Типы гидов: от "старой пластинки" до "актера".

Я не часто пользуюсь услугами гидов-экскурсоводов. Ну, как правило, если купил какой-то турпакет, и туда уже эти услуги входят. Или друзья хотят заказать, а ты за компанию. Или находишь предложение какой-то оригинальной, необычной экскурсии, и действительно тянет ее заказать. Так что за много лет набралось-таки довольно много примеров. И на основании этих примеров выстроилась у меня своеобразная классификация гидов, в которую входят шесть типов, выстроенные иерархически – от худшего к лучшему. Кому интересно, делюсь.




Тип «Старая пластинка». Оценка «1» по пятибалльной шкале.

Характеристика. Название уже как бы описывает ключевые черты этого типа экскурсоводов. Когда-то он выучил некий текст на вашем языке и повторяет его от раза к разу со всем богатством голосовых модуляций автоответчика. Большинство «старых пластинок» - гиды-многостаночники, ведущие экскурсии на 10-12 языках. Заучить тексты на таком количестве языков могут многие, а вот разговаривать – увы. Текст будет произноситься с жутким акцентом (вплоть до полной неузнаваемости слов). Вы сможете также услышать разные слова, которые гид считает русскими, а вы – нет. Возраст для этой категории не главное, но многие «старые пластинки» и правда люди пожилые. Некоторые заучили свои тексты еще в ту пору, когда советскому туристу нужно было обязательно рассказать про успехи горно-рудной промышленности и положение рабочих – эти факты вы и сейчас с удивлением услышите. Никакой интерактивности, само собой, этот тип общения не предполагает.

Польза для туриста: Отрицательная. Пару раз, когда от общения с таким гидом нельзя было уйти, я просто надевал наушники.



Тип «Пофигист». Оценка «2» по пятибалльной шкале.

Характеристика. В отличие от «старой пластинки», «пофигист» - чаще всего, наш соотечественник, живущий за рубежом. Предполагая, что сам факт проживания в той или иной стране уже делает их лучшим гидом по ней, они не считают нужным хоть как-то готовиться к своей экскурсии. В бойкой манере они вываляет на вас смесь из перевранных школьных учебников, эпизоды телесериалов, услышанные от соседки истории и собственные фантазии гида. В зависимости от характера, рассказ может перебиваться или долгими немотивированными паузами, или несмешными шутками, или разговорами по мобильнику. Иногда этот пофигизм не врожденный, а как бы благоприобретенный. Звонит такой девушке Маше, живущей, например, в Марселе, ее подруга Алла из турагентства и говорит: - Маш, у нас тут пик сезона, гидов не хватает, не поработаешь завтра с группой? – Да я как-то не умею, не готовилась, - растерянно отнекивается Маша. - Да ладно, - убеждает ее Алла, которой нужно найти сегодня еще двух гидов, - ты ж тут уже три года живешь, что, не расскажешь, что ли? Ну, я тебе сейчас кину методичку, почитай полчасика.

А утром Машу представляют как «одного из лучших гидов, с которым группе очень повезло».

Польза для туриста: Непредсказуемая. Если своими вопросами вы сумеете направить гида в нужно русло, возможно, и правда узнаете какие-то любопытные подробности из жизни русской диаспоры в этой стране.



Тип «Строгая учительница». Оценка «3» по пятибалльной шкале.

Характеристика. «Строгая учительница» говорит нормальным (хотя и суховатым) языком, ее рассказ логичен и системен. Проблема в том, что своих «подопечных» она рассматривает не как клиентов, и даже не как собеседников, а как маленьких детей, которым нужно вдолбить урок и при этом следить, чтобы они не разбежались. «Женщина, вы сейчас слушайте, почитаете потом», «Мужчина, далеко не отходите, мы же все вместе идем» - это максимальный интерактив, который она себе позволяет.

Польза для туриста: Минимальная. Если не успели почитать путеводитель или википедию, то минимум знаний о городе или стране вы от «строгой учительницы» узнаете. Но получить удовольствие от экскурсии не рассчитывайте.



