Прокат автомобиля: почем кот в мешке? Или какие засады нас ожидают

Сделаю смелое признание - я очень плохой клиент для прокатных компаний. Веду себя с ними не вполне честно и совсем не по правилам. И, вероятно, косвенным образом создаю проблемы тем, кто получает автомобиль после меня. Мои машины часто ломаются, порой по моей вине - но я не звоню в прокатную фирму, и не признаюсь что случилось. А нахожу где можно произвести косметический ремонт за копейки, дабы не платить сумму личного участия. Человек, который получает эту машину после меня рискует заполучить массу головной боли. Впрочем, и сам не раз становился жертвой таких же хитрецов, и об этом ниже -



Мой "послужной" список

Брал автомобили в прокат в очень многих странах: Франция, Германия, Чехия, Хорватия, Финляндия, Турция, Египет, Израиль, Иордания, Кипр, США, Коста-Рика, Марокко, Испания, Ботсвана и Намибия.

Про кота в мешке

Аренда автомобиля это всегда кот в мешке, причем абсолютно неважно, бронируете ли вы заранее по интернету, или берете на месте. Вы берете неизвестную вам машину, находящуюся в непредсказуемом техническом состоянии. Вы уповаете на бренд фирмы и слепую уверенность в том, что у них все четко и ответственно. Вы принимаете автомобиль чистеньким и сверкающим, и для галочки делаете обход и визуальный осмотр, дабы не было видимых царапин на корпусе. Особо бдительные проверят наличие масла в двигателе и опустятся на колени, дабы осмотреть машину снизу. Похвально! Но любой автолюбитель знает, что ползая на коленках вы ничего толком не увидите. Для полноценного осмотра нужно загнать машину на яму (а вдруг там поврежденная подвеска?), потом сделать круг и послушать двигатель, подавить на тормоза, проверить гидравлику руля. Многие ли из нас так поступали? Конечно же нет.

Меж тем, мы подписываем по сути кабальный договор с фирмой, где гарантируем полную сохранность автомобиля, чье техническое состояние нам неведомо. Причем рискуем мы не только суммой личного участия, которая варьируется от 200 до 1000 евро, в зависимости от класса автомобиля. Большинство прокатных фирм отказывается страховать любые повреждения днища, и эти виды ремонта будут исключительно за наш с вами счет. Вторая же засада состоит в том, что фирма может снять с вас деньги и несколько месяцев спустя за реальные (либо мифические) поломки и нарушения ПДД. И тогда доказывать что либо находясь в тысячах километров от офиса компании будет весьма сложно.

Неудачный опыт
- номер раз

Впервые в жизни я брал машину в прокат в 1998 году в Германии. Аэропорт Мюнхена, компания Avis, я совсем еще пацан, за месяц до этого события впервые в жизни обретший кредитную карточку. Машину взял, как сейчас помню, Опель-Вектра 1.8. По тем временам очень даже неплохую. Тонкостей я не знал, ничего не проверял. Выехал в направлении Зальцбурга и спустя километров 100 заметил, что руль слегка тянет влево.


Фотография на память, зима 1998 года, мы ждем эвакуатор.
Неподалеку от Клагенфурта (Австрия)


Остановился, посмотрел - нет, колеса накачаны нормально. Решил что не беда, переживу. Но на следующий день уже основательно застрял в районе Клагенфурта, на юге Австрии. Руль тянуло так, что стало опасно ездить. Это была гидравлика, и решить проблему самостоятельно я не мог. Пришлось звонить в фирму, те спустя часа 3 пригнали эвакуатор, и взамен выдали новенький Мерседес-190.

Опыт номер два

Год 2000. Гереме (Турция). Взяли в прокат маленький джипик "Сузуки-Самурай". В тех местах и в те годы еще не знали что такое кредитная карта, поэтому обычно в залог оставляли свой паспорт. Машину нам дали прямо скажем в ненадлежащем состоянии - пыльную, грязную вокруг колес. Явно не вымыли после предыдущих туристов. Договор аренды - на турецком языке, которым мы абсолютно не владеем. Это сейчас все мы стали умные, с приходом интернет-форумов и общей сознательностью. Тогда были другие времена, все же 10 лет назад!  Хорошо еще, что я сообразил оставить турку свой общегражданский паспорт, а не заграничный. Хоть и был наивным 23 летним пацаном, но каким-то шестым чувством предвидел неприятности. И не ошибся.


Год 2000-ый. Еще одна памятная фотография - за пару часов до сдачи машины

Надо заметить, что машина изначально была в неважном техническом состоянии - скрипела, стонала. Но не было выбора - все остальные машины уже разобрали. Она прослужила нам все три дня и не сломалась, но когда мы ее вернули, турок заявил, что мы испортили колодки. И теперь должны ему денег. Названную сумму не вспомню, да и не в ней суть. Ничего мы не ломали, с асфальтированной трассы не съезжали. Это была разводка чистой воды, а у турка в заложниках мой общегражданский паспорт. Словесные баталии стремительно набирали обороты, переходя к откровенно конфликтной ситуации. В итоге мы заявили, что если он немедленно не вернет паспорт - мы берем машину и скидываем ее с обрыва. И пусть оставит мой паспорт себе на память, благо что заграничный остался у меня на руках и я спокойно покину Турцию. И я покрутил своим заграном у турка перед носом, добавив, что нехорошо пытаться обманывать ближнего своего - можно остаться без машины. Данный довод убедил вредного османа, и тот буркнув себе под нос какие-то ругательства вернул мне паспорт.

Опыт номер три

Год 2007-ой, Дубровник (Хорватия). Взяли в прокат черный Фиат-Пунто 1.4 в компании Budget, и будучи людьми опытными, проверили его насколько это возможно. Казалось, что полный порядок: идеальная чистота, ни одной царапинки. Выехали в путь, пересекли границу в Боснию-Герцоговину, едем, слушаем музыку, прикидываем что к вечеру доберемся до Сараево. По дороге решаем посмотреть некий монастырь, расположенный в стороне от основной трассы. Дорога так себе -



И тут что-то начинает потрескивать снизу. Останавливаемся - вроде бы все в порядке. Едем дальше, слабый треск не пропадает. Надо бы заехать на яму, но жалко времени, да и лень. Но на следующий день треск усиливается, и мы решаем убедиться, что все в порядке. Заезжаем, какая-то маленькая шарашка, где работают веселые ребята. Выясняется, что у нас отлетела металлическая защита двигателя, и то что скрепит - ее обломок, цепляющийся за какой-то там узел. Ничего себе! Защита размером метр на метр - как она могла просто так отлететь? Особенно обидно то, что защиту повредили до нас, и прицепили ее проволокой(!) к выхлопной трубе (кусок защиты так и болтался на проволоке), и со стороны это было абсолютно не заметно. Так, или иначе, но платить за нее придется нам, ибо страховка не распространяется на повреждения днища, и доказать что мы не виноваты будет невозможно. К счастью, талантливые умельцы притащили нам корявую защиту от другого автомобиля, да еще и пластиковую, и точно так же прилепили ее кое-как на проволоке к выхлопной трубе. И нам удается сдать машину назад, ура! Теперь пусть мучается следующий турист, не так ли? А как бы вы поступили? Заплатили бы 500 евро прокатной фирме?

Опыт номер четыре

Год 2007-ой, Тель-Авив, Израиль. Взяли машину в аэропорту Бен-Гурион, малышка Hyundai-Getz 1.4. Компания Eldan. На первый взгляд все в порядке. Выезжаем. Путешествуем по стране, и целых три дня все в полном порядке. И тут автоматическая коробка передач (терпеть не могу автоматы!) перестает переводить с 3-ей передачи на 4-ую. На скорости в 60 км/ч вы можете сколько угодно жать на газ, обороты двигателя растут, а скорость не меняется. Это крайне неприятный удар по нашим планам, и как на зло в еврейскую субботу (Шабат), когда прокатная фирма не работает и даже не отвечает на телефоны, и нашей машиной никто не будет заниматься. И мы решаем, что раз так - меняем маршрут и будем ездить там, где скорость не нужна - познавать Голанские высоты, где очень много грунтовых дорог ориентированных на полный привод. Ничего, проедем и на Гетце -







Сколько раз мы цепляли днищем землю - не счесть, но совесть нас нисколько не мучила. Если компания считает возможным не работать в субботу оставляя клиента с неисправной машиной - то почему мы должны переживать за ее сохранность? Перед сдачей машину помыли, а про не работающие передачи даже и говорить не стали - как знать, могут ведь и нас обвинить в порче. Оставили следующим туристам, а что делать?

Опыт номер пять
- виноваты сами

Декабрь 2009-го, Маун (Ботсвана). Взяли в прокат автомобиль Тойота-Королла 1.6, компания Avis. Ездили несколько дней по отличным трассам Намибии, Зимбабве и Ботсваны. И вот, в один из дней пришлось ночью крутиться в буше, ища заветный лодж. Часа два по абсолютно неприемлемой для такой машины местности, выхватывая фарами то слона, то жирафа, то стаю шакалов. О количестве ям и песчаных наносов даже не говорю - все же пустыня Калахари! Утром нашим глазам открылись масштабы травм, понесенных нашей машиной -


Не правда ли непрезентабельно?

Друзья, что скажете? Вот и мы развели руками. Треснул пластиковый бампер. Как известно такие вещи не ремонтируют, а меняют целиком. Автолюбители и без меня знают, сколько примерно стоит заменить пластиковый передок у Тойоты-Короллы. Не будучи знатоком данной марки лишь на глазок предположу, что в районе 700-800 евро с работой, верно? Платить совершенно не хотелось, посему мы отправились к местным умельцам от автодела -


...и работа закипела!


Коллективный разум творил чудеса: я, ботсванец и индус. Обсуждаем как скрыть от прокатной фирмы повреждения


Готово! Ура!

Все гениальное очень просто, как гласит народная мудрость. Цель скрыть повреждения от прокатной фирмы. Как это сделать? Разумеется, что любой ремонт в данной ситуации бесполезен - надо менять бампер. Но это не подходит. Посему мы соединяем две части бампера, скрепляем их куском железки на заклепках, сверху для эстетичности замазываем белой замазкой, затем трем легкой шкуркой, затем опрыскиваем краской. И результат на лицо - в ближайшие дни разбитый бампер будет выглядеть как новенький. Потом конечно заклепки вылетят и все вскроется, но это будет потом. Знаю, найдутся желающие меня отругать за такое поведение, но я задам вопрос в ответ - а как бы поступили вы? Да, мне жаль туристов, который получат эту машину после нас. Ну а нас не жаль, когда в Хорватии нам выдали машину с разбитым днищем?

Опыт номер шесть, и кто тут виноват?

Март 2008-го, Амман (Иордания), автомобиль Citrien-C3, машину брали к компании Thrifty. Машина казалась нормальной, и забегая вперед замечу, что она нас не подвела. За четыре дня мы накрутили порядка 1600км по Иордании, посетив все что только можно. И что нельзя тоже посетили. И вот, двигаясь по трассе вдоль берега Мертвого Моря замечаем, что нам усиленно мигают фарами встречные машины. Полиция что ли? Так мы и не нарушаем правил. В итоге выясняется, что мы потеряли передний номерной знак, что совсем не смешно, ибо на первом же посту полиции у нас будут проблемы -



К счастью, развернувшись и проехав несколько километров назад, мы находим наш знак, и привязываем его шнурками от моего кроссовка. Инцидент можно считать исчерпанным, и мы едем дальше по дорогам Иордании.



Небольшая подборка автомобилей, которые меня не подвели

Про негативный опыт я уже рассказал, почему бы не привести примеры удачного проката? Ведь таких эпизодов намного больше, чем тех, о которых говорилось выше. Итак -


Марокко, 2007-ой год. Скрипела, но не сломалась!


Хиос (Греция), 2006-ой год, порядок!


Италия, 2007-ой год, никаких вопросов!


США и Канада, 2006-ой год. Отлично!


Франция, 2008-ой год, идеально!


Сербия, 2008-ой год, никаких нареканий


США, 2007-ой год, без вопросов!

Остается пожелать всем больше путешествий, а машин мощных и крепких! И помнить, что никто и ничего нам не гарантирует, вне зависимости от известного бренда и красивой сорочки клерка.

К вопросу  морали

Мне могут возразить, особенно по пункту 5 (про бампер в Ботсване), мол, Саша ты неправ, следовало заплатить прокатной фирме 800 евро за ремонт. На это отвечу следующее - oтношения клиента и продавца не стоит сравнивать с отношениями между людьми, ибо это принципиально разные вещи. Все автомобили прокатчика застрахованы по умолчанию, и речь идет не о вашей страховке CDW, а совсем о другом. Просто по соглашению между страховщиком и прокатной фирмой последний обязуется в "разумных пределах" отслеживать сохранность автомобилей и в случае выявления дефектов устранять их за счет клиента.

Если быть таким идеалистами, и во всем без исключения искать несправедливость и с ней бороться - можно сойти с ума. Вы не победите систему, зато система растопчет вас. Сотрудники проката получают месячную зарплату, которая на зависит от того, на заклепках держится бампер, или на проволоке. По словами моего хорошего знакомого, работающего в московском отделении прокатной фирмы "Икс", являющейся мировым брендом, там очень сильно играют со страховками. И с гарантией в 90% подсунули бы вашу поврежденную машину следующему - это скромная часть корпоративной этики. Ваша честность приведет лишь к тому, что с вас возьмут штраф в 800 евро, а машину чинить не станут - подсунут ее следующему клиенту. Итого, фирма заработает 800 евро, следующий клиент попадется на эту же поломку и будет думать как выкрутиться, а вы окажитесь как минимум в нелепом положении. Такой путь кажется вам предпочтительным?

Из пяти перечисленных мной эпизодов с машинами, лишь один раз (в Бостване) я повел себя не совсем корректно, сдав машину со скрытым дефектом. В других четырех ситуациях мне самому давали машину со скрытыми дефектами, и по идее, если бы я повел себя по правилам - заставили бы платить за поломки сделанные предыдущими туристами. Пришлось как-то из этих ситуаций выходить, в противном случае, по самым скромным подсчетам в этих четырех ситуациях я бы заплатил прокатчикам порядка 3000 долларов. Признаться, для меня это немалая сумма, да и платить за вред нанесенный непонятно кем - не хочется.

Что же делать, как жить дальше? Хороший вопрос. А что предлагаете вы, друзья?
а какие-то общие советы можете дать при выборе автомобилей на прокат?) может быть определенные компании, или марки, которые меньше подвержены таким неприятным инцидентам?
Все одинаковые. Совет простой: проверять машину по максимуму. Внешнее состояние, заблёванность сидений, наличие и уровень всех жидкостей, включая омывающую. И самое главное - смотреть на наличие и работоспособность запасного колеса.
Впечатлило рассуждение что за хорватский прокат должен был ответить африканский прокат :)))) И про шабат тоже... Я конечно брал машины впрокат меньше раза в два, но всетаки мне позиция мне кажется черезмерно хипповой... ;)
от Вашего "опыта номер пять" нехило так пованивает говнецом.
>>>от Вашего "опыта номер пять" нехило так пованивает говнецом.

А как бы поступили вы? Приехали бы с разбитым бампером, заплатили бы порядка 800 евро за повреждение, и..? Где гарантия того, что следующему туристу не подсунут эту же машину с этими же заклепками, и они у него не выпадут? По словами моего хорошего знакомого, работающего в московском прокатной фирме "Икс", являющейся мировым брендом, там очень сильно играют со страховками. И с гарантией в 90% подсунули бы вишу поврежденную машину следующему.

Что вы на это скажете? По прежнему пойдете платить 800 евро?
А это не Вы вывешивали где-то в интернете историю как не платить штраф, оставляя на платных паркингах машину, засовывая под свой дворник штрафную квитанцию, взятую из-под чужого дворника? :)
вот нифига себе! в прошлом году в Испании брали машину напрокат у Avis, слава богу, ничего не случилось:) а тут вы со своим рассказом, в след. раз обязательно буду очень тщательно осматривать машину, ну, и возьму на заметку, что делать с повреждениями!:)) очень интересно. спасибо!)
чуть-чуть не в тему, но очень волнует сейчас вопрос, как во Франции с парковками дела обстоят? как в крупных городах, так и в маленьких.
по-разному дела обстоят. а в чем собственно ваш вопрос?)
обычно есть и платные и бесплатные места для парковки. при этом любые места бесплатные ночью, в воскресенье и в обеденный перерыв.
в маленьких проще дела.
Смотрю и диву даюсь: стотыщ комментов, все по делу, автора стыдят... Думал, уж я с ума сошёл. Потом смотрю: так это же ru_travel, а не ru_auto!
>>>стотыщ комментов, все по делу, автора стыдят... Думал, уж я с ума сошёл. Потом смотрю: так это же ru_travel, а не ru_auto!

Да, тут не ru_auto :-)))
Здесь люди бОльшие моралисты, чем заядлые автомобилисты. Легко рассуждать о мирской справедливости сидя перед компьютером. Но почему-то уверен, что почти любой поступил бы на месте автора точно так же. Но из природной скромности об этом бы умолчал :-)))
Очень полезный пост! Как поступать - каждый решает сам, но теперь-то ясно, что прокатную машину надо как минимум осматривать весьма тщательно! А мне так страшно теперь машину напрокат брать - уж лучше общественным транспортом...
Cпасибо за отзыв!
Не переживайте по поводу проката. В большинстве случаев проблем нет, поверьте.
То есть на 13 опытов проката 6 с теми или иными неприятностями, то есть практически половина, или перечислены не все удачные случаи?
Скажем так, из примерно 20 раз, что я брал машину в прокат, проблемы были 5 раз. Все это выше перечислено. Иными словами, 20% случаев. И еще такой нюанс - надо ли считать проблемой отвалившийся номерной знак?
Бывали неоднократно подобные случаи. С официальными конторами никаких проблем не возникало, страховки все покрывали. Были проблемы с частными прокатчиками, например, на Мадагаскаре, где мы перевернулись на машине. Заплатили скромную по московским меркам сумму.

Только что приехали из Южной Америки, в Аргентине содрали деньги за пробитое колесо и дефекты на задних крыльях от гравия. Обидно было платить, но не заплатить не могли, это была метная контора и за наши дефекты потом бы заплатила милая барышня, кторая нам сдавала машину.

Платить или нет - каждый решает сам. Я предпочитаю платить, или брать полную страховку, чтобы потом не было мучительно больно))
>>>Я предпочитаю платить, или брать полную страховку, чтобы потом не было мучительно больно))

Согласен! Вопрос лишь сколько платить, и за что платить. Из пяти перечисленных мной эпизодов с машинами, лишь один раз (в Бостване) я повел себя не совсем корректно, сдав машину со скрытым дефектом. В других четырех ситуациях мне самому давали машину со скрытыми дефектами, и по идее, если бы я повел себя по правилам - заставили бы платить за поломки сделанные предыдущими туристами. Пришлось как-то из этих ситуаций выходить, в противном случае, по самым скромным подсчетам в этих пяти ситуациях я бы заплатил прокатчикам порядка 3000 долларов. Признаться, для меня это немалая сумма, да и платить за вред нанесенный непонятно кем - не хочется.
В 2000 на Сицилии, в Таормине, через Hertz брали малолитражку, бронировали через турагенство, страховали от всего, кроме угона. На следующий же день, отправившись в магазин, заметили, что нас пасет бородач на мотоцикле, и не юноша уже, вышла из машины с ребенком на руках, долго в него всматривалась с метра, в магазин зашла на пару минут, вышла - машина порвана подножкой мотоцикла вдоль. Компания заменила на следующий день - сами пригнали, сами забрали, с нас ничего не брали - вошло в страховку. Как объяснили, за то, что на лобовом бумажка - машина прокат для туристов.
Марку не помню, но она от Таормины до Сан Вито и Эриче проехала без вопросов.
Думаю, так же бы и поступала, как Вы, если бы пришлось.
Когда в Хельсинки свернули на стоянке зеркало, заменили машину в прокате без штрафов, опять же - страховка.
так странно, вроде бы Италия - страна относительно цивилизованная, почему местное население могло подобным образом отреагировать на арендовавших машину никого не трогающих туристов? :(
+100
это вообще проблема современной цивилизации, отсутствие ответственности со стороны поставщиков услуг/товаров и неравное положение сторон сделки.
То есть если тебе подсунули неисправную машину - компания не несет ответственности, если самолет не вылетел вовремя - авиакомпания не отвечает, если банкомат не работает - банк тут не при чем. Но стоит клиенту нарушить что то, он попадает на штрафы, наказания, разборки. Стоит добавить что на стороне фирмы и юристы и тех персонал, куча правил, а с другой стороны один человек.
Cовершенно верно!
Меня тоже удивляют моралисты, считающие что надо идти и платить "несчастной" фирме 800 евро. При этом сама фирма имеет свойство подсовывать нам же дефективные автомобили, и затем требовать денег за мнимые поломки.
отличное изложение, спасибо. полностью поддерживаю, в описанных ситуациях грамотный выход. поступила бы точно также.
Да, кстати, то что вы тут описываете есть классический пример использования ассиметричности информированности которым часто злоупотребляют продавцы и в итоге он ведет к ухудшаюшему отбору на рынке. предлагать нормальные машины по той же цене как битые - не выгодно, предлагать битые машины дешевле - будут опасаться их брать вообще, в итоге предлагают битые по цене обычных. Акелрлоф за за нализ этого механизма Нобеля по экономике получил
http://www.xion.ru/libra/files/thesis_Akerlof.pdf