Путевые заметки. Япония. День первый. Токио.

Прилетели утром в аэропорт Нарита. Поскольку наш самолёт несколько задержался с вылетом, это было уже позднее утро, в районе 11:30. Уже в аэропорту ощущался влажный воздух, даже несмотря на системы кондиционирования.

Когда подошли к паспортному контролю, оказалось, что очередь там огромная. Забавно, что "змейка" для очереди была с отметками со временем, которое нужно стоять до контроля с текущей позиции. "1 час, 45 минут, 30 минут, 15 минут".
Т.е. очереди там -- обычное дело, видимо.
Перед паспортным контролем требуют заполнить ещё и карточки с деталями визита, несмотря на визу. Кусочек карточки прикрепляют в паспорт с помощью скрепки. В моём случае прямо в визе дырку проделали этой скрепкой.
А ещё всем на контроле сканируют отпечатки указательных пальцев обеих рук.
После очереди на паспортном контроле выяснилось, что ещё и таможенную декларацию необходимо заполнять всем без исключения, даже если ничего, подлежащего декларированию, у тебя и нет..
Но в итоге таможенник (не пограничник!) сказал на ломаном английском "Welcome to Japan" -- и вот, не прошло и двух часов, мы вышли, наконец, в зал прилёта аэропорта Нарита.

"Welcome to Japan"
DSC01827


В зале прилёта есть обменник с очень приличным курсом. Как ни странно, если вам нужна японская наличка (а она вам, скорее всего, будет нужна) -- лучше доллары поменять именно здесь: в городе вы сможете это сделать только в банках с дико бюрократической процедурой (и только в будние дни, разумеется), или в автоматических обменниках по заниженному курсу.
Также в зале прилёта есть фонтанчики с питьевой водой, пункты аренды сотовых телефонов для Японии и бесплатный быстрый wi-fi.

Если у вас нет проездного Japan Rail Pass (или в этот день вы не планируете его активировать, как мы), то самый недорогой способ добраться до города из аэропорта -- это автобус Keisei bus. Всего 1000 йен (около 400р по нынешнему курсу) -- и примерно через час вы в городе, прямо у центрального вокзала Токио.
На самом деле хвалёный Narita Express идёт примерно столько же по времени. А стоит в 3 раза дороже.
Правда, конечно, поездка на нём комфортнее -- в японских автобусах очень маленькое расстояние между креслами. Зато багаж убирают и достают из багажного отделения автобуса с помощью очень технологичного решения, которое доставляет сумки прямо из глубины автобуса к вам.
На остановке автобуса всегда стоит сопровождающий той компании, автобус которой прибывает на остановку в ближайшее время. Он же организует погрузку-разгрузку багажа -- водитель этим не занимается.
Проезд можно оплатить как заранее на стойке компании в аэропорту (там можно заплатить и карточками), либо наличными йенами водителю (обычно при выходе).
Сопровождающий расставляет всех в очереди (японцы сами расставляются -- любовь к очередям у них, видимо, воспитана с детства), а также кланяется при отправлении автобуса.
Очень необычно.
Автобус едет из аэропорта по какой-то сельской местности. Растительность похожа на тропическую. Вообще видно, что на улице в целом очень тепло. Никакой осенью даже и не пахнет.
Примерно через полчаса езды начинаются урбанизированные территории и какие-то постоянные эстакады и развязки. На 21 век не похоже. Похоже на обычную урбанизированную азию. Но едем без пробок пока. Таким образом, примерно через час езды нас высадили рядом с центральным вокзалом Токио.
Чтобы понять, где при этом находится сам вокзал, пришлось спрашивать людей вокруг, ибо указателей и карты оказалось недостаточно.

Tokyo Station:
IMG_20141102_143932

Вокзал оказался суперсовременным строением с садом на крыше, который я поначалу принял за торговый центр.
Впрочем, так оно отчасти и есть. Внутри вокзала -- огромное количество всяких кафешек и магазинчиков!
На вокзале нам нужно было обменять наши ваучеры на настоящий JR Pass -- проездной на японские ж.д. для иностранцев. Как и везде -- внутри офиса Japan Rail японцы формируют очереди. Правда, в этом случае они были совсем короткие, и вскоре (заполнив очередную форму) мы стали обладателями красивых книжиц с изображением Фудзи и инструкциями на английском и японском, а также заламинированной обратной страничкой, в которую вклеен собственно проездной (вытаскивать его из ламинированной странички во время действия запрещено!). :)
Такие проездные может приобрести только иностранец и только вне Японии за свою валюту. В нашем случае он стоил около 12000р.
Проездные есть на 7, 14 и 21 день. Наш был на 7 дней. Поэтому дату начала использования я попросил сместить чуть позднее, когда у нас был запланирован переезд в Киото.
Однако, этот проездной -- довольно удобная штука и внутри Токио, т.к. по нему в том числе можно перемещаться и по внутритокийским ж.д., принадлежащим Japan Rail (НЕ метро).

Наш отель находился в 3 остановках от главного вокзала, и и чтобы доехать в этот день до него я купил обычные билеты по 160 йен.
Приехав на станцию Хамамацутё (в дичайшей английской транскрипции -- Hamamatsuscho), нужно было понять, из какого выхода выходить. К сожалению, точных указаний отель не дал, потому пришлось спрашивать у карты. Карты у меня были с собой (взял ещё в аэропорту), кроме того удобно, что почти у каждого выхода токийского метро или ж.д. станции есть карта местности. Она и помогла сориентироваться.

На улицах этого квартала было подозрительно тихо. Мы думали, что это из-за того, что воскресенье. Но предстоящие будние дни показали, что тут тихо даже в будни. А шум -- только от проходящих рядом поездов..
Сами токийцы называют часть этого квартала "Маленькая Италия" из-за того, что там есть одна площадь, действительно, отдалённо несколько напоминающая площадь в итальянском стиле.

Токийская "Маленькая Италия":
DSC01825

Центр города решили идти смотреть вечером, после того, чтобы хоть часик поспать. Вставать пришлось в 5 вечера по будильнику.
В принципе, наш район находился в пешей досягаемости от Гиндзы. Но учитывая то, что поначалу в незнакомом японском городе довольно сложно ориентироваться даже с картой, решили проехать пару остановок на метро.
Многие, наверное, видели схему токийского метро и ужасались её сложности:
1243333691_92ade9

На самом деле тут вместе сведены ДВА оператора метро, а также городские и пригородные электрички Japan Rail. Есть и ещё кое-какие другие линии типа монорельса и т.д.
Собственно метро (не считая электричек) по количеству станций в Токио больше, чем московское -- около 290 станций. А вот длина линий -- примерно равная московскому метро (даже немного меньше: 310 против 325 км).
Говорят, что токийское метро -- первое в мире по пассажиропотоку.
Но в это время оно было совершенно полупустое. Билеты нужно покупать в автоматах, российские банковские карты они не принимают, так что платить нужно налом.
Поезда тихие, часто многосекционные, где можно пройти от начала до конца состава внутри. Бывают даже автоматические дверцы в торцах каждого вагона. Это, видимо, для пожарной безопасности. Умно совместили и удобство прохода, и безопасность!
В поездах на удивление много рекламы. Очень напомнило Киев 10 лет назад, но там она была более кричащая.

Вагон токийского метро:
IMG_20141102_195946

До Гиндзы нам нужно было проехать всего 2 станции, и стоило это 170 йен (примерно 70р!) -- это МИНИМАЛЬНАЯ цена на разовую поездку в токийском метро. Чем дальше едешь -- тем дороже. А ещё ведь есть и хитрый момент с пересадкой между конкурирующими операторами метро! Если ты делаешь такую пересадку, цена ещё возрастает.
В общем, хитрая система. Недаром тут один турист советовал вносить деньги на аналог нашей карты "тройка", с которой в конце поездки просто списывают нужную сумму. Это гораздо удобнее, чем вот так гадать сначала, сколько заплатить, а если захочешь выйти на иной станции, то ещё и доплачивать в спецкассе у выхода.
На эскалаторах народ стоит с левой стороны, а проходят справа. Поначалу это непривычно, особенно тот факт, что справа ещё и проходят. :)

Доехали до Гиндзы.
Ну, что тут ещё сказать.. Гиндза ночью -- очень красивый район! Особенно освещение красиво сделано.
Особенно фонари со светящимися столбами. Причём чем позднее час -- тем свечение более приглушённое становится!
В общем, вот так оно примерно выглядит:
IMG_20141102_202224
IMG_20141102_202052
IMG_20141102_204519
IMG_20141102_205015

В воскреченье вечером народу было там не очень много, и многие заведения закрываются в 22 или максимум 23 часа (как правило, последний заказ можно сделать за полчаса до закрытия). Причём предупреждают об этом сразу, или даже при входе написано!