Тип «Добрая учительница». Оценка «4» по пятибалльной шкале.

Характеристика. В отличие от предыдущего типа, «добрая учительница» понимает, что для хорошего запоминания урока детьми с ними нужно вести себя помягче. Где-то улыбнуться, где-то похвалить. Ну, а что некоторые не слушают – так и бог с ними, взрослые детки-то уже. Недостатки «доброй учительницы» - шаблонность речи, недостаток интерактивности и внимания к «обратной связи» со стороны туристов. В ее речи часто не хватает живых, человеческих интонаций (хотя она и ушла далеко вперед от «старой пластинки»). Текст льется гладко и легко, но у вас нет ощущения, что он адресован именно вам.

Польза для туриста: Это первый из приемлемых типов экскурсовода, и он достаточно распространен в агентствах, которые следят за уровнем качества. Вы получите информацию о достопримечательностях и истории в удобной форме и без побочных эффектов.



Тип «Рассказчик». Оценка «5» по пятибалльной шкале.

Характеристика. Это, на мой взгляд, высший тип экскурсовода, который доступен простому смертному. Рассказчик беседует с вами о том, что вы видите, как со своими друзьями. Он не перегружает ваш мозг цифрами и именами, но о нескольких ключевых фактах расскажет так, что они вам запомнятся. Он легко сплетает в единую нить историю и современность, рассказывает любопытные случаи, шутит без напряжения. Он следит за реакцией туристов, может поменять тактику в зависимости от «обратно связи». Некоторая неформальность «рассказчика» напоминает «пофигиста», но сходство кажущееся: «пофигист» выливает на нас поток своего сознания, у «рассказчика» внешне свободное повествование основано на глубоком знании темы. Как показывает мой опыт, лучшими «рассказчиками» были уроженцы той страны, где проходила экскурсия, но при этом хорошо знающие русскую культуру – учившиеся или работавшие в России. Вспоминаю гида Катерину из Флоренции, красавицу Габриэллу из Сиены, ироничного гида из Амстердама, чье имя я – увы - забыл, чудесную Сашу, с которой мы изучали «Необычный Киев».

Польза для туриста: Близкая к максимальной. Вы можете не только узнать новые факты, но и почувствовать атмосферу города.



Тип «Актер». Оценка «5 Ultra» по пятибалльной шкале.

Характеристика. Это совершенно особый тип, к которому нужно иметь особое дарование. Гид-актер не просто рассказывает вам истории, он разыгрывает сценическое действие. Его экскурсия – это моноспектакль, после которого вы уходите очарованными. Скорее всего, в этой экскурсии не будет общеизвестных фактов, но вы не будете разочарованы. Это очень редко встречающийся тип гида. Я могу вспомнить только одного, который полностью соответствовал этому формату – гид Володя, который как-то вел для нас экскурсию по Монмартру.

Польза для туриста: Тут уже речь не столько о пользе, сколько о наслаждении процессом.



Ну как, узнаете вы в описанных типах своих гидов? А, может быть, встречали еще какой-то тип гидов, не вошедший в мою классификацию? Напишите.
Во многом, очень похоже на свои впечатления от гидов. Единственно, я немного их по-другому называл. :) И не всегда печатно. :)
Предвкушая срач в комментах пошла за попкорном =))))

(А от идеи о моно спектакле на Монмартре меня, честно говоря, передернуло)...
Брать гида в Европе - смысла никакого.
Спасибо )
Важная информация.
Я - "рассказчик".
Есть еще один тип гидов: неофициальный. Это к примеру, когда я своим каучсерферам показываю интересные места в городе :)
Есть это не гид.Я по Гранаде тоже бесплатно вожу.Но есть парочка видов - без одного хрен выживешь,от другого хрен отвяжешься))
Массовые гиды, это максимум первые четыре, они все убоги по сути своей, последние два типа это индивидуальные, они не ходят "группа, держимся за моим оранжевым зонтиком".
не люблю массовыми гидами пользоваться, а индивидуальными крайне редко. Сейчас вообще перестал это делать, просто выкрадываю у себя часа три четыре на изучение хотя бы общих каких то знаний о месте куда собираюсь, потом хожу по городам, много фотографирую ,потом уже сравниваю что знаю с тем что увидел и изучаю еще раз, это позволяет еще раз пережить те эмоции которые были пережиты.
полностью поддерживаю:)
как правило, лучшую экскурсию мы сами для себя можем сделать:))
стараюсь нигде не брать гидов, а в музеях/замках/и т.д. брать аудиогидов - с ними легко)

но вот из прошлогодней поездки на Майорку, где были без машины и решили взять гидов, встретились два варианта - 1 и 3.
Из слов первого я ничего не понимал. Он переходил от итальянского на английский и продолжал его французским, без пауз, вообще.

На другой экскурсии тетечка делала нам замечания, что мы разговариваем друг с другом (негромко, кстати), что мы оторвались и т.д. Послать воспитание не позволяло, и к концу экскурсии мы вообще стали ее бояться как первоклашки. Но вся группа в возрасте от 40 пела ей дифирамбы.

Прямо потрясающих гидов не встречала...(
да, некоторым, как ни странно, нравится, когда их строят и рассказывают в школьной манере)
Мне повезло с гидом-актером в лондонском Тауэре, там сами бифитеры водят бесплатные экскурсии, и нам достался ну совершенно прекрасный отставной майор, очень харизматичный дядечка))
Был один - невероятный, потрясающий. В Иерусалиме, который и так неплохо знала, но то, что узнала и услышала на этой экскурсии - было настоящим откровением.
Интересная классификация!
Но лично на мой вкус, "Актер" - это уж слишком. Утомительно. "Рассказчика" или "Доброй учительницы" вполне достаточно.
Больше люблю пользоваться путеводителями (бумажными или электронными типа такого http://audio.1c.ru/catalog/456/15440.html) - бывает, что на этапе подготовки к путешествию уже изучены карты и исторические факты, и никакого гида уже не хочется.. Только если вопросы задать.
если это действительно то, что я называю "актером" - это неутомительно; если попытка "играть" при отсутствии таланта - да, может утомить...
Для меня идеальный вариант - это сплав между доброй учительницей и рассказчиком, то есть упрощенный для туристов академический текст + рассказы и байки.
Актеры мне не попадались, так что оценить не могу :)
Был вполне положительный опыт общения с одним таким "Актером". Некий Андрей Горбунов в Праге. Он, кажется, довольно известный здесь экскурсовод. Его экскурсию в целом вспоминаю с удовольствием. Рассказывал интересно, разнообразно и артистично, на вопросы отвечал компетентно. Хотя может-быть кому-то он может показаться немного излишне фамильярным. Лично меня его манера общения сильно не смущала. Хотя, в большинстве случаев большого смысла нанимать гида в Европе (и как правило платить немалые деньги) не вижу. В целом это инфантилизм, барство и транжирство. Путеводителей, интернета и собственной любознательности и эрудированности должно быть вполне достаточно. А сэкономленным средствам в путешествии более полезное применение всегда найдется.
в целом так)
но есть ряд исключений.
например, авторские туры, когда вы идете на человека, на сюжет, на тему.
или ситуация очень насыщенной поездки, когда нереально самому спланировать прогуку по каждому городу.
не думаю, что это инфантилизм и барство, хотя сам индивидуального гида для себя лично не заказывал ни разу. а вот когда ездим компанией из 5-10 человек, то иногда заказываем (еще и потому, что если не будет "наемного" гида, им чаще всего приходится стать мне, а я иногда тоже хочу расслабиться:)
мне больше всего понравились гиды из freeguidedtours видимо именно из-за того, что у них у большинства актерское образование. а еще они локалс с отличным знанием английского, поэтому слушать приятно и полезно. работают только за чаевые - есть мотивация стараться. есть в крупнейших городах - я была с ними в Париже, Праге, Амстердаме, Берлине
Хорошую идею Вы мне подали! Напишу, пожалуй, о слушателях, об экскурсантах! Мне ееесть, что сказать!!!))