Якутия. По Лене. Кангаласский Мыс. «Якутский разбой». Алдан




Около семи утра «Михаил Светлов» ошвартовался в порту Якутска – здесь сошла небольшая часть туристов, бывших только на коротком плече «выходного дня» до Ленских Столбов, кроме этого, поменялась культбригада - вместо небольшой эстрадной группы, развлекавшей туристов в первые два дня, на теплоход взошла другая, более солидная группа, состоящая из известных якутских певцов, музыкантов, лектора, а также ещё нескольких человек группы сопровождения. Всем вместе нам предстоит проделать путь до Тикси. После получасовой стоянки в Якутске теплоход снова вышел на ленские просторы и направился вниз по реке.

Проходим посёлок речников Жатай, а в 10 километрах ниже находится посёлок Кангалассы, возникший в связи с разработкой здесь месторождений угля.

Перед высоким скалистым берегом судовой ход делает крутой изгиб между отмелями, и теплоход вплотную подходит к Кангаласскому мысу. Его уступ постоянно подмывается ленскими водами и систематически нарушается оползнями, блоки которых можно наблюдать с борта теплохода. Там же, в обрывистом береговом склоне, кое-где видны угольные пласты, а при внимательном рассмотрении в бинокль удаётся увидеть устья старых, заброшенных штолен - долгое время добыча угля здесь осуществлялась открытым способом, прямо с реки.

Проходим Кангаласский мыс.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Если Табагинский мыс (помните, мы проходили его в первый день круиза?) является своеобразным «стражем Якутска» с верховой, южной, стороны, то Кангаласский является речными воротами Якутска со стороны нижнего течения реки. В Кангалассы, как и в Табагу, можно приехать из Якутска на автобусе. С вершины Кангаласского мыса открывается широкий вид на Ленскую долину.

Отрезок Лены между Табагинским и Кангаласскими мысами примечателен бурным развитием русловых процессов и называется «Якутским разбоем» - река здесь интенсивно разрушает берега, перемывая острова и косы, меняя глубины на фарватере и само его местоположение. Скорость размыва берегов порой достигает 10-15 метров в год.

Вскоре после Кангаласского мыса справа по борту теплоход проходит музей под открытым небом Соттинцы – там у нас будет стоянка в предпоследний день путешествия. А мы продолжаем свой путь по реке – сегодня (кроме коротенького захода в Якутск) у нас полностью ходовой день.

На участке от Якутска до устья Алдана и, с небольшими перерывами, вплоть до Полярного Круга, Лена напоминает одновременно Оку в Мещёре и Волгу ниже Волгограда. Река здесь протекает в пределах Центрально-Якутской низменности – разлившись на просторе широкой долины, Лена замедляет ход, разбивается на рукава, разделённые островами; коренные берега прослеживаются лишь издалека. Несмотря на большую ширину водного потока (более трёх километров), фарватер необычайно извилист и узок. Вокруг очень много полевой растительности, со всех сторон фарватер обступают пески…

Русло очень переменчиво – вот наглядный пример русловых процессов.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

С борта теплохода мы можем наблюдать настоящие песчаные бури!
Изображение

Изображение

В полях - разгар трудового дня.
Изображение

Изображение

Изображение

Наша Родина - СССР. :huh:
Изображение

Изображение

Стоит жара! Энтузиасты проводят время на палубе – кто загорает, кто фотографирует. А вот и первые знакомства - Артём_Z играет в интеллектуальные игры с очаровательной соперницей, севшей сегодня утром в Якутске. В роли неподкупных судей – немецкие туристки. :D

Изображение

Изображение

После обеда в кинозале состоялся первый в этом круизе урок немецкого языка…. Надо сказать, в длинных рейсах я стараюсь максимально активно заниматься не только энтузиастской деятельностью, заключающейся в круглосуточном бдении и перемещениях по палубе с картой, биноклем и фотоаппаратом. Длинные рейсы – это словно жизнь в миниатюре: они имеют свою динамику развития - первые дни осваиваешься на теплоходе, стараешься влиться в теплоходную жизнь, теплоходный коллектив (состоящий далеко не из одних туристов); потом коллектив постепенно сплачивается всё крепче и крепче, а обратный путь в таких круизах, как правило, превращается в одно сладостное мгновение, которое хочется растянуть, но которое нестерпимо быстро заканчивается… Я очень люблю длинные круизы!

…Итак, я пошёл на урок немецкого. С этого дня такие уроки, проводимые в кинозале переводчицей Леной, стали ежедневными. В ходе круиза у нас сложился крепкий «учёный коллектив», большинство из участников которого составляли энтузиасты, поэтому, как это обычно принято писать в отчётах, - "на уроках немецкого царила непринуждённая и доброжелательная обстановка". :rolleyes: Ну а я, всё школьное и институтское время слывший порядочным балбесом, не отличающимся прилежностью и аккуратностью, остался верен себе и на этот раз. Впрочем, со временем ситуация с моей успеваемостью переменилась, чему явно поспособствовал свежий воздух и несомненный педагогический талант переводчицы Лены… Итак, я пошёл на урок немецкого… :lol:

Впрочем, энтузиастскую программу в круизе никто не отменял, тем более, концентрация энтузиастов в этом рейсе была запредельная. В 17-00 на носу теплохода царит оживление – «Светлов» приближается к устью Алдана, крупнейшего притока Лены.

Алдан - крупнейший приток Лены. Он берёт начало с северного склона Станового хребта, в верховьях протекает в пределах Алданского нагорья, а на значительной части нижнего течения протекает вдоль склонов Верхоянского хребта, ограничивающего на восток Ленский бассейн. После устья Алдана Верхоянский хребет то удаляясь, то приближаясь, вплоть до самого Моря Лаптевых сопровождает Лену. Можно сказать, Алдан «приводит» горы к Лене.

Алдан – огромная река, приносящая Лене около 1/3 её устьевого стока. На стрелке средний расход воды в Лене составляет 6800 куб.м/сек, а Алдана – 5100 куб.м/сек. Алдан полноводнее Ангары и Нижней Тунгуски, самых могучих притоков Енисея; Алдан почти 1,5 раза больше Камы, в 2 раза полноводнее Иртыша, в 3,5 раза - Днепра, и из рек Европейской части России по своей водности уступает лишь Волге.

Алдан – крупная водная магистраль Якутии, он судоходен до пристани Томмот (почти на 2000 километров от устья). Велико значение Алдана для вывоза продукции горнодобывающей промышленности и привоза с Лены промышленных грузов и нефтепродуктов. В бассейне Алдана расположены крупные месторождения золота, каменного угля, слюды.

Ближе к Алдану и без того широкая ленская долина продолжает расширяться, ленские берега продолжают отступать, широчайшее пространство долины заполняют острова и протоки, впереди по ходу судна показываются склоны Верхоянских гор, «приводимых» к Лене Алданом (Верхоянский хребет имеет высоту до 2000 метров и, несмотря на кажущуюся близость, на самом деле, до этих гор отсюда более 100 километров по прямой).

Изображение

Изображение

Изображение

В отличие от мест слияний многих других крупных рек (Волги и Оки, Енисея и Ангары, Нижней, Подкаменной Тунгусок) слияние Лены и Алдана очень сложно объять глазом и фотоаппаратом – обе реки на стрелке столь широки и могучи, настолько разделены рукавами и протоками, что в этой бескрайности речной стихии устье Алдана скорее угадывается. Гораздо нагляднее две реки смотрятся сверху.

Лена приходит снизу, Алдан - справа:
Изображение

Взглянув на этот снимок, вы наверняка первым делом увидели резкий контраст Ленской и Алданской воды. Действительно, хотя среднегодовой сток Алдана на стрелке меньше, чем у Лены, но в летний период Алдан порой значительно полноводнее – характерной чертой этой реки являются высокое половодье с мая по июнь, а также постоянные паводки в остальные месяцы летнего сезона, когда в результате дождей в горах вода в Алдане поднимается порой на 7-10 метров. Насыщенная твердыми примесями грязно-коричневая вода Алдана выносит в Лену тысячи смытых с корнем могучих деревьев, которые в устье Алдана заполняют собой всё вокруг – воду, окрестные берега… Кристально чистая доселе ленская вода, смешавшись с Алданской, вплоть до самого моря Лаптевых имеет мутновато-коричневый оттенок…

Итак, мы приближаемся к устью Алдана...
Изображение

проходить устье мы будем вот по такой "траектории":
Изображение

Алдан впадает в Лену сразу несколькими рукавами - первый:
Изображение

второй:
Изображение

основное устье, разделённое островом:
Изображение

Земснаряд в устье Алдана:
Изображение

Слияние ленской и алданской воды
Изображение

Входим в мутно-коричневый поток…
Изображение

Разделительный буй:
Изображение

Впереди - поля леса. Теплоход сбавляет ход до самого малого и аккуратно идёт сквозь непрерывные поля стволов могучих даурских лиственниц. Стоя на палубе, ощущаешь гулкие жутковатые звуки ударов этих стволов о корпус судна…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Просто море леса!!!
Изображение

Лес, вынесенный на берег...
Изображение

Изображение

Чуть ниже устья Алдана на правом берегу Лены расположен посёлок Батамай и обширный рейд, на котором наблюдается множество флота, пришедшего с Алдана или, наоборот, направляющегося туда.

Изображение

Изображение

Изображение

Сам посёлок:
Изображение

Теплоход минует Батамай и движется далее вдоль обрывистого правого берега Лены:
Изображение

Промоина:
Изображение

Лошадки. :huh:
Изображение

Изображение

Оборачиваемся назад - за островом "Ленанефть", идущая вверх, проходит устье Алдана:
Изображение

Алдан "привел" к Лене горы... Но, несмотря на кажущуюся близость, до Верхоянского хребта отсюда более 100 километров:

Изображение

Изображение

Встречный "Путейский"
Изображение

Изображение

"Энтузиастская вахта": :D
Изображение

Темнеет...
Изображение

Ближе к вечеру теплоход прошёл Белую Гору, а за ней – посёлок Сангар, известный своими угольными месторождениями. В этом районе правый берег Лены повышается, обрываясь к воде отвесными уступами. В Сангаре ненадолго появилась связь – это последняя вышка на реке: далее связи на Лене не будет…

Изображение

Изображение

Изображение

После ужина в салоне состоялся Капитанский коктейль и вечер знакомств.

Капитан теплохода - Георгий Тихонович Власюк, очень приятный человек, всю жизнь работающий на Лене. Георгий Тихонович долгое время был старпомом теплохода 860-го проекта «Россия», после чего перешёл капитаном на «Светлова», где и работает вплоть до настоящего времени. Видно, что он очень любит реку, свой теплоход и очень хочет, чтобы на Лену приезжало всё больше и больше туристов... С первого взгляда поражает доброе, искреннее и порой просто отеческое отношение капитана к молодым членам экипажа, о каждом из которых, вплоть до студенток-официанток, он знает буквально всё. Георгий Тихонович считает, что капитан на судне должен уметь делать абсолютно всё, вплоть до игры на судовом рояле, а ещё в каждом рейсе он неизменно выбирает нескольких туристов и приглашает их к себе в каюту на чай, который сам заваривает по старинным рецептам. Кстати, заветной мечтой капитана вот уже много лет является круиз по Волге.

Итак, капитан теплохода «Михаил Светлов» - Георгий Тихонович Власюк
Изображение

Про директора круиза Ларису и гидов-переводчиц Асю с Леной я уже говорил.

У микрофона - врач, а справа от неё - директор ресторана.
Изображение

Судовой врач. Имени её я, к сожалению, не помню. Отмечу лишь, что на теплоходе, работающем в столь глухих северных краях, да ещё с группой пожилых немцев на борту, действует настоящая амбулатория, снабженная практически всеми необходимыми препаратами. Несколько раз в прошлых круизах судовому врачу приходилось в буквальном смысле спасать пожилых немецких туристов – были случаи острых сердечных заболеваний, требующих незамедлительного врачебного вмешательства. Но всегда судовой врач выходила с честью из критических ситуаций. В нашем рейсе, к счастью, ничего подобного не произошло – единственно вечером после Тикси «фрау доктор» продемонстрировала класс, вытащив у одного немца из горла большую рыбью кость.

Директор ресторана. Про питание на теплоходе скажу коротко – мне очень понравилось. Особенно интересно было отведать блюда местной кухни – оленину, рыбу и пр.

Ну и культбригада.
Изображение

Изображение

В этом рейсе теплоход сопровождали два якутских оперных певца (мужчина тенор и женщина, кажется, сопрано), танцор, демонстрировавший класс как в классических, так и в национальных и даже шаманских танцах, баянист, лектор – сотрудница якутского краеведческого музея и, безусловно, самая колоритная личность – известная якутская этнопевица Валентина Романова-Чыскыарай. Про неё я ещё не раз упомяну в своём отчёте…

После вечера знакомств свои таланты проявили уже сами энтузиасты – посиделки в баре как-то сами собой перетекли в вечер караоке. Я и представить себе не мог, что среди форумчан столько талантов! :huh: Как же раскрываются люди в круизах!!!