There's no secret ingredient (liela) wrote in ru_travel,
There's no secret ingredient
liela
ru_travel

Category:

Норвегия самостоятельно на прокатной машине - полезные советы

Вернулись из двухнедельной поездки по Норвегии - ездили самостоятельно, из Осло на север и обратно, на прокатной машине.
Для знакомых, собирающихся вслед за нами, написала "полезные советы" - может быть, кому-то, кто сейчас начинает планировать аналогичную поездку, они также пригодятся :)



Наша поездка:
Даты: 20 июня - 3 июля (2 недели)
Маршрут вкратце: Oslo - Eidfjord - Alesund - Mo i Rana - дорога 17 - Bodo - Senja - Vesteralen & Lofotens - паромом в Bodo - Mosjoen - Otta - Geiranger - Lillehammer - Oslo
Транспорт: Москва-Осло, Осло-Москва - самолетом (Аэрофлот), в Норвегии - на прокатной машине. Машина - новый дизельный Polo, Hertz. При бронировании использовали скидочный код (CDP) 706900, вопросов к нему не было, документы для подтверждения не запрашивали. Очень порадовал средний расход - порядка 4л / 100км
Пробег: 6000 км, отчет очень неспешно выкладываю у себя: http://liela.livejournal.com/tag/norway2011

Итак, советы.
Прежде всего, нужна вменяемая карта, в идеале - со всеми отмеченными на ней туристическими радостями.
В идеале, наверное, даже две:
- одна - целиком вся страна на одном листе, желательно с номерами всех дорог, рельефом и основными городами, для понимания общих масштабов и расстояний. Очень хорошо, если к ней будет прилагаться список основных достопримечательностей, и если на ней будут отмечены Национальные Туристические Дороги.
- Вторая - подробный дорожный атлас. В аэропорту Осло и туристических сувенирных магазинах можно купить Cappelens Bilatlas http://www.cappelendamm.no/main/katalog.aspx?f=8814&isbn=9788202280895
Я брала с собой путеводитель Вокруг Света - ужжжжжасный, целые районы страны пропущены, про важное сказано мало, про всякую фигню распинаются страницами. Всегда доверяла и уважала ВокругСвету, но тут конкретный облом. Лучше бы взяла Дорлинг Киндерсли - он хорош хорош как справочник в пути ("что это у нас за дорога тут впереди? - ага, там где-то крупнейший водопад, едем" или "а, там всего лишь музей саамских валенков - не едем").

Итак, как планировать маршрут. В двух словах идеальный способ: нужно отобрать все "места мечты", которые очень хотелось посетить, выписать их в списочек, отметить на карте - и затем уже между этими точками проложить маршрут.
Чуть подробней:
1. Чтобы найти места мечты, нужно хотя бы на одни выходные засесть за сайт http://www.visitnorway.com/ru/VN/Map/ - на карте выбрать "Чем заняться" - "Достопримечательности и культура" - "Природные достопримечательности", и выделить для себя лучшие ("Самая красивая дорога / долина / скала / водопад / ледник").
Кстати, у visitnorway.com есть свое приложение в appstore, у меня не скачалось (старый телефон), но должно быть полезно.
Кроме того, посмотреть - фотографии из чужих поездок (например, тут: http://forum.awd.ru/viewforum.php?f=349&sid=2c5a2e1d64e06e21819a684aa4e8aa06 ), или в этом сообществе.
Это даст список точек на карте, в которые нужно попасть.

2. Чтобы оптимально проложить маршрут между этими точками, очень рекомендую следующим шагом найти и отметить на своей карте все дороги, которые считаются национальной туристической дорогой (Nasjonal Turistveg - вот они тут все http://www.turistveg.no/en ) - во всех этих местах однозначно стоит побывать!!!!

Дальше нужно взять карандаш или Google Maps и постараться проложить маршрут между выбранными ранее достопримечательностями через максимальное количество национальных туристических дорог :) Вуаля - маршрут практически готов.
Осталось понять, что успеете посмотреть за отпуск. Для этого ориентируйтесь на 200-400 км в день в зависимости от плотности красот на квадратный километр - это такое нормальное среднее расстояние.
Если давить педаль целый день без интересных туристических остановок (например, если едешь по узкой части Норвегии вдоль Швеции - там скучища), получается в день километров 600, но это самые унылые дни.

3. В приложение к маршруту обязательно нужно взять с собой информацию:
Расписание всех автомобильных паромов на пути - они работают не круглосуточно, а только днем!
Расписание работы всех музеев, в которые вы, возможно, захотите попасть - все тоже довольно рано закрывается.

После этого дочитать до конца этот пост - и все, можно ехать.

Общий и самый главный совет: Норвегию, в отличие от других стран, не нужно и нельзя смотреть от города к городу!!! В городах по большому счету нечего делать. Ну разве что парочку можно посмотреть - они все одинаковые. Самое интересное и захватывающее - на природе.
При этом жилье в городах значительно дороже, плюс страшный геморрой с парковками, дорогущая и невыразительная еда, бедные маленькие музейчики, платные въезды-выезды… было бы ради чего!
Мы начинали планировать нашу поездку от городов: первый день перегон Осло-Берген, второй день - Берген - Алесунн, затем перегон до Будё с возможной остановкой где-то по пути и т.д. Первый же день на свободе исправил наши планы, и до Бергена мы так и не доехали, сделав выбор в пользу гор, ледников и фьордов :)

Ночлег в любой части Норвегии можно найти за час-два, так что можно ехать без предварительных броней и сохранить себе свободу менять маршрут. Это важно, потому что ледник, фьорд или водопад, у которого вы планировали гулять целый день, может оказаться наглухо весь в облаках и дожде, а не отмеченный на карте зоопарк в месте, мимо которого планировали проехать без остановок, может занять целый день и понравится до визга :) Не проезжать же мимо потрясающего места из-за того, что надо успеть на забронированное место ночевки!
С другой стороны, план поездки с подтверждением всех броней нужен для получения визы.
Мы делали на Booking.com бронь гостиницы в Осло на все 2 недели, которую после получения визы просто сняли без штрафа. При этом в визовом центре мне не поверили, что в Осло можно так долго торчать, и все равно посадили посадили писать travel plan на эти две недели (на коленке, от руки): что мы будем делать в Осло такую уйму времени, какие места планируем посетить вокруг Осло. Хорошо, что я помнила несколько названий из путеводителя!!! :)

Дороги:
Отличные. Четкие указатели, на всех поворотах знаки, все достопримечательности и ночлеги отмечены знаками.
На большинстве дорог, если не указано иное, ограничение скорости 80 км/ч. Если придерживаться разрешенной скорости, сзади собирается хвост из машин, которые терпеливо едут следом и не торопятся обгонять. Если пропустить их на одном из многочисленных съездов, быстро уходят за горизонт (превышая разрешенную скорость километров на 10-20 в среднем).
Есть участки, где разрешено 90 и 100 км/ч, но их очень мало. В городах - строго 50 км/ч, очень много участков на трассе 60-70 км/ч. Штраф за превышение на 5 км/ч - порядка 600 крон (3 т.р.), на 20 км/ч - ок 3 тысячи крон (15 тысяч рублей).
Полиции на дорогах мы не видели, скорость измеряется автоматически: ищите знаки "Fartmåling 500m" и знак с нарисованным на нем фотоаппаратом.
Желательно внимательно следить по знакам за разрешенной скоростью, чтобы в любой момент держать в голове, до скольки нужно сбрасывать при виде камеры.
Международные права мы не стали делать, хотя все знакомые рекомендовали подстраховаться.

Парковка:
в городах, как правило, платная в рабочее время, бесплатная после 16-17 часов.
Платное время указано на знаке под буквой P, выходные - в скобочках. Например, P med avgift 8-17 (8-15) означает, "Парковка платная с 8 до 17, в выходные - с 8 до 15, в остальное время бесплатная".
В большинстве случаев возможна оплата парковки банковской картой. На полученной квитанции будет указано окончание оплаченного времени, и опаздывать к нему нельзя, строго!!!
Наше время паковки истекало в 15:03, и в 15:07 мы уже стали счастливыми обладателями штрафа в 700 крон (100 евро) в первый же день :) Оплатить штраф нужно в любом банке.

Парковка рядом с музеями иногда бесплатная, иногда платная (от 50 крон за сутки до 50 крон в час).

Знаки:
все достопримечательности подписаны на знаке с коричневой заливкой и сопровождаются специальным символом вот такой формы:


Национальные туристические дороги отмечены значком


Деньги
везде принимают карты, даже за чай в передвижной закусочной на улице можно оплатить картой.
Наличные кроны нужны только для расчета за ночлег в том случае, если останавливаться в частном секторе или в некоторых кемпингах.
Банкоматы обычно стоят в супермаркетах.

Жилье
Лучшее и самое недорогое жилье находится на месте! При наличии более-менее четвого маршрута для душевного спокойствия при себе можно иметь распечатку названий / адресов / телефонов кемпингов района на "мало ли что", но не привязываться к нему - искать ночлег на месте.

Вообще есть несколько видов размещения:
Гостиницы (Hotell) - да, расположены в самых живописных, центральных, удобных местах, всегда образцовые, с горячей водой, полотенцами, интернетом, и всегда гарантированно принимают оплату картами. Только тут кормят завтраками. Но они ДОРОГИЕ! 800-2000 крон (4-10 тысяч рублей) за двухместный номер за ночь как нечего делать, и чаще как раз не 800, а 1500-2000.

Кемпинги (Camping) - самое распространенное и удобное жилье.
Обычно это либо домики (cabins) на 2-4 спальных места, либо комнаты в общем доме. Ресепшен работает в лучшем случае до 23 часов, но чаще до 22 - поэтому часов с девяти уже пора начинать сворачивать с дороги по указателям "Домик" и "Кроватка" и выспрашивать условия.
Иногда на ресепшене никого нет, но есть звонок или - чаще - написан номер телефона (и до скольки можно звонить) - позвоните, хозяева подойдут и заселят.
Оплата карточкой чаще возможна, но встречаются и такие кемпинги, где только наличные. Я подозреваю, что карточку принимают во всех кемпингах, которые можно найти / забронировать через интернет (типа camping.no) - типа они более официальные.

В кемпингах нужно сразу узнавать:
- цену (от 200-250 до 500 крон за домик за ночь) и что в нее включено:
- есть ли в домике умывальник / душ / туалет. Если в домик вода не проведена, в кемпинге обязательно будет общий душ - чистый и приличный, куда можно сходить вымыться.
- есть ли в домике возможность вскипятить воду для чая /супа (плитка, чайник). Настольную плиту часто ставят даже в домиках без воды, остается добыть какую-нибудь кастрюльку, чтобы на эту плиту поставить (на ресепшен или в общей кухоньке кемпинга).
- есть ли одеяла и постельное белье и полотенца. Удобно возить свое постельное белье и полотенца, т.к. обычно дают только голые одеяла и подушки, а белье - за отдельную плату, 50-70 крон за 1 комплект.
- есть ли интернет - это 50/50
Не пугайтесь, если в домике дубак. На стенках всегда есть выключенные обогреватели - включаешь в розетку, и через часок уже жара.
За голый домик без душа хорошая цена 250-350 крон за ночь, за домик с душем - 350-550 (плюс белье 100) в зависимости от модности места.

Третий вид жилья, самый шоколадный, выгодный и желанный - это "частный сектор" (Rom / Room). Норвежцы сдают туристам комнату / этаж / пристройку в своих собственных домах, что гарантирует домашний уют, постельное белье, душ, иногда стиральную машинку, кухню, оборудованную всем необходимым, и, как правило, бонусную гостиную с диванчиками :) По сути, тебе сдают приличную квартиру!
Самая недорогая стоила 320 крон (или 290?...), самая дорогая - 460. Всегда только наличные.
Интернет в таких домах везде, где сами хозяева им пользуются (тогда они дают свой пароль).

Примета - написанный от руки знак ROM / Room - на дороге, или где-нибудь на окне в городе. Нужно реально высматривать и искать.

По пути просто отмечайте для себя плотность дорожных указателей знаков "кроватка" и "домик", чтобы представлять, насколько можно капризничать с выбором :)
Выбор всех видов жилья всегда отличный на популярных тропах (можно за полчаса проехать десяток вариантов), местами чуть похуже, и совсем глушь на локальных дорогах (между деревнями - но вы туда вряд ли и поедете на ночь глядя). В национальных парках вроде как нет жилья (или совсем мало) - только в начале-конце дороги через них.
Полная жэ с дешевым жильем оказалась на обновленной E6 между Лиллехаммером и Осло (и подозреваю, что вообще вокруг Осло) - колесили по району, на последнюю ночь с сб на вскр долго не могли найти ничего нигде, и единственный попавшийся кемпинг был забит выехавшей на выходные молодежью, а отели вокруг - дорогущие и при этом тоже забитые, только пенсионерами. Так что на последнюю ночь, если улетаете из Осло рано утром, находите и бронируйте место заранее.
Аналогичное ощущение рядом с большими городами - Trondheim, Bodo - когда подъезжаешь к ним, исчезают знаки с кроватками и домиками, дорога становится огражденным шоссе, едешь вперед к дорогим отелям в центре, и все. Но вот в Bodo в виде исключения нашелся прекрасный Bodosjoen Camping, так что, возможно, не все так плохо.

