gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote in ru_travel,
gronlandsvarg

Вифлеем. Базилика Рождества

Сегодня мы посетим Вифлеем и подглядим за венчанием в Рождественском храме.

Вифлеем, а точнее - Бейт Лехем (с характерным ближневосточным Х), расположен сегдня буквально за околицей Иерусалима - и почти в другом мире. Города географически соприкасаются, но разделены бетонной стеной с наблюдательными вышками и пропускными пунктами (о них поговорим позже).

Как ехать. В шаббат у стены Старого города мы встретили русских паломников: батюшку с матушкой, четверо детей и, вероятно, тёщу. Водя пальцем по русскоязычной карте, они пытались объяснить арабскому водителю минивэна, что хотя посетить Горный монастырь. Мы с женой выступили переводчиками, ехать надо было в Эйн Керем, образовалась цена в $50 не доезжая километр до монастыря. Паломники отказались и мы ненадолго стали собеседниками. Оказалось, они вчера ездили в Вифлеем по $50 с человека. Мы не стали их расстраивать: стоимость автобуса - 7 шекелей. Действительно, существуют такси и таксисты, имеющие право пересекать Стену, но их мало, и они пользуются этим правом на полную катушку.

Итак, нам нужна арабская автостанция. Она находится почти напротив Дамаскских ворот. То есть, стоя у ворот и ориентируясь по бесконечному потоку белых маршруток и автобусов, легко понять, откуда они отправляются. Собственно, площадка отстоя и отправления - за небольшим зданием на противоположной от ворот стороне. С обратной стороны в стене здания есть дырка, которая, по идее, должна быть кассой, но там только называют номер автобуса на вопрос "Бейт Лехем?" Нам нужен автобус 21. В ту же сторону ходит еще 124, но он остался за рамками данного исследования.

Преодолев Старый город по туннелю (а я все удивлялся, глядя на гугл-мапс, как же там автобусы ездят в обход стены), примерно через 40 минут объявляется конечная. Никаких блок-постов по дороге нет. Выходим и оказываемся на Hebron Rd. С одной стороны здесь Бейт Джала, с другой - Бейт Лехем (на местности они ничем не отличаются). Здесь в ожидании туристов тусят таксисты, и, как обычно, цена в таком месте неадекватна, поэтому стоит хорошо поторговаться. Базилика находится на площади Мангер, в старом городе. Можно и пешком - около 3 км по Хеврон, затем по улице Папы Павла IV.

1. И вот мы на Мангере. То, что наиболее всего заметно - армянский монастырь, а вовсе не Базилика.

2. Вход в Базилику - гораздо дальше - и почти незаметен. На снимке видно, что раньше портал был гораздо больше. Некогда крестносцы, держа оборону в храме, заложили портал камнем, оставив только низенький проход.

3. Как и в старых иерусалимских храмах, интерьер Базилики крайне аскетичен. Стропила и перекрытия сводов - деревянные, никаких украшений и росписей. Под крышками, лежащими на полу чуть слева - византийские мозаики, кстати. хорошо сохранившиеся. Очередь справа - это длинная очередь в Грот Рождества. Туда встают все входящие в храм (или не встают, решив не тратить время, а лишь бегло осматривают внутреннсти). Вскоре появляется "гид" (у него даже может быть какая-нибудь карточка на шнурке, но не дайте ввести себя в заблуждение: это обычный жулик бендеровского толка) и предлагает... правильно, провести в грот в обход очереди, используя свои якобы гидские привелегии. И всего лишь - внимание - за какие-то несчастные 70 шекелей. Занавес. На всякий случай напомню, что Библия прямо запрещает торговлю в храме.

4. Вежливо послав гида, идем к левой лестнице. Дело в том, что правая лестница в грот используется для посещений групп (их действительно очень много, и они большие). Индивидуальные посетители могут спуститься слева. Кто-то из местных прилипал-"служителей" наверняка строго спросит вас, что вы там забыли, и что очередь с другой стороны - не надо обращать на него внимания, он и сам знает, что неправ. Внизу, дождавшись, пока закончится очередная группа справа, можно поклониться Вифлеемской звезде и посмотреть на Ясли.

К бардаку, царящему внутри этого для многих святого места, надо отнестись с пониманием: у храма нет единого хозяина. На протяжении веков церковь постоянно переходила из рук католиков в руки православных, от них мусульманам, и обратно. Сейчас Базилика разделена по сантиметрам между армянскими, католическими и православными клериками. Можно считать такое разделение относительно справедливым, но именн оно вызывает появление всяких мутных типов, готовых всем оказать мелкую услугу "всего" за стоимость обеда на двоих.

5. Слева от хоров и Грота - вход в францисканскую Екатерининскую церковь, которая входит в общий комплекс с Базиликой. Из нее можно спуститься в часовню, повященную невинно убиенным младенцам, жертвам Ирода.

6. Венчание в такой небогатой, но веками намоленной церкви - поистине мистический обряд. Я не очень разбираюсь в знаках различия священников, но, по-видимому, таинство совершается в армянской традиции. Хочется верить, что у этих ребят все будет хорошо.

7. Если обойти армянский монастырь и пройти метров триста по Milk Grotto St - выйдем к Часовне Молочного Грота. Считается, что Иосиф с Марией остановились здесь, чтобы покормить маленького Иисуса, и несколько капель молока упало на камень, который немедленно сменил цвет с красного на белый. Само собой, часовня особо почитается женщинами.

8. Короткий взгляд на собственно Вифлеем: вот так он выглядит.

Надо сказать, что исключая таксистов и хелперский сброд, народ в Вифлееме более, чем дружелюбен, и мы несколько раз за короткий день были тому свидетелями.

Из полезного для жизни на Мангер выходит информационный офис с бесплатными картами и позитивной и прямо-таки искрящейся девушкой внутри. На вопрос "где близко поесть?" она сразу показала через площадь - в ресторан в здании Peace Center (в том же здании - полицейский офис). Ресторан нам понравился.

Теперь о том, как отсюда выбираться. Затея с автобусом в обратном порядке не прокатывает: через чек-пойнт в Израиль в автобусе проехать нельзя. Можно перейти пропускной пункт пешком и на той стороне сесть в автобус. Последний автобус от КПП Gilo уходит в 19:00. правда, мы были там ровно в это время, и, похоже, автобус ушел чуть раньше. Расписаний у них нет. До КПП можно взятьть такси, а можно прогуляться пешком, тем более, что дорога почти все время идет вниз. Дорогу можно спросить в ресторане, в туристическом офисе, да повсюду на улице. От Peace Center, встав к нему спиной, поворачиваем направо, идет до начала лестницы. На лестницу не заходим, поворачиваем направо и двигаемся по Star St. Думаю, это самая симпатичная улица в городе: стены домов отделаны белым камнем, сама улица замощена такими же каменными плитами. В разрывах между домами открывается панорама на нижний город с улицей Мангер. Звездная улица (или Аль-Нижма) слегка петляет, но в конце приводит нас на стрелку с оживленной Мангер. Здесь все время продолжаем движение в том же направлении, лишь однажды, уже напротив стены, надо будет взять немного вправо, а затем обойти автомобильный пункт пропуста слева (пешеходы пересекают Стену отдельно). Россиянам для пересечения границы ничего кроме загранпаспорта не нужно (у нас даже не проверили израильских штампв, хотя наверняка иногда могут и проверить). Проходим последовательно через два огромных пустых пограничных терминала (в первом сидел засыпающий боец, во втором не было никого) и выходим на поперечную улицу. Иерусалим - справа. Если опоздали на последний автобус, можно взять такси (максимум 35 шекелей, такая же цена на средние расстояния внутри Иерусалима).

Спасибо за то, что дочитали до конца. В следующий раз начну рассказ про... Иерусалим. Хотел подобрать к нему какое-нибудь определение, но ничего не подошло, этот город невозожно описать одним словом.

Иерусалим. Транспорт и практика
Иерусалим. Храм Гроба Господня
Иерусалим. Старый Город. Виа Долороза
Tags: Иерусалим, Израиль, истории, фото

• Куба: еще не поздно! Часть вторая.

Начало тут. Продолжим ... Погода. В среднем +28+30 С днём и +21+23 С ночью. Были дни до +32 днём, но пару ночей было всего +18 С и спать было…

• Куба: еще не поздно! Часть первая.

Отзывов по Кубе в сети не просто много, а очень много. Поэтому постараюсь писать только факты с минимумом «соплей» и фото, хотя словоблудие и…

• Что посмотреть в Будапеште?

Мы будем в Будапеште, можно сказать, проездом, с тургруппой. Будет 2-2,5 часа времени в первой половине дня, пока группа ходит по обзорке. Мы на…