प्रकाश (ostrea) wrote in ru_travel,
प्रकाश
ostrea
ru_travel

Categories:

Театры Форта Кочин и древние искусства Южной Индии


Kerala Kathakali Centre. Актер катакали наносит грим. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Часть 1: Южноиндийский театр Катакали – искусство наложения грима
Часть 2. Театры Форта Кочин и древние искусства Южной Индии.

В Кочине есть целых три театра Катакали. Пожалуй, самый популярный из них – новый Kerala Kathakali Centre на K.B.Jacob Road, в сотне метров от готической базилики Санта Крус, первый театр в Кочине, куда я пошла на вечернее представление.

Билеты лучше покупать накануне, или утром в день представления, выбирая ближние места – в высокий туристический сезон тут часто бывает переаншлаг. Театр красивый, внутри прохладно – работает кондиционер, сцена отделана резными деревянными декорациями, до боли напоминающими избушку из "В гостях у сказки". Правда, вместо тетьвали в центре избушки торчит традиционная зеленая морда – маска Катакали, а вместо "тара-тара-там-тара-там-тара-там-там" перед представлением можно посмотреть, как актеры наносят грим. В центре сцены гримируется лучший, на мой взгляд, актер этого театра – в сегодняшнем спектакле ему отведена положительная женская роль – он будет играть Парвати, супругу Шивы в облике лесного охотника (см. заглавное фото).

Сегодня нам предстоит увидеть здешний "хит сезона" – спектакль "Арджуна". Перед представлением зрителям раздают листовки с кратким либретто – почти как в балете. В конце трогательная приписочка – "Пожалуйста, верните свою программку. Спасибо".

В отличие от театра в Варкале, актеры тут имеют обыкновение играть, сидя на шее у "второго эшелона". И когда на сцене появляются главные герои, по залу проносится удивленный вздох – получившиеся трехметровые фигуры в пышных юбках выглядят весьма внушительно. Конечно, "ногам" главных героев, носящим на закорках всю эту божественную красоту в пышном убранстве, не позавидуешь.

Положительный герой – третий из принцев Пандавов, Арджуна – знаменитый стрелок, который чрезвычайно гордится своим умением стрелять из лука. Он может проткнуть глаз рыбе, сидя на дереве и наблюдая за ее отражением в воде. Под руководством доблестного Арджуны Пандавы смогли победить своих врагов Кауравов. Но честолюбивому Арджуне этого мало – он возносит молитву Шиве, желая получить самую могущественную стрелу в мире – Пасупатхам.

Чем замечателен этот спектакль – в классический сюжет из Махабхараты актеры привносят собственное видение сюжета. В образе охотника Шива предстает перед нами эдаким добрейшим мужичком-лесовичком, счастливо живущим под каблуком у своей хитроумной и бойкой супруги Парвати, которая, хоть ростом и меньше его в два раза, а все-таки крутит и вертит мужем как хочет. Эдакая индийская Солоха. Костюмы актеров очень красивы и внушительны. Вот Шива:


Шива в облике лесного охотника – на лице у актера черный макияж кари

На сцене Парвати вместе с супругом появляются почти одновременно, но Парвати выскакивает из-за занавески все-таки немножечко раньше. Играется сцена "Совет да любовь в лесной избушке", все понятно без слов:


Kerala Kathakali Centre. Шива и Парвати – совет да любовь. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Парвати в повествовании играет ключевую роль. Она находит, что Арджуна слишком уж самовлюблен и заносчив, и убеждает Шиву, что не худо было бы поставить нахала на место. Шива слушает жену в почтительном полупоклоне, раскрыв рот и сложив лапки.


Шива и Парвати лелеют коварный план. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

А тут как раз и случай удобный подвернулся – смертельный враг Арджуны, царь Дурьодхана, планирует убить великого воина и посылает дикого вепря (демона Макасуру). В то время, как вепрь готовится напасть, Арджуна и Шива о чем-то усердно препираются, а Парвати танцует вокруг спорящих и подливает масла в огонь.


Kerala Kathakali Centre. Шива и его жена Парвати. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Тут внезапно из кустов, танцуя, появляется дикий вепрь. Шива и Арджуна стреляют почти одновременно. Но куда там принцу против бога – стрела Шивы первой достигает цели. Шива не на шутку рассержен.

Бог Шива-Охотник:
Уходи, глупец! Зачем ты выстрелил в этого вепря? Его убила моя стрела! Если ты и вправду настолько умело обращаешься со своим луком – то выходи на бой со мной, если осмелишься!

Арждуна:
Ах ты, низкий негодяй и пейзанин! Жалкое существо! Ты смеешь бросить мне вызов? Это тебя убьет – меня защищает сам бог Шива!

Все танцуют.


Kerala Kathakali Centre. Шива в облике лесного охитника и Арджуна – положительный герой. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Начинается жестокая битва. Парвати, смекнув, что ситуация слишком накалилась, меняет свою точку зрения на сто восемьдесят градусов – теперь она хочет предотвратить бойню и пытается утихомирить разбушевавшегося супруга. Но Шива слишком разгневан. И несдобровать бы Арджуне, но тут Парвати являет милосердие и приходит ему на помощь, превращая стрелы Арджуны в цветы. И вместо того, чтобы причинить вред Шиве, Арджуна осыпает его цветами. Арджуна понимает, что этот бедный охотник – на самом деле бог Шива. Он полностью обезоружен и сокрушен, но танцует.

Арджуна:
О мой господин! Прокляни и убей меня. Я прошу тебя освободить мою душу от всех грехов, которые я совершил по незнанию.

Бог Шива:
О сын мой! Я только проверял твои силы. Я тобой доволен – возьми стрелу Пасупатхам и используй ее, чтобы побеждать врагов. Ты прославишься как непобедимый лучник.

Шива и Парвати принимают свой истинный божественный облик. Все танцуют. Занавес.

Второй театр Кочина, куда я направилась на следующий вечер, находится почти в центре набережной – это старейший театр Кочина. Представляет собой обычную бамбуковую хижину, хоть и весьма просторную. В зрительном зале довольно душно – кондиционера тут нет. Впрочем, атмосфера душевная, а актеры тоже очень хороши. Дают "Накрахунди". Образ коварной демоницы до и после здесь обыгран вот так вот:


Накратунди в облике Лалиты и после преображения. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

А Джаянтана в этом старом театре самый молодой и красивый:


Джаянтана – положительный герой. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Правда, похож на кота – но кота безусловно божественного происхождения. Кстати, тут Джаянтану играют также два актера – один сидит у другого на плечах. Должно быть, довольно трудно им в финальном буйном танце победителя синхронизироваться.


Джаянтана над ритуальным светильником kalivilakku. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Отдельно стоит отметить такой важнейший элемент представления Катакали, как музыка и пение. Актеры – это лишь половина представления, они исполняют танец и пантомиму. Диалоги и монологи действующих лиц исполняют певцы и хор, которым аккомпанирует целый оркестр. Музыкальное сопровождение представлений Катакали обозначается понятиями Vadyam и Gita. Основные ударные инструменты – южноиндийские барабаны Chenda и Maddalam, широко распространенные в штатах Керала, Карнатака и Тамил-Наду.


Барабаны маддалам (слева) и ченда (справа) на представлениях Катакали. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Кроме того, используются chengila (небольшой гонг, сделанный из колокольной бронзы, в который музыкант ударяет деревянной палкой), ilathaalam (пара тарелок), и белые поющие раковины. Представление сопровождается речитативным пением – изложением сюжета пьесы. Главный солист называется Ponnani, его последователи – Singidi. Они размещаются в глубине сцены и стих за стихом поют историю, словно комментируя происходящие на сцене события.


Два музыканта. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Южноиндийские барабаны, кстати, я готова слушать бесконечно, это удивительный инструмент. Даже в Москве специально на них ходила.

Ну и третий театр Кочина – Greenix Village. Так сказать, местный китч и модерн, наиболее попсовый из всех трех (с традиционным керальским представлением тут обошлись весьма бесцеремонно, сделав его совсем уж "туристоориентированным"). Тем не менее, представление в Greenix понравилось мне больше всего – было очень весело. Здание этого культурного центра – огромное, мраморные полы, просторный вестибюль-коридор с бронзовыми статуями и чашами, наполнеными водой с душистыми цветочными лепестками. Сначала попадаешь в просторный холл, по стенам развешаны картины, изображающие мудры и хасты искусства катакали. Некоторые мудры знает наизусть каждый россиянин от мала до велика. Например, мудру Kathakamukham:


Kathakamukham mudra. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

В просторном, но слабо освещенном вестибюле представлена симпатичная экспозиция, посвященная искусству Катакали. В углу стоит ткацкий станок, подле которого на лавке храпит некто очень смуглый, сливаясь с полумраком вестибюля. Если над ним кашлянуть, некто просыпается, зажигает лампочку джавахарлала в 25 ватт, и, дополнительно освещая свой угол белками глаз, на протяжении двух минут демонстрирует высокое ткацкое искусство Южной Индии. После чего гасит свет и утомленно откидывается обратно на лавку. Я в этот момент чувствовала себя как герой Филатова в музее из фильма "Город Зеро".

Насмотревшись на процесс наложения грима, зрители проходят в зрительный зал. Тут тоже весьма уютно и есть кондиционер – для Южной Индии это немаловажный фактор посещения тех или иных мест. Привлекает внимание красивая картина на стене, изображающая маску южноиндийского ритуала Theyyam:


Маска Theyyam. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Актеры перед представлением гримируются не на основной сцене, а на малой – в красивом мраморном атриуме, освещаемом естественным светом. В одном из них узнаю веселого парня-билетера, который утром продал мне билеты на спектакль – снова город Зеро. Утром он билетер, а вечером – ...


Greenix Village. Пляска Накратхунди. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Правильно, вечером он – демонесса Накратхунди! Накратхунди по версии театра Greenix Village удалась на славу – бегала, прыгала, плясала, радостно хлопала ушами, спускалась в зрительный зал и там искала жертв (преимущественно женского пола), дирижировала музыкантами – словом, вела себя мило и непринужденно, заставляя хохотать весь зал. Грех было такую убивать.

Лалита до преображения была представлена более традиционно – вот она (то есть, он) демонстрирует мимику и мудры:


Демонстрация мимики ведущим актером. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Впрочем, Лалита, кажется, обладала характером не менее живым, чем у Накратхунди – ее богатейшая мимика и особенно своеобразная манера кокетничать тоже доставила зрителям массу позитивных эмоций:


Лалита из Greenix Village. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Кстати, спектаклем про Накратхунди вечернее представление в Greenix Village не ограничилось. Шоу состоит как бы из трех частей – зрители видят понемногу из каждого из основных керальских искусств: Катакали, боевое искусство Каларипайятту и, конечно же, южноиндийские танцы.

Танец Мохини Аттам – танец штата Керала, и, по-моему скромному мнению, самый грациозный из индийских танцев. Дословно его название переводится как "Танец Чаровницы".

Однажды боги и демоны стали взбивать молочный океан, окружающий спящего Вишну, чтобы получить напиток бессмертия – амриту. Как только появилось божество, держащее сосуд с нектаром, демоны схватили его первыми, и среди богов воцарилась паника. Пришлось Вишну обернуться прекрасной волшебницей – Мохини – и пообещать демонам, что она разделит нектар поровну между демонами и богами. Танцуя среди богов и демонов, она заворожила демонов красотой своего танца, и дала нектар бессмертия только богам, и тем сохранила мировой порядок.

Танцовщицы одеты в белые или кремовые с золотом сари. Украшения – золотые ожерелья, серьги и браслеты, бубенцы на ногах, золотой пояс и живые жасминовые гирлянды на волосах, скрученных в изящный пучок сбоку головы. Макияж желтоватого цвета хоть и яркий, но все же реалистичный, в отличие от большинства других стилей, прекрасно сочетается с одеждой и подчеркивает движения глаз и губ танцовщицы – хоть и не столь изощренные, как в Катакали, но все же достаточно интенсивные.


Мастерица танца Мохиниаттам. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Геометрия движений и основная техника Мохини Аттам – простая и сложная одновременно. Она должна напоминать образы южноиндийской природы: листья пальм, колышущиеся на ветру, ярко раскрашенные кеттуваламы, раскачивающиеся на волнах и создающие на воде узоры из расходящихся кругов, трепет крыльев зимородка, готового сорваться с ветки, танец кобры в корзинке уличного факира... А походку танцовщиц, как ни странно, принято сравнивать с походкой слона – главного священного животного Южной Индии.


Mohiniyattam Dance. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Чаще всего танец Мохини Аттам исполняется соло. С виду он кажется простым – танцовщица просто повторяет в определенном порядке одни и те же ритмические движения. Тем не менее, и сам танец, и богатая мимика танцовщиц околдовывают зрителей. А в заключительной части представления девушки выходят на сцену со свечами и танцуют в полной темноте – завораживающее зрелище.

И еще одно традиционное искусство Кералы – боевое искусство Каларипайятту. По легенде, происхождение Кералы связано с родоначальником этого боевого искусства – царем Парашурамой.

Когда-то очень давно Парашурама (один из аватаров самого Вишну) бросил в море свой топор, которому он обязан своим именем (имя Парашурама означает "Рама с топором"). Волны отступили, между водой и горами образовалась широкая отмель. Парашурама поселил на ней три тысячи шестьсот брахманов, имеющих право носить оружие – это были предки жителей будущего штата Керала.

Школа Каларипайятту насчитывает 108 жизненно важных точек на теле (они называются marmam), поражение которых может привести к смерти и болезням. Однако с их помощью можно также исцелять, восстанавливая равновесие в организме – мастера Каларипайятту владеют искусством лечебного массажа.

Представление начинается с демонстрации физических упражнений с элементами йоги и аюрведы, которые они делают ежедневно. Впрочем, выглядят эти упражнения как обычная гимнастика:


Мастер Каларипайятту демонстрирует физические упражнения. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Потом демонстрируется искусство владения разнообразным оружием. Главное оружие мастеров старой школы – топор. «Кинжал махараджи» – нож, выполненный в виде слоновьего бивня. Внушительно выглядит булава Каларипайятту – она весит шесть килограммов. Но самое опасное оружие – длинный гибкий меч уруми. Двигая им с огромной скоростью, мастер Каларипайятту способен разрубить одним взмахом не только человека, но даже тяжелый железный щит.


Kerala Kathakali Centre. Мастер боевого искусства каларипайятту демонстрирует искусство владения мечом-уруми. Февраль 2010, Форт Кочин, Индия

Каждая тренировка учеников школы Каларипайятту заканчивается ритуалом поклонения богу Парашураме.

Поединки мастеров Каларипайятту очень зрелищны, но фотографировать их трудно – в театре плохое освещение, а бойцы, кажется, не двигаются, а словно летают над сценой. Так что это почти все, что мне удалось отснять.

Знаменитые школы Каларипайятту находятся в Эрнакуламе: Ens Kalari (Nettoor, Ernakulam) и See India Foundation (Kalathiparambill Lane, Ernakulam).

Ну а если хочется посмотреть на традиционное искусство Катакали, а не китчево-туристический вариант, то лучше ехать в Триссур, где в 1930 году индийский поэт и общественный деятель Валлатхол основал знаменитую классическую школу Катакали Kerala mandalam, положив начало его возрождению, после чего это древнее искусство, пришедшее в упадок к началу XX века, вновь стало широким национальным достоянием.

Февраль 2010, Форт Кочин, Керала
Tags: Индия, истории, фото
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments