Музей Афрасиаба

Важнейший музей Самарканда - музей Афрасиаба, находится он непосредственно в центре городища Афрасиаб - древнего Самарканда. Здесь собраны артефакты найденные при раскопках города, в том числе известные фрески из дворца Вархумана (650/655 - 690 гг). Музей хоть и небольшой, но очень важный - все, кто интересуется историей Согда и древнего Самарканда не должны его пропускать. Про само городище Афрасиаб я делал специальный пост.


Согдийский оссуарий и деформированные черепа. Из каких конкретно погребений были взяты эти черепа неизвестно, деформацию черепов практиковали многие племена кочевников, например, сарматы, гунны - все они в разное время контролировали Самарканд.

Музей был построен армянским архитектором Багдасаром Арзуманяном в 1970 году, он же возвел здание музея Эребуни в Ереване, поэтому оба музея внешне похожи друг на друга.


Главный экспонат здесь - фрески из Зала Послов в Афрасиабе. Дворец с фресками был обнаружен случайно в 1965 году во время прокладывания дороги через городище. Сейчас на этой дороге и стоит музей Афрасиаба. Дорогу, как полагается, клали, прорубая путь через остатки древних построек, из-за чего многие сооружения были серьезно повреждены. В том числе погибли многие росписи дворцов, что осталось из фресок можно наблюдать сейчас в музее. К сожалению, фрески тяжело разглядывать, они не только сильно пострадали, но еще мешает плохое освещение в музее.

Фрески Зала Послов датируются 7 в. , так как кроме изображений на стенах присутствовали некоторые пояснительные надписи, в частности упоминается реальный правитель Самарканда 7 века - Вархуман из рода Унаш. В 655 г. он направлял посольство в китайскую империю Тан в поисках поддержки против арабской угрозы.

Роспись южной стены, она сохранилась лучше всего. Здесь изображена процессия, возможно прибытие царя и царевны в какой-то загородный храм.  Лучше всего сохранились два персонажа на верблюде и вереница возможно жертвенных птиц. Иногда эту сцену трактуют как прибытие царской невесты.




Нет общего мнения даже по поводу птиц, это или гуси, или страусы. К слову, водоплавающие птицы, те же гуси считались священными в зороастрийском Иране.




Прорисовка процессии. Спереди возможно везут принцессу/царевну/невесту, а замыкает шествие конная фигура самого Вархумана, самая большая из всех.


Реконструкция южной стены зала. Интересно присутствие в процессии персонажей с повязками на лицах, это какие-то зороастрийские служители, они не должны были своим дыханием осквернять священный огонь (или еще что-то священное). Надо признать, что до сих пор нет четкого мнения, какая религия была основной в Согдиане до арабского нашествия. Возможно это был микс из зороастризма, манихейства, христианства и буддизма.


Роспись западной стены - прием послов. Она сохранилась плохо, хотя вроде бы западню стену специально реставрировали корейцы (их послы присутствуют на фресках) Мне не удалось нормально снять западные фрески, в сети я видел изображения много лучше, возможно существует несколько вариантов фресок из Афрасиаба, какие из них подлинные трудно сказать.


Согдийские чиновники встречают послов. По стилю эти изображения чиновников близки византийским фрескам, христианские святые и апостолы тоже выписывались такими вереницами. И по своим одеяниям они похожи на византийских аристократов, длинные кафтаны, расшитые медальонами с сенмурвами и прочими диковинными созданиями, стали популярны от Китая до Европы. На Руси аристократия изображалась в таком виде вплоть до начала 18 века.






Этнические типы Средней Азии в 7 веке были разнообразными. На фресках можно увидеть как иранских европеоидов, так и тюркских монголоидов. Сама династия Вархумана скорее была тюркской, так как Согдиана в 6 веке вошла в состав Тюркского каганата, и местная иранская элита постепенно замещалась тюркской.


На северной стене изображены женщины, похожие на китаянок, плавающие на лодках. Скорее всего, местные тюркские аристократки копировали одеяния и манеру поведения женщин танского Китая.


Прорисовка северной фрески.




Прорисовка северной стены. Этих охотников, похожих на скифов, я снять не смог, очень уж они плохо сохранились.


Реконструкция южной процессии




Реконструкция Зала Послов в Афрасиабе. Именно так выглядели все дворцы Средней Азии (и Ирана, Вавилонии) - глинобитные стены, покрытые росписями, и деревянные столбы, удерживающие деревянную плоскую крышу.


В Афрасиабе сохранились фрески более поздних уже исламских периодов, например, росписи из дворца Караханидов 10 века из Цитадели.
Здесь мы видим утку - священную птицу зороастрийцев.




Бегущие собаки. Собака в зороастризме главное священное животное.


Видимо, это такса.


Резьба по гипсу - главный элемент оформления стен в караханидских и сельджукских мечетях до массового применения изразцов в 14 веке.




Глиняный алтарь из Афрасиаба.


После фресок главные экспонаты музея - керамические погребальные оссуарии. Как правило, они датируются временем не ранее 5 века н.э.


Что интересно, на оссуариях очень часто можно увидеть кресты, ими украшено больше половины этих терракотовых ящиков. Что говорит о серьезном распространении христианства в Средней Азии в 5-7 вв.




Кресты похожие на грузинские или мальтийские.


Прежде чем попасть в оссуарий мертвые тела обрабатывались в дахмах, где плоть разлагалась и поглощалась животными, как правило собаками (именно поэтому собака в зороастризме священна) и птицами.








Надо признать, что в Согде крест - это важнейший символ, изображаемый не только на оссуариях, а буквально на всех предметах, например, на керамической посуде. Безусловно, связь согдийских крестов с христианством не всегда оправданна, скорее речь идет о некотором среднеазиатском синкретизме.






Самарканд в ранее средневековье стал главным центром керамического производства в Средней Азии.


План Самарканда и округи. Само городище Афрасиаб или шахристан древнего Самарканда изображен на плане в центре, это небольшой объект, похожий на сердце и закрашенный красным цветом. Внутри этого сердца видны несколько черных линий, это многочисленные крепостные стены Афрасиаба, о коих я писал ранее. Также на плане видна черная жирная линия внешней стены самаркандского оазиса - дивари киямат, ее длина около 40 км.


Очень приблизительная реконструкция акведука Самарканда, он подводил воду в город с юга в районе Кешских ворот. По свидетельству историков канал акведука был выложен свинцом.


Трубы водопровода или канализации из Афрасиаба.


Керамическая труба водопровода из Афрасиаба.


Во времена существования арабского Халифата специалистов по орошению и строительству искусственных водных артерий набирали именно в Средней Азии, их инженерный уровень считался самым высоким, так как в самом Междуречье это мастерство к средним векам было уже утеряно.





Кирпичи и прочие строительные элементы, использовавшиеся в 10-12 вв в Самарканде.


Глиняный михраб из Афрасиаба, 10 в.


Терракотовая мышеловка из Афрасиаба, 9-12 вв.




Посты об Узбекистане и Самарканде:
Самарканд - столица Согда
Государственный музей истории культуры Узбекистана в Самарканде
Про Узбекистан - секрет стали