gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote in ru_travel,
gronlandsvarg
gronlandsvarg
ru_travel

Categories:

Золотой Иерусалим

Тема Иерусалима столь многогранна и необъятна, что писать про него сродни попытке переложить "Мастера и Маргариту" на язык киноискусства: сделать можно, но хорошо не получится, да еще рискуешь впасть в соблазн фарса. Во всяком случае, я не возьмусь, а лишь опишу некоторые относительно известные детали и технические подробности. Сегодня осмотрим самое главное, что делает Иерусалим Иерусалимом — три святыни трех глобальных религий, — двигаясь с запада на восток.


На сегодняшний день технически Иеруслим является единой неделимой столицей Израиля, вопреки резолюциям ООН и что бы там ни говорили карты мира. Остальные страны — из тех, кто поддерживает отношения с Израилем — считают столицей Тель-Авив, где и держат свои посольства. Штаты порываются перевезти посольство в Иерусалим, но им постоянно что-то мешает, и пока в Иерусалиме лишь их Генконсульство.

Географически Иерусалим состоит из относительно большого (около квадратного километра — больше Ватикана) Старого города, при Сулеймане Великлепном (XVI в.) обнесенного стеной, огромных застроенных жильем территорий к западу от него — здесь живут израильтяне, и таких же нескончаемых жилых кварталов к северу и югу от него (и лишь немного к востоку), которые называются Восточным Иерусалимом, и которые все, кроме самих израильтян, считают принадлежащими Палестинской Автономии. К востоку от стен жилья почти нет: сразу за городом начинается глубокая долина Кедрона с обширными кладбищами по берегам, за которой — Масличная гора с несколькими христианскими святынями. Дальше начинаются собственно арабские территории, отграниченные стеной. Транспорт мы разобрали в первом обзоре.

Как понять, где кончаются еврейские кварталы и начинаются арабские? Есть два хороших признака: Западный Иерусалим чище (во многом за счет преимущественного финансирования западной части города), а в восточной части почти не видно неба из-за огромного количества проводов, протянутых во всех направлениях.

Сегодня предмет нашего интереса — Старый город. Когда-то на месте прочти сровнянного с землей Иерусалима римляне возвели свой город Элия Капитолина, спроектированный по образцу военного лагеря: близкий к квадрату с перпендикулярными улицами, ориентированными по сторонам света. Нынешняя планировка сохранила черты Элии: город составляют четыре квартала (на самом деле это скорее районы, чем кварталы, но называются они все-таки кварталами): христианский, армянский, мусульманский и еврейский. Армянский квартал характерен длинными глухими стенами вдоль улиц. Мы решили, что это место не для знакомства с первого взгляда и оставили его на следующий раз. Еврейский группируется вокруг Стены Плача, христианский — вокруг Храма Гроба Господня, мусульманский — самый крупный — занимает бОльшую северо-восточную часть, окружая Храмовую гору со всех сторон за исключением Стены Плача.

1. Первая церковь на месте Воскресенского собора или Храма Гроба Господня появилась задолго до крестоносцев, еще в эпоху Византии. Несколько завоеваний города почти не оставили памяти о ней, а нынешнее здание воздвигли тамплиеры в XII в. Широко бытует мнение, что Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря построен по модели, снятой с собора в Иерусалиме. На самом деле модель использована только в конструктивном плане. Внешний вид и декорация соборов отличаются до степени неузнавания. Кроме того, Новый Иерусалим, стоя на высоком открытом мысу над Истрой, воспринимается совсем иначе, чем Храм Гроба, зажатый в тиски узких средневековых улиц.


2. Однако Храм Гроба Господня на самом деле грандиозен, просто снизу этого не заметно. Охватить все сооружение одним взглядом можно, например, с колокольни храма Христа Спасителя:

Подробнее об интерьерах собора и особенностях нелегкой службы в нем — в следующем выпуске. Пока же двигаемся на восток-юго-восток через мусульманский квартал, точнее, через бесконечный рынок. Не только арабские дети, но и вменяемые на первый взгляд арабские мужики будут нас убеждать, что Котел (Стена Плача) закрыт. Доверять их заверениям (цели которых я так и не понял) не стоит — Стена не закрывается.

3. Стена окружена постами израильской полиции, оснащенными сканерами, поэтому можно считать, что это самое безопасное место в городе. Пандус справа – это подъем на Храмовую гору, к входу для немусульман. На Горе слева золотой Купол Скалы, справа напротив него свинцовый купол - Аль-Акса. Слева перпендикулярно Стене — вход в синагогу. Слева под арками, ближе к нам, — проход к туалетам. Чтобы перекусить, надо выйти за периметр. Площадь непосредственно перед Западной Стеной поделена на две неравные части: слева — мужская, справа, значительно меньшая — женская:


История, начатая в Масаде, получила продолжение здесь, у Западной Стены, спустя 1900 лет. Евреи считают Стену прямой наследницей Второго Храма (в качестве западной стены храмового подиума, откуда по прямой кратчайшее расстояние до места, где находился Храм), следовательно, святейшим местом поклонения в иудаизме (арабы иногда оспаривают эту точку зрения, утверждая, что Стена — лишь подпорная стенка мечети Аль-Акса), и в некотором роде символом сионизма и возвращения суверенитета над Эрец-Израэль. Согласно резолюции 1947 года Иерусалим объявлялся ничейной землей под прямым ооновским управлением, таким образом, все конфессии приобретали равные возможности в доступе к своим святыням. Ничего похожего не произошло. В результате войны за независимость Израиль сохранил суверенитет, но потерял Старый город. Чуть более километра отделяло Стену Плача от израильской границы, однако, установившая контроль над арабской Палестиной Иордания в нарушение соглашения о прекращении огня перекрыла доступ евреев к Стене. Храмовая гора с Куполом Скалы, в то же время, оставалась за Иорданией.

4. Израильтяне не могли даже издалека увидеть свою святыню и считали такой печальный для них порядок вещей установившимся надолго. Спустя 20 лет, весной 1967 года, на Израильском фестивале песни была представлена песня Ерушалаим шель-За'ав (Золотой Иерусалим). Автор текста и музыки Наоми Шемер почти в муках за одну ночь на мотивы псалмов Давида родила удивительно мелодичный сгусток плача евреев по утраченным корням. Песня была впервые исполнена 15 мая Шули Натан, никому не известной девушкой, рядовым ЦАХАЛа. В тот момент никто не предполагал, что 5 июня начнется Шестидневная война, в ходе которой Израиль вернет себе контроль над Старым городом. Весь мир обошли кадры хроники с плачущими парашютистами Моты Гура, только что занявшими Храмовую гору. "Золотой Иерусалим" постепенно стал чем-то вроде неофициального гимна Израиля. Правда, в оригинальный текст было внесено одно изменение: вместо второго куплета "Высохли твои колодцы и нет никого на Храмовой горе" стали петь "Мы вернулись к твоим колодцам и на Храмовую гору". Кто только ее ни спел, но мне особенно нравится исполнение Офры (во избежание противоречий с правилами сообщества не публикую здесь прямую ссылку на клип, но оно легко гуглится, на ю-тьюбе есть десятки исполнений этой песни).

5. В обычный день у Стены по большей части ортодоксы и туристы:


6. Молитвы у Стены Плача не затихают даже поздно вечером:


7. В Шаббат публика более разнообразная, нередки семьи с детьми:


8. Сразу после победы в Шестидневной войне Моше Даян вернул контроль над Храмовой горой мусульманской общине Иерусалима, оставив свободный доступ только к Стене Плача. Широко известно, что Иерусалим - столица трех религий. Не оспаривая факта, что этот город действительно из числа глобальных, религиозной столицей его можно назвать максимум в двух случаях: Храмовая гора в исламе играет роль лишь третьего по святости места, после Мекки и Медины (изредка на третье место ставят Ларнаку). Тем не менее, это святое место является одной из причин арабо-израильского конфликта. В настоящее время евреи на Храмовую гору либо не допускаются, либо допускаются с ограничениями. Для всех остальных, непричастных к исламу, Храмовая гора — отличное место для передышки от водоворота рынков и достопримечательностей Старого города, обычно здесь очень тихо, много зелени и тени:


9. В основном конфликт крутится вокруг камня или верхушки скалы, на которой, собственно, и возведен в VII веке Купол (а ранее был выстроен Храм). В иудейской традиции с этого камня началось сотворение мира, в исламской — с этой скалы вознесся на небо пророк Мухаммед на крылатом коне. Ситуация патовая. По крайней мере, простых путей решения не просматривается.


10. Хотя Купол Скалы архитектурно и доминирует на Храмовой горе, и даже над всем Старым городом и его окрестностями, основной мечетью на Горе является Аль-Акса ("Отдаленная мечеть"), архитектурно сильно Куполу проигрывающая.


11. Традиционные небесного цвета арабески на майолике поистине завораживают:


Иерусалим. Транспорт и практика
Масада
Эйн Геди (Мертвое море)
Мар Саба
Вифлеем
Золотой Иерусалим
Иерусалим. Храм Гроба Господня
Иерусалим. Старый Город. Виа Долороза
Tags: Иерусалим, Израиль, истории, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments