kucheryavchik (kucheryavchik) wrote in ru_travel,
kucheryavchik
kucheryavchik
ru_travel

Categories:

Четыре дня в Барселоне.

Одним из этапов подготовки к грядущей поездке на Балканы для меня стал разбор фотографий из Барселоны, откуда я вернулся на прошлой неделе. Сегодня и завтра я буду показывать фотографии из города, который по всем параметрам превзошёл мои ожидания. Оглядываясь назад, мне трудно поверить, что я так скудно представлял себе столицу Каталонии! Барселона оказалась современным городом с богатым историческим наследием и активной жизнью.

Крышу одного из домов архитектора Гауди украшают "головы стражников". Дом Ла Педрера стал одним из символов Барселоны, а Гауди превратился в самый узнаваемый товарный знак Каталонии.
Когда я уезжал в Барселону, я не имел ни малейшего представления об этом городе. Если судить о странах по экономическим сводкам, то Испания находится на одном уровне с Италией. Первым делом в Барселоне я ожидал увидеть осыпающуюся штукатурку, грязные тупики, многоэтажное социальное жильё и море наглых туристов в шлёпанцах. Из всех четырёх оправдалось только последнее ожидание: туристов в Барселоне поистине много. Их очень много! В Барселоне сложно найти место, где бы не прятался турист - буквально из каждой двери на тебя смотрят пара - путеводитель и фотоаппарат, а пройти по основным магистралям города порой представляет собой трудное испытание. Минуты, проведённые мною на основной пешеходной улице горда - Ла Рамбла - никак не ассоциируются в памяти с удовольствием, а лишь с толпой туристов, толкотнёй и фразой "держи сумку!". Однако, что ещё следовало ожидать от туристического города на берегу моря в самом начале августа?

На бульваре Ла Рамбла.
Ла Рамбла (La Rambla) - главная пешеходная аллея Барселоны. Здесь можно купить сувениры и даже перекусить, однако именно от еды здесь отговаривает каждый путеводитель. Ла Рамбла переводится с каталонского как "бульвар". На самом деле, улица Рамбла состоит из нескольких бульваров, плавно переходящих друг в друга и заканчивающихся у памятника Колумба в гавани.

Одна из авеню Барселоны.
В первую очередь Барселона знаменита творениями архитектора Гауди. Этот одарённый архитектор родился в городе Реус (Reus), что в 100 км к югу от Барселоны, в семье потомственных ковалей. Он рано научился помогать отцу, и всю свою жизнь гордился своим происхождением. Творения Гауди привлекают людей своей нестаднартностью. В то время как архитекторам предписывалось строить дома по чётко описанной схеме, Гауди применял невероятный творческий подход и создавал дома, похожие на живые существа, с плавными очертаниями и яркими мозаичными фасадами, издалека напоминающими рыбью чешую.

Дом семьи Байо (1877 г.).
Гауди выполнял заказы богатых заказчиков по строительству частных либо доходных домов, поэтому сегодня его наследие находится в частной собственности. Некоторые дома были открыты для посещения и превращены в музей. Так случилось с домом предпринимателя из семьи Байо. Открытый для детального осмотра, он показывает пример творчества зрелого Гауди.

Фасад Каса Байо.
Интересно, что Гауди не оставил после себя чертежей, так как работал непосредственно "на объекте", поэтому об источнике его вдоховения можно только догадываться. "Casa Batllo" ("Каса Байо") в народе прозвали "домом с костями" из-за характерных декоративных колонн на фасаде. Было бы несправедливым не упомянуть о том внимании, с которым архитектор Гауди относился к удобству проживания в его домах. Например, окна в Каса Байо (на фото вверху) подымаются вверх с помощью механизма с противовесами так, что прохладным вечером окна гостиной могут быть подняты, раскрывая вид на авеню без единой оконной перегородки. А в дверях между комнатами архитектор предусмотрел механизм, пропускающий воздух из одного помещения в другое. Простым поворотом рукоятки отверстия можно открыть или полностью закрыть. В Каса Байо также действует лифт, а во дворе есть огромная открытая терраса с мозаичным полом и фонтаном.

"Костлявый" фасад.

Мозаика - фирменный знак Гауди. Он использовал её как декоративный материал во всех своих творениях без исключений.

Крыша дома Байо.
Не менее удивительная, чем весь дом, в Каса Байо и крыша. Она напоминает спину дракона, покрытого чешуёй. Рядом, будто из взбитых сливок, выростает башенка, увенчанная крестом. Гауди был верующим человеком, и религиозную тематику можно прследить во многих его домах. Между прочим, магазин сувениров при Каса Байо, на мой взгляд - один из лучших в Барселоне.


Застройка Passeig de Gracia происходила в разные эпохи и, соответственно, в разных стилях, при этом улица выглядит очпнь гармонично.
Каса Байо расположен на улице Passeig de Gracia - широком бульваре парижского стиля, ведущего от площади Каталонии (Plaça de Catalunya) до квартала художников Грасиа (Gracia). О Грасиа я отдельно расскажу в своём следующем репортаже. Сегодня Passeig de Gracia - самая дорогая улица Испании. Для туристов здесь расположены все самые трендовые бутики, от Chanel до Fendi.

Дом семьи Мила (Casa Mila, с ударением на последнем слоге) также называется Ла Педрера (La Pedrera).
Престижной эта улица стала ещё в конце 19 века, когда один за другим здесь начали селиться зажиточные каталонские предприниматели. Одним из них был уже упомянутый мною Байо, другим был некий Мила (с ударением на последнем слоге). Casa Mila - ещё одна всемирно известная достопримечательность Барселоны, её авторство снова принадлежит руке Антони Гауди. Этот дом находится всего в квартале от Casa Batllo. В отличие от Каса Байо, Каса Мила занимает угол пересечения двух улиц, тем самым являясь видным ориентиром на целом квартале.

Каса Мила представляет собой необычный симбиоз творческого гения Гауди и экономически целесообразного строительства. Так как этот дом предназначался для сдачи квартир в аренду, архитектор вынужден был отказаться от кривых стен и прогибающихся потолков. Комнаты в этом доме сделаны больше в духе второй половины ХIХ века, чем в Каса Байо. Кажется, что творческий полёт фантазии Гауди не отразился на этом доме. Однако это не совсем так. Самый главный сюрприз архитектор спрятал на крыше своего здания.

И хотя плавных очертаний фасада и кованных балконных решёток в форме диковинных животных уже было бы достаточно, чтобы провозгласить этот дом культурным наследием, в своих идеях Гауди пошёл дальше. Гауди хотел построить дом Мила по принципам средневековой крепости: со рвом, оборонительными стенами, запутанными ходами и стражниками, охраняющими подступы к твердыне. Вместо рва на последнем этаже здания Гауди сделал круговой балкон, на который выходит узкими окнами чердак. Как и в случае с предыдущим домом, крыша несёт большую стилистическую нагрузку. Вместо того, чтобы оставлять её в качестве сугубо технического пространства, Гауди проверащает крышу в многоуровневую террасу, а верхушки трубоходов завершает фигурами стражников.

Не только со стилистической, но и с технической стороны Гауди применил в доме Мила новшество - перевёрнутую параболическую арку. Вкратце, смысл этой арки заключается в наиболее эффективном распределении силы, действующей на арку, на её основание. Иными словами, параболическая арка - это самая простая, и в то же самое время очень прочная опора. Гауди пришёл к идее использования параболической арки, наблюдая за провисшей в воздухе цепью. Закрепив оба конца цепи на поверхности и отпустив цепь, она провисает, образуя параболу. Если её перевернуть, архитектор получит прочную опору для удержания следующего этажа. На чердаке Каса Мила Гауди построил 273 параболические арки, толщина каждой из которых не превышает 5 см. Эта лёгкая и надёжная конструкция поддерживает крышу, а также сотни тысяч марширующих по ней туристов.

С крыши Каса Мила открывается вид на ещё одно творение архитектора Гауди - собор Саграда Фамилия (La Sagrada Familia).
Музей в Каса Мила не особо интересный. В отличие от дома Байо, квартиры в этом доме не принадлежат музею, поэтмоу их посещение исключено из маршрута. Музей дома Мила заключается в посещении крыши и чердака, где рассказывается идея параболических арок и биотехники, одним из первых последователей которых был Гауди, черпавший идеи для формы и цвета в животном и растительном мире.

На одной из площадей в районе Грасиа.
Если пройти немного дальше по Passeig de Gracia, попадаешь в тихий район художников и писателей. О бывшем городке Грасиа, бывшем одно время даже независимой республикой, я расскажу в следующем репортаже.

Пожалуй, ни одно другое здание не ассоциируется с именем Гауди настолько крепко, как собор Саграда Фамилия. Посвящённый Святому Семейству собор был вдохновлён церковью в Лорето, Италия, и дизайн был бы типичным для неоготических соборов второй половины XIX века, если бы к проекту не подключили Антони Гауди. Он полностью переработал изначальный проект, создав модель будущего собора. Так как Гауди никогда не составлял чертежей своих зданий, вылепленный им макет и лёг в основу храма.

Оригинальный фасад собора, за выполнением которого Гауди следил лично.
Гауди погиб в 1926 году, обнищавший и больной. Последние 10 лет своей жизни он посвятил исключительно собору Саграда Фамилиа. После смерти архитектора строительство временно заморозили. Начались споры по поводу продолжения строительства, которые длятся до сих пор. За 43 года работы Гауди построил лишь один фасад из трёх. Ещё два фасада, алтарь, главный неф и центральная 170-метровая башня остались незавершёнными. Неизвестно, что думал архитектор по поводу завершения строительства, однако, по оценкам современных инженеров, строительство собора методами, доступными в начале ХХ века, продлилось бы несколько веков. На вопросы о сложности проекта Гауди всегда отвечал следующее: "Мой клиент никуда не спешит".

С двух сторон собор окружён небольшими скверами.
Власти Барселоны взяли курс на завершение строительства собора. В 2010 году был перекрыт главный неф и установлен орган. Полгода тому назад в немецком выпуске журнала National Geographic была опубликована статья с макетом собора и датой завершения строительства - 2026 год, ровно к столетию со дня смерти Гауди. Новые фасады собора строятся не совсем так, как это было задумано изначально: вместо натурального камня используется искусственный, а сложные детали выполняются промышленным способом на заводе и привозятся на строительную площадку уже готовыми.


Современный фасад собора выполнен, если можно так сказать, в более свободном стиле, но под влиянием Гауди.
Спустя 130 лет с начала строительства собор Саграда Фамилиа всё ещё огрожен строительным забором, а силуэт собор портят украшают строительные краны. Открытки с видами Саграды Фамилии рассылаются во все страны мира, а гипсовые модели храма расхватываются туристами как горячие пирожки. На всех открытках подъёмные краны затушированы с помощью Photoshop, хотя, на мой взгляд, именно они являются основным напоминанием о творческом гении Гауди, создавшем собор, завершить который человечество не может вот уже 150 лет.

Ла Саграда Фамилиа ночью.
Гауди оставил много следов в Барселоне. Об основных из них я уже рассказал. Однако мой рассказ был бы неполным без упоминания парка Гуэй (Parc Güell) - как сказали бы сейчас, коттеджного городка закрытого типа на окраине Барселоны. Проект предусматривал 60 частных домов, раскиданых по парку. Проектирование и строительство всех домов и территории общественного пользования поручались Гауди. Несмотря на его популярность как архитектора для богатых, проект парка Гуэй оказался полным провалом. Из 60 домов были построены лишь три, один из них купил сам Гауди. В его доме сегодня разместился музей.

Главный вход в парк Гуэй фланкирован двумя хозяйственными постройками - домом сторожа и павильоном для приёма гостей.

Главный вход в парк Гуэй забит до отказа фотографирующимися на фоне саламандры туристами.
Идея для парка была взята из модного в то время английского сада, где люди могли прогуливаться по вечерам или ездить в ландо. Название парка происходит от имени графа Гуэй, выступившего в качестве инвестора этого проекта.

Эта обширная терраса покоится на ста дорических колоннах, изображённых на предыдущем фото.
Парк Гуэй - кладезь символизма для знающего человека. Гауди смешал воедино греческие пропилеи (храм, стоявший у входа на Акрополь), каталанскую национальную символику и религиозный мистицизм.

Как и в других своих проектах, Гауди применил мозаику и в парке Гуэй. Здесь мозаика украшает длинную скамейку, протянувшуяся вдоль всей главной террасы парка. Некоторые источники указывают, что для повышения эргономичности сидений в мокрый цемент сажали обнажённого строителя. Цемент застывал в форме его мягкого места, так что лавка оказывалась на удивление удобной.


Ещё одно украшение парка - крытая галерея, колонны которой напоминают морский водовороты, уходящие основанием в землю и удерживающие таким образом на себе вес второго яруса.
Парк определённо задумывался как место расслабления и прогулок, однако в жаркий августовский полдень в парк Гуэй лучше не ехать. В любом случае, гулять в парке, где практически отсутствуют деревья, а флора представлена, в основном, кактусами и кипарисами, поначалу оказывается очень необычно.

Справа на фото можно видеть дом Гауди. Сегодня здесь расположен музей.

Фирменная для творческа Гауди мозаика украшает ограду парка Гуэй. Изображённые на ней медальоны несут символический смысл.
Помимо всего, из парка открывается замечательный вид на всю Барселону. Редкий турист покоряет парк и доходит до самой вершины горы Кармель, на восточнном склоне которого раскинулся парк. Отсюда можно сделать несколько панорамных кадров, а в ясный день можно даже увидеть Майорку!

Вид Барселоны с вершины парка Гуэй. С днём нам не повезло, Майорку видно не было.

Гора Тибидабо, что в переводе с латыни означает "даю тебе" и несёт религиозный смысл - самая высокая обзорная точка Барселоны. Она расположена на западе города. Сюда можно подняться на самом старом фуникулёре в Испании.
Глядя на город сверху, кажется, будто в Барселоне совершенно мало растительности. На самом деле, это совсем не так. Напротив, большая часть улиц засажена деревьями, а весь город пересекает несколько широких тенистых бульваров с пешеходными аллеями. Основная застройка города производилась во второй половине 19 века, когда Барселона испытывала промышленный бум, поэтому кварталы города во многом напоминают Париж или Вену.

Слева на фото - строящийся собор Саграда Фамилия, в центре фото - два небоскрёба, расположенных на морском побережье, в Олимпийском городке. Самая правая аллея на фото - главная улица Барселоны, Ла Рамбла.
Раньше основным источником доходов города приносила морская торговля. Сегодня Барселона - крупный финансовый и промышленный центр Испании. Diagonal Mar - символ новой Барселоны. Здесь находится самое высокое здание города, 38-этажная башня Торре Агбар (Torre Agbar, "яйцо"), и самый большой торговый центр Каталонии, а весь район - самый масштабный градостроительный проект за всю историю Барселоны.

Как полагается в таких случаях, для будущего бизнес-района городские власти выделили трущобы под снос, так что не обошлось без критики. В любом случае, современные небоскрёбы и многоярусные развязки - это те две вещи, которые я меньше всего ожидал найти в Барселоне. Теперь мне известно, что, согласно различным рейтингам, Барселона входит в список глобальных городов, что означает, что события в этом городе имеют последствия на весь мир. Барселона также является одной из мировых столиц моды и одним из наиболее посещаемых туристами городов мира.

Барселона всегда отличалась особыми строительными амбициями. В 1929 году здесь прошла Всемирная выставка, для проведения которой в южной части города была выделена приличная территория. Прилегающий к горе Монтжук (Montjuïc) участок был застроен в духе эклектической архитектуры 1920-х годов. На площади Эспанья (Plaça Espanya) были сооружены две копии башен святого Марка в Венеции, а проложенное вглубь участка авеню заканчивалось огромной лестницей, взбирающейся на гору, где был построен дворец в стиле испанской колониальной архитектуры. В последнем сегодня расположен музей культурного наследия Каталонии.


С вершины широкой лестницы, ведущей к Palau Nacional (на предыдущем фото) открывается неплохой вид на Барселону.

В центе кадра можно видеть фонтан, вокруг которого будет твориться ночное представление с музыкой. Хотя по-русски представление и называется "побщими фонтанами", правильное название переводится с испанского как "волшебные фонтаны".
Возможно, все эти потуги так и остались бы не более, чем заурядным выставочным центром на окраине Барселоны, если бы не "поющие фонтаны". Идея фонтанов, выплёскивающих воду под звуки музыки, возникла в рамках подготовки к проведению Всемирной выставки 1929 года. Более 1000 рабочих трудились над тем, чтобы воплотить задумку в краткие сроки. Менее чем за год фонтан был готов. Необыкновенное зрелище является одним из обязательных достопримечательностей Барселоны.



Подбор музыки для поющих фонтанов поражает: попури из Элтона Джона в исполнение испанского певца на испанском языке, плавно переходящее в дискотечную музыку, а оттуда - в Вагнера.

Так можно провести один день в Барселоне. Мы охватили эту программу за три дня, с частыми перерывами на обед и посещением продуктовых рынков, церквей и валянием на пляже. Об отдельных этапах поездки я расскажу в следующих репортажах. Завтра я расскажу про район художников Грасиа и отдельно - про барселонские пляжи.

Напоминаю, что с 23 августа я уезжаю в путешествие по Балканам, включающее в себя посещение 6 стран, в том числе Албании и Косово! Приглашаю следить за моими передвижениями в ЖЖ по тегу "Восточный экспресс".

Оригинал записи. Если вы хотите следить за новыми репортажами, добавьте меня в друзья!
Tags: Барселона, Испания, фото
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Community