Капрун (Австрия)


В последний день горнолыжного отдыха настало время проверить полученные на уроках навыки катания. Естесственно, хотелось съездить наконец в Капрун - воочию прочувствовать знаменитый ледник Китцштайнхорн. На центральной площади Целль ам Зее сел в автобус, который сразу набился битком - на следующих остановках влезть в него было уже проблематично. До самой деревни Капрун ехать около 30 минут, и ещё минут 10 до конечной остановки, которая так и называется - Китцштайнхорн, где и находятся подъёмники...

Первое упоминание о Капруне датируется 931 г. Сейчас население городка составляет около 3 тыс. жителей. Во время нацистского режима здесь был еврейский лагерь, и с помощью его заключённых была построена местная электростанция.


Капрун (Kaprun)

Выйдя из автобуса мы сразу оказываемся у входа нижней станции кабинного подъёмника "Глетчерджет 1". Построен он был не так давно - в 2001 г. А причина его строительства была отнюдь не радужной...


"Глетчерджет 1" (Gletscherjet 1)

Дело в том, что эта станция - ни что иное, как переделанная старая станция рельсового фуникулёра "Глетчербан Капрун 2", который функционировал тут с 1974 г. по 11 ноября 2000 г.  В этот день здесь была вписана самая чёрная страница в истории всех горнолыжных курортов. 
Расследование показало, что возгорание фуникулёра произошло  ещё, когда поезд стоял на станции - в пустой задней кабине  машиниста гидравлическое масло попало в обогреватель (который, к слову, не был предназначен для использования в подвижном составе). Всего в поезде оказались 162 человека, и он начал свой последний подъём. 


"Глетчербан Капрун 2" (Gletscherbahn Kaprun 2)

Сначала фуникулёр движется по открытой 600-метровой эстакаде. Уже здесь те, кто находились в хвосте, обнаружили возгорание в задней кабине, но никак не смогли сообщить об этом машинисту в голове поезда. Затем фуникулёр попадает в подземный туннель длиной 3300 м, который выводит прямо в Альпинцентр. Но состав прошёл всего около 300 м и останавился. Машинист попытался открыть двери, но они остались заблокированными. Лыжникам в нижнем вагоне удалось разбить окно и вылезти в узкий туннель. При этом 12 человек (10 немцев и 2 австрийца) приняли странное решение пролезть вниз между стеной и горящим хвостом поезда - тем самым они спасли свои жизни.
Через некоторое время двери фуникулёра всё-таки открылись и люди поспешили подальше от огня - вверх по туннелю. Никто из них выжить не смог. Не так был опасен сам огонь - как ядовитый дым, поднимавшийся по трубе. Также погибли оба человека в составе, который в это время спускался вниз. Более того, погибли ещё 3 человека, которые находились в служебных помещениях на верхней станции.



"Глетчербан Капрун 2" (Gletscherbahn Kaprun 2)

Я видел фотки мемориала и знал, что он должен быть где-то рядом. Пришлось подняться немножко наверх, за другую станцию - "Панорамабан".


Имбаххорн (Imbachhorn)

Здесь, около парковок, и оказалось мемориальное сооружение-вагончик, которое было воздвигнуто в 2004 г. Автор - немецкий архитектор Антон Михаэль.


Мемориал 11.11.2000

Внутри находятся 155 разноцветных ниш с именами жертв катастофы. Всего использовано 12 цветов, каждый из них символизирует год рождения погибшего по восточному календарю. Жертвами стали представители 8 стран: 92 австрийца, 37 немцев, 10 японцев, 8 американцев, 4 словенца, 2 голландца, и по 1 представителю Великобритании и Чехии. Среди погибших было несколько спортсменов. Самая известная из них - 19-летняя немка Сандра Шмитт, которая на момент гибели была действующей чемпионкой мира в параллельном могуле.


Мемориал 11.11.2000

Отдав дань погибшим, я направился к подъёмнику "Панорамабан", который как и "Глетчерджет 1", поднимает до промежуточной станции Лангвид (1978 м). "Глетчер" расположен ближе к земле и, кажется, чуточку побыстрее.


Лангвид (Langweid)

От Лагвид наверх с правой стороны идёт креселка "Лагвидбан", а с левой - кабинный "Глетчерджет 2". Интересно, что ски-пасс потребовался лишь один раз - на самом первом подъёмнике, а на остальные проход был свободным. В Целль ам Зее же требовалась прикладывать пропуск на абсолютно всех подъёмниках. 


Лангвид (Langweid)

Оба подъёмника выводят на станцию Альпинцентр (2452 м) . Я выбрал "Джет". Кабинка круглая и просторная, вмещает до 15 человек.
От Альпинцентра оптимальнее всего для меня был кабинный "Гипфельбан", который поднимает к высшей точки катания - Гипфельстэйшн (3029 м), но я его тупо не нашёл. Попытался поспрашивать у народа - никто помочь не смог. В итоге довольствовался какой-то креселкой, после которой уже на бугеле "Китц и Кислифт" добрался до Глетчерплато (2900 м).


"Глетчерджет 2" (Gletscherjet 2)

Отсюда и совершил парочку спусков по 4-й трассе, которая обозначена как 4a и 4b, на одной они указаны как синие, на другой - как красные. А дальше до Альпинцентра я испробовал синие трассы №1 и №8b. В принципе, большого различия в качестве снега по сравнению с Целль ам Зее я не прочувствовал. Более того, трассы Целля мне показались более интересными за счёт пейзажа, ёлочек, поворотов.  Тут же - просто огромное белое поле.
Встретил здесь и соотечественников - Капрун, как и Целль, довольно популярное место для россиян.


Трасса №4

Слева от плато возвышается гора - это и есть Китцштайнхорн (3203 м). Ледник позволяет кататься здесь даже летом. Хотя глобальное потепление затронуло и этот регион. Есть даже прогнозы, что к концу XXI в растаят все альпийские ледники.
Затем я вернулся в Целль ам Зее (вернее, из автобуса вышел чуть пораньше - в Шюттдорфе к подъёмнику "Арейтбан"), где напоследок  покатался практически до сумерек. Чувствовал себя на лыжах достаточно уверенно - так что 4-дневный курс обучения не прошёл даром.


Китцштайнхорн (Kitzsteinhorn)