
Возникновение крымских пещерных монастырей связано непосредственно с иконоборчеством в Византии. В VIII—IX веках положение византийского духовенства укрепилось настолько, что монастыри и церкви стали обладать большей частью земель, чем императоры. И вот, Лев III и Константин V начали преследовать духовенство и монахов, обвиняя их в иконопочитании, однако основной задачей было все-таки вернуть земли. По их приказу конфисковывались земельные владения а, следовательно, разрушались и церкви с росписями и мозаиками, уничтожались иконы. После закрытия монастырей монахи и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности, на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах и горных плато стали возникать многочисленные монастыри — Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер-Коба, Челтер-Мармара и многие другие.


Пещерный монастырь Челтер-Коба располагается в скале Джениче-Бурун, напротив возвышающейся горы Куле-Бурун со знаменитой средневековой Сюйреньской крепостью. Между ними – Кизиловое ущелье.

Кизила в нем действительно много, много и мелкой живности: птиц, всяких грызунов, ящериц. Природа в ущелье девственна, долгожданная тень позволяет чуть-чуть остыть и погрузиться в размышления, а старые деревья и огромные камни способствуют этому: в их суровых телах спит вековая душа Крыма.


Монастырь Святого Федора Стратилата основан приблизительно в XIII веке, а то и раньше. В более чем пятидесяти пещерах, расположенных в четыре ряда, располагались главный храм, трапезная и многочисленные кельи, соединённые между собой прорубленными в скальном монолите тропами. Сейчас в монастыре живут четыре монаха – «четверо по лавкам», как выразился один из них. Сколько монахов было раньше – неизвестно. Как поведал мне местный монах, здесь жило столько монахов, сколько мог напоить источник, а он мог и двести, триста и даже четыреста монахов. К тому же, помимо пещерных келий было найдено еще множество деревянных пристроек, также служивших жилищем для монахов. Мнение действующего монаха Федоровского монастыря Челтер-Коба не разделяют крымские краеведы и историки В. Н. Даниленко и Ю. М. Могаричев, считающие, что количество монахов не достигало и ста.

На фото монастырь Челтер-Коба виднеется вдали.
Добродушные, немного чудаковатые монахи Челтер-Коба с большой любовью рассказывают о монастыре, но любая моя попытка коснуться их частной жизни, пресекалась с кроткой улыбкой: монахи есть монахи. «Этот монастырь в моей жизни не первый, не второй, и не третий...» – таинственно ответил монах, продающий свечи.
Жизнь в монастыре прекратила кипеть в XV веке из-за турецкого нашествия. Монастырь пострадал очень сильно, а церковь была уничтожена вообще полностью. И только в начале 2000-х благодаря деятельности архиепископов Гурия и Луки начинают вестись восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлена часть келий и звонница. Седьмой год в монастыре ровно в три часа, зовя всех на обедню, бьет колокол, который слышно внизу, в Малосадовом, и на противоположной горе, и восьмой век поит путников святой источник вкусной и прохладной водой...
Далее - фотографии, сделанные с противоположной горы Куле-Бурун, на которой располагаются руины Сюйреньской крепости:


Сюйреньская крепость



Спасибо большое за внимание.
В следующий раз я вам расскажу про Южный монастырь в Мангуп-Кале.