"...Нельзя вечно жить в колыбели": Музей истории космонавтики в Калуге


Музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, Калуга. Если ты, товарищ, тоже родом из шестидесятых, то должен помнить облик этого здания с юных лет. По фильмам, открыткам, маркам, картинкам в учебниках.

Ни с чем не спутаешь этот серебристый космоболоид: вот-вот вырвется он из пут земного тяготения, взломав бетонные преграды, словно какую-нибудь яичную скорлупу, и унесётся в непостижимую даль, оставив на высоком берегу Оки одну лишь гигантскую дымящуюся воронку.





Сейчас на музейной территории большая стройка: экспозиции давно уже тесно в здании, спроектированном ещё полвека назад, когда и Космоса-то было всего ничего. И в прошлом году начато строительство второй очереди музея. Выставочные площади не просто увеличатся в четыре раза, но качественно изменится сама музейная среда (подробнее). А пока – площадка за музеем отгорожена забором, и на выставленные там ракеты можно взглянуть только издалека. Но мы потерпим: зато, когда всё кончится, будет отлично.





Прямо к музею можно подъехать на машине, но лучше пройти примыкающим к нему живописным парком, носящим имя великого провидца Циолковского. Здесь же он и похоронен.

Кстати, эта фраза с колыбелью тоже врезалась в память со школьных лет, но в несколько другом виде – про Землю и человечество. А тут, оказывается, вот как. Только ради этого стоило приехать в Калугу!





Парк прекрасен своей строгой простотой и отсутствием необходимых, по убеждению всех наших чиновников от культуры, атрибутов отдыха – громкой весёлой музыки и дымной армянской шашлычной.





Впрочем, быть может, просто – не сезон. Быть может, летом и здесь хватает пивасика, "Яги", люляк-и-баб – не знаю. Но тем ранним утром ноябрьского выходного дня было снежно, тихо и спокойно.





Бесхитростный обелиск над местом упокоения калужского мечтателя. Построен в 1936 году, через год после его смерти.





В закладке фундамента музея участвовал космонавт № 1, Гагарин.

















Его фигура перед главным входом в музей.





Неожиданно много народу. Из Москвы, из других областей, из райцентров Калужской области, группами и семьями, на машинах и автобусах, просто пешком.

Я, признаться, ожидал унылого запустения: тяжкий недуг забвения поразил, увы, многие наши провинциальные музеи. Но здесь бурлила жизнь. При том, что удовольствие не самое дешёвое: 150 рублей на взрослого, 400 на семью, плюс многие берут ещё фотосъёмку – 200 рублей. А кое-кто (больше москвичи, надо думать) просто платит пару тысяч, берёт экскурсовода на двоих – на троих и ходит этаким гоголем.




Панно вводного зала со словами К. Циолковского:

Только люди, люди труда и крепкой воли создают новую жизнь. Я всю жизнь рвусь к новым победам и достижениям. Вот почему только большевики меня понимают.

При большевиках идеи Циолковского действительно получили признание: оказались неожиданно созвучны идеологии всеобщего коммунистического переустройства земного мира, и потом и Вселенной. Правда, до постройки ракет не дошло, зато цельнометаллический дирижабль конструкции Циолковского активно проектировался, над ним работало отдельное конструкторское бюро на Дирижаблестрое – "циолковичи". Дошли уже до летающих моделей, освоили автоматизированную сварку гофрированной стали, но не хватило трёх-четырёх лет. Общее охлаждение к дирижаблестроению в СССР и смерть Циолковского повели к сокращению, а потом и к закрытию программы.





Часы секретного конструктора Владимира Челомея. На первом этаже сейчас проходит выставка, посвящённая его жизни и работе.





Макет орбитальной станции "Мир".

















А этот просторный зал окнами на заснеженный парк видели миллионы советских детей. Только мало кто из них знал – где это.





Между тем, это именно здесь. Помнишь, товарищ, самое начало фильма "Москва – Кассиопея"?





Именно в этом зале бородатые и не очень академики слушали доклад юного гения, Витьки Середы, о полёте к Альфе Кассиопеи на космическом корабле «ЗАРЯ» (Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный). И ведь полетели!











Так я и не узнал, не спросил: эти макеты – действительно реальные проекты или просто декорации на тему? Декорации – не должны бы: это же не парк развлечений всё-таки...

















А вот этот космоболоид, устремлённый вверх, – это точно проект Циолковского, сделан по его эскизам.





Немалая часть экспозиции посвящена Циолковскому. Кстати, музей космонавтики появился именно на калужской земле, где Циолковский создал свои основные труды, благодаря Главному конструктору Королёву: он настоял. И это хорошо и правильно: Москве и без того хватает музейных реликвий, туристов и денег.





«Исследование мировых пространств реактивными приборами» – главное фундаментальное сочинение Циолковского, опубликованное в 1903 году.





Схема действия многоступенчатой ракеты.

И "Вид окон ракеты без ставень". Так странно для нынешнего уха звучит это "ставни" – к ракетным-то окнам! Как и само "окна", впрочем.

Вообще, поразительная фигура – Циолковский. Восхищает не одна только грандиозность его замыслов, но и то, сколь продуманы были мелкие, казалось бы, малозначительные детали изобретаемых им устройств и процессов.





Конструкции окон, дверей, помещений, шлюзов для выхода в космос, средств передвижения, вся внутренняя среда обитания, механизмы защиты и способы выживания человека в межпланетном пространстве и на других небесных телах – всё занимало его.

Здесь можно было бы усмотреть признаки патологического фантазирования шизофреников, со всем возможным тщанием вычерчивающих планы несуществующих городов – вплоть до расположения туалетов и убранства жилищ. Но нет: изобретения Циолковского носили сугубо практический характер, все были прочно обоснованны и подчинены главной цели – проложить человечеству дорогу в мировое пространство.

















Добыча минералов из вещества астероидов.

Разбивают астероид взрывами. Обломки собирают и увлекают в снаряды, где из них добывают металлы и газы с помощью электричества или нагреванием Солнца (зеркала).





Космические жилища – внеземные обитаемые станции вместимостью, по Циолковскому, от нескольких сотен до десятков тысяч человек. Ему виделись разнообразные формы станций, но чаще – соединённые между собой цилиндры.





А ещё были мечты о лучшей жизни человека на других планетах.

Как, откуда взялось это у несчастного подростка, рано потерявшего мать, оставшегося с затюканным, изработавшимся отцом, рано оглохшего, лишённого нормального общения со сверстниками, дружбы и тепла? Откуда родились и поселились в этой душе не слепая чёрная злоба, не отчаяние и тоска, но мысли о прекрасном Завтра, об избавлении всего мирового Человечества от страданий и смерти на пажитях Космоса? О торжестве разумной жизни во Вселенной? Как случилось такое? Велика и загадочна душа человеческая!





Вот оно – ясное зрелище космических махин, которые не дано было увидеть въяве калужскому пророку, своими прозрениями заложившему для них фундамент.























Здесь не стану утомлять читателя нудным перечислением музейных экспонатов: поезжайте сами, оно стоит того! Покажу только космическую пищу, мимо которой не мог пройти. Увы, люди в космосе пока не научились питаться солнечным светом, как мыслил о том Циолковский, и потому берут с собой прозаические борщ, рагу и коврижку.

















А знаете что? – У меня дома в детстве была точно такая вилочка, с петушком – золотым гребешком. Значит, космическая!





Внизу под высокой горой, под кручей, на которой поместился музей, ближе к окскому берегу – простой дом, где жил и творил Циолковский с 1904 по 1933 год, больше четверти века. Здесь он создал свои главные работы.

Я простоял там с полчаса. Просто рядом. Думал: может, что-то почувствую? Что-то промелькнёт? Снег над Калугой сменился дождём, я изрядно промок, но так и не приблизился к разгадке.





...Ну что тут скажешь, товарищ? Мы выросли. Давно. Звездолёт "ЗАРЯ" вернулся на Землю и пока что больше никуда не летит. Но это временно, я уверен. Будут новые отважные юные космонавты. И я уверен: с ними, как и прежде, будут дружить самые лучшие девочки – самые умные и самые-самые красивые!



Tags:
Пару лет назад был в этом музее. Впечатление осталось достаточно унылое. Да, четверть века назад музей был крут, но сейчас "уже не торт".
Можете почитать альтернативное мнение http://reedcat1965.livejournal.com/284230.html

Почитал. Не знаю, почему ваше мнение "альтернативное": я, кажется, вообще не давал никаких оценок музею, ни "крут", ни " торт".

И, раз уж на то пошло, вы будто не знаете, что́ у нас в стране происходило именно в эти самые четверть века. Удивительно, что там вообще остался музей, а не казино или торговый центр.

Хороший музей, не надо ничего придумывать. Там действительно интересно и есть, что посмотреть.
Единственный минус - это запредельная стоимость экскурсий, порядка 1000 рублей, если я не ошибаюсь, и бабки-надзирательницы в каждом зале. В целом все очень даже достойно.

"...не надо ничего придумывать" – это вы точно в мой адрес пишете?

Для взрослых посещение без экскурсионного обслуживания — 150 р., посещение с экскурсионным обслуживанием в группе до 25 человек — 200 р..

Вроде, вполне приемлемая стоимость. Не знаю, где вы там 1000 рублей нашли.

Про "бабок-надзирательниц" вообще не понимаю предмета претензии. В любом музее в любой стране мира они сидят. Чем они вам помешали? Очень хочется какой-нибудь винтик на память открутить или макет спутника ногтем поколупать? ))

Ну что тут скажешь, товарищ.. Теперь время лететь нашим детям. На своей "Заре".. Силуэт музея помню по спичечным коробкам.. Собираюсь посетить зимой. Хороший пост.. :)

Спасибо!

Зимой там должно быть очень хорошо. Какой-то дух особенный в этом парке и вокруг...

спасибо! а много детей среди посетителей?

И вам спасибо за внимание.

Дети есть, прилично. Я так думаю, лет с семи-восьми уже вполне можно в этот музей. Там же ведь ещё планетарий – вообще зрелищно. Но билетами в планетарий надо как-то заранее озаботиться: когда я пришёл в середине дня, то уже на все сеансы до конца было "Билетов нет".

Это там Р-12 стоит перед зданием? О_о
а для иностранцев там как? описания, таблички переведены, есть англоговорящие гиды?
Я в этом музее была в глубоооооооооком детстве, мало что помню в реале. А вот спичечные коробки - как щас помню))

Про таблички не скажу точно, но, кажется, не переведены. Гиды англоговорящие точно есть.