Пакистан. День 1. Начало пути.

Надо рассказать о завершившемся путешествии в Пакистан. Разумеется, рассказ в ЖЖ будет разбит на несколько частей, появление которых по времени будет абсолютно непредсказуемо… Думаю, что первая часть, что публикуется сегодня, будет самая неинтересная, ибо Пакистан для нас — это Северные Территории, до которых надо ещё и доехать (или долететь, как, если доведётся туда ехать ещё раз в будущем, мы и поступим, а по первой испытали на себе все тяготы передвижения по Каракорумскому шоссе, далее KKH). То есть дорога до нужных нам красивейших мест, разумеется, весьма проигрывает красоте самих этих мест, хоть и тоже многим примечательна. (Далее картинка для привлечения внимания.)


Как я писал, в Исламабад мы летели на China Southern. Пожалуй, кроме удобного расписания у этой авиакомпании нет ничего: онлайн-регистрации из Москвы — нет, сквозной регистрации до Исламабада — тоже нет, даже сквозной регистрации багажа — и той нет; вино подают в мензурках грамм по 30, системы развлечений — нет и подавно, а летит ушатанный Боинг 767. По прилёту в Урумчи под присмотром сотрудника авиакомпании нужно быстро пройти паспортный контроль (24 часа для транзита без визы дают), получить багаж (что хорошо делают в Китае так это выгружают багаж с бирками «Sky Priority»: до того, как будет выгружено последнее место багажа элитного пассажира, ни одно место багажа обычных пассажиров не появится на ленте), зарегистрироваться на следующий рейс, сдать багаж, ещё раз пройти паспортный контроль… и вот до вылета самолёта на Исламабад остаётся всего минут 20.

Из-за того, что China Southern не имеет нормальной сквозной регистрации, мы регистрируемся на рейс, наверное, самыми последними. До окончания регистрации оставалось минуты 2. Поэтому плакали мои надежды на то, чтобы занять место у окна по левому борту. Посадили куда придётся. (Место на посадочном: 55B; внимание, вопрос: на каком типе самолёта мы летели?) Но погода была облачной, а я почти сразу вырубился и 2 часа полёта до Исламабада проспал. Есть самолётную еду от China Southern не хотелось ну совсем. Добрыми словами после этого вспоминается даже бутерброд в Аэрофлоте на рейсах из Москвы в Питер.

Аэропорт Исламабада — это тоже отдельная песня. Людей выгружают из самолёта где-то на поле, откуда до терминала развозят чуть ли не на самых настоящих маршрутках, которых только рукой разве что останавливать не надо. После этого они привозят людей в терминал, где после паспортного контроля находится одна из самых ужасных зон выдачи багажа, которые я видел в жизни. Хуже было только на Занзибаре. Сотни людей стоят и ждут свой багаж, ждут долго; понять на какой ленте выгружается какой багаж не совсем тривиально, багажа у всех много… Перед нами прилетел рейс из Саудовской Аравии, зона выдачи была заполнена людьми в белых одеждах, вернувшихся, вероятно, с хаджа.


На парковке аэропорта работает самый оригинальный из когда-либо виденных мной методов эвакуации.


Мы выезжаем из аэропорта и окунаемся в новый и пока неизведанный для нас Пакистан… Вокруг, конечно, нищета: через дорогу от новоотстроенного супермаркета МЕТРО люди живут в полуземлянках. Движение правостороннее, в наследство от англичан. Едут, разумеется, все как хотят, но не настолько ужасно, как в Каире или Индии.

Вот он, деревенский пейзаж ещё не так далеко от Исламабада. Если отъехать подальше от пригородных трущоб, всё  уже выглядит не так страшно.

Встречаются колоритные персонажи. Вообще говоря, внешний вид людей в Пакистане иногда очень и очень удивляет, об этом я поговорю подробней, может быть даже отдельным постом.

Везде торговля. Экспорт манго — одна из весомых статей дохода Пакистана. В Россию уходят десятки, если не сотни контейнеров манго в год.

Постепенно мы выезжаем с непонятных дорог в окрестностях Пакистана на то самое Каракорумское шоссе. В первый день качество дорожного полотна вполне приличное. Отъехав на пару сотен километров от Исламабада мы попадаем на первый чекпойнт полиции. Здесь наш гид оставляет первый из многочисленных ксероксов нашего разрешения на перемещение и состав группы (коих было отдано в итоге на многочисленных чекпойнтах под два десятка), а на переднее сидение нашей Тойоты садится солдат с автоматом. Вероятно, Калашникова китайской сборки. Всё-таки СССР не особо дружила с Пакистаном, чтобы продавать им оружие напрямую.

Здесь нужно отметить, если кто не знает, что в начале июня пакистанские террористы около Нанга Парбат расстреляли группу из прибалтийских и украинских альпинистов. Просто так, взяли и расстреляли, ни за что. Поэтому, разумеется, многие нам крутили перед нашей поездкой пальцем у виска, да и самому, честно сказать, такие новости большого оптимизма не добавляли. Очень хороший анализ ситуации написал по этому поводу Сергей Бойко, который, собственно, является нашим вдохновителем для поездки в Пакистан.

Вооружённые охранники сменялись на переднем или даже заднем сидении нашей Тойоты от чекпойнта к чекпойнту до того момента, как на следующий день мы проехали Чилас, который собственно по многим оценкам является очагом терроризма в этом регионе. Так, на следующий день после того, как мы проехали Чилас (Chilas) по KKH, в городе террористы убили троих пакистанских полицейских и военных (пруф), после чего в городе была введена спецоперация (то ли сразу, то ли только 13 августа) по поиску преступников и все дорогие ведущие из города были перекрыты. Проехать было нельзя.

День закончился в небольшом городе Бешам; въезд в город охраняется, подъезд к отелю — тоже охраняется; везде надо отдать ксерокс пермита и лист с паспортными данными. Во дворе отеля стоят 2 джипа ООН. В отеле обещают интернет, вай-фай роутер даже работает, но интернета в коробке нет. Что случилось и есть ли возможность всё-таки включить интернет — никто не знает. У мусульман сейчас священный месяц Рамадан, поэтому до захода солнца никто не только не ест, но и ничего не готовит. Поэтому до захода солнца приходится не есть и нам. Это последний раз принимав пищу где-то в небе между Москвой и Урумчи сутки назад. После захода солнца поедаем скудную пакистанскую пищу, состоящую из риса и курицы. Рис и курица. Рис и курица. Периодически пропадает электричество. На ночь его тоже отключают. Мне это очень странно, учитывая что соседнее к отелю здание — ГЭС, а через реку видна ЛЭП.

В этом случае остаётся только сесть на стул на набережной-террасе и наслаждаться быстрым течением одной из величайших рек мира — Инда. Видели ли мы что-то ещё в Бешаме? Разумеется, нет. Более того, я уверен, что в городе больше ничего и нет. Сравните с описанием из Википедии: «Бешам — крупнейший город и коммерческий центр округа Шангла провинции Хыбер-Пактунхва в Пакистане. Большинство населения — пуштуны, разговаривают на пушту. Магазины в Бешаме работают 24 часа в сутки из-за его особого географического положения на Великом шёлковом пути из Пакистана в Китай. Магазины Бешама очень известны своими китайскими и другими иностранными товарами. <…> В Бешаме работает множество офисов правительственных и коммерческих учреждений. <…> Бешам является крупным образовательным центром, и много студентов из ближайших территорий обучается в Бешаме, так как его школы известны своими высокими стандартами обучения». При этом Википедия даже не уточняет количество жителей в Бешаме, да и Гугл не располагает такими данными. Вряд ли больше хотя бы 10,000 человек. Вряд ли в этом городе можно занять себя хоть чем-нибудь хотя бы на полчаса.

Засыпаем в более-менее чистом мотеле PTDC. Даже не пришлось доставать спальник из рюкзака, так как постельное белье не вызывало больших подозрений. Хоть что-то.

Ну, это было самое начало и пока, верю, не совсем неинтересно. Но дальше — больше! Первый день не подарил нам множества новых впечатлений, скорее пока только формировалось более чёткое представление о том, куда мы попали, которое сменяло мысль «Вау, мы в Пакистане, чё делать?»

В следующей записи про второй день пути: Бешам → Чилас → Скарду.

P.S. Я достаточно ленив и занят одновременно, поэтому я не уверен, что быстро закончу рассказывать про Пакистан в ЖЖ. Поэтому сразу сообщаю, что 12 сентября, четверг, в 19:30 в клубе путешественников «Миры» пройдёт мой рассказ про поездку. Приглашаются вся желающие, вход 300 р. (чай + плюшки входят в стоимость). Анонс на сайте «Миров» и ещё раз у меня в ЖЖ отдельно тоже будет.

пожалуй я тоже покрутю пальцем у виска....судя по тому что там происходит, не поехал бы
пожалуй я покручу с Вами за компанию.

там же религиозные фанатики и террористы расстреливают и похищают людей
Ну крутите, я ж не запрещаю. Я уже съездил, вернулся, живой. Там о-о-очень красиво. Разумеется, я не могу назвать такой вид отдыха безопасным и тем более кому-то советовать поступать так же. Это — информация к размышлению и рассказ о том, как там сейчас.

А террористы расстреливают и похищают людей, к сожалению, и на Кавказе, и в Египте не факт, что такого сейчас не может случиться. Да и вообще много где.
Это прекрасно, что Вы вернулись живым и невредимым!

Но на мой взгляд, опаснее Пакистана только Сомали с Афганистаном, и никакие красоты не стоят безрассудного риска, просто ради развлечений
Ещё про безопасность: собственно Северные Территории Пакистана — весьма безопасное место, но проблема в том, что туда надо как-то попасть. Мы в отеле в Каримабаде встретили «американку», ну то есть местную, которая свалила в США лет дцать назад и теперь изредка посещает родные края. Так вот она сказала, что ей как уроженке этих мест весьма страшно добираться до дома от Исламабада если по шоссе, да и вообще соваться в Исламабад тоже желания мало, мало ли что произойдёт, но зато здесь всё тихо и спокойно. Мы ей рассказали, что собственно мы дальше не будем возвращаться в Исламабад и поедем по дороге в Китай. Эта идея ей очень понравилась и она сказала, что не думала о таком способе попадания домой, но вероятно в следующий раз она так и сделает: прилетит в Китай (Кашгар), и уже оттуда поедет в Каримабад, чтобы ехать по полностью безопасным местам с мирным населением, а не из Исламабада по KKH через Чилас (который считается собственно центром всего локального терроризма).

Ещё есть Сирия, но мне повезло, что я там побывал до начала войны, в Йемене неспокойно, разные страны типа ЦАР, Конго, так что я бы не ставил Пакистан однозначно на третье место после Сомали и Афганистана, хотя в первую десятку он, наверное, таки попадает.
буду благодарна, если Вы сможете написать о процедуре получения виз и пропусков
Разумеется, всем этим занималось местное турагентство. Туристическую визу выдают только при наличии письма из турагентства с просьбой выдать визу. Мы заказывали нашу поездку у агентства, которое в своём блоге прорекламировал Сергей и через которое ездит он. Его (агентство) хорошо знают в московском посольстве и достаточно только показать распечатку электронного письма с просьбой выдать визу. При этом всё равно виза выдаётся после собеседования с консулом, которому дико интересно посмотреть на очередных психопатов, которые собрались в его страну путешествовать :-) Число туристов в Пакистан в год не превышает тысяч 2 человек вроде... Это со всего мира, а не только из России.

Пермиты нужны не совсем везде: для просто проезда по KKH можно его не иметь, только тогда на каждом посте терять больше времени на переписывание всех твоих данных в амбарную книгу. Хотя, можно, наверное, отдавать просто список группы без пермита, заранее подготовленный.

Пермит на треккинг нужен только в приграничные с Индией районы. Ну или кто там что считает границей — она всё равно немаркирована и где именно она проходит никто точно не знает.
а можно пару слов про цену вопроса? ну, скажем, аренда машины с гидом, сам пермит, уровень цен в отелях?
Из расчёта 2 человек в группе на 13 дней, из которых 7 дней — треккинг в горах и 6 дней дорога от Исламабада до места треккинга и потом от места треккинга до границы с Китаем — 2150$ с человека всё включено. Цены в отелях в цифрах не знаю, но подразумеваю, что в таких странах и местах дерут и по 100$ за ночь с туристов, поужинать-пообедать — около 10 долларов с человека. Мест, куда нужен пермит — не так много, всё приграничные с Индией районы, но по словам гида — пермит очень дорогой и стоит чуть ли не до 800$ (но я не уверен, что мы его правильно поняли), так что бюджетнее ехать туда, где пермит не нужен. В принципе эта стоимость пермита косвенно подтверждается тем, что мы обсуждали с агентством и немного другой маршрут, и его стоимость была где-то +- на эту сумму дешевле.
А вот скажите мне пожалуйста, что это тянет людей (таких как Вас) на опасные путешествия...риск...желание экстрима...любознательнось?
Из озвученных вами причин, скорее любознательность. Реально опасный участок в нашем путешествии — это дорога от Исламабада до выезда из окрестностей Чиласа. Всё, что находится выше — безопасные территории, там и мусульмане другого течения — исмаилиты-низариты (вики подсказывает), женщины ходят вообще без платков, даже ликёрчики абрикосовые, говорят, потягивают. После того, как проезжаешь Чилас, где женщин на улицах вообще нет или если есть, то в чёрных одеждах с прорезью для глаз только — огромная разница.
спасибо...а как же пословица?....Любопытной Варваре, нос оторвали )))))...я сам конечно любопытный, но.....сорри, любопытство должно быть разумным, риск нет
че вы так привязались-то? вас что ли заставляют туда ехать?
с нетерпением жду фоток горных красот
в самом Исламабаде насколько опасно?
в Исламабаде, судя по новостям, что-нибудь вот-вот да и взорвут. Мы не останавливались в Исламабаде, сразу из аэропорта уехали, поэтому личного мнения на этот счёт у меня нет. В любом случае я сомневаюсь, что Исламабад вообще достоин особого внимания.
все-таки столица) если посещаешь страну, надо и столицу увидеть
Спорное утверждение... столица далеко не всегда самое интересное место в стране. Взять Турцию, Австралию, Испанию (в меньшей степени, но всё же), Иран. В Иране, например, я не был в Тегеране, и ничуть не жалею об этом.
насчёт Австралии не скажу - не был, а в Турции конечно Стамбул интереснее Анкары, а Мадрид проигрывает Барсе. В Иране наверно тоже... хотя, в Тегеране есть свой колорит! И Дубай покруче Абу-Даби будет, и Монреаль с Торонто покруче Оттавы будут (тоже не был, но так говорят), и Рио поинтереснее Бразилиа. Но у меня как-то сложилась привычка бывать в столице, могу привести и другие примеры: съездил на экскурсию из Черногории в Дубровник - побывал ли в Хорватии? Съездили на полдня из Паланги в Лиепая - посмотрели ли Латвию? А из Коста-Брава в Каркассон - увидели Францию? тоже спорно...
Разумеется, посещение Дубровника из Черногории — не был в Хорватии, но проехав по всему побережью вполне простительно не заехать в Загреб. Нельзя ведь и сказать обратное: был в столице = посетил страну.
"Нельзя ведь и сказать обратное: был в столице = посетил страну." - где-то и можно, я думаю.
Я как раз заехал в Дубровник из Черногории, а через год по пути в Словению остановился на 2 дня в Загребе. Я считаю, что был в Хорватии (правда, не изучил её досконально).

Я был в Копенгагене, и считаю, что был в Дании. Был Праге, но считаю, что был в Чехии. Как-то так...
В Черногории в Подгорицу ездили? понравилось? ;-) Разумеется, можно сказать, что ты был в стране, если хотя бы на шаг перешагнул её государственную границу. И чисто формально при этом быть абсолютно правым. Но ведь скорее мы сейчас подразумеваем вопрос что ты при этом узнал о стране? В таком случае утверждение «был в столице = посетил страну» верно вообще разве что для Лихтенштейна или Люксембурга и тому подобных. Я могу сказать, что я «был» в Бельгии, так как заезжал из Голландии в один приграничный мелкий городишко на фабрику в командировке. Что я знаю о Бельгии? — Ничего. Был ли я в Тегеране? Нет. Что я знаю о Иране? — Достаточно много.
в Подгорицу ездил, пицца вкусная была)) а город югославский, да, не спорю. На то он и Титоград)

Классный пост и журнал у вас интересный!
подружусь!))