Как выглядит правильно устроенный город

Вена - не только красивый город, но и очень удобный. Попробуем разобраться, из каких элементов складывается уютная городская среда, как и для кого она построена.





1. Вена веками была окружена крепостной стеной, что определило плотную застройку городских кварталов. Узкие улочки, вплотную стоящие дома с дворами-колодцами, небольшие торговые площади между ними. Это хорошо видно по макету, представленному в городском музее.


2. К началу XX века крепостные стены были разрушены, но сетка улиц и плотность застройки остались прежними. От средневековья сохранились соборы и дворцы, а вот дома выросли до пяти-шести этажей.


3. Если взглянуть на город с башни собора Св.Штефана, то можно увидеть равномерное нагромождение крыш.


4. Высотные здания стоят ближе к окраинам, а на горизонте можно различить многочисленные ветряные электростанции.


5. По выходящим на крышу коммуникациям видно, как богато оборудованы некоторые здания.


6. У многих домов есть замкнутые дворики с балконами-галереями.


7. В небогатой на зелень застройке иногда встречаются экзотические деревья с не опадающими на зиму листьями.


8. Внутренний город, тот, что в пределах Ринга, отдан пешеходам. Это пересечение главных пешеходных улиц - Грабена и Кольмаркта.


9. На улице Кернтнерштрассе рабочие снимают новогоднюю иллюминацию.


10. Пешеходным улицам нельзя без лавочек. Эта скамейка одновременно является защитой для ствола дерева.


11. А эти сидения - целый арт-объект.


12. Другие улицы в центре не такие широкие. Они гораздо больше напоминают об эпохе Средневековья.


13. Как в такой плотной застройке реконструировать старый дом? Нет вопросов, поставим кран на подпорки посреди улицы, пускай под ним ездят машины.


14. В центре действует ограничение скорости 30 км/ч, об этом навязчиво информирует разметка.


15. Да и куда разгоняться, если на каждом шагу пешеходные переходы. А если впереди попадётся фиакр, то придётся тащиться со скоростью лошади, идущей шагом.


16. Кстати, стоянки фиакров чувствуются издалека благодаря характерному запаху. Лошади бесцеремонно мочатся прямо на проезжую часть.


17. Это фото очень хорошо иллюстрирует устройство городской среды в Вене. Видно, как тщательно она спланирована и в чьих интересах. Запрет парковки вблизи перекрёстков, грамотная разметка, множество наземных переходов, обилие общественного транспорта во всех направлениях.


18. Ринг - это широкая улица, опоясывающая центр. Автомобилям здесь оставлен минимум пространства. Зато проложены трамвайные пути, велодорожки, широкие тротуары, и для деревьев место осталось. Но - никаких заборов.


19. Подземное пространство в Вене очень развито. Например, возле Оперного театра расположены три станции метро и огромный подземный вестибюль, в который с улицы ведут лифты и эскалаторы.


20. Однако, никому в голову не пришло загонять людей под землю в угоду трафику. Все улицы, во всех направлениях можно перейти по земле.


21. Ещё один пример, когда пустое пространство не отдано под парковку, не застроено убогими магазинами, а просто сделана лужайка с болотной травой.


22. Типичная односторонняя улица за Рингом. Тут есть два тротуара, трамвайные пути, парковка, и только одна полоса для движения.


23. Правильно оборудованная и защищённая остановка.


24. Пешеходный переход к ней.


25. Большинство регулируемых переходов оборудовано для слепых. На этом блоке стрелкой указано направление движения, имеется схема перехода. При красном сигнале он негромко щёлкает, привлекая внимание пешеходов. А если нажать кнопку снизу, то при открытии светофора он начнет громко трещать.


26. Вообще, австрийцы не скупятся на установку дорожных знаков и ничуть этого не стыдятся.


27. Вот типичный вид городской периферии. Привлекает внимание скульптура на углу дома, дренажная труба, защищённое каменным бортиком дерево.


28. На окраине Вены стоят вполне привычные девятиэтажки, но их дворы и подъезды сильно отличаются от отечественных.


29. В этих районах проходят скоростные бессветофорные автобаны, не пересекающиеся с пешеходными путями.


30. Одно из немногих явных безобразий, замеченных мной в Вене, оказался этот валяющийся под мостом контейнер.


31. Когда Вену заваливает снегом, она становится очень похожа на Москву в оттепель. Дороги покрыты жидкой коричневой кашей.


32. Нечищеная остановка.


33. В трамвае натоптали, натащили подошвами гранитной крошки.


34. На улицу вышли хмурые люди, разбрасывающие из вёдер соль.


35. Так выглядела моя обувь вечером после прогулки по Вене.


36. Пешеходные улицы в центре если и чистят, то только по краям, где ходит основной поток людей.


37. Вечером в одном из самых престижных районов Вены, на площади Фреюнг, почти нет людей и машин, всё завалено снегом.


38. Во многих местах асфальт заменён брусчаткой. Однако, это не мешает венцам ездить на велосипедах даже зимой.


39. Улицы и тротуары чистят от снега и посыпают солью и гравием при помощи крошечных экономичных тракторов.


40. Спустя пару дней после снегопада Внутренний город освобождён от снега.


41. Ой, вот тут кучку пропустили.


42. Тщательность уборки разная на разных улицах. Например, этот тротуар плотно засыпан гранитной крошкой, тогда как снег здесь давно растаял.


43. Венцы не ждут, когда новогодние ёлки окончательно осыплются, и уже к 7 января спешат от них избавиться.


44. Ёлки тут не выбрасывают в контейнеры с общим мусором, а приносят в определённые места, откуда их потом забирают на переработку.


45. Напоследок - несколько интересных мелочей общественного пространства Вены, немаловажных при создании комфортной городской среды. Например, парковка для собак.


46. Запакованное дерево и знак на газоне.


47. На Ринге спилили дерево, но защищавшую его решётку оставили для следующего дерева, которое будет высажено на этом месте.


48. На всех улицах можно встретить весы, одно взвешивание стоит 20 центов.


49. Фирменная венская урна оборудована отсеком для окурков.


50. Во многих кафе можно бесплатно почитать газету, растянутую на специальном держателе. Этим активно пользуются многие пенсионеры, приходящие в кафе на обед.
"Вена веками была окружена крепостной стеной, что определило плотную застройку городских кварталов."

Старая питерская застройка не сильно отличается от Вены, хотя никакой стены никогда не было...
Когда Питер строился, в Вене городские стены уже утратили свою необходимость и на их месте построили бульвар на манер парижским ;) Они были актуальны в средневековье и во время турецких осад.
Пустышке Варламову стоит побеспокоиться. Как бы в один прекрасный день его клоны не отобрали бы у него кусок хлеба.