nizal (nizal) wrote in ru_travel,
nizal

Путешествие к Иссык-Кулю (часть третья, 23-24.12.2009, Байконур - Бишкек)

23 декабря.

5.00. Разбужены охраной, хотя изначально мы собирались встать в 6.00, о чем их вечером информировали. Оказывается, в Казахстане не переходят на зимнее время и разница с Москвой здесь 3 часа.

5.45. Заправляемся на 1242 руб. Здесь, вблизи Байконура, легко можно платить рублями на любой заправке. Сдача тоже в рублях. Много машин с российскими номерами. Регион 94.

5.50. Приехали на КПП Байконура. Сашка пошел разговаривать с охраной. Вернулся, вроде наши пропуска подвезли!

О Байконуре можно почитать у меня в предыдущей части отчета.

11.00. Выезжаем из Байконура. На дороге лед. Температура -7С.

12.00. 65 км от Байконура. Справа от трассы метрах в 300 увидели музей Кобыз. Заехали. Интересный музей. Смотрели его почти час.

В качестве лирического отступления расскажу о том, что такое кобыз.
Кобыз - казахский национальный инструмент. Выглядит примерно как виолончель, сделанная из выдолбленного, обтянутого пузырем полушара с приделанной к нему ручкой. Только в отличие от виолончели у кобыза всего две струны и сделаны они из конского волоса. Кобыз считается шаманским инструментом. Он может дополняться колокольчиками, быть большим (для взрослых шаманов) или маленьким, для детей. Все эти виды кобызов были представлены в музее.

Фото не мое, я его выкопал в сети.

Кстати, сам музей, в котором мы случайно оказались, точнее весь музейный комплекс, сделан в виде кобыза (если посмотреть с высоты). И хотя такой возможности у нас не оказалось, мы поверили на слово девушке смотрительнице, которая провела нам интересную эскурсию.

В том месте, где у кобыза расширение, в музейном комплексе расположен амфитеатр, в котором в теплое время года устраивают концерты. Мы проверили, слышимость, действительно, очень хорошая.

В тех местах, где у настоящего кобыза крепятся струны, в музейном комплексе есть некое сооружение, в которое встроен настоящий оргАн. При сильном ветре этот оргАн издает звуки, напоминающие звуки кобыза (это нам тоже сказала девушка смотритель). И даже при том слабеньком ветерке, который был в музейном комплексе в это время, оргАн звучал!

Наконец в том месте, где у настоящего кобыза крепятся струны, в музейном комплексе стоит статуя барашка (барашек - это который на фотографии облицован плиткой:-)). Как мы узнали, баран в Казахстане священное животное.

А это вид на весь музейный комплекс сверху, от амфитеатра. В здании слева небольшой музейчик, а что справа, мы не знаем, да и не было времени узнавать.

Ну а разу при выходе из музея на полянке стоит старинная статуя казахскому... не знаю кому, просто какому-то казаху. И если приглядеться, то можно увидеть, что в руках у него рюмка:-)

И естественно здесь же, неподалеку, подруга этого казаха:-)

12.50. Едем дальше. Покрытие – неровный асфальт, двухполоска, разделительная проглядывается. Скорость 90-100 км/ч. Погода пасмурная, температура -5С. Из Алматы получили смску, что трасса Алматы-Караганда засыпана снегом.

13.00. Жосалы. Дорога до Жосалы хорошая. Идем на Туркестан. Температура -6С.

14.15. От Байконура 191 км. Дорога по-прежнему умеренно хорошая, как раньше. Окружающий пейзаж – степь, поросшая мелким и частым кустарником. Периодически сквозь кустарник на дорогу выходят коровы, встречаются водители кобыл и ослов. За бортом -3С.

14.50. Въехали в Кызыл-Орду. От Байконура 244 км. Дорога хорошая, как прежде. Температура -3С. Стало появляться больше деревьев.

15.44. Остановлены при выезде из Кызыл-Орды на «Рубеже» постом ментов. Мент уже было собирался уйти, но увидев наши номера, немедленно нас остановил. Все обошлось очень цивилизованно. Были переписаны наши данные, цель поездки и… ВСЕ! Денег и подарков не просил.

15.55. Идем в направлении Шимкента. Дорога отличная – четырехполоска с хорошим, чуть неровным покрытием. Скорость 90-100 км/ч. Температура 0С.

17.20. От Байконура 385 км. Проехали Шиель. Покрытие дороги хорошее – неровный асфальт, двухполоска, разделительную не видно. Зима превратилась в осень – уже +1С. Дорога сухая.

19.20. 540 км от Байконура. Начались холмы и деревья вдоль дороги. Покрытие хорошее. Скорость 80-100 км/ч.

19.25. Въехали в Туркестан. От Байконура 548 км. На въезде остановлены гаишниками (остановили из обгоняющей, неслужебной машины). Сашку отвезли назад, показали, что мы там нарушили. Оказывается, из-за плохо видимой разметки и неразберихи со знаками при движении по плохо обозначенному кольцу мы пересекли правым бортом двойную сплошную. Заплатили 10000 (десять тысяч!) тенге. Официальный штраф за двойную сплошную тут составляет что то около 18000 тенге. В качестве дополнительного сервиса менты показали нам гостиницу в Туркестане рядом с мавзолеем Яссауи.
Температура +2С, дорога затянута легким туманом или дымом.
На ночь остановились в гостинице «Яссы». Хорошая гостиница. Соотношение цена/качество приемлемо. Единственное, что плохо, так это отсутствие горячей воды. Зато какой шикарный вид из окна!

24 декабря.

7.40. Погуляли по мавзолею Яссауи. Потрясающе! Мавзолей, крепостные стены, музей в стене…
Город затянут дымом, так же, как и вчера вечером. Как нам объяснили, это работают котельные. Выезжаем в сторону Шимкента. Температура +7С.

О прогулки по мавзолею можно почитать у меня в предыдущей части отчета.

8.00. Выехали из Туркестана в направлении Шимкента. Дорога хорошая – двухполоска с четко выраженной разметкой. Вдоль дороги села, деревья. Температура +3С. Погода пасмурная. Обменник в Туркестане найти не удалось, но у нас еще есть 2000 тенге.

8.30. От Туркестана 47 км. Проезжаем мелкие села. Интересная особенность этого района Казахстана – на въезде в населенный пункт обязательно есть табличка, указывающая его начала, но на выезде знака окончания населенного пункта, как правило, нет. Определяем, что населенный пункт закончился, по знаку для встречного транспорта. Температура +2С, пасмурно, дождя нет. На встречу часто попадаются повозки с двигателем в одну ишачью силу.

8.55. От Туркестана 85 км. Начинается дождь. Температура +4С. Идем по степи, дорога хорошая.

9.09. Остановлены ГАИ. От Туркестана 101 км. Дождь так толком и не начался. Менты пытались развести на страховку, но не смогли. Откупились бутылкой водки. Время дороже.

9.40. Залили в бак канистру бензина. От Туркестана 113 км. Идем среди паханых полей, что здесь большая редкость – обычно голая, невозделанная степь. Температура +5С. Дорога хорошая.

10.12. Остановлена ГАИ. 151 км от Туркестана. Остановлены просто так – за то, что мы русские. Раскручивали за нечитаемые номера, хотя с этим у нас все было в порядке. В конце концов поменяли им 1000 руб на 5000 тенге, из которых они удержали 2000 за якобы нечитаемый номер. Ладно, зато теперь у нас появилась местная валюта. Температура +6С. Скоро Шимкент. Мент подтвердил информацию о том, что в городе лютуют орды узбеков и в город лучше не въезжать, но вокруг него на Алматы есть хорошая объездная. Впрочем, эта объездная есть и на карте.

10.30. 153 км от Туркестана. Заправка Helios. Залили полный бак и канистру. Всего 59 литров по 101 т/л (на 5960 тенге по карточке).

10.43. До Шимкента 4 км, от Туркестана 160 км. Свернули на объездную. Погода пасмурная. Дорога хорошая, но много машин. Температура +5С.

11.00. От Туркестана 180 км. Шимкент объехали. Идем на Бишкек. Вокруг холмы. Казахстан уже мало похож на тот, что был раньше. Дорога великолепная, сухая, температура +4С, пасмурно, но дождя нет. От Москвы уже 3485 км. На горизонте появились горы.

11.22. 213 км от Туркестана. Дорога – отличный асфальт, по две полосы в каждую сторону. Вокруг нас Тянь-Шань!

11.46. Вот уже минут 15 непрерывно едем через села. Как только кончается одно, тут же начинается следующее. Скорость не превышает 60 км/ч. Дорога хорошая, машин довольно много. Температура +5С.

11.50. 240 км от Туркестана. Остановлены ГАИ за российские номера. Проверили документы. Ни на что раскручивать не пытались!

12.10. 260 км от Туркестана. Поднимаемся все выше и выше. Теперь вокруг нас снег. Дорога стала мокрая. Температура +2С.

Кстати, таких "памятников" самым разным животным - орлам, косулям, каким то кошачим, по всей Киргизии и Казахстану просто завались, практически каждые 50 км по всем трассам!

12.25. 279 км от Туркестана. Снова едем по селам. Дороги в селах очень плохие много снега. Температура +4С.

12.50. 308 км от Туркестана. Идем в горах. Облачность низкая, как будто легкий туман вокруг. Снега нет, дорога чуть мокрая, хорошая двухполоска. Температура +1С. Горы, видно плохо – они скрыты в тумане.

13.12. Въехали в Тараз. От Туркестана 334 км.

13.30. Проехали Тараз. От Туркестана 348 км. Идем в направлении Бишкека. Дорога отличная, четырехполоска. Снега нет. Температура +1С.

14.03. От Туркестана 400 км. Дорога стала еще лучше – сухая, более широкая, хотя пока двухполоска, и меньше ям. Едем по степи. Справа железная дорога и высокий горный хребет. Снега нет. Температура +2С. До Бишкека 214 км.

14.07. 406 км от Туркестана. Остановлены ГАИ. Морда у мента русская. Прицепился к номеру, говорит, что «нечитаемый». Обошлось без «подарков».

15.00. 464 км от Туркестана. Постоянно села, еле тащимся. Средняя скорость 60-70 км/ч. Дорога хорошая. Температура +2С. Уже темно – стемнело буквально за 10 минут. Местные ПДД не соблюдают – гонят по селам со скоростью 100 км/ч и не тормозят на красный. Джигиты однако!

15.29. 495 км от Туркестана. Прошли поворот на Алматы. Идем на Бишкек. До города 124 км.

16.00. От Туркестана 527 км. Граница с Киргизией. Граница абсолютно не ясна. Никаких знаков. Подъехали к шлагбауму. Справа торговый дом. Место выглядит как рынок. Что впереди – не видно. Мужики-водилы сказали, что все правильно, это и «есть граница, после нее на Бишкек прямо».
К границе подъехали довольно удачно, за нами сразу выстроилось много машин + автобус.

Забегая вперед скажу, что рано мы обрадовались. На этой границе мы впервые ощутили все прелести казахской таможни. Нервотрепка еще та...

18.10. Наконец прошли таможню, потеряв на ней больше двух часов!
Схема прохождения таможни:
Пассажир проходит пешком, водитель следом на машине с полным таможенным досмотром. У меня на проход границы ушло минут 10, Сашку же «досматривали» 2 часа. Машину загоняли на «яму» и проверяли ВСЕ вещи! Из-за неправильно оформленной декларации (надо было писать «транзит», а не «въезд»!) отдали 1000 руб.
На границе поменял 1000 руб на сомы (курс 1.42/1)

18.55. Потихоньку приходим в норму после прохождения безумной таможни. От Туркестана отъехали 575 км. Начинается снег. Температура 0С. Постоянно едем через села. Средняя скорость 60-80 км/ч. Покрытие мокрое, но дорога хорошая, без ям.

19.12. 587 км от Туркестана. Снег, +1С, идем в облаках. Видимость очень плохая.

20.00. От Туркестана 629 км. Въехали в Бишкек. В городе поймали такси, узнали адрес гостиницы. Таксист дал визитку (гостиницы) и за 50 руб показал нам дорогу до нее (ехал перед нами). Гостиница отличная, частная, всего неделю, как открылись. Стоимость – 1500 сом за двухместный номер. Заказали ужин в номер.
Гостиничный комплекс «Тибет»
г. Бишкек, ул. Ташкентская, 10
тел. 0 312 87 78 90; 0 555 87 78 90
Для проезда к гостинице рекомендуем взять таксиста – это совсем не дорого.
Шашлык в Киргизии, как и в Казахстане, готовить не умеют. За ужин, который вместо обещанных 30 минут мы ждали 2 часа, отдали 1200 сом, за гостиницу расплатились рублями – отдали 1250 руб.

Все фотографии с перегона Байконур-Бишкек здесь.
Вторая часть отчета в этом посте.
Четвертая часть отчета здесь.