Путешествие на восток России. Курильские острова.


1. На подходе к острову Итуруп.

Курилы. Только вернувшись из поездки на остров Кунашир, я в полной мере смог осознать, каким наивным я был, когда планируя в сентябре прошлого года поездку на восток России, я отвёл на посещения Курил аж три дня. Но обо всём по порядку.  Далее фото и небольшой репортаж. Все фотографии кликабельны, открываются в новом окне, в большем разрешении.

Пропуск в пограничную зону
Желание посетить Курильские острова Кунашир, Итуруп, Шикотан нужно начинать матерериализовывать с получения пропуска у пограничников, так как территория Южных Курил является пограничной зоной. Личного вашего присутствие для получения пропуска не требуется, но получение его является определённой проблемой, так как нужно, чтобы кто то в Южно – Сахалинске посетил погрануправление с копией вашего паспорта и заявлением на получения пропуска. Пограничники периодически меняют правила получения пропусков, в этом году, например, требовалось предоставить дополнительно маршрутный лист и календарный план посещения заявленных мест. В моём пропуске, кроме посещения острова Кунашир, было заявлено посещение острова Шикотан, что дало возможность пару часов побродить по Шикотану во время стоянки судна. Получение пропуска необходимо для приобретения билетов, ещё он мне потребовался для предъявления пограничникам, при сходе с судна в пунктах назначения. На Кунашире он больше нигде не пригодился, кроме как для посещения закрытого пограничного городка, на территории которого, к моему удивлению, располагается бальнеолечебница "Горячий пляж". Тем не менее, очень наивно рассчитывать получить пропуск непосредственно перед посещением Курил. Нет, пропуск вы, конечно, получить, скорее всего, сможете, но билеты купить на основании него, уже вряд ли.

Транспорт на острова.
    При посещении Курильских островов есть две проблемы. Первая – как туда забраться и вторая, гораздо более сложная – как оттуда выбраться.
   Связь с островами осуществляется:
 - по воздуху, авиакомпанией САТ (Сахалинские авиатрассы), принадлежащей ОАО «Аэрофлот». На Итуруп – на аэродром Буревестник, принадлежащий министерству обороны, четыре раза в неделю. На Кунашир той же авиакомпанией на аэродром Менделеево, пять раз в неделю. По данному маршруту летают канадские самолёты вместимостью около 50 человек. На остров Шикотан самолёты не летают. морем,
  -  на теплоходе Игорь Фархутдинов, вместимостью 150 человек, который с сентября отправляется от порта Корсаков по вторникам по маршруту Корсаков - Кунашир, Шикотан, Итуруп – Корсаков, а по пятницам наоборот Корсаков - Итуруп – Шикотан – Кунашир – Корсаков. Летом у теплохода в этом году было другое расписание – он ходил один раз в неделю на Итуруп, один раз в неделю на Кунашир, Шикотан. Если учесть, что население Курильских островов, по переписи 2007 года, около 16, 5 тысячи человек и что в сезон курильчане хотят отдохнуть на материке, а их родственники посетить Курилы, то существующая пропускная способность транспортных линий, по видимому, даже не обеспечивает собственные нужды жителей, а с учётом сезонных рабочих, гастарбайтеров, туристов, транспорт становится уже существенной проблемой.           
  Кроме этого, возможности аэродромов Буревестник и Менделеево, даже после реконструкции последнего, позволяют принимать самолеты только в условиях прямой видимости и борта летают не по расписанию, а по фактической погоде, которая в Тихом океане очень не устойчива. Задержка рейсов на неделю, считается вполне нормальным явлением. Вместе с тем билеты на рейсы распродаются фактически моментально после начала продаж в офисах авиакомпании САТ и это даже при том, что по интернет они не продаются. Планируя посещения островов этим видом транспорта, не будет лишним, если закладывать неделю на вылет из Южно – Сахалинска и неделю на вылет с Итурупа, или Кунашира.
   Поездка на острова на теплоходе это отдельная песня. Главное даже не в том, что добираться до крайнего острова в маршруте, нужно двое суток. И даже не в том, что расписание теплохода категория достаточно условная – капитан, после выхода из порта, решает каким маршрутом идти, а шторма ещё более жестко меняют расписание. День – два отклонения от расписания, вообще не считается проблемой. Ну а главное в том, что обратный билет на теплоход купить в принципе не возможно. Погрузка на теплоход пассажиров на Итурупе, Шикотане, Кунашире осуществляется в порядке живой очереди, а эта очередь в сезон существенно превышает возможности теплохода. Например 11 сентября из 80-и человек, желающих попасть на теплоход на острове Кунашир, только 40-а человекам такая возможность была предоставлена.


2. Порт города Курильск, административной столицы острова Итуруп. Точнее всё это принадлежит ЗАО "Гидрострой". На Итурупе для теплохода Игорь Фархутдинов нет возможности для швартовки к причальной стенке. Разгрузка грузов и доставка пассажиров осуществляется плашкоутами  ( небольшая, не самоходная грузопассажирская баржа, перемещаемая буксиром)  с судна, стоящего на рейде, на безопасном расстоянии от берега. Когда море спокойно, то процесс разгрузки это нудная многочасовая работа. Ну а если море штормит, то разгрузка превращается в сплошной экстрим. Бывает, что разгрузку грузов и высадку - посадку пассажиров вообще произвести не удаётся.


3. Фирменный стиль Российских портов - догнивающее судно.


4. Ну а вот тот самый плашкоут, на фото грузовой. Осуществляется разгрузка с теплохода контейнеров.


5. А это уже пассажирский плашкоут. Доставка пассажиров на берег и на теплоход длилась часа три. Я спросил неужели нельзя больше пассажиров брать на борт плашкоута? Ответ меня обескуражил - оказывается у великого и могучего ЗАО "Гидрострой", владельца этого плавсредства, всего 12 спасательных жилетов и пассажиры брались на борт в этом же количестве.


6. Словаки, путешествующие по Итурупу и Кунаширу поднимаются с плашкоута на борт Игоря Фархутдинова.


7. Ну а на плашкоуте жизнь идёт своим чередом. Экипаж между погрузками и разгрузками ещё и в нарды успевает резаться.


8. Погрузочно-разгрузочные работы на Итурупе шли фактически весь световой день. И вот на закате теплоход идёт вдоль острова по пути на Шикотан. Очень манят очертания Итурупа!


9.  Шикотан. На острове очень удобная бухта, поэтому погрузочно-разгрузочные работы на теплоходе, пришвартованного к причальной стенке, занимает около трёх часов.


10.  А это погранзастава, располагающаяся на входе в бухту.


11. Малокурильское - административный центр Шикотана. Дорога ведущая от порта в посёлок.


12.  Ну и символ российских портов - догнивающие суда.


13. Природа Шикотана удивительна!


14. Порой возникает ощущение, что попал в параллельный мир!


15.  Очень впечатлило, когда сквозь низкие дождевые облака вдруг пробилось солнце.


16.  И снова в путь - впереди Кунашир.


17.  Порт на острове Кунашир, традиционно принадлежащий местной рыболовной компании. Причальная стенка, к которой может пришвартоваться теплоход Игорь Фархутдинов находится в очень неудобном месте - на входе в порт с сильными течениями. Поэтому будет ли теплоход швартоваться, или разгрузка будет осуществляться как на Итурупе посредством плашкоутов, определяет капитан судна исходя из погодных условий.


18. Бухта порта Южно - Курильска, однако.


19. Вновь отстроенная церковь - некая прибыль от визитов одного московского начальника.


20.  Вообще в Южно - Курильске много добротных, свежепостроенных домов, но в основном посёлок выглядит как на этом фото.


21. Бальнеолечебница "Горячий пляж". Когда то, благодаря уникальным свойствам местных вод, это была всесоюзная здравница. Сегодня, исходя из фантастических транспортных проблем,  в лечебнице в основном лечатся местные жители, да немногие гости с Сахалина. Для того чтобы понежиться в здешних водах, нужно в кассе поликлиники Южно - Курильска купить курсовку за 137 рублей и только потом ехать в "Горячий пляж"...


22.  ... в противном случае ваше путешествие может закончится вот здесь, на КПП на въезде в посёлок Горячий пляж. Удивительно, но эти уникальные источники располагаются на территории закрытого пограничного городка. Видимо так удобнее развивать туризм на острове.


23.  Закат над Южно - Курильском.


24. Отдельная тема - это люди Сахалина и Южно - Курильска. Такого количество добрых отзывчивых людей, я мало где встречал. При чём у меня уже складывается формула - чем ближе к окраине России, тем лучше люди, а Сахалин и Курилы, видимо, самая окраина.
  Собирательным образом гостеприимства Сахалинцев и Курильчан, может быть вот этот местный житель - Владимир. Случайно встретившись на дороге,  он отвозил к началу тропы на вулкан Менделеева. Каково же было моё удивление, когда позднее он позвонил, чтобы уточнить не было ли проблем с возвращением... Ну а благодарность Сергею с Южно-Сахалинска вообще безгранична, ведь благодаря ему этот поход состоялся.
  Спасибо всем за увиденный Кунашир!
Здорово! И фотки, и рассказ хороший! Был на Шумшу, Парамушире, Онекотане. До самого юга Курил не добирался, но очень хочется!
А вы, давайте, к нам в гости на Камчатку. Тоже есть что посмотреть.
Курилы
Была в Ваших краях в 1991. Поход - пешая тройка: Сахалин-Курилы-Камчатка-Командоры. В плане посещения Курил были запланированы: Итуруп, Шикотан, Кунашир. Но...август...19-20...1991,на теплоход пускали только местных с пропиской. Кучи приезжих туристов ничего не могли понять до середины следующего дня, пока не купили газет.Поэтому не было ни Шикотана (до сих пор жалею, что не смогла увидеть эту жемчужину Курил!), ни Кунашира. Только Итуруп. Жаль, очень жаль. Наша группа была из Минска. Места у Вас необыкновенные. И хорошо, что до сих пор там живут отзывчивые и добрые люди! Мы это даже в далеком 1991 отметили!

Edited at 2012-10-08 10:30 pm (UTC)
Re: Курилы
Да, места и люди там необыкновенные! Теперь буду думать как на Командоры выбраться.
у меня там друзья были в Августе.... волшебный рассказ был