Anatoly Skoblov (skoblov) wrote in ru_travel,
Anatoly Skoblov
skoblov
ru_travel

Categories:

Одиночное путешествие по Индии за 17 дней

Вы ищите интересный фототур в Азию, мучительно подгоняете отпуск под даты единственного подходящего тура, многократно обламываетесь, портите себе настроение и т.д.? А зачем? Может проще поехать одному/вдвоем? Я решил описать свой опыт поездки в Индию. Минимум подготовки, небольшой опыт, Lonely Planet и информация из Интернета - все, что нужно для того, чтобы отправиться в Азию одному! Фотографии в этом посте - исключительно для разбавления текста, все фотографии из этой поездки, уже выложенные, или те, что я выложу позже, находятся у меня в ЖЖ по тегу "Индия".


(вид на Дарджилинг и Канченджангу)




Я ездил в очень разные путешествия: коллективные организованные, индивидуальные полуорганизованные и совсем не организованные. Некоторые были запланированы за полгода, в некоторые я отправлялся через неделю после принятия решения. В последнее время я стараюсь избегать коллективных поездок: как показывает опыт, почти все нестандартные путешествия, которые организует кто-то другой, страдают от одной и той же болезни: в последний момент выясняется, что группа собирается плохо, путешествие отменяется, либо меняется программа, либо вдруг меняются планы у меня и я оказываюсь несвободен в те дни, когда надо ехать. Если же монета встала на ребро и поездка состоялась, то остается неприятный осадок из-за коллективности: часто приходится бежать куда-то по заранее утвержденному плану, когда хочется задержаться в интересном месте, или, наоборот - висеть там, где самому ну совсем не хочется задерживаться.

Путешествовать по Азии в одиночестве по личному плану я уже пробовал, правда недолго: собравшись в апреле 2009 в Непал в компании двух приятелей, я вылетел на 4 дня раньше всех и гулял по Катманду и окрестностям один. Опыт понравился и я решил при удобном случае развить его. Повод сделать это подвернулся в конце 2010: настроение в начале ноября было скверное, остро хотелось свалить из Питера. Тут на глаза попалось объявление об очередной поездке в Индию в декабре, маршрут меня заинтересовал, и я решил, что неплохо бы вписаться :) В середине месяца провел в Москве очередной мастер-класс по панорамам и HDR, в перерывах пообщался с "учениками" об интересных местах в Индии, где я еще не был, и смутное желание превратилось в уверенность. Вернувшись в Питер, посмотрел наличие билетов в Индию (они были), связался с организатором путешествия и узнал, что все получилось как всегда - поездку уже отменили. Погоревав по этому поводу пару дней я решил не менять планы и двинуть в Индию один.

На сайте Аэрофлота нашел билет по минимальному тарифу с 8 по 25 декабря (поскольку ехал один, то даты поездки выбирались исключительно по наличию дешевых билетов, единственным условием для меня был срок 2-3 недели и возврат до 30 декабря), немедленно оплатил. До вылета оставалось еще 2 недели, так что я спокойно успевал сделать себе визу, разобраться со всеми своими делами до выезда, спланировать маршрут и купить билеты на внутренние рейсы.

Первая точка маршрута была очевидна - Варанаси. Очень давно хотел туда попасть, причем не на 1 день, как ездят туристы чаще всего, а спокойно зависнуть дня на 3. Со второй частью тоже мучений не было - Дарджилинг и Сикким (декабрь - время самого чистого неба в этих краях, да и на мастер-классе мне как назло рассказывали как раз про эти места). Оставалось придумать что-то еще: сначала я думал о коротком трекинге в Сиккиме или поездке в Бутан (ну раз уж буду в этих краях), но потом решил, что такие вещи надо готовить лучше и ехать не в одиночестве. После некоторых раздумий выбор пал на столицу штата Орисса - Бубанесвар, и город на берегу океана - Пури.



Для перемещения на длительное расстояние я выбрал самолет. Мне нужно было сделать 4 переезда между разными регионами, имея всего 17 дней на путешествие. Поезда в Индии ходят не по расписанию, а по велению Шивы, причем едут со средней скоростью 30 км в час. Любой прямой переезд на поезде по моему маршруту занимает почти сутки, плюс требует в запас еще сутки на опоздание поезда. 4 переезда по 2 суток - и придется под эти переезды зарезервировать половину времени, отведенного на путешествие. На такую жертву я был не готов. Самолеты тоже не отличаются пунктуальностью, но летают все-таки достаточно быстро, и опаздывают обычно поменьше. К тому же, длительная тусовка по поездам и вокзалам с двумя рюкзаками, один из которых набит фототехникой, без попутчика, которому можно оставить все это хозяйство на время - не слишком приятная перспектива.

В итоге, после длительного изучения маршрутов поездов и самолетов, наличия мест и цен на билеты, получится такой маршрут:
  • 8/12: Ночной прилет в Дели, 2 ночевки в гостинице, полный день в Дели и еще одно утро с развлечениями на мое усмотрение.
  • 10/12: Дневной перелет в Варанаси (авиакомпания SpiceJet), куча времени вечером на поиск гостиницы и знакомство с городом, .
  • 3 ночевки в Варанаси, 2 полных дня и еще полдня - прогулки по Варанаси
  • 13/12: После обеда - переезд на такси в Мугал Сарай, город в 10 километрах от Варанаси, откуда в 9 вечера стремительный Mahananda Exppress унесет меня в город Силигури: ближайшую железнодорожную станцию к Дарджилингу и Сиккиму
  • 14/12: в 2 часа дня прибыть в Силигури, сделать сразу же пермит в Сикким (резервный вариант - делать его в Дарджилинге) и сразу сесть на местный джип до Дарджилинга, куда прибыть в тот же день вечером.
  • Далее - по вкусу тусоваться в Дарджилинге, потом переехать непонятными мне местными джипами до Верхнего Пилинга в Сиккиме, откуда открывается прекрасный вид на Канченджангу, потусоваться там и вернуться в Силигури.
  • 20/12 прибыть в аэропорт в Силигури, откуда вылететь в 15:30 в Калькутту (SpiceJet), прилететь в 16:25
  • в тот же день, в 18:40 вылететь из Калькутты в Бубанесвар (KingsFisher), прилететь в 20:00
  • Поздно вечером добраться до Пури, плюхнуться в первую попавшуюся гостиницу и выспаться
  • Тусоваться в Пури и потом в Бубнесваре 3 полных дня
  • 24/12 в 8:45 вылететь назад в Калькутту (KingsFisher)
  • сдать багаж в камер хранения полдня гулять по Калькутте
  • в 16:40 вылететь из Калькутты в Дели (прилет 18:55). Провести вечер в аэропорту и ночью вылететь в Россию

В плане были очевидны недостатки:
  • Переезд на поезде в Силигури. К сожалению, прямых рейсов из Варанаси в Силигури нет, хороших стыковок тоже не наблюдалось. Торчать почти сутки в Дели между самолетами за свои кровные $300 (дешевых перелетов тоже не наблюдалось) - глупо, если то же самое время можно просидеть в поезде за 1000 рупий (класс AC2).
  • Приезд в Силигури в 2 часа дня. Достаточно небольшого опоздания поезда и отъезд в Дарджилинг откладывался на следующий день. Впрочем, мне хватало запаса времени на это. Был поезд пораньше, но мест на него не было совсем (и так пришлось купить билет в лист ожидания, но я там был первым и это не пугало).
  • 2 самолета подряд с промежутком времени 2:15. Да еще и разными авиакомпаниями. Если первый самолет опаздывает, то я пролетаю, причем вторая авиакомпания еще и ничем мне не обязана.

