yesaul (yesaul) wrote in ru_travel,
yesaul
yesaul
ru_travel

Categories:

На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть V. На Завхан-гол


Предыдущие серии:
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть I. Туда
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть II. Алтай-город: город. Глава 1
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть II. Алтай-город: город. Глава 2
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть III. Алтай-город: люди
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть IV. Горы. Глава 1
На Хан Тайширын Нуруу и обратно. Часть IV. Горы. Глава 2

Шесть часов, оставшиеся до самолёт на Улан-Батор, решили использовать с толком. Был выбор: съездить куда-то за пятнадцать-двадцать километров, чтобы взглянуть на древнюю каменную бабу, или на север – обозреть реку Завхан и недавно построенную на ней ГЭС. ВПС предпочёл второй вариант.


Зафиксировал заодно и цены на топливо. Выше или ниже наших – не знаю. По идее, должно быть дороже: все нефтепродукты поставляются в Монголию из России.


Напротив АЗС – здание бывшей казармы советской войсковой части. Позже нашлись люди, служившие здесь в 1980-е, и рассказали, что часть принадлежала Сибирскому военному округу. Единственной её задачей было поддержание запаса топлива для боевых машин (вот откуда досталась в наследство Алтаю отличная нефтебаза). Такие же хранилища стояли ещё в Дарви и Ховде.

Таким образом, Бийская танковая дивизия (часть её техники и так стояла в Арвайхээре) могла пройти маршем со стороны советских Алтайских гор, с северо-запада, не завязнув в песках без карасину, и прикрыть, в случае чего, второстепенное юго-западное направление (на главном-то, юго-восточном, что вдоль Трансмонгольской железнодорожной магистрали, недостатка в силах не было). Вóт как тогда дружили с Китаем!

Сейчас, кстати, в бывшей казарме дом содержания приговорённых к исправительным работам.


Традиционная арка на въезде-выезде желает счастливого пути.


Важная развилка: к северу трасса А1103 на Улиастай (в России раньше его называли Улясутай), к востоку А0303, одна из трёх основных монгольских артерий широтного направления, на Баянхонгор и дальше на Улан-Батор.


Вокруг – жёлто-золотисто-коричневое. Алтай не меньше Баянхонгора мог бы претендовать на прилагательное хонгор.


По этим скальным выходам чётко прочитывается направление их падения. Так и видишь, как они продолжаются там, в толще земли, на десятки и сотни метров, а может, и больше.


Холмы на горизонте – это уже юго-западные отроги Хангая.


Разворачивающиеся вокруг пейзажи – живая энциклопедия геологической истории Земли.


Вот, к примеру, алевролиты, усеявшие равнину, родом из позднего протерозоя.


А здесь отлично видно, как выгибались и ломались пласты под действием горообразовательных процессов.




Склон пригорка у переправы через Завхан украшен обнажением лавовых пород с живописной столбчатой структурой.




Вот и настоящие корабли пустыни.




Будучи схваченным и поставленным на колени, корабль пустыни рвётся и жалобно по-ишачьи кричит. Жалко его.


Довольно полноводный, по монгольским меркам, Завхан – вообще единственная приличная река, текущая на всём протяжении этой части Монголии, от северной границы до южной. Взяв начало в Хангайских горах, она выносится через неширокую долину, разделяющую Хангай и Хантайшир, в Котловину Больших озёр, где и заканчивается впадением в озеро Айраг нуур – "Кумысное озеро".




В каменистом поднятии Завхан прорезал узкий каньон.



(3860 х 536, 1,8 Мб)
Здесь открытия туристического сезона ожидает юрточный городок, в котором группы туристов после осмотра плотины Тайширской ГЭС останавливаются на обед.


Стены ущелья довольно крутые, и падение крупных валунов на дорогу – не редкость.


Дорога несколько раз переходит с одного берега на другой, и приходится форсировать неширокий в этом месте Завхан.




Плотину высотой 67 и шириной 197 метров спроектировала австралийская компания. В 2008 году электростанция максимальной мощностью 11 мегаватт начала работать в тестовом режиме. Планируется, что ГЭС покроет потребность в электричестве городов Алтая и Улиастая, а также ещё нескольких населённых пунктов между ними.


На запад от плотины убегает Завхан ...



(2429 х 526, 1,3 Мб)
...а с востока образовалось приличное водохранилище на 920 миллионов кубометров.


Пора на самолёт, и дорога снова ведёт в направлении снежных вершин Хантайшира.



(9010 х 600, 2,4 Мб)
Но удержаться от ещё одной панорамы ВПС не смог. Здесь и Хантайшир (в левой части), и межгорный проход, отделяющий его от соседа, Хасагт хайрхана, и сам Хасагт, и бесконечная рыжая монгольская дорога, и столбы, вереницей уходящие за горизонт. Только здесь понимаешь, как же не хватает этого в городе – просто окинуть взглядом всё вокруг, всё, чтобы ни во что не упереться. Это как глотнуть свежего воздуха, вылезши из затхлого убежища.

Не знаю, как кто, но меня эта простая процедура наполняет радостью и необыкновенным, забытым чувством лёгкости и свободы.



Если кому ещё не надоело, ждёт недлинная последняя часть – возвращение в Улан-Батор.

Tags: Монголия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Каркассон: город-крепость.

    Небольшой город Каркасон (Carcassonne) расположен на юге Франции, в регионе Лангедок-Руссильон. Известен он своей почти полностью сохранившейся…

  • Дербент

    Городу две тысячи пять тысяч лет. Ученые мужи считают этот факт спорным, но как бы там ни было, город один из самых древнейших на…

  • Прогулка среди небоскребов во Франкфурте-на-Майне

    В конце мая довелось полдня погулять по Франкфурту. Прошелся по деловой части города, где расположены небоскребы. Во Франкфурте 14 небоскребов,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments