Наталия Чиляева (chilyaeva) wrote in ru_travel,
Наталия Чиляева
chilyaeva
ru_travel

Categories:

Собор Сан Марко: духовная обитель Венеции

Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох…
Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей.

П.Н. Перцов, «Венеция», 1905 год



Когда два венецианских купца Буоно и Рустико в 828 г. похитили в мусульманской Александрии мощи Святого Марка, спрятав их в бочке солонины, они даже не подозревали, что это положит начало истории одного из самых удивительных соборов Италии. Дабы определить мощи в надёжное и достойное для них место, дожи строят свою весьма солидную капеллу, которая долгое время (вплоть до начала 19в) являлась сугубо придворной, якобы домашней капеллой дожей. Здесь давались клятвы в верности родному городу, передавались бразды правления из одних рук в другие, здесь благословляли и вдохновляли на подвиги..Городским собор стал только при Наполеоне.

Собор, как известно, находится на Площади Сан Марко (она же Пьяцца) и соединен проходом с Дворцом дожей. Известен в наше время в первую очередь своими многочисленными искусными византийскими мозаиками. В настоящее время является действующим храмом, проводятся богослужения.



А вот как выглядела базилика в середине 19в на полотнах живописцев



Лично меня собор просто поразил каким-то невероятным количеством деталей внешней отделки фасада! Все это можно рассматривать часами, постоянно находя что-то новое..Чем я и занималась, пока стояла в очереди на вход в собор и кампаниллу))





Интересно, что изначально собор был гораздо более суров на вид, классически-романской архитектуры, кирпичный и почти голый. Все эти завитки и финтифлюшки, мрамор и бесчисленные на вид колонны появились после крестовых походов Венеции в Византию в 13в, откуда ушлые венецианцы вывезли, среди прочих награбленных сокровищ, и капители византийских дворцов и храмов. А мрамор с гробниц византийских императоров пошел на внешнюю отделку соборных стен.







На «втором этаже» собора есть балкон. Вход туда платный, если не ошибаюсь, но подняться стоит ради неплохого вида на пьяццу Сан Марко, пьяцетту и лагуну в целом (но лучшие виды открываются, конечно, с высоченной соборной кампаниллы)



Главный вход в собор (всего их пять, но остальные закрыты). Двери – 6 век, между прочим, и, конечно же, они были вывезены (считай, украдены)) Венецией из Византии.



Мозаика над главными дверями собора (Явление Христа Судьи) – самая поздняя из всех в соборе, 19 века



«Россыпь колонн» фасада – и все такие разные..











Одна из мозаик люнет на главном фасаде (Воскресение Христово)



Мозаика «Перенесение мощей Святого Марка на корабль» - иллюстрация знаменитой в Венеции истории о том, как похищенное в Александрии тело святого было благополучно спрятано под «нечистыми» для арабов свиными тушами.



Напротив собора стоит его колокольня высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также сторожевой башней и маяком для кораблей, входивших в лагуну. При этом самый большой колокол служил в Средние века общественными часами (тогда часы в доме были предметом роскоши, и не все горожане могли себе их позволить) – он призывал людей на работу рано утром и звонил во время обеда.

Колокольня полностью разрушилась в 1902 году из-за многочисленных ударов молний, землетрясений, общего износа, но была восстановлена в изначальном виде в 1912 году.



Наверху – флюгер с золотым ангелом 16 века и одна из лучших смотровых площадок Венеции, вся лагуна видна как на ладони.



Но чтобы подняться на колокольню, нужно отстоять (в сезон, во всяком случае, а именно в августе)) вот такую очередь! Страшно?)) На самом деле двигается она достаточно оперативно, делов минут на 20-30..)



Пока стояла в очереди на колокольню, заметила истинно венецианские подробности – «антиголубиные» приспособления на колоннах))



Говоря о соборе Сан Марко, нельзя не рассказать о площади, на которой он расположен. Пьяцца! Наполеон назвал главную городскую площадь Венеции «самой элегантной гостиной Европы» - ну не знаю, не самая-самая, но уж точно среди них)))



Оцените «масштабы бедствия»))) Да уж, все таки август – не лучшее время для знакомства с Венецией))



Площадь по периметру (противоположно собору Сан Марко) окружена зданиями Старых и Новых прокураций – место работы венецианских прокураторов, ведавших государственной недвижимостью (в том числе и собором). Работать здесь было престижно, крайне денежно, а должность была даже пожизненной (как у дожа республики).





Кафе на Пьяцце, на первых этажах Прокураций – одни из самых дорогих в Европе, между прочим))



Вид на Пьяццу со смотровой площадки колокольни Сан Марко



Ну и последнее, о чем хотелось бы упомянуть в связи с Пьяццей – это Часовая башня (Торре дель Оролоджо). На ее крыше устроена просторная терраса, где находится колокол и две бронзовые статуи, известные как «Мавры», внизу установлены позолоченные часы, показывающие время, фазы луны, и смену зодиакальных знаков.



Крылатый лев (символ Венеции) и два мавра на крыше башни - последние, впрочем, маврами не являются, просто почернели от времени.



Tags: Венеция, Италия
Subscribe

  • Швейцария. Прогулка к двум озёрам горы Pizol

    Прошлым летом, по выходным, частенько выбирались в Швейцарские Альпы. Про одну из таких прогулок сегодня расскажу. Довольно легкий пешеходный…

  • Три вершины Люцерна

    В конце прошлого сентября мне внезапно захотелось воспользоваться последними "здоровыми" деньками, чтобы вырваться на природу. Вариантов…

  • Предрождественский Люцерн

    В один из хороших декабрьских дней нам удалось съездить в Люцерн - главный город центральной части Швейцарии. Прогулялись по берегу озера с видами…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments