
Храм принимает всех. Это веками намоленное место радушно открывает свои врата перед всеми путниками, чьи взоры устремлены ввысь. Монастырь существует с VI века. Основали его готы – остатки готских дружин и сопровождавшие их монахи, которые приняли христианство не от Византии, а напрямик из Иерусалима. Христианизация Крымской Готии произошла очень рано: Святое Писание было переведено на готский еще в IV веке. Труднодоступное для врагов горное плато Мангуп привлекало людей и в более ранние эпохи: археологами найдены следы жизни времен энеолита.

В VI веке город на горе Мангуп получил название «Дорос» и стал центром области Дори – будущего княжества Феодоро. «Феодоро» переводится с греческого языка как «дар Божий», и действительно это княжество было щедрым подарком Господа. Веками Феодоро активно взаимодействовало в торговле и военном деле с Византией, держало в страхе остальные крымские государства, постоянно соперничало с генуэзцами за право обладания военными крепостями. Но и оно пало. Подобно другим мощным государствам Феодоро не выдержало в XV веке натиска турков.
Если татары относились к памятникам христианской культуры более или менее терпимо, то турки причиняли церквям часто непоправимый ущерб. Южный монастырь пострадал, однако всё же не так сильно, как пещерный комплекс Челтер-Коба. В мангупской церкви сохранились даже фрагменты фресковой живописи, тщательно прикрываемой сейчас для сохранности иконами.



Название «Южный монастырь» можно встретить только в путеводителях, в реальности же монастыри всегда возводят и называют в честь какого-то христианского праздника или святого. Мангупский мужской монастырь носит имя Благовещенского.
В монастыре живет только один монах – отец Олег. Когда я поднялась по пещерной галерее и лестнице, ведущей в монастырь, я встретила монаха (или он встретил меня?) прямо у входа в церковь. В его приеме чувствовались особые теплота и сердечность. Монах сразу же заговорил со мной, и казалось, что он всё про меня знает, по крайней мере, он доподлинно знал о моих страхах и переживаниях.
Отец Олег рассказал, что в этой церкви Благовещенского монастыря княжества Феодоро хранится икона Богоматери Федоровской – покровительницы рода Романовых. Посетила ли монаршая семья Благовещенский монастырь в Мангупе – остается неизвестным. Краеведы ищут какие-то сведения об этом факте, но, к сожалению, находят только документальные подтверждения других горных крымских путешествий Романовых. Скорее всего, до Мангупа они так и не добрались, так как это было бы для них весьма тяжело. Однако теперь в стенах церкви висят портреты (не иконы) царской четы.


Монастырь обладает еще одной ценностью – чудотворной иконой Богоматери Скоропослушницы, которая многих исцелила от тяжелейших болезней. Помолиться и поклониться этой иконе в Мангуп приезжают тысячи паломников с разных концов нашей планеты. Эта икона является списком с чудотворной афонской иконы Богоматери Скоропослушницы. Это древний чудотворный образ находится в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. С этой иконой связывают такую историю. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это кто-то из братьев шутит над ним, и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. И вот, в горьком раскаянии начал Нил молиться перед иконой Божьей Матери, умоляя о прощении. И, о счастье! Он услышал чудный голос, возвещающий о прощении и исцелении. Называют с тех пор эту икону Скоропослушницей, так как она являет скорую помощь и утешение всем страждущим, обращающимся к Ней с верой и мольбой.

Село Ходжи-Сала (где я ночевала) рядом с Мангупом.

Вид с обеденного стола :) Село Ходжи-Сала.

Отец Олег предложил почитать мне что-нибудь из молитвослова. После чтения он повернулся ко мне и, глядя в глаза, стал рассказывать о моей жизни, о том, что меня беспокоит и как это преодолеть, на какой путь выйти и как подавить в себе страхи. Из пещерной церкви я вышла просветленной.
Когда я покидала монастырь, он, назвав мое имя, несколько раз сказал мне вслед: «Всё будет хорошо». Теперь я ничего не боюсь.
P.S. Начало истории, посвященное монастырю Челтер-Коба и Сюйреньской крепости можно почтитать тут.