FAQ по Страхованию выезжающих за рубеж

В этом и других туристических сообществах нередко возникают вопросы, связанные со страхованием путешественников. Я много лет работаю в медицинском ассистансе, поэтому, как говорится, знаю об этом не понаслышке:) Я хотела бы поделиться информацией, связанной с этой темой, с читателями ru_travel
Итак, начнем...


Все крупные страховые компании (далее - СК), представленные на российском рынке, предлагают полисы для выезжающих за рубеж. Стоимость стандартной страховки всегда практически одинакова и составляет приблизительно 1 евро в день. Цена может отличаться у разных компаний, но незначительно. Однако далеко не все из этих полисов действуют одинаково эффективно в случае наступления страхового случая.

Медицинская сервисная компания.
Необходимо сказать, что СК только продает полис и принимает решение о покрытии того или иного страхового события. Организацией медицинской помощи и урегулированием вопросов оплаты с клиникой занимается совсем другая компания, работающая в области медицинского ассистанса.
На данный момент после фактического ухода с российского рынка «всемогущего» International SOS, услуги медицинского ассистанса оказывают несколько компаний:

Europe assistance
Mondial
Global Voyager Assistance
Класс-ассист
AP-companies
Coris

К сожалению, сложно сказать, кто из них лучше, а кто хуже: у каждой из этих компаний есть как «разработанные» направления, так и «проблемные» страны.
Конечно, можно перед покупкой полиса обзвонить эти компании и спросить, насколько хорошо развита сеть их провайдеров в той стране, куда Вы собираетесь. Однако не думаю, что Вам сообщат всю достоверную информацию, стандартный ответ в таком случае будет: Позвоните, когда наступит страховой случай, и мы направим Вас в ближайшее медицинское учреждение.
На мой субъективный взгляд, из вышеперечисленных лучше и оперативнее работает GVA, но косяки бывают у всех, к несчастью.

Произошел страховой случай – что делать?

Схема действия при наступлении случая такова:
1. Вы звоните в ассистанс-компанию по телефону, указанному в полисе.
Приготовьтесь назвать все данные заболевшего, а также Ваш номер телефона – желательно местный, а не российский. Иногда на российский невозможно потом дозвониться из-за того, что на нем закончились деньги. Если нет местного номера и вы проживаете в отеле, сообщите название телефон отеля (его можно посмотреть обычно на буклетах либо на ключе) и номер комнаты. Ну и, конечно, необходимо будет назвать номер полиса.

2. Сотрудник колл-центра берет всю необходимую информацию, заводит случай и проверяет номер полиса.

3. Если в полисом все в порядке, он начинает организацию помощи.
Вся процедура от первого звонка застрахованного до повторного звонка координатора колл-центра занимает около часа, в зависимости от экстренности случая, а также загруженности сотрудника.

4. В случае если в городе есть клиники, с которыми у ассистанса есть договор, туда высылается Гарантийное письмо с подтверждением, что СК берет расходы за лечение на себя. Если же клиники отказываются сотрудничать, пациенту предлагается обратиться в больницу за наличный расчет, собрать чеки за лечение и возместить расходы по приезде в РФ.

5. После приема врача координатор снова отзванивается Вам, убеждается, что все в порядке.

К сожалению, туристы зачастую не знают элементарных вещей о медицинском страховании. Постараюсь развеять некоторые мифы.

Миф 1: У меня покрытие по полису 30 000 USD, поэтому я могу пролечиться на всю эту сумму

На самом деле: это не так. Полная сумма лимита по полису используется только в случае сложной госпитализации, дорогостоящей транспортировки на родину по медицинским показаниям либо (уж извините) в случае репатриации тела умершего застрахованного в РФ. В других случаях помощь будет оказана только до снятия острого состояния заболевшего и только по адекватным для данного региона ценам.

Миф2: после звонка в ассистанс ко мне сразу же придет врач.

На самом деле: В большинстве зарубежных стран врачи не ходят по домам. Считается нормальным, что человек берет машину и едет самостоятельно в больницу. В случае если сам он доехать никак не может (дети не берутся в расчет – их могут довезти родители), вызывается скорая.

Миф3: если нельзя вызвать врача на дом, можно вызвать скорую, чтобы приехавший на ней врач посмотрел меня на месте.

На самом деле: Опять же, за границей обычно скорая - это всего лишь машина, чаще всего без всякого врача, и дома Вас опять никто смотреть не будет, а просто отвезут прямиком в больницу. Т.е. считается, что такой метод гораздо эффективней, т.к. можно будет сразу взять анализы, сделать все необходимые процедуры, которые дома провести не представляется возможным.

Миф4: Медицинские ассистанские компании имеют сеть русскоговорящих врачей по всему миру

На самом деле: А сейчас будет минутка ненависти для некоторых туристических агенств:) Когда туристы приходят покупать путевку и спрашивают у них «А что если я заболею в поездке?», эти прекрасные агенты, не моргнув глазом, отвечают «Вы только позвоните, и к Вам прибежит русскоговорящий врач в мгновение ока!». Приходится нам потом выслушивать жалобы по поводу того, что «А мне же обещали!» , «А почему врач не говорит по-русски?!» (это где-нибудь на Шри-ланке – ага, действительно, почему?:) Короче, не верьте этим людям! Чудес не бывает. Конечно, некоторые врачи действительно говорят по-русски, но будьте готовы к тому, что он будет говорить в лучшем случае на ломаном английском.
Не бойтесь языкового барьера в общении с врачами: даже если кто-то из вас двоих не знает никакого другого языка, кроме родного, медицинские термины обычно одинаковы на всех языках. Симптомы также опытный врач сможет понять и без подробного описания истории болезни Вашей бабушки:)

Миф5: в любой стране и в любом городе мне организуют помощь бесплатно.

На самом деле: С такими популярными направлениями для россиян, как Таиланд, Индонезия, Турция, Египет, Греция, Кипр, Болгария, Черногория, Испания ни у кого из ассистансов проблем не возникает. Здесь есть сети клиник с русско- или англоговорящими врачами, работающие весь сезон на благо наших туристов:)
В этом плане очень удобно ехать в эти страны с детьми: как показывает практика, они часто болеют, бьют коленки и т.п., и здесь можете быть уверенными, что помощь Вам окажут довольно оперативно.
Однако не стоит обольщаться, что с таким же успехом Вам смогут организовать врача в заброшенной деревне в Шри-ланке либо на Гаити. Будьте готовы к тому, что Вас попросят оплатить расходы самостоятельно и потом обратиться за возмещением в СК. Всегда трезво оценивайте ситуацию – медицинские службы тоже далеко не всесильны.

Миф6: я путешествую по России, поэтому мне необходимо приобрести полис путешественника.

На самом деле: Многие туристические компании предлагают оформить полис для путешествующих по России. Однако не стоит забывать, что обычный полис ОМС действует на всей территории РФ, и Вы имеете полное право обратиться за помощью в любую государственную больницу бесплатно, не говоря уже об экстренных случаях – 03 обязано выехать даже к лицам, которые не имеют полиса ОМС.
Кроме того, обычно сеть провайдеров ассистансов развита именно за границей, максимум, где вам смогут помочь по страховке путешественника – в крупных городах типа Москвы, Питера, Н. Новгорода и т.п. Если едете отдыхать в небольшой город, даже курортный, с вероятностью 95% ассистанс вас направит все в ту же городскую больницу, предложив воспользоваться полисом ОМС. Поэтому о эффективности такой страховки можете судить вами:)

Несколько советов, которые могут облегчить жизнь в поездке:

1. Если едете по путевке, уточните у гида, где находятся ближайшие клиники, работающие с русскими страховыми компаниями. Вы можете поехать в такую клинику самостоятельно и оттуда уже позвонить по телефону в ассистанс.

2. В экстренной ситуации, если вы проживаете в отеле, самый быстрый вариант – не названивать в ассистанс и висеть там на холде полчаса, а сразу же идти на ресепшн отеля и просить вызвать врача либо скорую. Это всегда входит в их обязанности, и они сделают скорее всего это более оперативно, чем ассистанс.

3. Перед поездкой узнайте короткий телефон скорой в той стране, куда вы собираетесь. В экстренной ситуации он вам сможет очень пригодиться.

4. Позвонив по номеру, указанному в полисе, Вы имеете право получить бесплатную консультацию врача по телефону. При несерьезном заболевании ее бывает достаточно – не нужно будет тратить время на походы к врачу.

5. Не хочу здесь никого обидеть, но не всегда понимаю те семьи, которые тащат своих чуть ли не грудных детей в какой-нибудь Египте с 50-градусной жарой, и потом удивляются, почему ребенок всю поездку проболел и испортил весь отдых. Если не хотите таких «сюрпризов», то едьте в Болгарию или Черногорию – все-таки климат и еда там более привычны для нас, чем всякая экзотика.

6. В поездку нужно взять необходимый минимум лекарств с собой, которые обычно принимаете, чтобы при легкой простуде либо незначительных травмах не тратить ценное отпускное время на походы к врачу.

7. Если у Вас есть хронические заболевания, позаботьтесь также о необходимых лекарствах, которые понадобятся в случае прогрессирования болезни. Помните, что СК покрывают только обострение хронических болезней.

8. Этот пункт является очевидным, однако думаю, большинство туристов им пренебрегают Обязательно ознакомьтесь с условиями страхования, прописанными в вашем полисе. Если едете на горнолыжный курорт – посмотрите, стоит ли дополнительное условие «спорт», если беременны – в страховке всегда прописано, на каких сроках покрывается экстренное лечение, если боитесь, что сломаете зуб – посмотрите, какой лимит по стоматологии по полису, если склонны к аллергии либо другим кожным заболеваниям, почитайте, что пишется об этом в страховке, т.к. СК часто отказывают в покрытии по таким случаям, ну и т.п.

Ну и напоследок – мой рейтинг Страховых компаний, с которыми мне лично удалось поработать:

Адекватные (очень рекомендую):
- Военно-страховая компания
- МСК-Стандарт
- Согласие

Нормальные (как повезет):
- Ресо
- Ингосстрах
- Росно

Не очень адекватные (на ваш страх и риск):
- Уралсиб
- Цюрих
- Гута
Надеюсь, информация будет полезной.
Готова ответить на любые вопросы по теме.

метки поставьте, а то потом и не найдешь информацию
К золотой карте Visa/Mastercard обычно пришивается бесплатно worldwide страховка для путешественников.
будьте внимательны с такими страховками - иногда в таких "банковских" полисах стоит ограничение по дням - например, 90 дней в течение года. Т.о., если вы например позвоните по страховому случаю на 91й день ее действия, то вас попросят прислать копии всех страниц загранпаспорта - а это бывает очень гемморойно...
а что Вы скажете про расширенный полис для выезжающих за рубеж?
(едем с 2х летним ребенком отдыхать, как нервная мама лучше куплю улучшенную страховку). есть ли в ней смысл?
а чем конкретно он отличается от обычного, Вам объяснили?
скорее всего, в него могут быть добавлено покрытие лечения, не предусмотренного обычным полисом - чаще всего это стоматология...вряд ли что-то более существенное.
мне кажется, если выбирать между разными полисами одной СК, то разницы особо не будет, ведь ассистанс-компания будет одна, и, соответственно, помощь будет оказываться одинаково.
Спасибо за ценную информацию!

У меня вопрос. В конце апреля я еду по путёвке в Австрию. В турфирме продают пакет, в который включена медицинская страховка. Но у меня ещё не кончилась страховка ВСК, которую я купила прошлым летом по акции ВСК-VISA-сбербанк.
Будет ли старая страховка действительна? Или она автоматически перестаёт действовать, когда покупаешь новую?
а что с International SOS?
На их сайте ничего не сказано о том, что они прекратили работать с русскими туристами
ну на сайте может и не написано, но уже с 2009 года от них ушла практически все русские страховые. Дело в том, что цены на услуги International SOS очень дорогие, и российские СК не готовы раскошеливаться)
Спасибо за статью!

Вы пишете об уходе с рынка International SOS, но он же продолжает работать с Согласием?
да, кажется, Согласие - единственная стойкая СК, которая осталась с International SOS)) Что, вобщем, говорит только в пользу Согласия
А про Уралсиб не могли бы поподробнее рассказать? У меня их страховка на какие-то бешеные тыщи, привязаная к банковской карте, хотелось бы знать на всякий случай, какие проблемы могут быть. Спасибо!
ну про Уралсиб хочу сказать, что у меня сложилось впечатление, что главная политика компании - как бы получше кинуть своих клиентов. И, кстати, не только в медицинском страховании.
если будете обращаться с простудой - думаю, все обойдется, но не завидую тем, кто серьезно заболевает с полисом Уралсиб за границей..
GVA, по крайней мере в Азии, по опыту двух лет, это не просто "плохо" это "плохо-плохо-плохо", местами переходящее в "ужасно". Весь спектр мошенничеств, от тривиального неотвечания на звонки, бросания трубки, до махинации с документами.

Может есть страны, где они работат, но в Таиланде, например, подчас лучше уж не иметь никакой страховки, чем иметь такую, как с GVA.
Потому что не имея страховки ты можешь здраво оценить свои возможности по медпомощи, и начать лечиться немедленно, а не ждать больной пару сутокЮ пока ответит GVA, потом ехать в госпиталь в другом городе, потому что с ближним к вам "GVA не работает", а потом узнать, что "компания решила, что ваш случай - нестраховой, и покрывать его не будет", и вы остаетесь один на один со счетом тысяч в пятнадцать долларов, за лечение в дорогом госпитале, выбранном GVA.
ну, во-первых, никто Вас не неволит пойти и обратиться к любому врачу самостоятельно за наличные, правда же?)И если Вас GVA послало в другой город, то у вас опять же было право отказаться от их помощи и идти, куда хочется.

