Пофотографировать с воздуха!
Звоню в Heli Link Malta разведать про экскурсию, ан фиг: они закрыты на неопределенный срок — вертолёт на ремонте в UK. Вместе с Heli Link накрылся и вертолётный маршрут на Гозо, оказывается они же обслуживали и его. Других вертолётных компаний и/или вертолётов на острове нет
Положение спасает Harbour Air (не путать с материнской Harbour Air в Канаде!)
9H-AFA
Harbour Air летает на единственном de Havilland Canada DHC-3 Otter по двум маршрутам несколько раз в день из морского пассажирского порта на Valletta Waterfront во Флориане (это как въезжаешь на полуостров с Валеттой, справа, в Grand Harbour): на Гозо и 30-тиминутную экскурсию вокруг Мальты
Бронировать рейс надо заранее по телефону. Регистрация начинается за полчаса до взлета и заканчивается минут за 10-15. Посадочные талоны не настоящие, как на 20-тиминутной линии Мадейра — Порту-Санту, но и не просто запись в амбарной книге, как на 6-тиминутной линии Бакки — Вестманнаэйяр: дают такие желто-оранжевые ламинированные карточки с цифрами, как в камерах хранения провинциальных универсамов
Safety briefing [из которого нарратор узнаёт, что у Оттера 2 выхода по левому борту, один запасный по правому и запасный выход в потолке!] проводит, стоя в задней двери, какой-то дядька в форме авиакомпании, потом захлопывает дверь и остаётся на земле. Есть даже safety cards, но их все пассажиры, как водится, игнорируют
Sterile cockpit rule на мелкой авиации никогда не соблюдается, но на рейсах с целыми 13-тью пассажирами я такого раньше не встречал. Harbour Air нарушают с особым цинизмом: за дополнительную плату сажают пассажира на место второго пилота
Короткая посадка [в самолёт] закончена. Геоблоггеры навострили свои молескины
Закрылки 45°, небольшой пробег по Grand Harbour и быстрый набор высоты [под крылом — город Senglea, расположенный через Grand Harbour от Флорианы. Характерная башенка принадлежит форту Saint Michael. Бухта слева, ответвление от Grand Harbour, называется Dockyard Creek. Бухта слева — French Creek]
Слева опять форт Saint Michael [грандиозные краны справа принадлежат так называемому китайскому сухому доку, самому большому на Мальте. Он принимает суда размера Panamax, и построен, видимо, в рамках помощи китайских товарищей развивающимся странам]
Fort Saint Michael
Теперь слева появился Kalkara Creek, справа остается Dockyard Creek, а форт St.Angelo (под крылом) "оконечивает" следующий город Витториозу. Супер-яхта справа называется Живое любопытство (Vibrant Curiosity) и принадлежит какому-то германскому богачу Reinhold Würth'у. За Vibrant Curiosity виден город Cospicua
Vibrant Curiosity
Дальше у нас форт Ricasoli и открытое море!
Самолётик делает sharp left turn. Виды становятся всё интереснее и интереснее. Вверху справа на дальнем море — город Марсашлок (Marsaxlokk) и торговый порт Мальты Freeport. В середине кадра Grand Harbour, откуда мы только что взлетели. В Grand Harbour сверху врезаются города Kalkara и Vittoriosa. Город снизу — Валетта
Можно посмотреть миллион фоток Мальты с земли и моря, но всё равно не быть готовым к реальностям мальтийской географии. Район Валетты — настоящий мегаполис, где города переходят друг в друга не оставляя природе ни одного свободного метра. Средневековые мальтийские города растут вверх опираясь на крепости, и вместе они похожи на каменные торты
Валетта граничит с Флорианой, Флориана без границы переходит в Питу, та в Мзиду, та в Ta'Xbiex (Ташбеш), он в Гзиру, ну а дальше — Слима. По морю Слиму отделяет от Валетты единственная бухта Marsamxett :)
Дальше у нас St. Julian's Bay и город Сент Джулианс. Сент Джулианс — город слева от открытого бассейна. Внизу кадра — город Слима, а единственный на всей Мальте небоскрёб торчит вверху в городе Пачвилль :)
Пачвилль — основной мальтийский центр
Тоннели на дороге №1 под Сент Джулиансом. Чуть ли ни единственное место на Мальте, где дорога ненадолго приобретает вид автострады
Это Моста и её знаменитая Церковь Успения Богородицы. У неё один из самых больших куполов в мире. Редкой, по мальтийским меркам, фичей Мосты является наличие в её черте зеленого оврага Wied il-Għasel c ручьём (крутяцкий мост почти не попал в кадр справа вверху). Недавно в

Между городами наконец стала появляться сельская местность [кольцо на пересечении трасс №16 и №17]
С воздуха впечатление о том, что каждый кусочек Мальты либо застроен, либо возделывается оказывается ошибочным [город Mġarr; наверху вид на север и на Гозо]
Первый месяц лета, но всё начинает выгорать [это вид на север Мальты вдоль западного побережья]
Ras ir-Raheb. Топонимы на мальтийском звучат как слова из Дюны потому что мальтийский это такой диалект арабского с армией и флотом (но Мальта католическая)
Красивый мыс с неизвестным мне названием разделяет пляжи Għajn Tuffieħa (слева) и Ġnejna Bay. Я забрался на него в 2001-м и увидел в Джнейне нудистов, хотя в этой католической стране с нудизмом борются
Golden Bay (слева) и Għajn Tuffieħa (Ġnejna справа, почти за кадром). Песчаные пляжи на Мальте редчайшая редкость, и я как-то специально объехал их все
Самое узкое место Мальты: вдали
Marfa ridge, North Pier, а потом Мальта кончается и начинаются Гозо (дальний остров на фото) и Комино (остров посередине)
Между Мальтой и Гозо 6 километров. Теперь, когда Мальта в ЕС, европейские социалисты наверняка построят между Мальтой и Гозо мост, но пока их за 25 минут соединяет Gozo Channel Line
На фото: Gozo Channel Line за работой [слева Гозо, справа Комино, Мальта правее за кадром]
Внезапно Гозо
Самолёт делает правый поворот и уверенно летит прямо в стену
Это конечно же домашняя заготовка: командир берёт штурвал на себя и Оттер быстро лезет вверх
Публика благодарно выдыхает
Зацените какая у Оттера трубка пито на крыле! Водяные рули на лыжах управляются тросиками, которые протянуты сверху лыж. Википедия клевещет, что Otter перестали выпускать в 1967-м году. Уверен, что к нашему Турбо-Оттеру это не относится :) [Турбо-Оттер можно отличить от обычного Оттера по длинному носику] В окне у Турбо-Оттера маячит какой-то геоблоггер.
9H-AFA
Город Xewkija. И бухта и овраг называются Mġarr ix-Xini
Xewkija is featuring an impressive large rotunda church visible from almost all villages and towns in Gozo
Ghajnsielem. Сюда приходит паром с Мальты (и прилетает рейсовый гидроплан из Валетты)
Нормально вообще? Коттеджный посёлок в крепости Fort Chambray 17го века, построенной Мальтийским орденом в гонзианском Мгарре (Mġarr это пригород Ghajnsielem'а. Гонзианский Мгарр, похоже, не город, а просто место, так что он даже не удостоился статьи Mġarr (disambiguation) на wiki)
Cirkewwa, одна из самых северных точек Мальты. Сюда приходят паромы с Gozo
Rdum Il-Hmar. Дорога вниз кадра ведет к статуе Мадонны
Mgiebah Bay
Ghajn Hadid
Mistra Bay
Buġibba. В центре Буджиббы есть iconic площадь с локально знаменитой абстрактой конструкцией (две полукруглых в плане колоннады). Каждый уважающий себя курортный город имеет подобную хрень в центре
Qawra. То, что это не Буджибба, а самостоятельный город, можно понять только из карт Мальты и wikitravel. На местности этому нет никаких признаков
Salina. Понятно что здесь делали (ср. с о-вом Сал на Кабо-Верде)
Свалка Maghtab
Pembroke
Villa Rosa, St.George's Bay
Слима
Самый кончик Слимы называется Dragut Point. Все 10 лет, что я помню Мальту, он застраивается, подпирая исторический форт. Уверен, что УТП при продаже этих квартир, — вид на прекрасную Валетту
Делаем первый (он же четвертый) разворот, чтобы зайти на посадку Grand Harbour
Опора, которая торчит между Валеттой и волноломом, принадлежит мосту, который построили англичане в конце 19-го века, а разбомбили итальянцы во Вторую Мировую
Опять Валетта (сверху-слева остров Manoel, справа Слима, Dragut Point)
Мост и ров разделяют Флориану (слева) и Валетту. Ров — и так самый глубокий крепостной ров Европы, но по первоначальному замыслу рыцарей должен заполнен морской водой
Флориана и Valetta Watefront
Оттер коршуном кидается вниз. Хоть эшелон был всего метров 500, успевает заложить уши
По причине ли тихой воды в Grand Harbour, но посадка на удивление проходит мягче, чем посадка обычного на B737 или A320 на бетон
Капитан-четыре полоски
Aircraft Only