Поездка в Исландию. Планирование

Исландия - невероятная сила природы, край, в котором каждый новый водопад и вулкан поражают воображение. В первой части рассказа о недавнем путешествии - про то, как планировать поездку в Исландию. Здесь я собрал те вопросы, которые сам задавал себе примерно год назад, а также рассказал про наш маршрут.

IMG_2236_2.jpg

Маршрут
Мы выбрали классический круговой маршрут вокруг острова, добавив заезды в глубь к вулканам Лаки и Аскья, а также к риолитовым горам Landmannalaugar. В маршрут, к сожалению, не попал Торсмерк (Thorsmörk). Туда сложно проехать даже на джипе (переезд через русло реки Кросна описывается в интернете как очень сложный), поэтому нужно было выделить целый день для проезда на специальном автобусе и небольшого трекинга по долине. В Исландии автобус - это такой огромный танк с большими колесами, проезжает все.

Map.jpg
На карте отмечены основные места, что мы посещали. Картинка исключительно для того, чтобы иметь общее представление о маршруте. Далее по каждому дню будут подробные карты проезда.

Финальный маршрут получился следующим:
День 1. Национальный парк Thingvellir, кратер вулкана Kerid, долина гейзеров Haukadalur, водопад Gullfoss.
День 2. Водопады Gjain и Haifoss, риолитовые горы Landmannalaugar, водопад Seljalandsfoss.
День 3. Водопад Skogafoss, скалы Dyrhólaey, скалы Reynisdrangar, вулкан Laki, кратер Tjarnargígur, водопад Fagrifoss.
День 4. Ледник Vatnajökull, водопад Svartifoss, ледниковое озеро Jokulsarlon.
День 5. Вулкан Askja.
День 6. Наблюдение за китами рядом с городом Husavik, каньон Asbyrgi, водопад Detifoss.
День 7. Водопады Selfoss и Hafragilsfoss, термальное поле Hverir, вулкан Krafla.
День 8. Кратер Hverfjall, купальни Grjótagjá, лавовое поле Dimmuborgir, псевдократеры в Skutustadir, водопады Godafoss и Aldeyjarfoss, полуостров Vatnsnes.
День 9. Водопад Dynjandi, лодка Gardar, красный пляж Rauðasandur, птичий утес Latrabjarg.
День 10. Гора Kirkjufell, песчаный пляж Djúpalónssandur, скалы Lóndrangar, овраг Rauðfeldsgjá, Arnarstapi, термальное поле Deildartunguhver, водопады Hraunfossar и Barnafossar.
День 11. Рейкьявик и Голубая лагуна.

Время поездки
Ехать можно в любое время года, но добавим такую ремарку. Если вы хотите посмотреть самые впечатляющие места, то нужно выбирать июль или август. В эти месяцы дороги центра острова находятся в "рабочем" состоянии и ваш джип сможет (в случае, если все сложится) по ним проехать.

Виза
Обычная шенгенская виза подходит, мы с женой ездили по финским визам, никаких проблем.

Бронирование
Специфика Исландии такова, что все нужно бронировать сильно заранее. Отправлялись мы в июле, но уже в апреле, когда мы бронировали гостиницы, их было очень мало. Поэтому планировать лучше минимум за полгода до поездки или ранее. Цены на перелет и аренду машины повышаются по мере приближения поездки.

Перелет
Iceland Air осуществляет ежедневные прямые перелеты из Хельсинки, для нас этот вариант оказался самым удобным. Альтернатив сильно дешевле я не видел. Поскольку удельная стоимость дня в Исландии достаточно высока, то выбирал утренний перелет. Учитывая то, что первый день поездки (за счет перевода часов) увеличивается на 3 часа - это очень удобно.

Проживание
С целью сэкономить, часть дней мы жили в хостелах, часть дней - в гостиницах. В хостелах в основном удавалось забронировать отдельную комнату (однажды даже с душем). И гостиницы, и хостелы оставили приятное впечатление. Для бронирования помимо стандартного букинга использовал следующий сайт: https://www.hihostels.com/. Если много где собираетесь останавливаться через них - купите скидочную карту в первом хостеле. Она довольно быстро окупается, скидка есть везде. Еще популярное место ночевки в Исландии - фермы. Но когда начал бронировать, понял что цена на них довольно высока, а предложение сильно ограничено, поэтому в таких местах пожить не удалось. Предоплата: на букинге - нет, на HiHostels ~6% - невозвратный депозит.

Еще лайфхак: в исландских хостелах (а иногда и некоторых гестхаусах) постельное белье предоставляется за доп. плату. Можно взять его с собой, экономия около 1000 рублей на двоих в день.

Погода
В Исландии суровый климат. Поэтому советую озаботиться правильной одеждой в поездку. Мы с женой покупали следующие вещи специально в путешествие: высокие трекинговые ботинки с толстой подошвой, водонепроницаемые (ботинки - это самое главное, вам там по лаве и снегу ходить нужно будет), термобелье (верх и низ), штаны и куртка (все с мембраной гартекс, водонепроницаемые, ветроустойчивые), флиски, трекинговые носки. Думаете, что оденете джинсы и все будет хорошо? Нет. Еще шапка и перчатки - обязательны в любой сезон. Возьмите с собой также плавки, там много мест для купания.

Погода в Исландии очень изменчива, сейчас может светить солнце, а через 5 минут начинается адский дождь. Поэтому одеваться стоит по принципу "капусты". Футболка, термобелье, флиска, куртка, а дальше снимаете или надеваете вещи в зависимости от погоды. Зонтик абсолютно бесполезен, не берите.

Температура воздуха разная в зависимости от места. В центре острова бывало и +5, максимум что видели - в районе +15.

На сайте дорожной службы Исландии есть время открытия и закрытия горных дорог с 2011 года, можно сориентироваться в зависимости от маршрута (http://www.road.is/travel-info/condition-and-opening-of-mountain-roads/). Наибольшая вероятность проехать везде после 24 июля.

Еще один плюс ехать летом - практически всегда светло. Это очень облегчает вождение машины. Зимой прелесть поездки заключается в том, что можно попасть на северное сияние, должно быть тоже впечатляюще.

Деньги и цены
Все дорого. Основная статья расходов - аренда машины и бензин. Гостиницы стоят выше среднего в Европе, комната в хостеле стоила нам в среднем 80 евро за ночь, номер в гостинице начинается где-то от 150 евро за ночь. Продукты: можно сэкономить, покупая продукты в больших магазинах и приготавливая их самостоятельно. Центр жизни - это заправка, там почти всегда можно поесть, относительно недорого (рублей 500 с человека). Магазины и рестораны встречаются редко.

В интернете много слов о том, что наличные в Исландии вообще не нужны. Нам они были нужны в следующих местах: 1 хостел и 1 гестхаус принимали только кэш (и евро, и исландские кроны), а также иногда нужно было оплатить туалет (но, строго говоря, эта оплата почти всегда на усмотрение посетителя, много где также карты принимаются). Т.е. возьмите с собой немного евро, кроны покупать смысла не вижу. На худой конец можно купить за евро в крупном магазине продукты, и тогда сдачу вы получите в кронах.

Транспорт

Аренда машины в Исландии - это самая большая статья бюджета поездки. Аренда - дорогая, но без машины здесь делать нечего. Есть 3 типа прокатных контор: международные крупные (Hertz, Europecar - самые высокие цены), местные относительно крупные (Geysir, Blue Car) и местные мелкие (бесчисленное множество контор вроде Sadcars). С моей точки зрения наиболее оптимально брать у местных крупных компаний: у них и машины нормальные, и цены средние. Если выбирать между Geysir и Blue Car, у последней цены чуть ниже, поэтому мы остановились на ней. Забегая вперед, с машиной или компанией никаких проблем не возникло, все прошло по плану, поэтому могу рекомендовать их. Предоплата - 20% (у Geysir - 100%).

Еще небольшой лайфхак: за месяц до поездки, я заметил что цена на аренду машины на мои даты немного снизилась. Быстро написал письмо прокатчику, на что получил ответ, что мол по каким-то причинам они сейчас делают скидку и будут рады предоставить ее и нам. Получилось чуть-чуть сэкономить.

Выбор машины - тоже отдельный вопрос, которому посвящена ни одна страница на форуме Винского. На мой взгляд ехать в Исландию нужно, чтобы посмотреть всю ту нереальную красоту центра острова. Добраться туда можно только на 4х4, так что общее правило: чем выше и больше - тем лучше. Идеально взять Лэнд Крузер и практически ни в чем себе не отказывать в плане дорог. А теперь ценник на аренду такой машины: 2740 евро на 10 дней июля 2017го года. Т.е. по текущему курсу (ноябрь 2016) это около 190000 руб. только аренда. Поэтому мы решили взять более дешевый вариант: Suzuki Vitara на автомате. Да, на некоторых бродах нам с женой было страшно, но в целом машина очень понравилась, она пройдет к основным достопримечательностям центра острова, если не будет сильного отклонения от нормы уровня воды в реках.

Несколько слов по поводу страховки на машину. У разных прокатных контор по умолчанию включены разные страховки. У Blue Car по умолчанию включены CDW (Collision Damage Waiver), SCDW (Super Collision Damage Waiver), GP (Gravel Protection), TP (Theft Protection). CDW и SCDW уменьшают вашу ответственность по машине до 120000 исландских крон. GP - это защита от гравия, очень полезная опция, т.к. получить камнем от другой машины на грунтовке - проще простого. TP - можно и не брать если предлагают за доп. плату, вряд ли у вас угонят машину в Исландии=) Еще Blue Car предлагает дополнительную страховку от пепла и песчаных бурь (SAAP). Бури случаются, ущерб может быть большой от них, но брать или не брать каждый решает сам. Мы не брали. Изучение интернета показало, что если начинается песчаная буря - то главное остановится, по возможности накрыть машину (хм, интересно, чем). Главное не ехать на скорости. В целом рекомендую на страховках не экономить, в Исландии повредить машину проще простого. Помните, что утопление машины в реке не покрывается страховками. В зависимости от типа машины, она может ездить по определенным дорогам. Например, легковым машинам запрещен въезд на F-дороги. Если вы на них въезжаете, то это на свой страх и риск, страховка не будет работать.

Дорожная обстановка
Дороги в Исландии бывают нескольких типов:
- 1 (кольцевая дорога вокруг острова) и двузначные дороги (например, 53) - хорошие дороги, в основном асфальтированные. По ним можно без проблем передвигаться на легковой автомашине.
- Трехзначные дороги (например, 433) - грунтовые. Это в основном довольно качественные грунтовки, по которым спокойно проедет любая машина.
- F-дороги. Они предназначены для полноприводного транспорта. На них нельзя въезжать на легковой машине, о чем будет уведомлять соответствующий дорожный знак. Центральная территория Исландия изрезана большим количеством рек, почти все они проходятся в брод по F-дорогам.
- Наконец, последний тип дорог - это те, которые на ваших картах будут обозначены пунктиром. Это скорее не дороги, а наезженные направления движения, там нужно быть максимально аккуратным. Выезд за пределы дорог (в бездорожье) очень строго запрещен и опасен.

С исландской полицией мы не сталкивались, камеры на дорогах встречаются, но редко.

Заправки
Заправок на острове много, если раньше, судя по интернету, проблема заправиться была, то теперь ее нет. Нет заправок только в центре острова, но расстояния такие, что бензина нам всегда хватало.
Один совет по поводу заправок. Они в основном автоматические. В первый раз, когда я заправлялся, с дуру нажал опцию "до полного бака". В таком случае система блокирует на вашей карте 5000 (или 10000, уже не помню) исландских крон и затем еще снимает стоимость заправки. Заблокированные деньги разблокируют не сразу, это неприятно. Вероятно, сделано, чтобы не случилась ситуация, когда бензин в машине, а на карте не хватает денег. Поэтому всегда выбирайте конкретную сумму, на которую вы хотите заправиться - тогда проблем не будет.
Цена 95-го бензина - около 190 исландских крон (1,43 евро) за литр.

Связь и интернет
Сеть везде была. Бесплатный интернет во всех хостелах и гостиницах есть, даже если это дом на краю света. Иногда очень медленный, но есть.

Полезные источники
Чем пользовался я: форум Винского (бесконечно полезен), misha-my.livejournal.com - маршрут из этого журнала был положен в основу, путеводитель Lonely Planet, отчеты о поездках в интернете.

Продолжение следует...
Очень интересно! Мы были в конце мая - начале июня. Интересно будет сравнить впечатления :)
Спасибо!
Да, интересно, начал читать ваши записи по Исландии :)
Мои личные дополнение-комментарии. В первую очередь про деньги и, соответственно машины. Мы брали два джипа ренегат через брокера по 90 штук рублей (1250 евро) на две недели. Страховки от рентала и брокера не было, брали от WWI - она не пригодилось. (но в нее включено вообще все, в том числе и зеркала и песок и днище). Вне страховки ремонтировали колеса (пробили одновременно(!) на двух джипах по колесу - стоил ремонт колеса 1200 рублей и решили не мучаться. Предоплата за аренду была в районе 5 тыс. руб. И да, один джип оказался на автомате - ему запретили в явном виде ездить в тормсорк.
Жили в кемпингах, кемпинг-карта - оказалась жутко неудобно. Северное сияние - в центре острова наблюдали его в августе. Повезло, но даже профи были в восторге.
По номеру дороги определять покрытие нельзя - например, 26 дорога постоянно меняет покрытие, а в какой-то момент становится даже F26. Смотреть лучше тут vegasja.vegagerdin.is/eng/
Спасибо за комментарий!
По поводу кемпингов - опыта походов и палаточной жизни у нас с женой не было, поэтому решили с Исландии не начинать. Плюс по деньгам я прикидывал, что оборудование тоже стоит прилично (хорошая палатка и все для нее). А при небольшой разнице в деньгах решили выбрать более комфортный вариант с хостелами/гостиницами. Единственный минус в том, на мой взгляд, что всегда нужно придерживаться планируемого маршрута.
Повезло Вам с северным сиянием, я что на Кольском полуострове был, что в Лапландии, что в Исландии - нигде не могу увидеть:)
По поводу дорог - вы правы, это я как среднюю температуру по больнице указал, типы дорог и к чему готовиться. Глобально и на кольцевой дороге бывал гравий.

Ну кстати, зря. Кемпинги в Исландии - одни из самых удобных в мире, где я жил (вместе с Норвегией) - именно там лучше всего начинать (меньше всего адаптироваться). Душ, туалет, а часто и кухня, где можно посидеть вечером в случае дождя. В принципе, получается в палатках только спишь. А если теплый и удобный спальник, мягкий коврик, то спишь лучше чем в жесткой кровати :)
А насчет стоимости снаряги, то за палатку надо около 10к, спальник каждый еще тысяч 7-8, надувной матрас -2-3 тысячи (ну вы ж его в машине возите, да?). Мне кажется в Исландии это окупится за 3-4 ночи )))
В Австралии еще отличные кэмпинги. Это большие палаточные лагеря, где иногда даже детские площадки есть. Можно жить в своей палатке, можно в своем трейлере, а можно арендовать домик, но в палатке дешевле всего.
В кемпинге всегда есть отдельно стоящие санузел и кухня с барбекюшницей, которыми могут пользоваться все посетители. иногда есть wifi у домика с reseption или по всей территории. Барбекюшницы везде газовые или электрические, квадратная металлическая панель с дырочкой для слива масла в центре. Вещь удобная, тк не надо возиться с дровами и углями, для жарки стейков или котлет для бургеров удобная, но по законам общаги ее нужно было помыть за собой. Хорошо, если была лопаточка у барбекюшницы, которой можно было все пригоревшее соскоблить. На кухне в кемпинге могло быть минимально от барбекюшницы и столиков вплоть до отдельно оборудованного домика с несколькими микроволновками, холодильником, конфорками и духовками, тостером и чайником, а также столами внутри и снаружи.
В каждом кемпинге есть санузел. Это отдельное здание с множеством кабинок, умывальников и душем. Не надо забывать, что кемпинг-развлечение летнее, поэтому душ никогда не отапливается, а чаще всего дверь всегда отрыта или отсутствует, а множество открытых форточек не позволяют завестись плесени. В этих кемпингах я закалилась невероятно, тк приходилось раздеваться холодными вечерами перед душем и выходить из теплого душа в холодный воздух.
В марте на материковой части в палатке было круто, а в Тасмании было не очень круто в +11 и дождь (а именно столько в Исландии летом) выбираться на улицу из душевой, да и вообще мне, не особо привыкшей к походной жизни, было не особо комфортно из-за холода. Так что лучше хостел.
огромное спасибо!!! статью добавил в избранное, очень много информации полезной!
но я только одного не пойму, там всё таки в ходу исландские кроны или же евро? просто туда планирую ехать с евро и оплачивать всё так же в евро.. нужно обменивать их на кроны?
как думаете, туда нормально будет поехать в мае? вроде погода становится лучше, да и пейзажи уже заметно "зеленее", в июле очень боюсь большого турпотока, из за которого становится затруднительной задача поиска жилья и т.д.
Заранее спасибо!)
Спасибо!
В ходу исландские кроны, а в евро можно расплатиться в крупных магазинах (их не так много), в гестхаусах по договоренности. Но курс будет не лучший.
Так что рекомендую либо брать карту плюс немного евро (на крайний случай), либо если все же хотите платить наличными, то обменять ваши евро в банке на кроны по прилету в Исландию.

По поводу времени года - думаю в любое время поезда будет отличной. Другое дело, что все F-дороги будут закрыты до июля, поэтому стоит планировать только достопримечательности кольцевой дороги.
Мы решили вопрос с бронированием с помощью HiHostel, там на июль были места даже в апреле и даже по умеренным ценам. Если есть возможность - берите середину лета, центр острова впечатляет больше всего.
спасибо большое! пожалуй, так и сделаем-обменяем в аэропорте, если там, конечно, курс не грабительский)

насчет F-дорог расстроили,конечно, мы как раз собирались взять паркетник потипу suzuki grand vitara и проехаться по бездорожью (в частности - фьорды на северо-западном "гребешке" страны и к горе Торсморк, что близ вулкана, на юге-там есть трёхзначные трассы, потом они, конечно, меняются на трёхзначные дороги с буковкой F, неужели никак не проехать? На сайтах туда даже автобусы ходят в мае..:(

Очень хочется ещё доехать до Landmannalaugar , это тоже красивые горы в центре страны, да и машина должна потянуть, туда тоже, получается, въезд закрыт, и никак не объехать ограждения?
Извиняюсь за много вопросов, просто хочется до конца оценить ситуацию и подумать, может на лето всю эту затею перенести)
Честно говоря не знаю на счет мая, http://www.road.is/vefur2.nsf/Files/Opnun_fjallvega_en_2016/$file/Opnun_fjallvega_en_2016.pdf - статистика говорит, что все вкусное будет закрыто.
Но, где фьорды на северо-западе нет F-дорог, там наверное можно будет проехать.

На Ландаманналаугар надо по F-208 (самый легкий путь для машины). Надо уточнить когда обычно открыт кусок от Лан-ар до обычной дороги на севере. Аскья, Лаки - точно не проехать будет, дорога закрыта, "под знак" ехать не советую по соображениям безопасности, да и штрафы.
Спасибо! Да уж, будем довольствоваться кольцевой главной дорогой. И последний вопрос,при бронировании авто достаточно будет российских прав или нужно делать международные?
Извените за задержку с ответом, был в отъезде.
В 99 проц случаев достаточно российских прав. Рекомендую написать прокатчику, приложив скрин прав, с вопросом подойдут ли такие. Я так делал с Blue Car Rental - быстро ответили что все ок. Тогда в случае чего предъявите им их же ответ.
огромное спасибо за подробную помощь! зафрендил и буду с удовольствием следить за вашими дальнейшими путешествиями=)!
Бездорожье
Замечательный маршрут для путешествия на автомобиле!
Скажите пожалуйста, на бездорожье, например в центральной Исландии (highlands) и других относительно труднодоступных местах встречались автостопщики? Очевидно, трафик там даже в летний период весьма редкий, отсюда вопрос назревает, по вашим ощущениям, возможно ли поймать попутку, чтобы добраться до таких мест? :)