Внимание к деталям (petr_kuznets) wrote in ru_travel,
Внимание к деталям
petr_kuznets
ru_travel

Categories:

Россия / Тверь / август 2011

Смысл Твери в том, что это перевалочный пункт между Москвой и Питером.
Все здесь вертится вокруг этого факта - от Путевого дворца до памятников Пушкину.




Это Вознесенский Собор. Главная святыня собора - останки (мощи) человека утопленного за святую жизнь в кале. Такое сочетание возникло не спроста. Смысл в том, что Вознесение в мире духовном всегда следствие как бы утопления в кале невинного человека в жизни земной. Это напоминание горожанам, чтобы никто не подумал, будто можно устроить себе счастливую комфортную земную жизнь и потом наследовать райские обители. Нет ребята - так не бывает. В кал и на небо. И не стоит строить иллюзий и выискивать себе тепленькое местечко.






Неизменно радует глаз Тверской драматический театр. Его построили в 1951 году для прославления достижений коммунизма, и это, как ни странно, хорошо. Он, естественно, красного цвета. По сравнению с театрами дореволюционной России в чем то был прогресс. Раньше театр был просто развлекаловкой, а здесь он стал инструментом решающим определенные задачи. Советский театр не просто тру-ля-ля, а как бы просветительный центр декларирующий четко осознанные идеи.

Вообще, почему то театр, в сознании народа, это нечто принадлежащее к духовности и культуре, хотя на самом деле это не так. Слово "театр" означает "развлечение". По сути это то же самое, что компьютерные стрелялки, например. Формально говоря, с таким же успехом можно построить огромный дворец аркадных бродилок и тетриса с братьями Марио на фасаде, барельефами PackMan'а и Лары Крофт. Вам кажется это издевательством, однако подождите лет 15 и вы увидите нечто подобное воочию.




Капуста, морковка, репа и огурцы украшающие театр - это потрясает! Это радует глаз! Если раньше на фасадах лепили разные безобразия - Вакхов творящих вакханалии, голых нимф и похотливых сатиров, то теперь налицо явное оздоровление. Конечно, обидно, что конечный смысл и предел творческого порыва заключается в картошке и свекле, но это лучше, чем подсознательное влечение к древнегреческим оргиям и сатурналиям подспудно, неизменно и неотвратимо присутствовавшем в классическом театре.

Обратите внимание, по центру композиции находится женское лицо с впалыми глазами. Это, если кто не понял - маска, символизирующая театральное действо. Что примечательно, на маске русский кокошник.




Кстати, мужик и девушка опираются на колонны, точнее на капители разного типа. В Греции было два типа женских колонн, и один мужской - однако эти оба - женские. По идее, парень должен опираться на другой, так называемый, дорический ордер.




Солнечный круг, а в нем - бубны и гармошки в баклажанах! Это радует глаз, это так приятно!

Кстати, не стоит обходить вниманием серп и молот. Это интереснейший символ. Мужское и женское начало (рабочий и колхозница держат их соответственно). Мужское начало - фаллический символ "молот" и женский "серп" как символ оскопления (кастрации то есть - отсюда "серпом по яйцам"). Молот - это как бы крест без верхнего элемента - так называемый "тау-крест" - это человек без стремления ввысь - без верхней палочки, остановившийся исключительно на земных прагматических животных интересах, что и подчеркивается изобилием на фасаде земных богатств при полном игнорировании богатств духовных.




Не будем забывать о богатствах животного мира - гуси-лебеди.




Рыбный промысел - осетрина и лосось. При чем тут театр? При том, что он должен все это воспевать.




Проследуем дальше. Дальше идет "Памятник Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы". Сразу оговорюсь - лично я уважаю и с огромным почтением отношусь к тем, кто погиб в той аварии. Эта катастрофа впервые в истории позволила реально заглянуть за занавес грядущего апокалипсиса вдохнув запах настоящей и неподдельной адской серы. Мы все почувствовали пророческий характер этого события. Но речь не об этом. Речь о памятнике - что тут надо сказать. Дело в том, что памятников на тему Чернобыля множество и для скульпторов это всегда крайне сложная тема - радиацию никак не изобразить, и борьба с ней тоже лишена символичных деталей - не понятно что лепить. В какой-то момент художники договорились, что погибшие ликвидаторы это летящие в небе лебеди, что здорово упростило задачу, но здесь эту тему решили не использовать. Памятник в Твери неплох, потому что бывают и такие варианты:








Однако, некоторые моменты настораживают. Идея в том, что ликвидатор закрывает своим телом щель между плитами, через которую пробивается излучение. Мысль внятная и хорошая. Для усиления эффекта руки как бы укрупнены, но пожалуй, это перебор. Приложите ладонь к лицу и сравните размеры. Во-вторых - что происходит со штанами в районе ширинки? Почему их разрывает в той области? В третьих - стихотворные строки странны, и в четвертых - работа со шрифтом так же настораживает (мы еще вернемся к этому).

Тема "щели" в искусстве, особенно в скульптуре - всегда очень скользкая тема, на счет фигуры мужика не впускающего никого в некую щель все-таки стоило бы еще подумать. Например, Зураб Церетели обрек себя на посмешище, изваяв нечто похожее памяти жертв 11 сентября:









Что касается стихов, то можно прочитать такие странные строки:

Весь мир тогда в тревоге замер,
Когда герои сбили пламя,
Их гибель стала общим горем,
Мы Славу воздаем героям.

Когда пылала синева,
Чтобы земля была жива.
Скорбит в молчании страна.
И сохраним их имена.

"Весь мир тогда в тревоге замер, Когда герои сбили пламя" - это странно. Мир в тревоге замер когда бабахнуло, а когда пламя стали сбивать, то уже вроде как первый шок прошел. Кроме того, фразу можно прочитать таким образом, что мир замер в следствие сбивания героями пламени, что тоже как то не очень логично. Ну да ладно. Читаем дальше: "Их гибель стала общим горем, Мы Славу воздаем героям." - тут вроде всё гуд. А вот дальше непонятные какие-то слова: "Когда пылала синева, Чтобы земля была жива." - синева пылала чтобы дать Земле жизнь. Это как понимать? Это, надо сказать, самое проблемное место стихотворения - тут явно надо что-то менять. Ну и дальше - "Скорбит в молчании страна. И сохраним их имена." - тут с ритмом проблемы, но в принципе не критично. Вообще
мусора много, можно почистить стихи процентов на 20, только лучше будет:

Весь мир в тревоге замер,
Герои сбили пламя.
Их гибель наше горе,
Прославим тех героев

Пылавшей синевы,
Не умершей Земли.
Скорбящая страна
Их помнит имена.





На чем хочется отдельно остановить внимание, так это на подписи. Компьютерный набор напрочь убил шрифтовую культуру в памятниках нашей страны. Этот монумент не стал исключением. Не сочтите, пожалуйста, меня придерастом, но во-первых - почему основной текст округлый, а цифры - заквадрачены? Это же разные шрифтовые семейства, зачем пихать все в одну кучу? Ответ прост - потому что иначе цифры будут мелкие. Но эту проблему можно ведь решить и другими способами, не замусоривая текстовый блок инородной гарнитурой. Далее - почему отступ сверху больше чем снизу? Ведь все должно быть как раз наоборот. Ответ - потому что текст компоновали по лицевой плоскости плиты, которую затем закопали на несколько сантиметров под землю и текст прилип к полу. Далее нюансы - единица в "1990" отлетела от дефиса, искусственно сильно зауженное межбуквенное расстояние смущает читателя, и странное дело - обводка букв по ширине превышает в два раза обводку по высоте. В общем, уважаемые скульптора, пожалуйста, не поленитесь и не сочтите личной слабостью привлекать к работе шрифтовиков. К вам за это будет только почет и уважение.





С обратной стороны наблюдается взрывающееся атомарное ядро вокруг которого разлетаются электроны, протоны и нейтроны. Альфа и гамма излучение сжигает гранит оставляя на его поверхности языки пламени. Проблема в том, что исходя из логики взрыва, разлом должен открываться в обратную сторону - сейчас это как бы двери открывающиеся на встречу атому, а должны они открываться от атома на встречу ликвидатору. Кроме того, надо отметить, что атомарное ядро - это младший брат шара стоящего на центральном дворе Ватикана:




здесь тоже спрятаны такие же таинственные ритмические палочки квадратного сечения внутри разломов. Следует отметить - никто ни в Ватикане, ни в Твери не знает, что эта штука означает.

продолжение следует...
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Community