s.anashkevitch@me.com (aquatek_filips) wrote in ru_travel,
s.anashkevitch@me.com
aquatek_filips
ru_travel

Панорама "Оборона Севастополя 1854–1855 гг."

Панорама рассказывает об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.




Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи. Оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. Диаметр здания - 36 м, высота его также 36 м.
Внутри здания располагается живописное полотно длиной по окружности 115 метров, высотой 14 метров и площадью 1610 квадратных метром поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города.
По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается ранним утром 6 июня 1855 г на вершине Малахова кургана в день штурма. Именно на Малаховом кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как "первое серьезное поражение французско-английской армии".
В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских войск. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения за город.

2. В центре бастиона Малахова кургана полуразрушенная каменная башня с командным пунктом наверху - композиционный центр живописного полотна. Основа композиции - батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор Панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя - от стрельбы артиллерийских орудий на батареях Малахова кургана до рукопашной схватки с французами за батарею Жерве - кульминации сражения.
Выше, у бруствера перед Оборонительной башней Малахова кургана за боем наблюдает адмирал Павел Нахимов, которого называли душой обороны.
Слева от нее ведет огонь батарея Сухина, к которой солдаты подкатывают еще одно орудие. На башне четыре офицера наблюдают за наступающими французами. Перед башней - солдаты Полтавского полка, часть которых, в правой части снимка, спешит на помощь батарее Жерве. Ближе к нам - флотский священник. Еще ближе сестра милосердия Прасковья Графова перевязывает раненого офицера. За этот день она окажет помощь 200 раненым. Справа, на деревянном пандусе, над другими возвышается фигура начальника четвертого отделения оборонительной линии Фёдора Керна, отдающего приказания командиру Корниловского бастиона (фигура слева)


3. На несколько километров вдаль просматривается поле сражения, покрытое пороховым дымом. Через просветы видны французские войска - солдаты в синих мундирах атакуют Малахов курган. Орудийным и ружейным огнём встречают неприятеля защитники батареи Никифирова. В тылу батареи - солдаты Полтавского пехотного полка.
На переднем плане - батарея Сенявина. Только что упавшее неприятельское ядро заливает водой Трофим Александров


4. На предметном плане - сигнальный пост Малахова кургана. На флагштоке поднят красный флаг (в кадр не попал. его видно на общей панораме в конце поста) - сигнал большой опасности, вызванной штурмом и угрожающей Малахову кургану. Справа - землянка для солдат сигнального поста, слева - ландшафт Малахова кургана с чугунными шарами (ядрами), осколками разорвавшихся бомб.
Девушка с коромыслом на плече - Даша Севастопольская - одна из известнейших персоналий Севастопольской обороны.
Девушка Даша  с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но лошадь с повозкой, груженной личным скарбом и «санитарной экипировкой», двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны - Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша – первой медсестрой милосердия.


5. Землянки, в которых защитники проводили короткие минуты отдыха - их много на предметном плане


6. Часть дороги , продолжение которой изображено на живописном полотне. По ней на помощь защитникам Малахова кургана бегут солдаты Черниговского пехотного полка. В правой части - санитарная повозка и погибшие защитники, лежащие под иконой с зажженными заупокойными свечами


7. Полевые укрытия из туров для защиты от пуль и осколков снарядов


8. Землянка-камбуз. Обороняющихся несмотря ни на что нужно накормить


9. Офицерский блиндаж, разрушенный прямым попаданием вражеского орудия. Детализация - как предметная, так и цветовая просто поражает своей точностью и реалистичностью


10. Помимо батальных сцен, изображенных на полотне, огромное внимание уделено бытовой части обороняющих город - ведь часто в фильмах и на картинах этот момент совершенно упущен. И вот, наравне с дымом, пушками, огнем и убитыми мы видим развешенное солдатское белье, солдат переводящих дух и пьющих воду, жилые землянки...
На переднем плане - разрушенный офицерский блиндаж, около которого солдат набирает из бочки воду,чтобы погасить угли.


11. На предметном плане - батарея Станиславского. В орудийных двориках орудия, неподалёку ящики с зарядами, ядра, артиллерийские принадлежности.
Орудия сделаны из дерева, снаряды - из гипса или папье-маше.
На полотне -  во главе группы офицеров в темно-зеленом мундире и фуражке - начальник пехоты Малахова кургана Дмитрий Юферов, наблюдающий за боем на батарее


12. Крестом из ядер обозначено место смертельного ранения вице-адмирала Владимира Корнилова


13.  Решающее событие штурма 6 июня 1855г. разворачивается на прикрывавшей Малахов курган батарее под командованием мичмана Петра Жерве. На батарее развивается трёхцветное французское знамя - неприятель добился здесь наибольшего успеха. Над городом нависла серьёзная опасность.
Слева видим разрушенное здание, за которым идет рукопашный бой. На белом коне - Степан Хрулёв, начальник сухопутных войск Корабельной стороны, ведущий в атаку 5-ю роту Севского пехотного полка, которой командует штабс-капитан Островский. Справа адъютант Хрулёва на коне скачет за подкреплением на ходу указывая саблей, где оно необходимо. Ниже большого очага пламени, видны две роты Якутского полка, которых ведет в атаку генерал-лейтенант Павлов. К ним на помощь спешат солдаты Елецкого полка. Угроза французского прорыва ликвидирована ценой жизни 105 бойцов Севского полка. На дальнем плане, в районе третьего бастиона солдаты Брянского, Охотского и Камчатского полков картечью отбивают атаку англичан. Их атаки захлебывались три раза. На переднем плане - оставленная артиллеристами батарея Станиславского. У батарейной иконы с горящими свечами лежит накрытый шинелью убитый солдат - единственная объёмная фигура человека


14. Оставленная артиллеристами батарея Станиславского


15. Правый фланг батареи Сенявина


16. Склеенная панорама. Из-за особенностей дизайна этого сообщества длинная панорама растянет текст до нечитаемого состояния, поэтому кому интересно панорама 4500х600 пикселей в оригинале поста

И немного истории Панорамы...
Во время Великой Отечественной войны фашистские бомбы разрушили здание Панорамы, уникальная картина загорелась. Рискуя жизнью, советские воины вынесли часть живописного полотна из пылающего здания.
После войны панорама была воссоздана советскими художниками. Творческую группу, состоявшую из 17 человек, возглавил вначале академик В. Н. Яковлев, а после его смерти другой известный живописец - академик П. П. Соколов-Скаля. Изучив события, о которых рассказывала панорама, а также спасенные фрагменты живописного полотна, фотографий, старые буклеты, советские художники заново написали картину, воссоздали предметный план.
Дело в том, что спасенные фрагменты были сильно повреждены, а некоторые и вовсе утеряны, поэтому было принято решение не реставрировать полотно, а создавать его заново. Спасенные же фрагменты являются частью экспозиции и некоторые из них можно видеть своими глазами в музее около здания Панорамы.
Напряженный труд коллектива художников был завершен к 100-летию первой героической обороны Севастополя. В 1970 г. в здании Панорамы открылась экспозиция Музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывающая о незабываемых событиях и героях обороны, а также о самой панораме.
Tags: Крым, Украина, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments