое время он жил во дворце Фантази (Schloß Fantasie). расположенном в семи километрах от Байройта.

Ночная иллюминация дворца
На первом этаже Нового дворца действует постоянная экспозиция керамических изделий местной фаянсовой мануфактуры 18-19 вв. В другом крыле рассказывается об истории самого дворца. В двух комнатах с видом на сад расположилась выставка барочной живописи. Княжеские покои, расположенные на втором этаже дворца, доступны для посещения, но не фотографирования. После 16-летней реконструкции Итальянского домика его помещения снова открыты для посетителей, но только в составе групп с экскурсоводом.

Несколько лет назад музей Нового дворца переделали. Сегодня здесь расположен музей «Байройт времен маркграфини Вильгельмины» («Das Bayreuth der Wilhelmine»). Маркграфиня Вильгельмина – основа маркетинговой стратегии современного Байройта. С помощью прусской принцессы местные власти надеяться привлечь в город туристов. А пока посетителей немного, можно прохаживаться по комнатам дворца, рисуя себе в воображении, как здесь протекала ежедневная жизнь князей 250 лет тому назад.

Также рекомендую прочесть мои другие посты про Байройт:
Королевский оперный театр
Старый дворец
Королевский парк Хофгартен

Больше репортажей о Германии - у меня в ЖЖ по тегу Германия.
Больше репортажей из разных стран мира - у меня в ЖЖ по тегу репортаж.