Язык
Похож на смесь английского и немецкого, интуитивно многое понятно (overnatting, например, понятно же, что ночевка?), но все равно неплохо бы иметь с собой маленький словарик. Все, кроме пенсионеров, нормально объясняются на английском. С пенсионерами можно объясниться жестами :)

Полезные слова:
Bil - машина
Avgift - плата
2 timer - 2 часа
dag - день, alle dager - все дни недели
Hytte, rom = cabin, room = домики, номера
Ledig - свободен и сдается
Bygg - строительство
Salg - sale
Veg - дорога
veien - way (все улицы так называются):)
Fartmåling - измерение скорости

Природа:
Vatn, vatnet - озеро
Botn - дно (самая дальняя часть фьорда)
elv - река
juvet - ущелье
fjell, fjellet - гора
foss, fossen - водопад
dal, dalen - долина
Øy, Øyen - остров
Laks - лосось

Связь
Интернет есть в большинстве мест, где мы ночевали, но нужно спрашивать пароль.
Перед поездкой нам говорили, что в очень многих местах есть бесплатный Wi-Fi, а что многие не защищают свои домашние сети и просто щедро раздают инет - однако, судя по пятнадцатизначным сложным паролям тех мест, где мы останавливались, на халяву надеяться бесполезно.

Мне очень не хватало мобильного интернета, поэтому на следующую поездку я бы озаботилась "туристической симкой", чтобы пользоваться гугловскими картами, ну и звонить подешевле.
В путеводителях и местной рекламе всегда указаны телефоны, так что удобно было бы звонить всем и уточнять время работы (актуально в пути, т.к. многие музеи-центры закрываются в 16-18) / цену / свободные места и т.п.. В роуминге это просто разорение.

Навигатор (мы брали Garmin) помогает находить музеи и один раз очень удачно подсказал нам ночлег, но для планирования / корректировки маршрута бесполезен - просто показывает путь от точки до точки.

Еда
Из-за дороговизны редко встречающихся кафешек мы готовили только сами.
Абсолютно во всех городах есть супермаркеты (за день проезжаешь гарантированно хотя бы пару, а обычно штук 5. В небольших населенных пунктах они закрываются рано (в 15 могут закрыться), а в больших городах обычно работают часов до 21, иногда даже позже (в выходные до ~18). В любом супермаркете, даже в самой глуши, будет полный выбор свежих продуктов, как в приличном московском супермаркете.
Мы обычно покупали: свежевыжатый сок, сухие хлебцы, мясо и сыр для завтраков и перекусов, в огромном количестве - запечатанный холодный кофе Starbucks с соломинкой (прячется в холодильниках), чтобы бодриться в пути, чипсы / печенье / лепешки (lefse) с кремом / черничное варенье - к чаю из термоса, тоже для перекусов в пути. И "растворимые" макароны. Ну и там чай, соль, сахар.
Венец дня - роскошный гриль на ужин. Рассказываю секретный рецепт. В супермаркете покупаются
- парафин для розжига - один раз на всю поездку
- одноразовый гриль (engangsgrille),
- мясо, граммов по 200 на человека. Самое вкусное и самое нежное - Yttrefilet телятина (не знаю как телятина, но с таким же названием Yettrefilet бывает еще свинина - Svine - нужно смотреть, чтобы была не она)
- соус BBQ для маринада
- свежий болгарский перчик и помидоры на гарнир
- Polar brot - плоский круглый хлеб, типа как пита. Он выглядит уныло в пакете, но если дать ему погреться на гриле 1 минуту с каждой стороны (сразу после мяса), он становится хрустящим снаружи и нежным воздушным внутри, можно о мясе забыть, как вкусно! :)

Кипяток для чая запасается на месте ночлега, но в случае необходимости можно выпросить его в любой кафешке или гостинице по пути - не отказывают :)

Также по дороге можно перехватывать хот-доги в магазинчиках Mix и на заправках, они тоже очень вкусные, везде одинаковые, стоят 25-50 крон. Выдают горячую сосиску в хлебе, и сам заливаешь ее по вкусу кетчупом, горчицей и майонезным соусом, иногда есть жареный лук.
Остальная ресторанно-кафешечная еда там какая-то унылая на вкус и абсолютно не стоит своих неадекватных денег. Запомнилась какая-то маленькая забегаловка в маленьком городке с безвкусным салатом Цезарь за примерно 500 рублей, в котором не оказалось курицы, только листья салата с сухарями и заправкой. Курица за доп.плату.

Одежда (июнь-июль)
Планировать в среднем одеваться на +17, предусмотрев возможность быстро утеплиться на леднике (+8, снег, водная пыль внутри облака, пронизывающий ветер), выйти в дождь (+15, моросит и капает и очевидно это надолго, норвежцы вокруг прогуливаются парочками и компаниями в своих ветровках, не обращая на осадки внимания), поторчать на палубе парома (+13, очень сильный ветер, от воды прохладно) или раздеться на солнце (+25, пчелы, цветы, зеленая трава, рай).
Оптимальный набор: футболка / водолазка, сверху джемпер / толстовка, сверху непродуваемая непромокаемая куртка с капюшоном, желательно не просто ветровка, а с подкладкой, и чем длинней, тем лучше. На ноги все рекомендуют трекинговые ботинки, мне было отлично в Экках (обычные городские кожаные, с плотной подошвой, невысокие), только нужно было их перед поездкой обработать чем-нибудь водоотталкивающим.

С учетом всего описанного выше, обязательно нужно взять с собой:
- туристическую симку с недорогим интернетом
- карты, путеводители, словарь
- музыку в машину
- полотенце
- постельное белье, лучше всего компактный вариант - вкладыш в спальник. Он заменяет собой простынку, наволочку и пододеяльник, окупается за 3-4 ночи :)
- термос - очень рекомендую фирму Thermos www.thermos.ru. Чай, налитый в него в 10 утра, в 12 ночи еще дымился и обжигал, это круто.
- нож, ложку, вилку на каждого - пригодятся. А вот одноразовые тарелки проще, наверное, купить там.


Наши затраты за всю поездку (напомню, 2 человека, 2 полные недели, самолет + прокатная машина, 6000км): 180 т.р. на двоих. Из них:
Авиабилеты - 24 т.р.
Аренда машины + платные дороги - 38 т.р.
Жилье: 38т.р., в среднем 2900 рублей за ночь (самая дешевая ночь - 1700 рублей, самые дорогие - 5900 в Hamn i Senja, 4200 рядом с аэропортом перед вылетом назад, и 4450 в Anker Hotel в Осло)
Еда без экономии - 27 т.р.
Топливо (дизельный VW Polo со средним расходом 4л): 13,9т.р.
Паромы, мосты и парковки - 14 200, в основном за паромы.
Плюс штраф за парковку - 4 т.р
Билеты во всякие музеи - 10 т.р.
И еще 10 на сувениры-подарки.
Получается, что один день в Норвегии стоил нам около 7,5 тысяч рублей на двоих (топливо, еда, жилье, билеты в музеи, оплата проезда).
Tags: Норвегия, автопутешествие, советы
Subscribe

  • Шатура - город, рождённый планом ГОЭЛРО

    Каков образ Шатуры в массах? Находится где-то в дебрях востока Подмосковья, куда случайно не заедешь; там делают мебель и горят торфяники. Ещё,…

  • Ступино

    Заезжать в этот город за достопримечательностями вряд ли придет кому-нибудь в голову. Я же тут оказался исключительно из-за сломавшегося в дороге…

  • Рязановская ветка - железнодорожная экзотика Подмосковья

    Железнодорожная экзотика - это как правило удел регионов. Глухие малодеятельные ветки, исторические или воспетые писателями направления, резные…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Шатура - город, рождённый планом ГОЭЛРО

    Каков образ Шатуры в массах? Находится где-то в дебрях востока Подмосковья, куда случайно не заедешь; там делают мебель и горят торфяники. Ещё,…

  • Ступино

    Заезжать в этот город за достопримечательностями вряд ли придет кому-нибудь в голову. Я же тут оказался исключительно из-за сломавшегося в дороге…

  • Рязановская ветка - железнодорожная экзотика Подмосковья

    Железнодорожная экзотика - это как правило удел регионов. Глухие малодеятельные ветки, исторические или воспетые писателями направления, резные…