Чукаев Павел (starina_chuk) wrote in ru_travel,
Чукаев Павел
starina_chuk
ru_travel

Category:

По дорогам Украины и Молдавии. Логистика путешествия


 
В конце августа – начале сентября мы совершили двухнедельное путешествие по Украине (в основном, по Одесской области) и Молдавии с заездом в Приднестровье. За 16 дней мы посетили Киев, Одессу, Белгород-Днестровский, Нерубайское, Измаил, Вилково (все – Украина), Бендеры, Тирасполь, Кицканы (Приднестровье), Кишинев, Каприяну, Милешты Мичь, Старый Орхей, Курки, Сороки, Косоуцы и Бельцы. К сожалению, дебильный Гугл не дает проложить маршрут по своей карте, поэтому придется ограничиться этим огрызком из Яндекса.
В этом отчете я решил описать направления и способы наших перемещений, сдобрив сухой текст фотографиями транспорта, вокзалов и автостанций. Никаких откровений вы здесь не найдете, но надеюсь, что тем, кто собирается в те края, отчет будет полезен.
* Прошу учесть, что некоторые цифры в отчете округлены или указаны приблизительно. Для перевода в рубли по курсу на момент поездки цены, указанные в гривнах, следует умножать на 3,7, а в леях и приднестровских рублях – на 2,65.
 
Москва – Киев
 
Ну, с этим отрезком пути все предельно ясно. Мы выбрали для его преодоления поезд молдавского формирования Москва – Кишинев № 47/48, который стоит на треть дешевле российских (билеты в плацкарт обошлись нам примерно в 1700 рублей на человека), да к тому же ходит в довольно удобное время – отправляется из Москвы в 19:50 и прибывает в Киев в 8:20. Сам поезд оказался вполне нормальным, хотя и не новым, но свои приколы в нем все-таки обнаружились. Во-первых, ночью к нам попытались подселить «на третью полку» какого-то дедка – пришлось разбираться из-за этого с проводником, а во-вторых, после пересечения границы в нем открылся «мобильный дьюти-фри» – почти до самого Киева по вагону постоянно сновали какие-то тетки, в полный голос (и это, блин, ночью!) предлагавшие спящим пассажирам приобрести кто хрусталь, кто шоколад.
 
Железнодорожный вокзал Киева
1
 
Киев – Одесса
 
Вообще, в Одессу, конечно, можно ехать и даже лететь напрямую из Москвы. Смысл нашего заезда в Киев заключался в том, чтобы подарить себе один летний денек в этом городе, в котором мы до этого бывали только осенью и зимой. К тому же, схема с двумя подряд ночными переездами позволила сэкономить на ночевке – причем прилично, поскольку билет до Одессы обошелся нам всего в 280 рублей с человека. Заказывали мы их заранее через сайт e-kvytok.ua, оплатили кредитной картой, а по приезду в Киев только обменяли в кассе распечатку – подтверждение нашего заказа на полноценный билет.
Про сам поезд ничего особенного сказать не могу, поскольку после 14-часовой прогулки по Киеву отрубился, едва оказавшись на своей полке, – когда проводник пришел за билетом, меня пришлось будить. Думаю, этой ночью даже тетки с хрусталем были бы мне не страшны. :) В общем, обычный советский плацкарт, отправился вовремя (23:10),прибыл (8:50) тоже. За такие деньги – просто супер!
 
Железнодорожный вокзал Одессы
2
 
Одесса – Белгород-Днестровский – Одесса
 
Белгород-Днестровский расположен от Одессы примерно в 80 километрах по дорогам и в 60 километрах по прямой. Добраться туда можно маршрутками, которые, как говорят, отправляются от одесского ж/д вокзала каждые 20–30 минут, или электричками (пять поездов в день, см. расписание). Автотранспорт быстрее, электрички – дешевле (11 гривен с человека в одну сторону, присутствуют контролеры) и комфортнее (см. фото). По железке вы доберетесь до Белгорода-Днестровского примерно за 2 часа 20 минут, как минимум последние полчаса следуя прямо по берегу моря, а иногда даже одновременно по берегу моря и берегу Днестровского лимана.
В Белгород вполне удобно съездить из Одессы одним днем. Более того, на обратном пути можно устроить себе купание в море на косе Каролина-Бугаз. Сделать это позволяет удобный двухчасовой интервал между предпоследней и последней электричками. Единички в расписании обозначают не пропуск станции, а продолжительность стоянки – время прибытия почему-то обозначено не для всех остановок.
 
Электричка «Хаджибей» до Белгород-Днестровского
3
 
4
 
Расписание электричек Одесса – Белгород-Днестровский
5
 
Вокзал Белгорода-Днестровского
6
 
Одесса – Нерубайское – Хаджибейский лиман – Одесса
 
Нерубайское – село, в окрестностях Одессы, начинающееся сразу за объездной городской дорогой и знаменитое находящимся здесь музеем партизанской славы, расположенным в катакомбах. Добраться сюда можно на маршрутках, отправляющихся от автостанции «Привоз» (у знаменитого одноименного рынка на углу улиц Водопроводной и Новощепной ряд). По сведениям из разных источников для этого подходят маршрутки № 81, 84, 90 и 505. Мы добирались в Нерубайское 84-м маршрутом, который проходит аккурат рядом с музеем (чтобы не пропустить нужную остановку, надо предупредить водителя или внимательно следить за указателями к музею  по правой стороне дороги). Время в пути – около получаса, стоимость – несколько гривен.
Нерубайское расположено недалеко от Хаджибейского лимана, от которого в центр Одессы (к Херсонскому скверу) можно доехать на 20-м трамвае, большую часть маршрута идущего по камышовым полям. Так что, если не хотите возвращаться в Одессу из Нерубайского тем же путем, можно совершить такой импровизированный вояж. Для этого надо добраться из Нерубайского обратно до объездной дороги и выйти у поворота на нее. Вы окажетесь на окраине села Усатово, вытянутого вдоль объездной. Вам надо проследовать в другой его конец, за которым и начнется Хаджибейский лиман, также «омывающий» объездную трассу. Сделать это можно либо пешком, либо, дождавшись на ближайшей остановке первую проходящую маршрутку (нам на это понадобилось около десяти минут плюс пять минут на дорогу). Не забудьте предупредить водителя, чтобы остановился у конечной остановки 20-го трамвая – до нее от автодороги от силы сто метров. Трамвай, судя по всему, ходит нечасто, но регулярно. Вид электрического транспорта в камышовых зарослях действительно необычен, так что транспортным фанатам и прочим любопытствующим смело рекомендую данное развлечение. Проезд в городском трамвае стоит 1 гривну 25 копеек, до Херсонского сквера он идет 20–25 минут.
 
Автостанция «Привоз» в Одессе
7
 
Маршрутка № 84 «Привоз – Нерубайское» в Усатово на объездной дороге у места поворота на Нерубайское
8
 
Трамвай 20-го маршрута на конечной остановке «Хаджибейский лиман» (на заднем плане просматривается объездная дорога, сразу за которой лиман)
9
 
Одесса – Измаил
 
Из Одессы в Измаил можно добраться местным поездом (других поездов на этой ветке нет, так как она «упирается» в Румынию), но он ходит в неудобное, на мой взгляд, время (во второй половине дня) и проводит в пути заметно больше времени, чем автобусы и маршрутки, которые добираются до Измаила за три с половиной – четыре часа.
Центральный автовокзал Одессы расположен на Колонтаевской улице у конечной остановки 5-го трамвая (проходит мимо ж/д вокзала). Расписание «официальных» автобусов до Измаила можно увидеть на фотографии, но помимо них существуют еще и «неофициальные» маршрутки, которые отправляются с неменьшей частотой. Мы, к примеру, приобрели билеты на 8-часовой автобус, однако, придя на автовокзал за 25 минут до его отправления, узнали, что рейс сорван и нам могут либо вернуть деньги, либо обменять билеты на следующий автобус.
В итоге мы уехали из Одессы на маршрутке, которая должна была отправиться еще в 7:30, заняв в ней последние два места, да к тому же сэкономили немного денег (проезд в маршрутке стоит 75 гривен с человека против 80 в автобусе). Роль маршруток выполняют комфортные и нестарые Mersedes Sprinter, оборудованные телевизорами, по которым в пути показывают кино. Качество дорожного покрытия достойно похвалы, так что дорога переносится легко. На середине пути делается 10-минутная остановка на автостанции городка Татарбунары.
 
Автовокзал в Одессе
10
 
Расписание автобусов Одесса – Измаил
11
 
Измаил – Вилково – Измаил
 
Во-первых, сразу скажу, что решение ехать в Вилково одним днем из Измаила было ошибкой. Если вы хотите посетить оба этих города – езжайте в Вилково из Одессы (автобусы с автовокзала в 8:20, 15:10 и 16:50, про маршрутки ничего не знаю), оставайтесь там на ночь (у местных жителей можно снять комнату от 50 гривен, гостиницы тоже недороги), а утром отправляйтесь в Измаил (вот уж в этом направлении точно не стоит рассчитывать ни на что, кроме немногочисленных автобусов).
Мы же выехали из Измаила в Вилково 8-часовым автобусом за 32 гривны с человека. Данный маршрут малого того, что пролегает по ужасным разбитым дорогам, так тому же ориентирован на местных жителей и петляет между населенными пунктами. В результате при небольшом расстоянии между Измаилом и Вилково дорога из первого во второй занимает почти три часа. При этом последний автобус в обратном направлении отправляется в 13.15 (то есть через два с небольшим часа после вашего приезда!). А после 15.30 из Вилково можно уехать только проходящим автобусом Килия – Киев в 17:45. На нем-то мы и добрались до Татарбунар, где сели на проходящую маршрутку Одесса – Измаил. По времени, кстати, получилось то же самое, что «прямая» дорога из Измаила в Вилково, но по деньгам почти вдвое дороже (20 + 35 гривен  человека). Такси из Вилково в Измаил, по оценками местных жителей, обошлось бы в 250–300 гривен.
 
Автостанция в Измаиле
12
 
13
 
Измаил – Кишинев
 
Из Измаила в Кишинев ходит единственный ежедневный автобус отправлением в 8:20, причем, судя по объявлению на автостанции, вернувшийся в расписание относительно недавно. Любопытно, что, отправляясь накануне в Вилково, мы видели, что в Кишинев готовится выехать микроавтобус Mersedes Sprinter, но сами на следующий день ехали на полноразмерном междугороднем автобусе. Возможно, размер транспортного средства зависит от количества проданных билетов, но это лишь предположение.
Автобус делает остановки в Болграде (несколько десятков километров от Измаила), на украинско-молдавской границе, а затем в Комрате и Чимишлии и прибывает на Южный автовокзал Кишинева примерно к 14:30. Стоимость проезда – около 70 гривен с человека.
 
Мирное – первый населенный пункт после въезда в Молдавию
14
 
Кишинев – Бендеры – Тирасполь – Кишинев
 
Приднестровская Молдавская республика (ПМР) вытянулась аккурат поперек дорог, связывающих Кишинев и большую часть Молдавии с Одессой, поэтому транспортная блокада непризнанному государству не грозит. В Бендеры и Тирасполь из Кишинева можно попасть многочисленными прямыми или следующими дальше на Украину автобусами и маршрутками, которые начинают ходить примерно с 6 утра, причем, по-моему, не только с Центрального автовокзала, но и из других районов города, а также железнодорожным транспортом.
Последний представлен несколькими дизелями до станции Бендеры-2 (она расположена на территории молдавской Варницы, то есть границу Приднестровья вам придется преодолевать пешком), а также поездом Кишинев-Одесса, который отправляется в 7:20 и следует обратно через Тирасполь в 19:50. Время в пути – около двух часов (с учетом получасовой пограничной стоянки в Бендерах), стоимость 28 леев. Именно им мы и воспользовались.
Отмечу, что данный дизель – едва ли не последняя возможность уехать из Тирасполя в Кишинев. Последняя маршрутка от ж/д вокзала уходит в столицу Молдавии около семи вечера, а позже поезда есть еще только проходящий автобус из Одессы в 20:25, который, как нам объяснили в кассах, может вдруг и не заехать в город.
Между населенными пунктами Приднестровья мы перемещались на машине нашего знакомого, благодаря которому и смогли почти полностью выполнить задуманную на этот день программу, поэтому по внутреннюю логистику ПМР я ничего особенного сказать не могу. Бендеры и Тирасполь связывают между собой куча маршруток и даже междугородний троллейбусный маршрут № 19. Причем проезд в общественном транспорте, курсирующем между этими городами, стоит, как и в городском – 2 рубля ПМР 80 копеек в маршрутке и 1 рубль ПМР 80 копеек в троллейбусе. До главного монастыря Приднестровья в селе Кицканы можно добраться на маршрутке, перейдя в Тирасполе на противоположный от города берег Днестра по единственному мосту.
Не буду вдаваться в этом посте в тему пограничных формальностей, связанных с посещением Приднестровья. Отмечу лишь, что в нашем случае для этого не понадобилось ничего, кроме российского загранпаспорта. Миграционную карточку нам на въезде не выдали и на выезде не спросили.
 
Дизель Кишинев – Одесса на кишиневском вокзале
15
 
16
 
17
 
Салон мягкого сидячего вагона кишиневско-одесского поезда
18
 
19
 
Мемориальная табличка на железнодорожном вокзале Кишинева
20
 
Железнодорожный вокзал Тирасполя
21
 
Кишинев – Каприяна – Кишинев
 
Один из древнейших монастырей Молдавии Каприяна расположен в одноименном селе в Страшенском районе. Из Кишинева туда минут за 40 можно добраться прямой маршруткой, которая отправляется из района Скулянки (стоянка маршруток расположена на тротуаре неподалеку от супермаркета «Fidel»). Из центра (например, от Центрального автовокзала туда можно доехать городской маршруткой № 108. Сколько стоит проезд до Каприяны у меня почему-то не записано, но точно в пределах 15 леев. Маршрутки ходят каждые 30–40 минут, поэтому обратно, если в этот момент не будет прямого транспорта до Кишинева, можно уехать из Каприяны в Страшены – они расположены аккурат по пути, а добраться в столицу оттуда намного проще.
Монастырь Каприяна расположен рядом с конечной остановки маршрутки – спуститься к нему можно по тропинке за домом культуры, который находится рядом с остановкой.
 
Место отправления маршруток на Страшены и Каприяну
22
 
Конечная остановка в Каприяне
23
 
Автостанция в Страшенах на кишиневской трассе
24
 
Кишинев – Милешты Мичь – Кишинев
 
Милешты Мичь (Малые Милешты) – населенный пункт в Яловеньском районе совсем недалеко от Кишинева, в котором расположены знаменитые винные подвалы. Приезжать на экскурсию в подвалы необходимо на своем автотранспорте (экскурсовод подсаживается к вам в машину), поэтому способ заказа такси из Кишинева для этой поездки актуальнее маршрутов местного транспорта.
Я наугад прозвонил пять таксомоторных фирм (в столице Молдавии их великое множество, почти все они имеют четырехзначные номера, большинство из которых начинается с 14). Везти в Милешты никто не отказался, но только в одном месте – в службе 1449 – мне смогли назвать более-менее точный тариф без привязки к километражу. В итоге мы заплатили 140 леев за поездку туда-обратно и еще 140 леев (70 леев/час) за езду по подвалам и время ожидания.
 
По дороге в Милешты Мичь
25
 
Наше такси в винных подвалах Милешты Мич
26
 
Кишинев – Бутучены (Старый Орхей) – Курки – Сороки – Косоуцы – Бельцы – Кишинев
 
Этот маршрут, конечно, можно проехать и на общественном транспорте, но всерьез рассчитывать сделать это за два дня, по максимуму успев посмотреть достопримечательности, можно все-таки только на машине. Поэтому мы арендовали в компании Forrent (4rent.md) Chevrolet Rezzo за 27 евро/сутки (с залогом 100 евро), на которой и проехали около 470 километров по дорогам Молдавии. Об этом опыте я расскажу в отдельном отчете.
Что до общественного транспорта, то в Бельцы, Сороки и Старый Орхей (не путать с городом Оргеев (Орхей), он расположен в 24 километрах оттуда) из Кишинева можно добраться автобусами и маршрутками, которые отправляются с Центрального автовокзала (улица Митрополита Варлаама). Ближе всего ехать в Старый Орхей, который справедливо считается чуть ли не главной достопримечательностью Молдавии. Чтобы попасть туда, нужно искать маршрутки или автобусы до Требужен или Бутучен (на табличках также часто пишут Orheul Vechi – это и есть Старый Орхей).
Куркинский монастырь в селе Курки расположен всего в десятке километров от Оргеева по трассе на Бельцы – возможно, по ней ходят маршрутки. Из Сорок в Косоуцы точно можно добраться маршрутками. Про сообщение между другими населенными пунктами ничего конкретного сказать не могу – очевидно, что оно есть, но, по моим представлениям, хорошим его не назовешь.
 
Центральный автовокзал Кишинева
27
 
28
 
29
 
30
 
Арендованная Chevrolet Rezzo на выезде из Кишинева по трассе на Оргеев
31
 
Дорожный столбик с километражом на трассе Сороки – Флорешты
32
 
Маршрутка Кишинев – Требужены в Бутученах (Старый Орхей)
33
 
Кишинев – Москва
 
Домой из Молдавии мы вернулись тем же 47/48-м поездом Кишинев – Москва (2300 рублей с человека, 28 часов в пути), поездкой на котором в Киев начинали наше путешествие. Обратный путь прошел без неудобств типа попыток подселения дополнительных пассажиров или ночной торговли, хотя коммерческая деятельность в этом поезде продолжала процветать. Всю дорогу нам предлагали поменять молдавские леи на рубли или приобрести московскую симку – ближе к столице началась даже промо-акция от «Билайна» с раздачей бесплатных симок. :) Мы же воспользовались услугами проводника по провозу через границу молдавского вина, общий литраж которого в наших сумках заметно превышал установленные нормы. Сторговались с «вагоновожатым» на вознаграждении в 11 леев за бутылку.
Отмечу также, что поезд идет через Бельцы и Винницу – в обход территории Приднестровья, однако имеются и такие поезда, которые следуют через Бендеры, еще больше увеличивая количество пограничных контролей на маршруте.
 
Железнодорожный вокзал Кишинева
34
 
35
 
36
 
37
Tags: Молдавия, Одесса, Приднестровье, Украина
Subscribe

  • Техас: побыкуем?

    Раз ковбой, два ковбой… (советский м/ф, 1981 г.) Если при слове «Техас» в вашем воображении возникают картинки с кактусами, пустынями и…

  • Колорадо-Юта после карантина

    Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда я постоянно на работе. Ёпрст! 2020 год стал для нас необычным в плане путешествий.…

  • Новый Орлеан

    Новый Орлеан И вот наконец я добрался до самого интересного места в США. Впервые я был очарован Новым Орлеаном, когда в детстве посмотрел…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments