Тунис, зима 2009

Небольшой чисто информационный отчет о поездке в Сус, Тунис, 13-20 декабря 2009 г.
Тунис вроде бы не бог весть какое место, тем не менее, когда я искал полезную информацию перед поездкой, обнаружил, что ее не так много. Гиды, особенно русскоязычные, дают устаревшие сведения. Так что я составил отчет с такой информацией, которой не нашел в сети, надеюсь, она будет полезной.

Погода. Напоминает московское лето. Довольно переменчива, температура колебалась от 15 до 24, иногда было пасмурно, но дождя не было ни разу. Часто дует резкий ветер, из-за чего холодно, даже если светит солнце. Когда нет ветра и солнце, то довольно жарко. Можно загорать и даже купаться (море около 18). Вполне комфортное место для проведения зимнего времени.
Отель. В принципе для меня не очень важны условия размещения, но в данном случае не могу не сказать несколько слов благодарности. Роял Жинен, 4 звезды, в 4 км. от центра Суса (приятно прогуляться по берегу), локальный автобус 410 мл. Отель совершенно прекрасный, с теплым бассейном, еда была очень разнообразна и очень хорошо приготовлена (что скорее в минус, т.к. трудно удержаться, чтобы не попробовать кусочек того и другого, в результате чего дико переедаешь).
Транспорт. Очень дешев и хорошо развит. Есть локальная автобусная сеть, метро (электричка), луажи (маршрутки), очень много такси с приемлемыми ценами (от нашего отеля до центра 2,5-3 D (динар около 24 рублей, состоит из 1000 миллимов)).
Еда и питье. Местная еда дешевая и хорошая. Например 1.5 литров минералки стоит 350 мл., только что испеченный багет не менее 300 гр. – 190 мл. Покупать лучше всего в магазинах фиксированных цен – «Магазин Женераль» и «Моноприкс» или овощи на рынке. Алкоголь продается только в этих магазинах, лишь немногие кафе имеют лицензию. Пиво только в банках по 3,3, вино в бутылках, местное, хорошее, ценой от 3 до 7 D. Крепкое спиртное только очень дорогое, ничего типа нашей водки за 100 руб нет. Так что любителям водки стоит взять с собой. Насколько я понял по пятницам алкоголь не продается (или может быть это был особый праздник). И еще – в Сусе очень не любят Visa. Нигде не принимают, часто даже изображена карточка визы, больше других, и перечеркнута жирным красным крестом. Откуда такая визофобия – непонятно.

Сус. Главное в Сусе – очень большая, окруженная массивной стеной Медина. Довольно большая ее часть занята «суками» - крытыми торговыми рынками, но есть где побродить по старым кварталам. Над Мединой возвышается крепость, касба, в которой археологический музей. Но он уже давно на реконструкции, так что побывать в крепости и посмотреть с башни на Сус не удалось. Есть также музей «Дар Эссид», традиционный богатый арабский дом (3 D). Он многоярусный и с очень сложной планировкой, но самое интересное – башня, с которой хорошо виден Сус. Так же можно посмотреть на Сус с башни рибата (4 D), но сам рибат небольшой и очень стереотипный. Еще один музей, Эль Кобба, в эффектно выглядящем здании с куполом с зигзагообразными углублениями. Но по фотографиям и отзывам побывавших там заходить особого желания не было.
Вне Медины очень стоит посмотреть на «Музей современного искусства» (3 D). Его нет в путеводителях, но это самое крутое в Сусе. Собственно, музей этот сделал один художник - Taïeb Bel Haj Ahmed, по моему гениальный (посмотрите в поиске, его много). Его работы резко отличается от той тоскливой ерунды, которую нам преподносят галеристы и их критики. Но главное даже не сами работы, а среда – дом, который тоже является произведением искусства, и работы в нем «живут». Скульптуры сделаны из различного мусора, и в доме лежат полуфабрикаты, один зал – «мастерская художника», так что можно сказать произведения рождаются на ваших глазах. Иногда не поймешь, лежащий монитор – это просто монитор или реди-мейд. И наконец сам художник очень милый человек. Мы читали с ним арабскую, французскую и русскую поэзию и получили от него рисунок в подарок.
Также есть катакомбы (4 D), сами по себе большие, но открыт маленький кусочек, без какой-либо экспозиции. К тому же добраться до них нелегко – не очень далеко, но по искривленным улицам с надписями на арабском языке. К тому же в путеводителях они очень приблизительно изображены. Так что можно и не ходить туда.

От Суса удобно добираться до множества прекрасных мест.
Монастир (24 км, автобус – 1,2 D). Медина Монастира частично сохранила стены, но внутри – современные рыночные строения. Главная достопримечательность – собственно сам монастырь – рибат Хартем, самый впечатляющий из трех, что мы видели (4 D). Огромная крепость, по которой можно долго ходить по разным башенкам, лесенкам и отсекам, небольшой музей мусульманского искусства, высокая смотровая башня, с которой открывается великолепный вид. У подножья рибата огромное кладбище Куббу, поскольку считается очень благочестивым быть похороненным возле рибата. Старые надгробия представляют собой двухярусные пирамиды из кирпичей типа самана. Имена достаточно быстро стираются (или их и не было), материал разрушается, в конце остается только один ярус или вообще только один кирпич (есть целые ряды из размещенных совсем рядом остатков надгробий). Это зрелище навевает очень глубокие и странные чувства. Также очень симпатична марина, со стоянками для яхт (в отличие от промышленных марин Суса и Махдии). К сожалению, по одному из молов далеко не пройдешь – там береговая охрана. Также прекрасен скальный мыс на севере от марины, на котором множество странных заброшенных сооружений (военных?), каменоломни, раскопки древностей. Довольно странно выглядят и некоторые современные постройки, связанные с Хабибом Бургибом, их Лениным, который родился в Монастире. Это Большая мечеть и огромная усыпальница Бургиба – все это поражает величиной, обилием каррарского мрамора и золота.
Неподалеку от Монастира находятся развалины античной Руспины, но колонны из нее давно были использованы в мечетях, а остатки находятся в музеях.

Просмотреть Монастир на карте большего размера

Махдия (64 км. от Суса, метро – 2,5 дин., автобус – 3,2 дин., луаж - 4 дин., 1 ч. 30-50 мин.).
Махдия занимает узкий полуостров – мыс Африка. Основана Убейд Аллахом, родоначальником династии Фатимидов, Махди - «Спасителем», в качестве столицы халифата в 912 г.. Очень красиво побережье полуострова, занимаемого по большей части «морским кладбищем» и маяком. Раньше весь полуостров был окружен крепостью Фатимида, от которой остались руины, порой погруженные в море. От станции метро метров триста до начала Медины, массивные главные ворота Скифа эль-Кахла («Темные ворота»), с узким проходом 50 метров длинной. По пятницам внутри ворот собираются женщины из окрестных сел, изготавливающие традиционную одежду, вышитую золотом. Это аутентичное ремесло, которое редко где встретишь, так как рынки заполнены совершенно стереотипными сувенирами. Покупательницы опять таки местные женщины. Рядом с воротами археологический музей со статуями из Эль-Джема. Мозаиками и т.д. (4 D). Сама Медина небольшая, но очень живописная. Улочки постоянно выходят на море и сами дома часто стоят буквально над морем. В центре мечеть Мустафы Хамзы в турецком стиле (1774). Справа от Медины Большая мечеть, достаточно стандартная и являющаяся современной репликой (1 D). Далее довольно большой рибат Бордж эль-Кебир (4 D), из которого открывается великолепный вид на полуостров.
По пути из Монастира в Махдию есть еще примечательные места, которые можно было бы посетить: Ламту (рибат, археологический музей) и Бекальту (руины античного Фапсуса),

Просмотреть Махдия на карте большего размера

Кайруан (60 км, 3 D автобус, 4 D луаж). Религиозная столица Туниса. 7 посещений Кайруана приравнивается к одному хаджу в Мекку. Начинается посещение с туристического офиса, где выдают мультибилет (7 D). Рядом с офисом - цистерны Аглабитов, снабжавшие город водой, идущей с гор по 36 километровому акведуку. Однако сейчас это бетонные сооружения, как мне кажется мало имеющие общего с оригиналом. От офиса менее километра до Медины, в которой ранок не очень большой, в основном центральная улица, а вокруг жилые кварталы и культовые вооружения. Вместе с билетом выдается карта с маршрутом, так что описывать все достопримечательности не буду. Собственно, важна скорее общая атмосфера.

Порт Эль Кантауи. Это пригород Суса, до него идет городской автобус (10 км., около 1 D). Это современный курортный поселок, но очень милый, с красивой мариной с яхтами (в самом Сусе марина чисто индустриальная) и традиционно ориентированной бело-синей архитектурой.

В столицу Туниса, Тунис за день не доберешься. Хотя автобусы и электрички ходят хорошо, но долго, так что весь день уйдет на поездки. И в самом Тунисе тоже придется много ездить. Так что если ехать, то с ночевкой.

Можно еще было бы съездить в Эл-Джем (1 час, амфитеатр) и Сфакс (2 часа), но уже не было сил.

Теперь о неприятном. Вообще не хочется об этом вспоминать и писать, но может быть это будет кому-то полезным. В путеводителях пишут, что в Тунисе много попрошаек и мошенников, но нет бандитов. Это не правда. Во-первых, попрошаек и мошенников не много, а очень много. Во-вторых, при случае и перед насильственными действиями они не останавливаются. Клянчат деньги непрерывно и очень агрессивно, пускаясь на различные психологические трюки.
Гид.Местный житель плетется за вами, что-то говоря на французском, несмотря на то, что вы ему ясно даете понять, что он вам мешает и что вы французского не знаете. Это он воспринимает как акт найма и просит денег. Причем не конкретную сумму а «сколько не жалко». То есть какой-нибудь бомж просит «только один динар». Но вот сколько «не жалко» для импозантного седовласого мужчины в дорогом кашемировом пальто? Сколько не дашь, чувствуешь, что глубоко его оскорбил своей ничтожной подачкой. Кстати, если вам нужен гид – просто берите такси. Таксист довезет вас куда угодно в пределах города за 2 D и совершенно бесплатно даст нужную информацию. И еще – у главных ворот есть туристический информационный пункт, где можно получить любую информацию, набрать кучу буклетов и посмотреть расписания поездов и автобусов – все абсолютно бесплатно.
Брат (Сестра). Это обычное наименование иностранцев. Побратавшись, нужно дать денег.
Подарок. Уличные торговцы часто садятся с вами на песок, типа просто хотят отдохнуть и заводят обычную песню про то, как холодно небось в Москве. После чего дарят вам (как брату) что-то вроде пакета с арахисом. Разумеется, рассчитывая на ответный дар, намного превышающий стоимость пакетика.
Археоложист. Ну это высший пилотаж. Он сидит в кафе и непрерывно пьет кофе. Затем заводит разговор о том, что он был реставратором всех местных достопримечательностей, что раньше он жил в Швейцарии с женой-француженкой, но она умерла, у него много детей, очень болит сердце, при этом глотая кофе из поллитровой чашки (у меня тоже болит сердце, поэтому ношу с собой лекарства, однако от лекарств он отказывается). Затем просит денег, не за то, что он гид, он все вам показал бесплатно, чисто по дружбе, а на лекарства (разумеется, лекарство дорогое и плата должна быть побольше, чем просто гиду).
Повар. На каждом шагу встречается «повар из вашего отеля» со словами: «Привет! Вы меня не узнаете? Я ваш повар». Трудно отказать человеку, который тебя кормит, причем кормит совершенно прекрасно. Но такое количество поваров несколько неправдоподобно.
Бесплатно. Если видите где надписи крупными буквами «бесплатно» – не верьте. Обычно, скажем, в аэропортах туалет бесплатный. Условно, конечно, в стоимость билета входит и туалет, и зал ожидания, и т.д. Ну у путешественников просто может не быть мелочи данной страны. Однако во всех бесплатных местах караулят «уборщицы», главное занятие которых как раз караулить. Опять таки на вопрос «сколько» стандартный ответ – сколько не жалко.
Продавцы. Имеют обыкновение не просто приставать, а буквально хватать за руки и держать, пока что-то у них не купите.
Теперь криминальные вещи.
Монетка. В метре от вас молодой человек, идущий на встречу, типа подбирает монетку в 2 евро и спрашивает, сколько это (типа мы лучше знаем курс евро). Когда ему сообщаешь, что 4 динара, предлагает отдать ее вам, а взамен получить 2 динара. Как развивается этот сценарий потом, не знаю, но догадываюсь, что просто вырывают кошелек и убегают. И это непрерывно. За одну прогулку по пляжу несколько человек «находят» по 2 евро.
Анаша. Алкоголь в мусульманской стране табу, а вот анашу предлагают вечером в центре на каждом шагу. Но не вздумайте купить себе пакетик в качестве сувенира – дилер сразу же вас сдаст полиции. Свою выгоду он уже получил, теперь еще получит.
Фотоаппарат. И, наконец, вам наверно интересно, почему нет в отчете фоток? А вот почему. Мы сидели примерно в пять часов вечера на пляже недалеко от центра. К нам стал приставать молодой человек, требуя платы, за то, что мы сидим на его раене. Пляжи, замечу, в Тунисе абсолютно бесплатны, везде. Мы его послали и стали уходить. Он агрессивно хватал меня за руки и вдруг отстал и убежал. Через некоторое время обнаружил, что из рюкзака исчез фотоаппарат. Сама техника не шибко дорогая, баксов 300 (плюс аккумуляторы, карта), но там было множество фотографий, сделанных за четыре дня которых (как и не сделанных) безумно жалко. Так что безопасно только днем строго на туристических маршрутах.
Чем это объяснить – непонятно. Разумеется, тунисцы зарабатывают примерно вдвое меньше чем русские, так у них и цены меньше. Жилье баснословно дешево, сельское хозяйство очень развито, так что тунисец, зарабатывающий 500 долл. реально богаче русского, зарабатывающего 1000.
Короче, лучше всего вообще не вступать в контакт с местным населением. Просто говорите с ними на русском, русского они совсем не знают. Тогда ваш отдых будки совершенно прекрасен. Наверняка среди тунисцев много честных и трудолюбивых людей, но в туристических местах водятся совсем другие люди, порядочным людям туристы совершенно безразличны, и безразлично, сколько градусов сейчас в Москве, они просто живут в своем собственном замкнутом мире.
Спасибо)
У меня Тунис давно входит в список путешественнических интересов, но пока не получилось.
И что удерживает? Вроде бы Тунис самая доступная страна после Египта. А уж как место, где можно дешево проводить зимнее время она вообще уникальна.
Да ничего совершенно не удерживает. Просто либо были возможности поехать еще куда-то и грех было их не использовать, либо компания собиралась в другое место.
За фотоаппарат, конечно, очень обидно, особенно с фотографиями. Но этим не только восточный страны отличаются. У моего дедушки так же виртуозно украли камеру в Праге.
про фотоаппарат сочувствую.
а я-то под кат заглянула - хотела Сусс зимой посмотреть.
мы в августе 2009 отдохнули в Суссе просто замечательно. разве что метро я там не заметила :)))
а насчет попрошаек и мошенников, у нас у самих в СПб этого хватает, и фототехнику тоже, увы, воруют, причем и такими способами, как Вы описываете.
нам в Суссе было комфортно. местное население доброжелательно, когда мы бродили с фотоаппаратами по узеньким улочкам медины, мы не почувствовали неприязни типа "ходют тут всякие":)
боюсь, "говорить по-русски" не рецепт от попрошаек и навязчивых торговцев. они м.б. и не говорят, но языки различают и очень интересуются - откуда турист. по-моему, относительно русских у них сложилось как раз впечатление, что русские с деньгами расстаются легче, чем, например, немцы, следовательно настойчивость что-нибудь продать возрастает:)))
Метро - это так называется что-то вроде электрички.
А насчет Сусса зимой - посмотрите журнал Ники Дубровской, http://nikadubrovsky.livejournal.com/profile
Она как рас сейчас в Суссе и размещает фотографии.
Что же касается местных мошенников, то может быть дело во времени года. В августе пик туристического сезона, туристов много и на одного туриста к-во мошенников меньше. А зимой одинокие туристы становятся объектами особого внимания.
Сочувствую по поводу фотоаппарата..
Мы были в Тунисе несколько лет назад - пожалуй, это единственное место, куда не хочется возвращаться. И именно из-за людей.
Единственное, что (на мой взгляд) там стоит сделать - это посетить двухдневную экскурсию: древний амфитеатр, пещеры троглодитов, встреча заката в пустыне верхом на верблюдах - это действительно здорово.
Но, разумеется, если до этого не видел пустыни и не катался на верблюдах ;)
Мне бы хотелось вернуться. Тунис прекрасен. Просто мы слишком расслабились и не были готовы к этому. Если бы добрый люди объяснили, как себя там нужно вести, то все было бы замечательно.
как-нибудь привезу к вам в гости наши фотки из той поездки
или я уже показывала?
Верблюд лишний :) В пустыне и без него хорошо. Песок прикольный - мелкий очень. И, вроде бы, полные кроссовки песку - но идти всё равно приятно, не мешает.
ну, на нашей экскурсии альтернативы не было - встречать закат в пустыню водили исключительно на верблюде :) а на следующий день немного повозили по пескам на джипах.

и, откровенно говоря, верблюды прибавили адреналинчика :)
К счастью, огородить Сахару забором довольно сложно :)
О! спасибо! очень подробно.
Нам тоже уже надоели попрошайки, хотя до отбирания чего-то дело не доходило.
мы искренне поверили в рассказ о том, что "я работаю поваром в вашем отеле, вы просто не узнали меня без шапки" и в то, что бедолага не может сообразить курс обмена.
Забавно, есть еще какие-то трюки?
Будет вдвойне осторожны. Спасибо за предупреждение.
Завтра поедем в Кайруан.
В Сахару уже наверное не получится: очень дорого и далеко. Мы попробуем вернуться в северный тунис, чтобы было поближе.
В Кайруан нужно ехать от новой автостанции (она в километре от медины, лучше доехать на такси, от Вашего отеля это будет 2 d) или от станции луажей (рядом с автостанцией). Лучше на луаже, они чаще и быстрее. А в Кайруане остановка луажей в 300 м. от туристического центра, где продают билеты (наверное можно попросить водителя, чтобы он прямо у центра и остановился). Однако имейте в виду, что после 18-00 транспорт уже не ходит.

Интересно, а чем все же заканчивается фокус с монеткой?
вчера съездили в Кайруан. Здорового.
Сегодня собираемся поехать в Порт Эль Кантауи.
Фокус с 2 евро для нас закончился благополучно, так как муж носит монетки в кармане брюк. Он достал пригоршню мелочи и хотел поменять на 4 динара. Но чувак вежливо отказался и сказал, что он "поменяет в отеле".
Мы попались: сообщили ребенку, что нужно учить арифметику, а то будет "как дяденька".
Думаю, что если бы достали кошелек, то он бы его утянул.
Спасибо за статью!
Действительно транспорт не ходит после 18.00?? А как же возвращаться обратно из Кайруана?
Да, не ходит. Лучше всего ехать туда пораньше, и соответственно возвращаться. Кайруан маленький, полдня вполне достаточно для его осмотра. В крайнем случае можно на такси, оно не очень дорогое.