В гостях у Тол Бабая. (часть 1)

Оригинал взят у simtour в В гостях у Тол Бабая. (часть 1)
00

Когда я начинаю рассказывать, что во время нашего зимнего путешествия в Пермский край мы посетили родину Тол Бабая и побывали в его резиденции, помимо уже стандартных расспросов, типа «Где это?» и «Как там?», всегда возникает ещё один вопрос – главный – А кто это, Тол Бабай?
Честно признаюсь, до недавнего времени я сам не знал о существовании данного персонажа. Но когда, при подготовке маршрута зимней поездки, я наткнулся на информацию о том, что в Удмуртии есть свой национальный Дед Мороз и его резиденция находится на расстоянии всего-то плюс/минус сто пятьдесят километров от конечной точки нашего пути, то решил – едем! Обязательно едем!
И забегая вперёд, скажу, что это было правильное решение! :) Потому что, поездка в гости к Тол Бабаю стала, пожалуй, самым ярким впечатлением нашей новогодней экспедиции.


Действительно, впечатлений и фотографий, после посещения резиденции Тол Бабая у нас осталось много. Очень много. И разбирая их (в первую очередь, фотографии) я понял, что уложиться в один рассказ у меня ну ни как не получится. :) Так что, давайте, сделаем так – в первой части я познакомлю вас с самим удмуртским Дедом Морозом и с его резиденцией. А вот второй, немного расскажу о красотах и развлечениях родины Тол Бабая. Потому что, Шаркан и окрестности (где и живёт дедушка) – это действительно, очень красивое и интересное место. Но пока о самом Тол Бабае.

01

Родина Тол Бабая – Шарканский район республики Удмуртия. Именно здесь, давным-давно, в те времена, когда еще не было на свете людей, в окрестностях Кар-горы жили алангасары - великаны, не отличающиеся большим умом. И именно среди алангасаров был рождён будущий Тол Бабай. Однако, не спешите с выводами… :)

02

Жили себе алангасары, жили. Как говорится, никого не трогали. Пока в здешние места – край лесистых холмов и высокий елей не пришли первые люди. Которые, хоть не отличались большим ростом и великанской силой, были умнее и смышленее алангасаров на порядок. Испугались великаны людей, поняли, что не ужиться им вместе на белом свете и решили спрятаться от них раз и навсегда в самой глубокой яме на вершине Кар-горы. Собрались все алангасары вместе, встали вокруг ямы и прыгнули в неё. Только один великан – самый, самый маленький из всех, перед тем, как прыгнуть, замешкался, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. Но в это мгновение яма исчезла.

03

Остался маленький алангасар совсем один (практически, как наша машина на подъездке к Шоркану :) ). Стал он бродить по свету, по лесам, по полям скитаться. А пока ходил-бродил – и ума разума набрался, язык птиц и зверей выучил, узнал целебные свойства растений... В общем, стал, как стал как люди, даже умнее и разумнее.

04

Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. И, тогда, в знак благодарности маленький великан решил сделать детям небольшие подарки – с помощью своих друзей - белок он набрал шишек с высоких деревьев, а потом ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Обрадовались ребятишки, заулыбались, засмеялись и назвали алангасара Тол-Бабаем (Зимним Дедом). С тех пор их дружба и продолжается, а Тол-Бабай каждую зиму старается порадовать детей новыми подарками. Притом, и он ходит в гости к детям и ребятишки (да и взрослые) к Тол Бабаю домой заглядывают.



05

Поэтому дом у Тол Бабая, хоть и прост на вид, но просторен и красив – шутка ли – столько народу принять! Да и помощники у него имеются – встречают гостей прямо у порога, по-удмуртски здоровья желают, в резиденцию проводят, всё рассказывают, показывают. Никто без внимания не остаётся. В чём, кстати, мы сумели убедится лично. :)

06

Хорошо, что удмуртский Дед Мороз, пусть и великан в прошлом, но всё же так как и мы – люди, состоит и плоти и крови. Поэтому дом у Тол Бабая тёплый и хорошо натопленный. После -28-30 градусов, что стояли на улице в день нашего посещения резиденции, зайти в гостеприимный сруб Тол Бабая было вдвойне приятно и… тепло. :)

07

В отличие от огромного терема «нашего» Деда Мороза, что находится под Великим Устюгом, дом Тол Бабая не поражает ни размерами ни фантастическим декором. Но в сказку ты всё равно попадаешь - гуляя по резиденции, можно увидеть, то удивительную белую ёлку, скромно притулившуюся в одном из углов,..

08

…то «местных жителей» в национальных костюмах, уменьшенных до игрушечных размеров,..

09

…то многочисленные картины зимы, которые помноженные на холод за окном и высокие предуральские сугробы, создают неповторимую атмосферу нового года и какого-то, непонятного, детского счастью.

10

А вот и сам Тол Бабай. Правда первая встреча с удмуртским зимним старцем происходит заочно – на одной из стен его терема висят фотографии Тол Бабая с… друзьями и, скажем так, братьями – дедами Морозами из разных уголков России. Да, да, Дед Мороз у нас далеко не один – практически в каждом регионе страны существует свой, национальный, колоритный «дедушка». Притом, «братья» между собой ещё и соревнуются – каждый год, в декабре проходят общероссийские Олонецкие игры – этакая олимпиада Дедов Морозов. В которой уже второй год (дайте похвалиться!) выигрывает наш, пензенский Дед Мороз по имени Буба!

11

Различные Деды Морозы представлены в доме Тол Бабая не только на фотографиях. Если приглядеться, то маленькие фигурки в красных, синих и других халатах можно найти и на полках сувенирной лавки. А при желании этих мими-алангасаров даже можно унести с собой – цены на поделки, игрушки и изделия народных промыслов здесь довольно гуманны.

12

Кстати, об игрушках. Учитывая, что удмуртский фольклор полон своими мифологическими существами, довольная значимая часть торговой экспозиции в резиденции Тол Бабая и представлена именно этими, неведомыми нам Обыдами (Лесными кикиморами), Нюлэсмуртами (Лешими) и Вумуртами (Водяными). Честно скажу, что особой разницы между нашей и удмуртской нечистой силой я так и не нашёл. :) Но, согласитесь, названия весьма интересны и экзотичны. :)

13

Зато я точно могу сказать, чем отличается удмуртский Дед Мороз от русского Деда Мороза! Во-первых, у Тол Бабая шуба не красная, а фиолетовая. Это цвет его родины – Шарканского района республики Удмуртия. Во-вторых, у Тол Бабая посох не прямой, а согнутый – ведь удмуртский старец неутомимый путник и его посох от многих дорог и лет уже давно погнулся и искривился. И, в-третьих, Тол Бабай носит на плече не мешок, а традиционный удмурдский берестяной короб – пестерь. Так что, как говорится, почувствуйте разницу! :)

14

А для того, что бы почувствовать всё гостеприимство и теплоту резиденции Тол Бабая обязательно (подчёркиваю, обязательно!) нужно зайти в кафешку, что находится тут же – в дальней стороне дома удмуртского Деда Мороза.

15

Ничего особо выдающегося в этом помещении нет - простой интерьер, простые деревянные столы, стулья, лавки, простая, без изысков, посуда.

16

В общем, на первый взгляд, ничего интересного. Кафешка. Просто кафешка.

17

Но только здесь, пусть в неказистой, но… дровяной!!! печи…

18

… вам приготовят и подадут настоящие (с яйцом, с мясом, с картошкой и много чем ещё) удмуртские перепечи! Что это такое? Словами не передать – это надо попробовать. :) Однако, если постараться описать, то это… открытые ватрушки с разными начинками. Перепечи – пожалуй, самое известное удмуртское национальное блюдо. Притом настолько древнее, что его аналог есть только у давних братьев удмуртов – финно-угорских народов. Говорят, что название «перепечи» произошло от выражения «перед печкой», то есть перед огнем, так как для приготовления данного блюда сильный жар не нужен.
У вас, наверное, встаёт закономерный вопрос – а где, собственно, фотография готового блюда? Каюсь, перепечи были такие вкусные, чай на травах такой ароматный и горячий, что для показательной фотосессии… ничего не осталось. :) Всё было сметено, буквально за минуту. А потом… потом нас позвали на представление и стало не до этого. :)

19

Представление у Тол Бабая проходит каждый полтора часа и начинается с… прихожей. В просторной комнате собираются все, кто захотел увидеть удмуртского Деда Мороза. Его помощники рассказывают немного о Тол Бабае, о том, кто он, откуда, почему живёт здесь. Потом деревянные двери в большой зал открываются и…

20

И в нос ударяет непередаваемый, головокружительный аромат живой, настоящей ели! Ведь только это дерево (а не сосна или какое иное хвойное) считается в Удмуртии, да и на всём Урале, в целом, настоящим символом нового года.

21

Праздничный зал резиденции удмурдского «зимнего деда» совсем не велик. В нём всё отделано деревом, а на потолке размещены необычные национальные орнаменты и фигуры.

22

Однако, по этой фотографии видно, что помещение довольно небольшое. Хотя, ведь, главное не размер – главное, атмосфера. :) А атмосфера в этом уютном доме была просто супер!

23

В отличие от многих других праздников, на которых мне удалось побывать (и даже подедморозить)
праздничное представление у Тол Бабая оказалось на редкость динамичным. И что, лично мне, показалось необычным, так это то, что «виновник торжества» не прятался за кулисами до конца представления, а появился на сцене, буквально, через пять минут после начала!

24

Ведь дети (и признаюсь, взрослые) ждали именно его – Тол Бабая (Дед Мороза). И ведь именно ради знакомства с древним сыном алангасаров все и приехали в Шаркан.

25

И Тол Бабай не заставил себя долго ждать! :) Скажу сразу: Тол Бабай – Дед Мороз просто супер! Давно я не видел такого «настоящего», «правильного», заводного, интересного и, главное, профессионального Деда Мороза! Поверить мне на слово, как человеку, который провёл в красной шубе не одни новый год. :) Мне очень понравилось!

26

Хотя, конечно и другие участники представления были на высоте. Что положительные герои, что отрицательные.

27

Например, вот от этой дамы-«плохиша» я просто не мог оторвать глаз. :) Убила! Убила наповал. :) Я смеялся в голос. :)

28

А вот Снегурочка (Лымы Ныл), точнее её роль в представлении - на любителя. :) На мой взгляд, наша, русская внучка Деда Мороза поактивнее будет. :) Поживее что ли. Хотя, должно быть как раз наоборот. Ведь Лымы Ныл – девчонка, в прямом смысле этого слова, ветряная. :)
По легенде, как-то раз стало скучно Тол Бабаю и тогда обратился он к метели. Метель соткала ему из снежинок ледяную девочку. Так с 2007 (видно, до 2007 года Тол Бабай не скучал) года у Тол Бабая появилась помощница – Лымы Ныл (Ледяная девочка), которая помогает ему во всех делах.
Кстати, костюм Лымы Ныл заслуживает отдельного внимания - в его основу лег традиционный костюм удмурток, живших в 3-7 в веке нашей эры. Во как!

29

Если Лымы Ныл и по жизни и по сценарию весьма ледяная, то Тол Бабай – мужчина заводной и горячий! :)

30

Особенно, если у него в руках гармонь. :) Честно признаюсь - я не разу в жизни не видел играющего на гормоне Деда Мороза! И как то не представлял даже, что такие бывают. :) Нет, конечно, «дедушки» не всегда степенные и спокойные на праздниках – и танцуют и поют случается. Но Тол Бабай меня удивил – играет сам, поёт сам. Вот что значит великанская сила алангасаров в крови! :)

31

Кстати, и техническая составляющая концерта в Шаркане была весьма занимательна. На сцене было «живое зеркало», которое показывало «живые картинки».

32

Так и хочется сказать: «Вот до чего техника дошла!». Хотя прекрасное понимаю, что нынешнее поколение IT-мелюзги старыми приёмами уже не возьмёшь – удивлять надо! Но меня удивили точно. :)

33

Однако не стоит думать, что всё в представлении в резиденции Тол Бабая вверх дном или по-современному. Новогодняя сказка – это классика. У которой есть свои правила и каноны. Поэтому добро должно было победить зло. И оно победило! :)

34

И ёлочка должна была зажечься! И она зажглась!

35

И знаете, глядя на эту красоту, на эту переливающуюся огнями новогоднюю ёлку, что «по волшебству» зажглась где-то в глубине заснеженной Удмуртии, я, здоровый уже дядька, подумал, что чудеса на свете есть.

36

И не важно, верите ли вы в Деда Мороза или нет, пятьдесят вам лет или всего лишь пять, но чудеса на свете есть! Потому что они должны быть! И у меня, и у вас и вот у этих синтепоновых малявок. :) Ведь без чудес, без сказки жить не интересно - нет смысла загадывать желания, нет смысла ждать подарков на новый год и… нет смысла ехать в гости к Тол Бабаю. :)

38

В общем, посещение резиденции удмуртского Деда Мороза, как вы понимаете, оставило у нас неизгладимые впечатления. Нам понравилось ВСЁ! И даже больше, чем ВСЁ! :) Потому как на встрече с Тол Бабаем наш визит в Шаркан не закончился. Хотя, как и обещал ранее, об этом - о развлечениях Родины «зимнего деда» и её красотах я расскажу в следующий раз. А пока…

Маленький бонус - пару небольших видеофрагментом, заснятых на празднике в резиденции Тол Бабая. Но сразу оговорюсь – оператор из меня ещё более отвратительный, чем фотограф. :)




Спасибо! очень интересно! Недавно прочитала, что сицилийских детей пугали дедом babau, это как наш бабайка. Выяснила, что на Сицилии от сарацинов слово осталось, так здесь всех мусульман называли.А в России после татаро-монгольского ига. Теперь еще прочитала, что в удмуртстком языке много татарских заимствований. Так интересно узнавать о таких исторических связях.
Спасибо.
О происхождении слова, конечно ответить вряд ли смогу, так как удмуртского языка не знаю. :) Но на слух, он гораздо приятнее татарского. Тот резкий, "кырлы-мырлы" как про него говорят. А удмуртский больше похож на мордовский и финский, соответственно. И, вообще, если писать правильно, то должен быть не Тол Бабай, а Тол Баба! По крайней мере такую информацию от знатоков языка я получил, когда начал интересоваться историей Тол Бабая.
Да разве это пояснение? :) Я сам практически ничего е знаю. :)