Зашли поужинать в бар Asahi. Оказывается, у них есть много сортов этого пива, даже красное! Очень приятное место, много токийцев явно там было. Пиво Asahi популярно среди местных, да и по всей Японии довольно известное.

Позже, более-менее сориентировавшись в городе пошли домой уже пешком. В Токио довольно удобная система стрит-авеню, как в Нью-Йорке, поэтому довольно трудно по кривой улочке свернуть куда-нибудь не туда.
Тем не менее, когда я "завис" посмотреть направление у какого-то фонаря с картой, местная женщина подошла и спросила "May I help you?", и несмотря на своё ограниченное знание английского объяснила куда идти и даже пыталась пообщаться. Было очень приятно и мило.

В нашем отеле также была японская баня "онсэн". Баня раздельная -- для мужчин и для женщин. Выдают отдельные карточки доступа в баню. Работает она "до 25 часа", я даже специально переспросил -- но понял я правильно сразу: до часу ночи. :)
В баню можно идти только полностью обнажённым, предупреждают, что если есть татуировки на теле -- то вас оттуда могут попросить уйти.
В предбаннике нужно снять с себя всё, положить в камеру хранения, и уже идти в общий зал, где много душевых стоек со стульчиками рядом и одна большая купальня. Это и есть "онсэн". Хотя в оригинале "онсэн", насколько я понимаю -- это "горячий источник".

Местные часто сидят в нём с полотенцем на голове. :)
Но я вполне обошёлся без полотенца. Да, такая баня тоже вполне расслабляет после тяжёлого дня. Так что очень вам рекомендую, несмотря на возможное обилие японцев рядом!

Продолжение следует. Далее будет про рыбный рынок Цукидзи и театр Кабуки.
Tags:
Очень интересно и информативно :)
Интересно.

А почему вы предпочли менять наличные доллары в обменнике? Я привык в разных странах просто снимать их в банкомате. Или в Японии с этим проблема?
Мы вообще покупали йены в Москве. В Японии своя платежная система JCB и, говорят, что не везде принимают карты других платежных систем, хотя мы видели банкомат на котором был значек Visa, но не пользовались, честно говоря, и пару раз расплачивались картами в ресторанах и гостиницах. Там еще есть вероятность попасть на другие заморочки http://travel-rm.livejournal.com/18008.html
Понял.
Спасибо за информацию.
Значок JCB видел иногда, но не думал что это самая распространенная платежная система Японии :-)
Честно говоря, я сколько ездила, никогда заранее валюту кроме долл или евро не покупала. Первый раз так сделали и, в общем, не пожалели. Сэкономили время это минимум.
время это экономит -- совершенно точно! особенно в самом начале путешествия, когда ещё ничего не понимаешь.
да, я тоже купил 10000 йен в Москве. это было выгоднее, чем даже платить картой в Японии (из-за игры курсов). но больше мне купить не удалось: йены нужно заказывать заранее, а я не озаботился этим)
в японии не все банкоматы принимают российские банковские карты. но в магазинах 7-11 (seven eleven) -- принимают.
к тому же, с учётом купленных мной давно долларов по 28 рублей, вопрос о том, нужно ли мне лишний раз снимать деньги по курсу 47, отпал сам собой))
Спасибо, очень интересно! Подскажите, как называется отель в Токио, в котором останавливались?
рад, что понравилось! скоро напишу продолжение -- там должно быть интереснее. :)
отель назывался Mitsui Garden Hotel Shiodome Italia-gai.
отель неплохой, это хорошая японская сеть. в номерах есть всё необходимое, даже специальный сорт кофе для заварки прямо в чашке. в нём явно останавливается немало приезжих японцев и командировочных.
хотя номера и тесные, но не супер-тесные, с чем мы столкнулись далее..
из минусов -- он расположен рядом с ж.д., и если вы хотите ночью открыть окна, то с шести утра вам по ушам будут ездить поезда.
там есть часть номеров на менее шумную сторону, но думаю, их нужно бронировать заранее)