во-вторых, то, что какое-то заболевание не покрывается - этом ассистанс не виноват, по этим вопросам можете напрямую обращаться в СК, либо смотреть правила страхования. Часто СК принимает решение о покрытии, видя уже окончательный диагноз из больницы.

А что за подделка документов, если не секрет?
И с кем у вас был лично положительный опыт? Если исключить Таиланд, то кроме Intarnational SOS, ну и кого нет нормальных провайдеров в Азии, увы.
картинку уберите, пожалуйста
да, почему-то думала, что она украинская, но сейчас посмотрела, что в РФ у них тоже офис есть.
спасибо, добавлю.
leila_dv, спасибо, было одно удовольствие читать Ваш FAQ. Если честно, прочитав сначала название темы, подумал, что будут одни банальности + спорные факты, основанные на ОБС. К моему приятному удивлению, Ваш FAQ совсем не такой.
Всегда приятно читать, когда пишет человек, который понимает!
Удачи!
ой, одно удовольствие читать Ваш комментарий)))
если честно, сама боялась, что напишу одни банальности, которые все и так знают, и рада, что кому-то моя статья оказалась полезной:)
Тоже с удивлением обнаружил, что запись оказалась полезной и нужной. Обычно когда кто-то пишет какой-то "фак", особенно выделяя это в название, получается или глупости или высказывания в стиле капитана очевидности. Именно с таким ожиданием я запись и открывал. Было приятно ошибиться!

Спасибо!
спасибо Вам!)
возможно, наберу полезных советов еще на одну статью))
Спасибо за пост, интересно. А ассистанс EuroAlarm вы не рассматриваете?
евроаларм - это де вроде чешский ассистанс?)) по крайней мере, я только сталкивалась с их офисом в чехии, насчет российского не слышала...Если вы про него говорите, то европейских ассистансов оочень много, всех их, думаю, даже никто и не знает)
спасибо что не поленились это всё написать и на комментарии отвечаете.
а про украинские ск, как например PZU, не скажете ничего?
ну вдруг... :)
Вам спасибо за отзыв))
насчет PZU, к сожалению, ничего не знаю..Работала только с украинской СК Тас, но как-то не могу однозначно сказать, хорошая она или нет. Вообще всякие СК наших бывших союзных республик средненькие из-за того, что сами по себе небольшие и уровень обслуживания не всегда на высоте.
Спасибо за прекрасный информативный текст. Давно работаю в туризме, но всегда полезно "подбить" знания)
И вопросы: есть ли разница между рукописными и отпечатанными страховками? или это заморочка некоторых консульств, которые не принимают рукопись в пакете доков на визу:
можно подробнее прокомментировать Гуту? собиралась заключать с ними контракт на обслуживание моих туристов.
добрый день!
насчет рукописных страховок - первый раз такое слышу, видимо, это действительно заморочки каких-то консульств. Сама часто покупаю страховки, где написан номер и имя от руки, и никогда не было проблем. Проблема может только возникнуть, если потом этот номер неправильно продиктуете ассистансу при страховом случае)
Гута плоха неадекватностью своего отдела ВЗР. У них что ни день - то новые трактовки правил страхования, в свою пользу в основном.
В принципе я уже давно убедилась, что у каждого свой опыт общения со страховыми, какие-то турагенства страхуют туристов у ужасной на мой взгляд СК и счастливы, а кому-то например ВСК ни в какую не нравится. Так что, думаю, здесь нужно самому "набить шишки" и понять, с какой из СК лично Вам приятно работать:)
Спасибо огромное за подробное разъяснение вопросов, связанных с страхованием! Очень такого не хватало.
очень понравилась работа Югории на территории Таиланда.
В Сайгоне Росно просто бросило
Спасибо.
Насколько понимаю, из сервисных компаний International SOS лучший? Вроде бы именно с ним Согласие работает?
а может посоветуете какие-то международные компании, где можно купить страховку онлайн, не находясь в России? WorldNomads все рекомендуют, но там что-то дорого слишком, на мой взгляд.
к сожалению, не подскажу(
я работала в основном с международными СК, которые делают страховки для корпоративных клиентов.
Спасибо, действительно полезная информация, я всегда пытаюсь как то вычислить оптимальную схему со страховкой для каждой поездки)) А не знаете какой assistance для такой сказочной страны как Новая Зеландия лучше всего?
простите, а что вы можете сказать по поводу Ренессанса?
А какое место в этом рейтинге занимает Альфа? Если точнее, то вот та страховка из Альфа-Клика, которую можно сделать не вставая с дивана (на 7 мес с максимальным покрытием обошлось в 36 руб/день). Спасибо.
Согласие все так же работает с International SOS, из-за рубежа бронирую онлайн на http://bronex.ru/insurance Асситанс - Класс-Ассист, страховых случаев пока не было.