yesaul (yesaul) wrote in ru_travel,
yesaul
yesaul
ru_travel

Categories:

На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть II. Алтай-город: город. Глава 2


Дойдя ранее до главной площади Алтая, двинемся дальше на юго-запад города.



Там отыщем нечто, пожалуй, самое живописное в городской черте.



На невысоком холме – то, что иногда неверно считают и именуют дацаном, то есть буддистским монастырём.



В действительности то, что мы видим, никакой не дацан, хотя какие-то внешние атрибуты присутствуют.



Это суврага – сооружение религиозного свойства, воздвигаемое в качестве "усердного подношения" божествам. Здесь не молятся. Внутри сооружения запечатываются культовые предметы – книги, свитки, а также дары – рис, чай, монеты. Обычно такие строения, более или менее богатые, смотря по состоянию их создателей, ставятся набожными людьми с тем, чтобы заслужить благополучие в будущих своих воплощениях. Это примерно как у православных пожертвовать деньги на храм или поставить на свои средства часовню.



Суврагу украшает всяк на свой лад. Здесь вот львы натурального камня оберегают святыню от чего-то или кого-то, что может прийти со стороны гор или из степи. Они заметно отличаются от канонических буддистиских львов-охранителей, на вид котообразных и безобидных.



Помимо традиционной буддистской символики, в оформлении комплекса присутствуют и стилизованные петроглифические мотивы.



Рядом со строением – обычное монгольское овоо.



Здесь же и своего рода аймачная доска почёта: на ней перечислены видные уроженцы Гоби-Алтая – герои Монголии, заслуженные и народные артисты и т. д.

А за доской девчонки курят-курят-курят!




С холма открывается прекрасный обзор почти всего Алтая-города (7173 х 600, 1,9 Мб).



Идём дальше. Когда-то под Алтаем, за нефтебазой, стояла советская войсковая часть, стройбат. В этих зелёных домах жили советские офицеры.



А это бывший русский детский сад. Он и сейчас детский сад, цэцэрлэг, только на ремонте.



Контейнер для бытовых отходов. Табличка строго наказывает не бросать мусор где попало (что, как мы видим, выполняют не все).

Ёмкость на ножках, приподнята над землёй. Это чтобы мыши и прочие грызуны не лазили.



Есть мусоросборники и другого типа – они же и мусоросжигатели. Здесь внизу топка с дверкой. Когда резервуар заполняется, специальный человек является и разжигает огонь – мусор сгорает.

Всё это ради того, чтобы уберечься от страшных инфекционных болезней, переносимых в здешних местах грызунами, – чумы и прочих ужасных напастей, которые, подобно Чингисхану, регулярно выкатываются из Азии в мир.



Далее встретим школу № 1 имени Б. Гомбо, заслуженного учителя Монголии, уроженца сума Есунбулаг ...



... и скромную штаб-квартиру местного отделения Демократической партии Монголии.



Есть здесь, оказывается, и фирма, конкурирующая с любимой нашей гостиницей "Алтай", – заведение "Сутай", названное именем одной из высочайших вершин Монгольского Алтая, горы Сутай уул (4090 м). Но работает ли оно как гостиница и работает ли вообще, не знали даже наши местные провожатые.



Ещё школа.



Во дворах двух-трёхэтажных жилых домов – разномастные сарайки.



Идучи обратно по Хантайширской, найдём и здесь увеселения. Как вот этот "Мөст Алтай", "Ледяной Алтай" – ресторан (что, мягко говоря, громко сказано) и, конечно же, караоке.



Кафе "Гурван жаргалант" – "Три счастливчика". Сюда ходят как раз не веселиться до упаду, но поесть.



За скромную плату путник может получить здесь большую тарелку лапши с козлятиной, порцию бууз из неё же и запить всё суутэй цаем.



Цены божеские.

Но европейских туристов, не привыкших ещё достаточно к монгольской пище, от угощения здесь ВПС рекомендует воздержаться.



Прямо напротив гостиницы "Алтай" – полицейский участок, проходная которого является одновременно полицейской столовой.



Есть в городе довольно большой дом культуры. При нём действует аймачный ансамбль песни и пляски. Концерта посетить, к несчастью, не удалось: сейчас ещё не сезон. Вот подъедут к июню туристы, и тогда ...



У входа в ДК – как бы оленный камень, которых мы немало видим по всей Монголии, с полустёртым ликом красного баатара и петроглифами нового времени.



Напротив ДК за забором – историко-культурный комплекс с фигурой горного барана – архара (аргаль) и юртой для торжественных церемоний. По большим праздникам загородку отпирают, и внутри отдыхает народ.



Огромен и богат местный историко-краеведческий музей.



Одна из главных его реликвий – широко известная бронзовая фигурка лошади, датируемая, если не ошибаюсь, от V до VIII в. до нашей эры. Фотосъёмка в музее, кстати, запрещена.



Есть интересная подборка предметов и документов, посвящённая видным уроженцам аймака. Среди них генерал-лейтенант Ш. Жадамба, некогда министр обороны Монголии. В витрине – поздравительный адрес на его имя от советского военного командования по случаю нового 1988 года.



В Гоби-Алтае родился и знаменитый монгольский писатель-прозаик, деятель культуры Ч. Лодойдамба. Этим адресом в июле 1963 г. его поздравил советско-монгольский коллектив Улан-Баторской железной дороги.


В следующей части рассказ будет о людях Алтая.

Предыдущие части:
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть I. Туда
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть II. Алтай-город: город. Глава 1

Продолжение:
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть III. Алтай-город: люди
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть IV. Горы. Глава 1
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть IV. Горы. Глава 2
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть V. На Завхан-гол

Tags: Монголия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments