yesaul (yesaul) wrote in ru_travel,
yesaul
yesaul
ru_travel

Categories:

На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть I. Туда


Когда-то попадаешь в такие места, о которых раньше и не слыхивал.

Хребет Хан Тайширын Нуруу, что в системе Монгольского Алтая, но как бы отдельно. Туда лежал путь вашего покорного слуги ("ВПС").

Как и обычно, нажимая на картинки, можно просматривать их в большем размере!



Если только вы не настолько свободны и счастливы, что можете позволить себе путешествовать на автомобиле (мотоцикле, велосипеде, пешком с мешком за плечами), если вас влечёт не сама по себе жажда нового, но суровая необходимость, служба, то путь из Улаанбаатара в любой отдалённый уголок Монголии лежит через воздушные ворота – аэропорт.

Ныне это Международный аэропорт "Чингисхан", ранее "Буянт Ухаа" ("Холм добродетели"). Здание, кстати, во время óно было спроектировано московским институтом "Аэропроект", строительство его начали в 1984 году. С тех пор, кроме переименования, подверглось лишь незначительной реконструкции.



Рейс на Алтай, с посадкой с Баянхонгоре, убывает в чёрт-те какую рань – 6:35. Выехать в аэропорт пришлось в 4:00, встать, соответственно, в 3:00.

Впрочем, ещё раньше, как видим, вылетают рейсы в новообретённые центры монгольской горнодобывающей индустрии, проложенные предприимчивой авиакомпанией "Аэро Монголия", – Овоот (уголь), Тавантолгой (он же), Оюутолгой (медь-золото).



Авиакомпания "Изинис Эйрвэйз" гоняет по стране относительно новые шведские машинки Saab 340B, на коротких рейсах приятные во всех отношениях.



Взлетели. Автомобильная дорога, вырвавшись из городской тесноты Толгойта, уходит на север, к Дархану и Сухбаатару.



Стюардессы этой компании, по обыкновению, прелестны (привет Буяндэлгэр!). Эту звали Шинэгэрэл – Новый Свет.



Западные окраины Хэнтийских гор в снегу: весна пришла ещё не совсем.



Промелькивает мимо малый посёлочек, затерявшийся где-то между западной оконечностью Хэнтия и востоком Хангая ...



... И вот уже плывёт справа под крылом самолёта Арвайхээр, славный своими беговыми лошадьми центр аймака Увурхангай, раскинувшийся у юго-восточных склонов хребта Хангай. Но дальше, дальше!



Прелестница Шинэгэрэл, тем временем, не мешкает и питает пассажиров чем Бог послал.



В снегу и макушечки южного Хангая: здесь они под три тысячи метров и выше.



Хангай местами ощеривается скальными выходами, как бы предостерегая того, кому вздумается для чего-то подобраться сюда с юга.



Вот и первая (она же единственная) промежуточная посадка – Баянхонгор, центр одноимённого аймака, уютно разместившийся в долине реки Туйн-гол. Название города переводится на русский примерно как "Богатый милый дружок (милёнок)". Тáк вот!

P. S. Как выяснилось позже, вовсе не "Богатый милый дружок", значение другое. Так что последующих "дружков" прошу считать недействительными.



"Богатый милок" удивил: поначалу показалось, что местные парни собираются подзаправить самолёт дровами. К счастью, обошлось.



Баянхонгор – обыкновенный аэропорт монгольского аймачного центра. Чающие отыскать здесь непременные "старбакс кофи" и магазины дьюти-фри разворачиваются и стройными рядами идут ... обратно в самолёт. Благо стоúт он здесь целых пятнадцать минут. Воздушное судно покидают почти все пассажиры – они уже дома, и в следующий отрезок пути пускается лишь человек восемь, в числе которых и ВПС. Взлетаем.



Оставляем "Милого дружка" позади. Там чернеет теневым склоном торчащая посреди городка гóрочка Хөх толгой – Синяя голова. "Зато я буду знать, что такая гора есть в свете ..." Дальше, дальше!



Вот высовывается слева по борту (на юге) западная оконечность Гобийского Алтая с вершиной Ноён уул (2602 м).



Дальше идут места дикие. Чтó здесь делает человек и зачем – непонятно. Несмотря на поэтичное название – Долина озёр, это полупустыня. Пересыхающие ручьи, редкие хилые колодцы, солончаки, горько-солёные болота и озёра, пески. Но человек забирается и сюда. Живёт, создаёт поселения, как, например, этот вот даже и не посёлок, а какой-то уединённый ... пустынный маяк, непонятно как и для чего возникший.



А вот одинокая "ферма": пара юрт и загон для скота.



Слева по борту – солёное озеро Бөөн цагаан нуур. Его береговая линия лежит на отметке около 1300 метров над уровнем моря.



Здесь Долину озёр взрезает восточная оконечность хребта Хан Тайширын Нуруу (чёрный клин на уровне самолётного мотора).



Хан Тайширын Нуруу (на переднем плане) и Монгольский Алтай тянутся параллельно. Монгольский Алтай повыше: его господствующие высоты здесь – 3500 – 3700 метров. Хребты разделяет столь же безрадостная, как и Долина озёр, вытянутая в субширотном направлении межгорная котловина, где скудные ручьи, стекающие со склонов, теряются в гиблых озёрах-болотах, не в силах растворить вековые океаны соли.



И вот – садимся, садимся, наконец! "Пред нами встаёт он, Алтай, столица Гобь-Алтайского края".



У здания аэропорта скучает дежурный УАЗик-"буханка", любимейший и по сию пору автомобиль монгольской глубинки. "Советское значит – отличное".



Пришло время советов Бывала Бывалыча. В общем, по соотношению "цена – качество" ... Короче, селиться (если только у вас нет родственников в Алтае) нужно в зочид буудал, сиречь гостинице, "Алтай" (46°22'26'' с. ш. 96°15'29'' в. д.), и точка.

Потому что больше негде. Можно попробовать недорого снять юрту, но это варианты, скорее, для иностранной актрисы Жулии Роберц, которая с жиру бесится любит жить с пастухами поближе к природе. Нам же, простым командированным, переночевать бы.



Помимо богатой рецепции, где отдельные часы показывают время Улан-Батора, Пекина и Москвы, гостиница "Алтай" не имеет ни одной звезды, зато обладает двумя неоспоримыми жирными плюсами: здесь есть водопроводная вода (из крана) и канализация. Вода холодная, но и это уже много. А уж сортирная санитария в здешних краях – просто роскошь.



Если соберётесь, заказывайте VIP-номер 201-й. Он славен на всю округу своими толстыми ворсистыми коврами, яркими потолочными светильниками, мебелью полированного дерева, электрическим чайником и многими другими удобствами.



Со стены взирал на ВПС вытканный на ковре портрет неизвестного знатного монгольского товарища в шапке.

"Проснулся ночью, а глаза у него в темноте светятся синим огнём! А-а-а!"



Спальня-двуспальня с полированным шкафом и красивой картиной.



Те самые "удобства", за которые от Баянхонгора до самого Ховда и ценят 201-й номер и всю гостиницу "Алтай".



Наличие водонагревателя да не смутит пытливого путешественника: рядом с подробной инструкцией видны обрезанные – от греха – электрические провода. Так-то прибор целее будет.



Чистильные рукавички для обуви были попользованы совсем немного. Здесь VIPский дух, здесь VIPом пахнет!


Продолжения:
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть II. Алтай-город: город. Глава 1
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть II. Алтай-город: город. Глава 2
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть III. Алтай-город: люди
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть IV. Горы. Глава 1
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть IV. Горы. Глава 2
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть V. На Завхан-гол

Tags: Монголия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments