borges (borgess) wrote in ru_travel,
borges
borgess

Автопутешествие по Криту (теперь с фото))

Только вчера вернулся из Крита. Брали на пять дней машину, объездили пол-Крита. Опубликую здесь свой маршрут и впечатления, может пригодится кому.

B. Balos

Итак, машину можно арендовать и в уличных Rent a car, хотя гиды будут вас всячески отговаривать, рассказывая страшилки и предлагаю свою аренду в два раза дороже. Сейчас цена аренды малолитражки класса В - 30 евро в день с кондиционером, полной страховкой  и оплатой эвакуатора если что. Но торгуйтесь. Если берете на пять дней сразу можно выбить скидку до 135 евро. Машины вполне нормальные, в меру ушатанные, но вполне приличные по ходовым качествам и внешнему виду. Мы взяли Тойота Айго красного цвета. Жили в Сталиде (Stalida), что около Мальи, оттуда и ездили.

Our car

1 день. Ретимно - озеро Курна - водопады Агиропули. Пробег - 310 км.
Первый день, привыкание к машине, прощупывание обстановки. Дороги хорошие, даже в горных деревушках. Первое что бросилось в глаза - ездят греки не особо обращая внимания на ПДД, скоростной режим повсеместно не соблюдается, при обгоне часто лезут на встречку через двойную сплошную. Особенно впечатлила машина road police, которая без включенных спецсигналов обогнала меня как стоячего при ограничении скорости в 50 км/час по встречке, и это при том, что я ехал 80 ). Я было испугался, когда увидел что меня догоняют гаишники. Думал нарушил чего, а они оказывается просто домой спешили )) При всем при этом, агрессии на дорогах нет, если тупишь или мешаешь, посигналят. Но матом в окно не орут и угрожающие рожи не корчат. Только разводят руками, типа "братан ну ты чо как маленький" и едут дальше.

On the way to Rethimnon

В Ретимно (Rethimnon)  посмотрели венецианскую крепость, прогулялись по старому городу, по набережной, искупались на пляже. Городок, крепость и пляж вполне понравились.

Rethimnon

Оставили машину на платной стоянке морского порта, потому что там пляж рядом. Платная стоянка стоит 1 евро первый час, 50 центов каждый следующий час. Но чек пробивать не хотели. Это у них поголовно, нал любят ))

С указателями у них порядок, заблудится сложно, хотя вот на озеро Курна промахнулись и развернулись обратно, но ладно вовремя спохватились, далеко не уехали. Ездили без gps навигатора, не доверяю я им. По карте неплохо ориентировались, если что можно спросить дорогу. Отвечают охотно, иногда на чистом русском ))

old mills

Озеро Курна (Kourna Lake) - единственное пресное озеро на Крите. Симпатично. В озере плавают гуси, утки, говорят бывают черепашки. Советую покататься на катамаране, час аренды четырехместного например - 14 евро. Мы сторговались за 10 )

Kourna lake

Далее были водопады Аргируполи ( Argyroupoli). Хотя водопадами это назвать сложно, просто есть источник воды, из которых предприимчивый хозяин таверны соорудил что-то декоративное. Но получилось красиво, да и кормят вкусно ).

Agyroupoli

2 день. Агеос Николаос - Спиналонга - плато Лассити - Малья. Пробег - 135 км.
На Крите существуют две основные трассы. Так называемая новая национальная дорога построена недавно, она прямее, скоростнее и проходит мимо населенных пунктов. Старая - покривее и иногда идет прямо по улицам и вдоль пляжей. Вот по старой мы и поехали в Агеос Николаос.

on the way to Agh. Nikolaos

Хорошо что поехали с утра, наши соседи по гостинице возвращались по ней ночью и натерпелись страху )) Хотя это еще не так экстремально, как мы поехали после Николаоса )
Агеос Николаос (Agh. Nikolaos) - красивый приморский город. Рекомендую погулять по улицам, покормить рыбок в озере, сфотографироваться с быком и пошопинговать в многочисленных магазинчиках. Пляж тоже хорош - самое спокойное море было там.

Agh. Nikolaos

Далее поехали на остров Спинланога. (is. Spinalonga). Точнее на сам остров не поехали, а полюбовались им с берега. Вид на море открывается шикраный, особенно после Элунды.

is. Spinalonga

Sea in Crete

Затем мы решили вкусить критского экстрима и по козьим тропам стали выбираться через горы к пещере Зевса. Наш путь лежал через Havgas-Fourni-Nikithanos-Vryses-Nikiforidon-Kaminaki. Мы сильно рисковали заблудиться или свалится со скалы, потому что дорога представляла собой бесконечный горный серпантин без ограждений,  через богом забытые деревушки с тремя домами. И плантациями оливок. Кстати оливковые деревья на Крите везде.

road on Crete

В общем правдами и неправдами мы таки выбрались на плато Лассити (Lassithi Plateau) чтобы поглядеть на пещеру Зевса. По дороге поели в придорожной кафешке, где из обслуживающего персонала был один человек, он же повар, он же официант, он же и хозяин как мы поняли. Весьма аутентично.

Lassithi Plateu

К пещере Зевса приехали в 16-00, парковка стоит 2 евро, зато нам подсказали что нужно очень быстро идти, так как через 20 минут пещера закрывается ) В итоге мне пришлось совершить марш-бросок на вершину холма, вспомнив спортивное детство и потом еще 10 минут пытаясь отдышаться. Но мы успели )) Пещера как пещера - глубокая и темная. В Абхазии живописней )

Dikteon antron

Назад спустились уже вальяжно, напившись свежевыжатового апельсинового соку за 2 евро (Европа!) и двинулись дальше, через Pinakao-Krasi прямиком на Малью. И хотя в этот день я проехал меньше всего километров, но устал больше всего. Это бесконечное кручение руля вправо-влево и нет прямых участков. Фиг знает как тут местные умудряются еще гонять на скорости 90 км.час.

On the way to Malya

Про Малью (Malia) нам рассказывали что здесь куражатся англичане и вечером с детьми лучше не появляться дабы не травмировать хрупкую детскую психику. Ну да, достаточно молодежно, кругом квадрациклы и татуированные дамы с сигаретами в зубах. Кстати европеек отличить на Крите легко. Если дама загорает топлесс, вся в тату, и курит как паровоз - значит по русский она не понимает. Хотя русских можно определить и по другому признаку - на пляжах Крита платные лежаки и зонты - если вы видите людей которые лежат мимо лежаков в проходах на полотенцах - можете смело подходить к ним и вспоминать навыки родной речи.

Stalida

Palm and sea

3 день. Ханья - Элафониси - Фаласарна. Пробег - 351 км.
Самый протяженный маршрут. Встав с утра пораньше и заправившись, двинулсь по новой национальной дороге на Ханью. Кстати о заправках. АЗС на Крите солидные, с большими информационными щитами, хотя нам однажды встретилась заправка, чуть ли не в жилом доме (самая дешевая кстати :). Самый дешевый бензин - 95-ый, 92-ой не продается. Стоит от 1.7 до 1.8 евро за литр. Но тратится его ощутимо меньше. На нашей малолитражке выходило где-то 4 литра на 100 км. В итоге у меня получилась цена одного километра на Крите - 7.8 центов (3 рубля). По карточке заправляют неохотно, даже на Shell меня отшили, сказав, что на моей карте нет какого-то чипа и поэтому он не может считать карту. Но все равно я старался заправляться по карте. Нал берут охотно и с радостью. Чеки могут и не дать. Один раз, когда я попросил чек, заправщик мне предложил пробить сумму на 30 евро вместо 10, сказав, что ему без разницы, сколько нужно, столько и пробьет. Похоже что торговля чеками для дальнобоев здесь тоже в ходу ))

AZS

Ханья (Chania) - второй по величине город на Крите. При попытке проехать к центру попали в ощутимую пробку. Простояли почти полчаса. Движение в городах - отдельная песня. Улочки узкие, кругом припаркованы машины, снуют мопеды и велосипеды. Успевай уворачиваться в общем ) Набережная Ханьи понравилась. Кафешки и таверны под открытым небом, знаменитый маяк и через каждые 15 минут отправляются экскурсии по морю.

Chania

Из Ханьи выбирались с приключениями, попали на старую национальную дорогу и километров 30 пилили вдоль пляжей и бесконечных гостиниц.
Далее мы не доезжая Кисамоса свернули налево в Элафониси (Elafonisi). Там мне море понравилось больше всего. Хотя и ветрено.

on the way to Elafonisi

Но перед этим надо еще проехать через Тополийское ущелье и туннель. Впечатляет.

Topolia

В Элафониси нет ничего кроме пляжа и несколько таверн рядом. Подъехав к пляжу и бросив машину пошли купаться. Вода теплая, песок розовый, а если пройти на другой берег острова, то там вода холодная и очень прозрачная. Красиво !

Elafonisi

Обратно поехал на Фаласарну (Phalasarna) - смотреть закат. Здесь был довольно забавный случай с нами. Жена решила узнать поточнее дорогу и проезжая очередную критскую деревушку спросила у местной жительницы "Please correct road to Kefali". Услышала в ответ  - "А вы по русски не понимаете?". Так и нашли дорогу )

on the way to Phalasarna

Таверны на Крите хорошие. Кормят вкусно, оформлены оригинально. Средний чек на 2 взрослых и двух детей - 25 евро. Наедались от пупа.

Taverna in Sfinari

Dinner in Crete

А позавтракать можно и в отеле с сыром, помидором, тарамо-салатом и рециной ))

Breakfast in Crete

Закат на Фаласарне шикарен. Солнце садится прямо в море, песчаный берег и причудливые камни в воде.

Phalasarna

Обратно решили не возвращаться, а найти где переночевать. Пользуясь случаем хочу прорекламировать аппартаменты Romantic в Фаласарне. Всего за 35 евро нам был предложен прекрасный номер, с великолепным видом на море и радушной хозяйкой. И потом, судя по тому, что нас приняли за итальянцев, сюда еще не ступала нога русского человека ) В общем рекомендую. Также в Фаласарне было куплено прекрасное домашнее розовое, с которым звездное небо Фаласарны стало еще более романтичным ))

Apps in Phalasarna

4 день. Киссамос - Грамвуса - Балос. Пробег - 200 км.
На четвертый день мы двинулись из Фалассарны в Кисамос (Kasteli) для того чтобы поехать в морской круиз на остров Грамвуса (Gramvousa) и бухту Балос (Ballos). Паром отправляется в 10-00 и в 10-15. Народу набивается прилично, поэтому лучше подъехать чуть пораньше и купить билеты. Стоит 22 евро на взрослого. Длительность прогулки - 8 часов. На пароме есть ресторан, столовая, туалет, душ, все прелести жизни. Бухта понравилась - красивая. Остров - не очень. Нет там ничего интересного, разве что со скал смотреть на море.

on the way to Balos

is. Gramvousa

Balos

Обратно из Киссамоса ехали с ветерком. Прямо за городом начинается новая национальная трасса - встаешь на нее и вперед. Успевай только заправляться. В общем 200 км. я проехал за 2 с половиной часа. Забавные кстати знаки попадались по трассе. Стоит знак "поворот налево запрещен", а поворота то и нет. То есть вообще нет. Слева сплошная скала. Или у них знаки лишние оставались и они их понатыкали где попало, либо поворот тут планируется в ближайшем будущем, а знак поставили заранее ))

5 день. Ираклион - Кноссос - Гортинья - Матала. Пробег - 210 км.
Последний день. Вот тут мы и заплутали. До Ираклиона то доехали со свистом по ставшей уже родной дороге. А поворот на Кносос прощелкали, в первую очередь из-за невразумительного знака. Сначала предупреждают что надо сворачивать вправо, а потом перед самым поворотом - бац и налево. В общем поплутали, прежде чем попасть в этот Кноссос. Очередь как в Мавзолей. Туристов толпа, только ходи и европейские языки изучай ) И цикады орут кругом. В общем мне не очень этот Кноссос понравился.

Knossos

Зато понравилась Гортинья ( Gortyna). Про этот город даже в Википедии не написано, а оказалось крупнейший памятник древней архитектуры. В прошлом этот город был столицей римской провинции Крит и Кирикия (Ливия) и жило там 300 тысяч !. Развалины везде - на холме, среди оливоковых платнаций. Раскопано и обнесено забором лишь часть - Одеон, Церковь, старый платан под которым Зевс имел Европу. Ну это миф такой. Я впечатлился. Но много времени уделить Гортинье не могли к сожалению, а жаль.

Gortyna

Cactuses

Oranges

Заезжали также и в Фестос. Там где нашли знаменитый диск. Такие же развалины, как и в Кнососе, но ничего не достраивали и туристов меньше.

Phaestos

Дальше нас ждала Матала (Matala) - в местных пещерах по преданиям тусовались хиппи. По этому поводу даже есть надпись на набережной - Tomorrow never comes. George. Харрисон видимо ) Пляж симпатичный, дырки в скалах прикольные.

Matala

Sea

Меня больше поразило, что на обратном пути на порядочном удалении от моря, высоко в горах обнаружилась один в один такая же скала, как в Матале, с такими же дырками. То есть 2 тыщи лет назад там было море и древние греки также балдели и загорали, только метров на 50 повыше ) Сфотографировать к сожалению не успели (

Вот так и закончилось наше автомобильное путешествие. После Маталы сдали машину обратно в прокат, они даже на нее не посмотрели(. Обидно, а ведь я заправился ))

Вот так закончилось наше автопутешествие по Криту. Осталось только полежать два дня на пляжу, думать о бренном и вспоминать о Крите )