2sveta2 (2sveta2) wrote in ru_travel,
2sveta2
2sveta2
ru_travel

Categories:

Путешествие по Северной Ладоге на катамаране. Июнь-июль 2010 года Часть вторая: Валаам.

С 22 июня по 05 июля 2010 года мы предприняли небольшое плавание по Северной Ладоге на катамаране "Тайфун".

Здесь я предлагаю вашему вниманию отчет о путешествии по Ладоге. За две недели мы успели посетить несколько замечательных островов, сходить на Валаам, погулять по ладожским шхерам. С погодой нам определенно повезло.

Отчет разбит на 3 части, и содержит некоторое количество объемных фотографий.


Первая часть отчета находится здесь.

Часть вторая. 27-28 июня. Остров Валаам


27 июня.

о. Мекерикке - о. Валаам.

Утром Ладога еще раз показала свой непредсказуемый характер. Судите сами:

Утро на о. Мекерикке

Ну, мы не стали особо сетовать и только порадовались, потому как на чистом горизонте мы отчетливо увидели очертания острова Валаам с его характерной высоченной колокольней.

Полоска суши на горизонте - остров Валаам

Остров Мекерикке, согласно картам, также находится в зоне, в которой запрещено рыбачить. Очевидно, что и тут имелось радиационное заражение. По сей причине мы не стали бродить по острову, а решили сразу отбыть.

Однако, интересна историческая справка об этом небольшом острове.

Ладожский остров Мёкериккё (Мёкерикё, Мекерике, раньше - Мюарка) входит в состав Западного архипелага. Размеры примерно 1,2 км на 0,5 км.

Одно из первых упоминаний об острове в русских источниках относится к 16 веку. В 1570 году началась очередная война между Швецией и Россией, которая получила название «долгой ненависти». Кроме политики (т.е. грабежа вражеских территорий), тут добавились мотивы личные: шведский король Юхан увёл у Ивана Грозного невесту - польскую принцессу Катарину Ягеллонику и женился на ней.

Война носила характер "тотальной зачистки", когда всё живое уничтожается под ноль, а поля и постройки превращаются в пепел. К 1578 году шведский спецназ добрался и до Валаама, истребив там изрядно старцев и слуг. К 1581 году вся Карелия по западному берегу Ладожского озера была выжжена и вырезана.

В дальнейших планах военной кампании "пограбить-понасиловать" был Олонец, городок на восточном берегу Ладоги. В начале экспедиции у острова Хейнясенмаа шведские морпехи обнаружили русские суда, и районе острова Мёкериккё состоялось морское сражение, а точнее - бойня. Некоторым русским судам удалось ускользнуть и предупредить жителей Олонца об интервентах. Под Олонцом шведов встретили с традиционным русским гостеприимством и практически полностью истребили.

Во вторую мировую войну на Мёкериккё, как и на многих Ладожских островах, финны построили ряд фортификационных сооружений, которые живы до сих пор.

В 1954 году испытания радиологического оружия перенесли с острова Хейнясенмаа на более мористый Мёкериккё. Взрывали и на суше, и в воде. Эксперименты исследовали поражающие факторы этого оружия: динамику распространения ударной волны в воде и в атмосфере, образование нагонной волны, радиационное воздействие на воду в месте взрыва. По слухам, южнее острова Мёкериккё в те же годы было произведено испытание бактериологического оружия. Полигон свернули в 1955 году.


Сказано-сделано. Погрузились и отбыли на Валаам. Ветер был попутный, погода просто заглядение.

Юнга направляется на Валаам

Море волнуется раз...

... море волнуется два...

... море волнуется три. Вход в Никоновскую бухту о. Валаам

Довольно быстро доскакали до острова, вошли в Никоновскую бухту. Хотели было высадиться там. Оказалось (мы забыли об этом, о ужас!), что сегодня воскресенье и количество паромов, "ракет", "метеоров" и просто прогулочных посудин превышает все разумные пределы. В Никоновской бухте туристов высаживают и они идут оттуда по Главной монастырской дороге, по пути осматривая расположенные недалеко Красный, Желтый, Белый, Коневской и прочие скиты.

Один из круизных паромов. На дальнем плане - купола Красного скита.

Покрутившись и не найдя нормального места для швартовки, решили идти в Монастырскую бухту. Пошли Малой Никоновской бухтой мимо островов Зеленый, Предтеченский (там вроде тоже скит), Московский.

Никольский скит. о. Валаам

При входе в Монастырскую бухту всех встречает красивый Никольский скит, расположенный на островке. Дальше по ходу движения справа возводят еще одну часовню, новодел. Довольно затейливую:

Часовня при входе в Монастырскую бухту

На причале в самой бухте все было заставлено пароходами и "ракетами", мы с трудом нашли место, куда воткнуться. Выходные дни - не лучшее время для посещения Валаама.

В Монастырской бухте.

Капитан остался чинить и латать наше судно, а мы с юнгой отправились гулять по острову. Толпы туристов, толкотня и суета, как на Невском, торговля каким-то странными сувенирами. В общем, обычная туристическая история. Мы немного прогулялись, но никуда, ясное дело, с собакой, зайти не было возможности. Просто посмотрели окрестности. По-фотографировали издалека.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.

Издалека строения монастыря сфотографировать без помех довольно трудно: то деревья, то бесконечные электропровода. Все удачные фото комплекса строений монастыря, что мне попадались, сделаны сверху.

Рядом с боголепными отстроенными заново и отреставрированными строениями монастыря, соседствуют нереставрированные и полу-развалившиеся здания работного дома и старой фабрики. В здании работного дома до сих пор живут люди.

Здание фабрики.

Походив немного, решили грузиться на катамаран и идти искать место для стоянки и ночлега, а пешие походы отложить на завтра, т.к. завтра понедельник и народу будет меньше. Вышли из Монастырки и пошли направо, в поисках пристанища на ночь. Надо отметить, в этом году вода в Ладоге необычайно высока. Местные жители нам потом говорили, что такой высокой воды лет 50 не видели. Выше обычного на 1,2 метра.

Затопленные островки.

Мелкие острова и берега подтоплены, а иные и вовсе затоплены. В тех местах, где раньше были выходы и стоянки, теперь стоит вода. С трудом, но все же нашли местечко с гладким каменным выступом в Федоровской бухте (N 61.24.401 E 030.58.495).

Стоянка на Валааме.

Рядом с этим местом располагается уже порядком подзаросший канал, берега которого выложены камнем.

Берега канала, идущего вглубь острова

Расположились, поужинали и легли спать. Чайки на соседних маленьких островах горлопанили всю ночь.

28 июня.


Дневка на о. Валаам. Пешие прогулки.

Утром погода стала еще лучше: тепло, солнце. Позавтракали, отправились пешком гулять по острову. От своей стоянки обнаружили порядком заросшую тропинку, согласно показаниям GPS, ведущую в сторону Игуменского кладбища и далее в сторону монастыря.

Карта в навигаторе настолько подробная, что на ней указаны даже разрушенные часовни. Одну из таких мы по пути посетили: остов каменной кладки размером метра 4 на 4. Там сейчас водружен деревянный крест:

Развалины старой часовни

Пробравшись через дебри тропинки, мы неожиданно вышли на недавно отсыпанную дорогу,

Дорога

которая вскоре нас привела ко входу на Игуменское кладбище:

Небольшая церковь на Игуменском кладбище

Кладбище само находится в, приблизительно, полутора километрах от монастыря. Место тихое и спокойное, утопающее в зелени вековых деревьев. Здесь покоятся игумены Спасо-Преображенской обители разных времен.

           

От монастыря к кладбищу ведет дорога, вдоль которой высажены лиственницы. Высажены очень давно, посему сейчас уже очень высокие и просто доисторически-огромные. Очень сдержанно и величественно:

Лиственничная аллея к Игуменскому кладбищу. о. Валаам

Дорога приходит к монастырю, вид на который открывается из-за холма:

Вид на обитель со стороны дороги

Часть ограды выполнена заново, в 2004 году. В ограду вмонтировали старые кирпичи:

Преемственность. Годы идут, заборы остаются.

Территория монастыря убрана и отремонтирована.



Та самая колокольня и купол Спасо-Преображенского собора, которые в хорошую погоду видно с "большой" земли

Тут самое время дать короткую историческую справку:

Невозможно сказать точно, когда на Валаамском архипелаге появились первые поселенцы. Возможно, это произошло в XII веке, в период активного распространения христианства среди жителей Карелии и экономического освоения Русского Севера. Определенно известно одно - в XIV веке Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь был крупным религиозно-культурным центром Русского государства.
Церковная же точка зрения возводит возникновение монастыря к временам святой княгини Ольги (Х век). По легенде основателями Валаамской обители были преподобные Сергий и Герман. Считается, что преподобные были греками (хотя есть предание, что греком был только преподобный Сергий, а Герман - крещеный карел).

Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению и, по меньшей мере, дважды (в конце XVI и начале XVII века) его братия при военных вторжениях была вынуждена бежать с острова. Местная традиция утверждала, что подобные коллизии монастырь переживал и до XVI века. В результате монастырский архив был утерян и почти наверняка — уничтожен, поскольку при спешных эвакуациях на материк вывезти вместе с монахами архивы просто не было возможности.

Кроме самого архипелага, монастырь владел немалыми землями в Карелии и Приладожье, оказывал значительное влияние на культурную жизнь других центров Русского Севера. Но жизнь в этих краях в те далекие века не была мирной. Швеция периодически предпринимала попытки захватить карельские земли. Предлог был весьма благовидный – обращение языческого и православного населения в истинную веру, т.е. католичество. В 1578 году шведские отряды подошли к берегам Валаама, разорили и сожгли монастырь. Жители, не успевшие покинуть остров, погибли. Такая же участь постигла Валаам и в 1581 году. После этих набегов монастырь с трудом восстанавливал свое хозяйство.

В 1611 году, после полугодовой осады, пала русская крепость Корела (ныне г. Приозерск) и весь Корельский уезд, к которому относился и Валаамский монастырь оказался под властью шведов. Сам монастырь был разорен, многие жившие в нем погибли, а остатки братии бежали в Васильевский монастырь города Ладоги, где следы валаамской общины к концу XVII века теряются. Братия Валаамского монастыря (а тем более отдельные монахи) не дожила до его возобновления в начале XVIII века.

Один из самых крупных северных монастырей прекратил свое существование более чем на сто лет. И только в 1715 году, после возвращения Карелии в состав Российского государства, последовал указ Петра I: “На Ладожском озере, на Валаамском острове строить вновь монастырь”.
В 1717 – 1736 годах вновь возводится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Но достичь былого могущества было не просто. Все постройки монастыря были деревянными и сильные жары 1748 – 1754 годов нанесли ему серьезный ущерб. Особенно разрушительным был пожар 1754 года, когда монастырь буквально сгорел дотла: погибли все запасы продовольствия и строительных материалов (что для монастыря, расположенного на скалистом острове весьма существенно). Уцелела лишь часть монастырской стены.
Несмотря на помощь из государственной казны, полностью наладить разоренное хозяйство не хватало сил. К концу третьей четверти XVIII столетия все монастырские постройки обветшали и требовали неотложного ремонта.

Новый этап в истории Валаама связан с назначением в 1782 году игуменом монастыря иеромонаха Саровской пустыни Назария. Он не только упорядочил внутреннюю жизнь монашеской общины, но и предпринял меры для юридического оформления прав на монастырские земельные владения, в том числе на владение островами Валаамского архипелага. Кроме того, игумен Назарий разработал генеральный план строительства всего монастырского комплекса, в результате чего застройка получает регулярный характер. Все храмы и жилые здания строились из кирпича. Кирпич и известь изготовлялись на Валааме силами монастырских работников. Строительство, начатое Назарием в 1785 году, продолжалось и после его смерти, и было полностью завершено лишь в 1837 году.

Еще более крупной личностью в истории Валаама был игумен Дамаскин, управлявший монастырем с 1839 по 1881 годы. Дамаскин пригласил на Валаам одного из крупнейших архитекторов Петербурга - академика архитектуры А. М. Горностаева и поручил ему проектирование и строительство комплексов скитов - Всех святых (1840-1850 гг.), Никольского (1850 - 1853, 1858 гг.) и Предтеченского (1858 г.). Кроме того, по проектам А. М. Горностаева возводятся отдельные крупные жизненно необходимые здания - каменная гостиница (1851 - 1852 гг.), Странноприимный дом (1856 г.), Водопроводный дом (1860-1863 гг.) и другие.

Кроме сооружения новых зданий и комплексов, игумен Дамаскин, ставил задачу расширения и закрепления монастырских владений. На наиболее крупных островах, купленных у местного населения, были поставлены деревянные церкви, часовни, деревянные и каменные кресты, избы, амбары, возникли скитские поселения. Крепкое, хорошо налаженное хозяйство процветало. Работали кожевенный и смолокуренный, гончарный и кирпичный заводы, кузнечная, столярная и иконописная мастерские, приносившие в казну немалый доход. В каменоломнях на Германовском и Сергиевском островах наемные и монастырские работники добывали гранит для нужд монастыря и на продажу. Каменное строительство монастырских зданий и скитов на островах Валаамского архипелага продолжалось до 1917 года и завершилось сооружением Смоленской церкви (1915 - 1917 гг.) одноименного скита. Одновременно со строительством большое внимание уделялось вопросам благоустройства. Повсюду были проведены дороги, прорыты дренажные канавы, устроены деревянные и каменные мосты. В скалах были пробиты каналы, соединившие внутренние озера между собой и с Ладогой.

В 1866 году на западном берегу Монастырской бухты, на скалах, начались работы по разбивке Нижнего фруктового сада, которые длились почти двадцать лет. Большого внимания и труда требовали южные плодовые деревья, высаженные в саду на скалах восточного берега Монастырской бухты. Капризные южные пришельцы с трудом акклиматизировались на новом месте. Зато потом виноград, сливы, вишни, груши и яблоки создали славу садам Валаама. На выставках, проводившихся в Петербурге и Финляндии, монастырь получил за представленные экспонаты - фрукты и овощи - одну золотую и одиннадцать серебряных медалей. Первые крупные искусственные посадки деревьев появились в 1840-х годах в виде групп и аллей из дуба, клена, липы, лиственницы, кедра, туи и пихты. Функциональное назначение их было различным, но всегда строго продуманным.

С 1918 по март 1940 года Валаам входил в состав Финляндии, но деятельность свою не прекращал. В марте 1940 года, по условиям мирного договора с Финляндией, острова Валаамского архипелага вошли в состав СССР. Монастырь прекратил свое существование, и монахи покинули Валаам. Монастырская братия перебралась в Финляндию, где в местечке Хяйнавеси был основан Нововалаамский монастырь. Там хранятся чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая прежде находилась в храме Коневского скита Валаама, и икона Валаамской Божией Матери. Из оставленного монастыря так же вывезли Гробницу преподобных Сергия и Германа и богатая библиотека Старого Валаама. Все это бережно хранится в лютеранской Финляндии.

В июне 1940 года в опустевших монастырских зданиях разместилась школа боцманов и рота юнг, где более двухсот курсантов обучались морской профессии. Практически с самого начала Великой Отечественной войны, с июля 1941 года курсанты сражались в составе стрелкового батальона 4-й морской бригады, защищая Карелию и Ленинград. Позднее на острове разместили интернат для инвалидов ваойны и труда, куда силком свозили бедолаг со всего северо-запада союза.
В 1976 году на берегу Монастырской бухты был установлен гранитный памятник морякам Ладожской флотилии, погибшим в боях 1941-1944 годов.

Чтобы сохранить уникальную природу и удивительный архитектурный комплекс, возникший на островах, в 1979 году было решено превратить Валаамский архипелаг в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. И со следующего года музей на Валааме начал свою работу.

В 1989 году было принято решение о возрождении на Валааме мужского монастыря и 13 декабря 1989, на праздник апостола Андрея Первозванного, шесть православных иноков ступили на святую валаамскую землю. С тех пор идет активное восстановление монастыря: почти закончен ремонт в главной усадьбе, восстановлены многие скиты.

Сейчас на Валааме живут бок о бок монахи и немногочисленные местные жители, да и военные еще не покинули архипелаг. Правда, в последние пару лет местные Валаамские жители перестали быть просто жителями поселка Валаам, поскольку руководство монастыря при поддержке правительства Карелии упразднило сам поселок, а жители враз лишились статуса светских аборигенов и сделались насельниками монастыря (!!) Всем им  предлагается выселиться с острова в Сортавалу и окрестности. Одну семью в апреле этого года с шумом выселили на улицу. По ссылке можно узнать подробности.






По правилам посещения Валаамского монастыря, в частности, женщины должны быть в юбках (только!) и с платком на голове. Поэтому, сплошь и рядом встречаются дамы, которые поверх брюк надевают балахоны а-ля юбки. Никак не могу этого понять. Ясен запрет на открытые одежды, вроде маек и шорт, но что касается юбок... Брюки уже лет 50 как являются частью женского гардероба... Ну да ладно.

На входе в главный монастырский комплекс стоят охранники.



Посещение монастыря и его скитов возможно только в составе организованной группы в сопровождении экскурсовода, или по личному благословению игумена. Везде висят навязчивые таблички, указывающие на это. Все это более чем странно и как-то коробит от этого. Тем более это странно, когда так разителен контраст (не в "нашу" пользу, увы) между "нашим" Валаамом и финским. Мы зимой были в Финляндии и специально посетили Ново-Валаамский монастырь в местечке Хейнявеси, куда в 1940 году эвакуировались монахи с тогдашнего Валаама, а также из Коневского, женского Линтульского монастыря, а позднее и из Печенгского монастыря. Они спасались от возможных гонений, которые могли бы последовать со стороны Советской власти в связи с переходом территории Карелии под контроль СССР. Монахи вывезли в Финляндию (и слава богу!) большую части библиотеки с редчайшими экземплярами церковных книг, а также часть церковных монастырских реликвий и икон, среди которых знаменитая Валаамская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Валаамского монастыря. Возможно, я вскоре сделаю отдельный отчет о посещении Ново-Валаамского монастыря и о незабываемой атмосфере тамошней обители. Ну, а пока:



Пошли по главной монастырской дороге в сторону Никоновской бухты. Решили посмотреть скиты. Дорога грунтовая, но широкая и ровная:



То и дело встречаются рукотворные каналы, некоторые вполне живописны:



Через 4 с лишним километра дошли до Желтого (Гефсиманского) скита.



От него вверх идет дорога на гору Елеон (местную). На горе деревянная часовня, сейчас полностью перестраиваемая, и головокружительный вид на бухту с 80-метровой высоты:



Дальше тропинка вела к еще одному скиту, Коневскому. Он стоит на красивейшем маленьком озере, отделенным от большой воды маленьким перешейком:



Туда, как и везде, вход только в составе группы или по благословению чиновника РПЦ. Посему, фото только снаружи:



Вечером верулись на свою стоянку, выпили по 50 грамм купленного в местной лавке Валаамского бальзама "Аптекарский сад" (очень, кстати, хороший бальзам, правда делается он на большой земле) и отправились спать. Но мне почему-то не спалось совсем. И я пошла гулять ночью по краю острова с фотоаппаратом:



Под утро удалось заснуть.

Продолжение следует.
Tags: Валаам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments