lokrum-skif (lokrum_skif) wrote in ru_travel,
lokrum_skif

Каппадокия. Турция.

Каппадокия.

О Каппадокии я знал с детства. Разглядывая картинки в журнале Вокруг Света, мечтал когда-нибудь посетить это место. Позже начал интересоваться более пристально, но поскольку район находится вдали от стандартных маршрутов, то все время откладывал.
И вот однажды в мае удалось совместить в одной точке три составляющих – время, деньги и желание.
Немного изучив маршрут, остановился на самом авантюрном варианте.
Т.е. купил только билеты Москва-Стамбул (туда и обратно) и больше ничего. Летели вдвоем с сыном.
Сын полностью положился на меня в этом вопросе.
Итак, по порядку.
Прилет в Стамбул. Из аэропорта в город идет метро, примерно 40 мин. езды. Выходим на станции Отогар.
Здесь расположен главный автовокзал Стамбула - Buyuk Otogar. На привычный нам автовокзал, где есть единая служба прибытий/отправлений, это совсем не похоже. Скорее, можно представить все просто скопищем небольших автобусных компаний в одном месте. Сначала возникает ощущение хаоса. Впрочем, оно и потом никуда не уходит, но приходится действовать. Ехать нам надо в город Невшехир, а еще лучше – в Гёреме. Заглянув в 2-3 конторы, наводим справки, тут же появляется абориген, предлагающий вам билет в Невшехир, готовый проводить вас в свою компанию, где все оформят.
Но постепенно уяснив, что тут конкуренция, в Невшехир едет много автобусов, начинаешь выбирать получше, т.е. чтоб отправление было как можно позже, автобус был получше и цена была пониже.
Благодарим аборигена и идем дальше. Тот никуда не уходит, а плетется следом. В следующей конторе выясняем, что у них условия получше, нам показывают автобус (очень даже неплохой). И время отправления удачное (ехать 11 часов, поэтому оптимальное время отправления для нас  - поздний вечер).
Но решаем посмотреть еще, идем дальше. Следом за нами плетутся уже двое аборигенов, причем вполне мирно между собой общаются. В третьей конторе условия не очень и мы решаем вернуться ко второй. Так и сделали, первый сопровождающий ничуть не огорчился, свалил.
В-общем, купили билеты (цена очень низкая, не помню точно), время еще раннее, около часу дня. Договорились оставить вещи в той компании, а сами поехали побродить по городу.
Стамбул я уже описывал, в предыдущем посте, поэтому коснусь только вскользь.
Посетили Голубую мечеть, Айа Софию, Галатскую башню, Истиклаль.
Потом поужинали в районе Султанахмет, и прибыли на автовокзал.
Поездка как поездка. Автобус хороший, дорога тоже. Несколько остановок в пути по 20-30 минут.
В дороге раздают воду. Мы пытались спать, но полноценного сна не получается, под утро я впал в состояние между сном и бодрствованием, когда вроде воспринимаешь все происходящее, но при этом практически спишь… Приехали в Невшехир в 7 утра. Кто-то вышел, но автобус был до Гёреме, куда нас и доставили еще через 20 минут. Сын в состоянии полусна, я слегка встряхнулся, побрели наугад искать отель. Зашли в первый – красиво, но цена 250 евро за сутки. Спасибо, мы подумаем. Идем дальше.
Тут слышу русскую речь. Мужик что-то жене говорит, идут с чемоданами. Подошли, поздоровались.
(Забегая вперед, скажу, что это были единственные русские за все время пребывания там). Они порекомендовали отель поблизости, где сами жили, сказали, что можно торговаться.
Отель был в 100 метрах. Из тех, что построены в скалах, т.е. комнаты вырублены прямо в породе, стены побелены, но не обработаны. Это изюминка здешних мест.
Все необходимое есть, цена после небольшого торга – около 30 евро в сутки за двоих.
2. Вот вид из нашего отеля на подобные ему:

Вселились, легли поспать немного, сын сразу провалился в сон, а я не смог, просто полежал, через пару часов разбудил его, встали, пошли завтракать. Нашли приличное кафе рядом (впрочем, там все рядом), потом завтракали там всегда. Там встретили еще одного русскоговорящего, но не русского, а грузина.
Потом пошли арендовать транспорт, скутер. После обильных торгов удалось взять в прокат приличный скутер/мопед за 12 евро (в пересчете) в сутки, на два дня. (Еще один день решили взять экскурсию или что-то вроде, ниже расскажу).
Перед поездкой я распечатал карту местности на бумажке и взял ее с собой.
Оказалось – правильно, т.к. та карта, что там дали, не давала полного представления о местности.
Можно было, конечно, купить в киоске, но там продавалась весьма большая и неудобная. Но, впрочем, это мелочи.  Едем. Надо сказать, погода оказалась более прохладной, чем мы ожидали. В первый день я выехал в шортах, но взял с собой свитер и курточку, пришлось все одеть, так и ходил, в шортах и куртке.
В следующие дни выезжал сразу в джинсах. Когда солнце стояло в зените, было жарковато.
Первым пунктом был Учисар. Городок неподалеку от Гёреме, привлекательный своей пещерной крепостью. Многие туристы останавливаются именно здесь. Но разницы особой нет. К-тому же здесь, как я узнал заранее, любят останавливаться в-основном французы, тогда как в Гереме – англоговорящие.
Да и Гёреме находится как бы в самом центре всех интересных мест.
Итак, Учисар:

4. Учисар (Учхисар):

5. Учисар:

6. Учисар:

7. Учисар:

8.Рядом с ним находится Голубиная Долина, не самая красивая, но заранее ведь это не знаешь. ):
Голубиная долинаДалее едем в Розовую долину. Надо сказать, все долины здесь имеют свои особенности, Розовая, как легко догадаться, имеет розовый оттенок. Здесь много древнехристианских церквей, причем они, в отличие от Музея Гёреме, обособлены одна от другой.
9. Розовая долина:

10.Розовая долина, одна из раннехристианских церквей, вырублена в одиночной глыбе:

11. Розовая долина. Небольшой каньончик, прорезанный ручьем:
12. Розовая долина:

Назад поехали немного другим путем, заехали в музей под открытым небом Гёреме. Это поселение ранних христиан, город, вырубленный в скалах, очень много церквей, на куполах сохранились изображения тех лет, краски поблекли, но цвет сохранился.
13. Музей под открытым небом Гёреме:

14. Купол одной из церквей:

15. Внутри церкви (все вырублено из скального материала):

16. Рядом с Гёреме расположена Долина Мечей:

17.Там встретились пасущиеся лошади и этот ослик (впрочем, может быть, это пони):

18. А это место непосредственно рядом с Гёреме:

24. Гереме, ночь (пещерные отели):

25. Гёреме, вид на Учисар (вдали на возвышении):

26. Животное на улочке Гёреме:

На первый день, с учетом того, что он был не совсем полный, хватит.
Вечером ужинаем в ресторанчике с аутентичной кухней, сели сначала на открытом пространстве, но очень быстро замерзли и перебрались внутрь. Все-таки континентальный климат, днем жарко,  ночью холодно.
С утра, бодрые и энергичные, садимся на скутер и едем в Ургюп. На пути к нему находится один из символов Каппадокии, вот эти грибочки:

Погода, правда, поначалу была не очень, даже упали пара капель дождя. Но потом прояснилось.
Ургюп – так себе, Гёреме и Учисар интереснее. Пообедали там и поехали назад, искать Долину Любви. О ней я знал, но на карте ее нет. Пришлось спрашивать у местных. После некоторых блуканий нашли.
На мой взгляд, это самое красивое место в Каппадокии. Дополнительный плюс – туда не могут проехать автобусы, поэтому туристов очень мало, практически нет. Мы сначала заехали сверху. Тишина, чистый воздух и эти каменные колонны:

Объехав немного стороной, стали спускаться по грунтовой дороге вниз. В одном месте остановились и отошли чуть в сторону, в поисках хорошей точки для съемки. Наткнулись там на группу турецкой молодежи, парни лет по 20-25, человек 7, жарят шашлыки. Мы слегка напряглись, мало ли, однако турки радостно стали приглашать нас на шашлык, возможно, в другое время мы бы не отказались (все-таки интересно окунуться в этот сюр с полным незнанием ими английского и нами турецкого), но времени у нас было мало, мы вежливо отказались… Снизу Долина Любви еще красивей, чем сверху, более понятен рельеф. Людей нет.
29. Долина Любви:

30. Долина Любви:

31. Долина Любви:

На какой-то поляне стоял одинокий продавец свежевыжатого сока, увидев нас, приободрился и стал предлагать. Сока мы выпили (интересно, что для приготовления одного стакана он брал целый апельсин и половину грейпфрута).
Уходить с этого места просто не было сил, так хорошо. Но надо ехать дальше.
 Дальше был Чаушин. Это городок с крепостью-скалой, вокруг (и по пути туда) много характерных «грибочков». Здесь мы полазили по скалам и пообедали.
32. Чаушин, крепость:

Позади скалы-крепости открывается вид на красивую долину:

34. Чаушин:

После Чаушина поехали в долину Зельве.
По дороге попадаются интересные скалы:

36. По пути тормознули ненадолго в красивом месте Паша-Баглари:

37. Паша- Баглари:

В-общем, в Зельве попали уже ближе к вечеру...
Зельве - это еще одно поселение христиан, вырубленное в скалах, больше по размеру, чем Гёреме, состоит из 3-х маленьких долин. Вход платный, как и в музей Гёреме. Уже вечерело, не вполне хватало света для снимков... А там, надо заметить, фотоаппарат рисковал перегреться от постоянного использования. И аккумулятор в нем был близок к нулю...
Но все основное охватить удалось.
38. Долина Зельве.

39. Зельве, вид из одной жилой (в прошлом) пещеры:

40. Зельве в лучах заходящего солнца:

Подземные города. В Каппадокии их много. Туристов туда привозят в большом количестве, все, конечно, интересно, но лично я не испытывал непреодолимого желания посетить их. Посмотрев в инете снимки, решил не ехать туда. Ведь у нас всего 3 полных дня. А в оставшийся день запланировал поездку на водопады Капузбаши. Я про них как-то случайно прочитал. Это находится в 250 км от Гереме, очень необычные водопады. Там была подземная река, когда-то произошел сдвиг земной коры, образовалась скала, из которой вытекают 5 рукавов водопада. Т.е. сверху ничего, а в скале дырки, откуда бьет вода. Посмотреть стоило.
Итак, с утра зашли в местную турфирму. Да, есть такая экскурсия. Стоит 250 евро (примерно). Считается индивидуальной, т.е. едем только мы вдвоем, везет минивэн. Взяли на заметку, пошли в другую. Тоже самое. В третьей вышел директор (или владелец) фирмы, почему-то принял нас за итальянцев, стал рассказывать, что у него сын в Италии, то-сё, в-общем, сказал, что отвезет нас туда за 150 евро. Мы согласились.
Все организовали быстро, возник минивэн Мерседес, водитель, и сам шеф тоже поехал.
Едем. Едем. Места красивые, вдали видна гора Эрчияс (Эрджияс), в долинах реки, леса, скалы. По пути несколько раз заблудились, водила останавливался в поселках, спрашивал дорогу. Турецкого я не знаю, но уже тогда слегка насторожило, что в вопросе не звучало слово Капузбаши. Ну ладно, через часа два с пловиной приехали. Выходим, шеф как-то настроен без энтузиазма, подходим к неврачному водопадику, вот этому:

- Вот, -без энтузиазма протягивая руку, говорит он, - Капузбаши...
- Но позвольте, (у меня тут стояла ладья!), говорю, я читал, что там 5 рукавов, а здесь что?
Совсем поникнув головой, шеф обводит взглядом пространство и начинает загибать пальцы, показывая куда-то глазами - ван, ту, фри... Но даже при все желании отыскать там 5 рукавов не удалось.
Я не сдаюсь:
- Это не Капузбаши!
Он вздыхает:
- Пожалуй, да. Но Капузбаши слишком далеко, мы даже не представляли... бла-бла... В-общем, если доплатите еще 80 евро, отвезем. Я негодую: Но ведь мы сразу все обговорили... Опять вздыхает: - ту фар...
Прикинув обстоятельства (даже с учетом доплаты получается немного дешевле, чем в других агенствах, да и еще к одному водопадику свозили, говорю - ОК, доплачиваю 60 евро. Шеф, преисполненный трагизма, соглашается.
Садимся, едем еще больше часа. По очень красивым, необжитым местам. По пути несколько раз останавливались спросить дорогу (на этот раз я отчетливо слышал "Капузбаши").
Наконец, приехали. Место необычное, впечатляет. Фото абсолютно не передают того ощущения, которое испытываешь там...
Итак, водопады Капузбаши.
42. Высота первого (бОльшего) - примерно 15 метров:

43. Капузбаши:

44. Капузбаши:

45. Капузбаши, дальний рукав:

Назад ехали уже быстрее, водила и шеф приободрились, в одном месте, где росло много цветов, остановились, и словно юные ботаники кинулись выкапывать цветочки с корнями, чтобы жены посадили их дома, как они пояснили.
Мы снисходительно ухмылялись.

Приехали, уже темнело. Поужинали в понравившемся накануне ресторане и пошли домой собирать вещи, завтра с утра выезд. Да, забыл ранее написать, сын был очень против того, чтобы назад до Стамбула ехать на автобусе.
Мы имели запасной вариант - самолет Невшехир-Стамбул. Билеты купили накануне в Гёреме. Цена около 60 евро на человека.
Долетели без проблем, около полудня уже были в Стамбуле. Вылет в Москву - поздно вечером. Так что успели еще раз погулять по Стамбулу, зашли в знаменитую мечеть Сулеймание, но там был ремонт, половина
пространства бела перекрыта… Понравился подход – на кассе нет цены за входной билет, платишь, сколько хочешь (можешь), не хочешь платить – входи бесплатно…
Зашли на Большой Базар, по пути произошел забавный случай:
Сын отстал, я остановился его подождать, но нигде не вижу его... Стою. Вдруг вижу - он идет ко мне с вытаращенными глазами и громко шепчет: - Этот упырь идет за мной?
Я ничего не понимаю, но вижу, что за ним бодренько шагает чистильщик обуви. Сын продолжает гнать сюр:- Он мне почистил обувь, требует заплатить, а у меня нет денег. Я смотрю на его кроссовки и продолжаю тупить.
В-общем, постепенно выяснилось: сын увидел, как у идущего чуть впереди чистильшика обуви из заплечного ящика выпала щетка. Он его окликнул и показал, что, мол, у тебя упало. Тот радостно ее поднял и в качестве благодарности (как решил сын) кинулся чистить ему обувь. Но, как я уже сказал, кроссовки, чего их чистить и как? Сын вежливо стал его отталкивать, но тот успел пару раз махнуть щеткой. И вот теперь стал требовать за это денег.
Стоит рядом с нами и демонстрирует готовность ждать еще хоть сутки. Я полез в карман, наскреб там несколько лир, отдал. Он взял и ушел с непроницемым лицом... Вообще, все это нас весьма повеселило.
Поужинали в ресторанчике с русскоговорящим зазывалой (зря, ничего особенного, надо было идти в Султанахмет, там намного интереснее).
Ночью были уже в Москве.
Резюмирую. Каппадокия - одно из интереснейших мест на земле. Хоть туда и непросто добираться, но впечатления того стоят. Недавно узнал, что туда организуют автобусные экскурсии из Алании. Не знаю, стоит ли, ведь все в составе группы, в Долину Любви не завозят, наверняка тратят время на магазины сувениров, рестораны и т.п.
С-другой стороны, почему бы и нет?.. Если специально из Москвы туда не хочется заморачиваться...
Думаю, когда-нибудь поеду туда еще раз, возможно, взяв в аренду авто и из той же Алании.
Когда-то давно я побывал в Хорватии на Плитвицих озерах, цифрового фотоаппарата тогда еще не было, потом все время мечтал туда вернуться. И вот, спустя месяц после Каппадокии, купив новый аппарат, зеркалку Никон, решил таки съездить. Об этом - в следующем репортаже.

• Шатура - город, рождённый планом ГОЭЛРО

Каков образ Шатуры в массах? Находится где-то в дебрях востока Подмосковья, куда случайно не заедешь; там делают мебель и горят торфяники. Ещё,…

• Ступино

Заезжать в этот город за достопримечательностями вряд ли придет кому-нибудь в голову. Я же тут оказался исключительно из-за сломавшегося в дороге…

• Рязановская ветка - железнодорожная экзотика Подмосковья

Железнодорожная экзотика - это как правило удел регионов. Глухие малодеятельные ветки, исторические или воспетые писателями направления, резные…