Сначала я искал билеты по универсальным сайтам типа skyscanner.ru, сайтам индийских дискаунтеров и сайту железных дорог Индии, но потом обнаружил cleartrip.com и большую часть билетов купил через него. Минус - небольшие комиссионные этому агенству. Плюс - единый поиск по всем индийским авиакомпаниям (на универсальных сайтах есть не все компании), удобная покупка билетов (многие индийские компании не берут оплату по карточкам, выпущенным за пределами Индии), все билеты - в одном месте.

Что же получилось в итоге?

Прилетел в Дели. Сунулся в пару гостиниц из Lonely Planet и в итоге приземлился в какую-то грязную ночлежку, потому что бродить с рюкзаками ночью уже не было сил. Утро начал с выбора нормальной гостиницы для следующей ночи, после чего отправился бродить по городу. Сначала - Main Bazar, потом пошел пешком в сторону красного форта. Минимум достопримечательностей, просто смотрел на город. В отличие от прошлого раза, пребывание в Дели меня не напрягало - к глобальной помойке вокруг я уже привык, жары не было (в прошлый раз я был в августе), мельтешение народа не напрягало. Просто гулял и фотографировал все, что попадалось на глаза.

Дважды повстречал индийскую свадьбу. В первый вечер видел проводы жениха - шествие с барабанами, жених на белом коне и ликование народа. На следующее утро те же лица по-тихому вели домой жениха и невесту.



Самолет в Варанаси опоздал, как и ожидалось. При этом в аэропорту информация о вылете отсутствовала - на табло вылетов против моего рейса горела надпись rescheduled, вплоть до отправления. Я его чуть не упустил в итоге (посадку провели не с того выхода, который был указан в посадочном, нигде не было никакой информации о вылете).

В Варанаси взял в аэропорту prepaid taxi и отправился в окрестности Assi Ghat - Lonely PLanet рекомендовал там сразу несколько гостиниц. Таксист, как положено, предложил мне свой вариант. Я предложил ему подождать меня, пока я посмотрю те гостиницы, что сам выбрал. Узнав цены, решил поехать посмотреть вариант от таксиста, взяв с него обязательство даром привезти меня назад, если мне не понравится. Таксист отвез меня ближе к центру, в окрестности Harishchandra Ghat (второй кремационный гат в Варанаси). Гостиница, в которую он меня притащил, выглядела полной помойкой и стоила в 3 раза дороже, чем те, что я смотрел сначала. Поскольку жить в помойке я не хотел, хозяин быстро сбросил цену раза в 3, но мне она за такие деньги не нужна была. После чего он решил показать еще одно чудо, с видом на Ганг и прямым обзором на костры. Видимо это была супер-фишка для туристов :) Однако дышать ночью дымом от кремационных костров мне не хотелось, и пришлось таксисту везти меня даром назад к моему отелю.



Большую часть времени в Варанаси я просто спокойно шлялся по городу, вдоль берега Ганга, несколько раз брал лодку и фотографировал жизнь на берегу с воды. Вооружившись путеводителем, обошел основные достопримечательности и на третий день почувствовал, что пора ехать дальше. Голова переполнилась впечатлениями от этого города и больше не хотела его принимать. Перед отъездом повстречал первых русских ребят, они как раз селились в мою гостиницу, и, похоже, плохо знали, куда приехали. Отдал им свой путеводитель по Варанаси (распечатка с электронной версии) и пошел торговаться с таксистами. В итоге длительного торга победила жаба, и я поехал до вокзала на авторикше, и нисколько об этом на пожалел.

Как я и боялся, поезд опоздал с отправлением на 4 часа, с прибытием - на 10, так что ехал я вместо 16 часов почти сутки, не считая ожидания на вокзале. Опять столкнулся с отсутствием информации - на момент моего прибытия на вокзал (за час до планового отправления) была информация о задержке поезда на 30 минут. За 10 минут до фактического прибытия - то же самое. То-ли он стоял 3.5 часа прямо перед нашей станцией, то-ли информация на табло вообще с реальностью не связана.

В Силигури приехал поздно, поэтому единственным вариантом оказалась ночевка там. Рано с утра отправился в местный туристическое представительство штата Сикким и сделал там себе пермит, чтобы потом не бегать за ним по Дарджилингу. Процедура заняла 20 минут, а не полдня, как написано в Lonely Planet. После этого нашел на местной стоянке джип до Дарджилинга, и через 3 часа был на месте.

В Дарджилинге поселился на 2 суток в гостиницу. На второй день на утро заказал джип на Tiger Hill: просмотр рассвета с этого места - обязательный пункт программы для всех, кто посещает Дарджилинг :), и вообще, очень красиво. После этого был запланировал осмотр той-трейна (старинная узкоколейка), рельсы которой идут вдоль автомобильной дороги в Дарджилинг, местного фуникулера, гималайского института, зоопарка с местными видами животных и вечер на чайных плантациях, однако жизнь внесла свои коррективы:
- той-трейн закрыли на ремонт
- фуникулер закрыли навсегда
- институт с зоопарком закрыли на 1 день
- закат закрыли забыли закрыть, поэтому весь вечер я бегал по склонам гор с фотоаппаратом.



На следующее утро, вместо срочного отъезда из Дарджилинга, я решил закончить план предыдущего дня и отправился в гималайский институт с зоопарком. Однако по пути увидел, как выглядят склоны гор и чайные плантации в свете утреннего солнца, и опять поменял планы - пошел опять бегать по плантациям. Отсутствие попутчиков и необходимости следовать заранее утвержденному плану позволило снять лучшие фото в этом месте.



После плантаций я все-таки сбегал в институт и зоопарк. Прикоснулся к духу Норгея, посмотрел на снаряжение первых экспедиций на Эверест. Забрал в гостинице вещи, и отправился искать свой джип до Пилинга. Однако прямого джипа не оказалось - он ходит редко, и я поехал транзитом через Jorethang. Из 10 человек в джипе я был единственным туристом. Водитель любезно отвез меня сразу на стоянку джипов до Пилинга, чтобы я не бродил долго по городу, и в тот же день, уже в темноте, я приехал в Пилинг.



В Пилинге сделал главное, для чего сюда приезжают люди с фотоаппаратами со всего света - сфотографировал рассветную Канченджангу с крыши отеля. Пошел гулять по окрестностям. Окрестности не понравились, поэтому вместо того, чтобы заказать себе на следующий день какой-нибудь местный тур, я срочно решил депортировался в столицу Сиккима - Гангток. Выйдя в 12 часов из отеля, я узнал, что джипа до Гангтока сегодня не будет, но если я не побоюсь, то могу сесть на джип до Geyzing, а там поискать что-нибудь в сторону Гангтока. Из Гейзинга в Гангток ничего не отправлялось, но зато был джип до Singtam - город на главной дороге в Гангток, а от него уже я смог добраться и до столицы Сиккима, где на 2 ночи поселился в гостиницу.

В Гангтоке провел целый день. Сначала у меня была идея уехать на джипе в высокогорье, но местное турагентство не сделало пермит - для него нужно минимум два человека в группе. Lonely planet про это знает, а они - не знали. И это лучшее агенство по версии путеводителя для настоящих бекпекеров! В итоге я гулял своим ходом по достопримечательностям Гангтока, закупил полезностей в магазинах туристического палева (впрочем, выбор там поскучнее, чем в Катманду). Немножко разминулся с Далай Ламой, который приехал в этот день в Гангток. Но стоять на улице и глазеть на машину все равно было не интересно, а мероприятия с его участием были обещаны только на следующий день.



На следующий день в 7 утра выехал назад в Силигури на местном джипе, и вовремя прибыл в аэропорт (взял авторикшу из центра Силигури). И тут случилась запланированная неприятность - мой самолет опоздал и я не успел на следующий перелет. Самолет компании Spicejet приземлился в Калькутте так, что я оказался в зале получения багажа ровно в тот момент, когда закончилась регистрация на мой следующий рейс (компания Kingsfisher). И второй рейс как раз опаздывать не собирался. А раз компании разные, то никто мне ничего не обязан.

Я бросился к представителю Кингсфишера на прилете, спасайте. Она сказала - "не проблема, давай свой посадочный талон и багажный квиточек с первого рейса и беги регистрируйся на второй - багаж принесем к стойке регистрации". Отдал. Она сразу вручила его представителю Спайсджета, чтобы те нашли мой багаж. Я побежал. Напрасно. Опоздал. Единственное, что я смог - отменить перелет и получить половину стоимости назад на свою карточку. Стою, жду своего багажа. Не везут. Уж и самолет улетел. Пошел в зону прилета. Представитель Кингсфишера пошла к представителю Спайсджета. Где багаж? "Не проблема" - говорит товарищ, "вот Вам Ваш талон, а багаж крутится на ленте". Было бы очень интересно, если бы я все-таки успел улететь - свои вещи я так и не получил бы, и документов у меня не осталось бы.

Сел в углу, поймал wifi, стал выбирать себе билет на поезд до Бубанесвара, поскольку следующий самолет - лишь через сутки. На глазах растаяли несколько подходящих поездов - пока я воевал с глючным wifi, прошло время, когда можно было купить на них билет. Помчался на вокзал в надежде купить перед отъездом билет из туристической квоты, но ничего не нашел. Единственный поезд - в 7 утра. Покупка билета на вокзале - достаточно специфическое шоу, и очень неприятно делать это одному, следить за вещами и заполнять анкету для покупки билета. Все местные мужики в очереди дружно помогали мне в процессе покупки билета :) Заночевать пришлось в каком-то ретро-бомжатнике возле вокзала. Типичная тюремная камера-одиночка, только дверь изнутри открывается и толчка в номере нет. Зато колонны с плиткой и сад во дворе. Видимо какой-то караван-сарай 19 века.

С утра без приключений и опозданий (поезд шел от Калькутты) я доехал до Бубанесвара, откуда локалбасом добрался до Пури, последней точки моего путешествия.

Пури порадовал рыбацкой деревней на окраине, где я встречал восходы и закаты, фотографировал рыбаков и их семьи.





Ну и большое количество паломников в центре города ...



В последний день я решил забрать вещи из отеля и проехать организованным туром по достопримечательностям в округе, выйти на обратном пути в Бубанесваре, чтобы там заночевать и рано утром отправиться прямо в аэропорт. Остался недоволен - я давно отвык от организованных автобусных туров, и беготня вокруг архитектурных памятников 11 века из списка мирового наследия Юнеско меня не вдохновляет - я слишком много их видел, чтобы бегать по ним "для галочки", а спокойно посмотреть ни на что на экскурсии невозможно.



Потом был утренний вылет в Калькутту и последняя накладка - в аэропорту Калькутты не оказалось камеры хранения багажа (про нее прочитал в Lonely Planet). Так что выбраться мимоходом на 4 часа в город не смог - таскаться с багажом не было желания, а оставить его было негде. Так и проторчал в аэропорту. Улетел вечером в Дели (как всегда - информации о вылете в аэропорту не было) и благополучно вернулся домой транзитом через Москву.

Цена вопроса:
  • 21000 рублей - перелет Питер-Москва-Дели, брал за 2 недели до вылета, выбирал даты с минимальной ценой
  • $474 - вся пачка моих перелетов и переездов на поезде по первоначальном плану ($50 должно вернуться за отмененный рейс, минус расходы на лишний поезд), все брал за пару дней до вылета на необходимые даты, тут сэкономить было нереально
  • $550 - все внутрииндийские расходы (без шоппинга), не экономил ни разу. Ездил на такси или рикшах в одно рыло, селился в не самые дешевые гостиницы (чтобы было чисто и горячая вода в номере), питался в туристических местах и покупал напитки и перекусы по ходу без ограничения. В этой части вполне можно было сэкономит долларов 100-150, если ехать вдвоем.


Если остались вопросы - задавайте!
Tags: Индия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments