Александр Власов (vlasshole) wrote in ru_travel,
Александр Власов
vlasshole
ru_travel

Categories:

Италия (лето, 2011 г.), Часть 7: Флоренция, основной пост



Флоренция - крупнейший город и столица региона Тоскана. Основан был в I в. до н.э. как поселение римских ветеранов тираном Луцием Корнелием Суллой. Изначально назывался Флорентиа ('Цветущая'). А ещё Флоренция – город, в котором, на момент нашего двухдневного посещения, почти не прекращаясь, шел ливень.



Прогулку начнем, конечно, с Кафедрального собора Богородицы ('Basilica di Santa Maria del Fiore').

1.


Современный облик собор обретал на протяжении 6 веков. Как и Собор Святого Петра в Ватикане, строительством флорентийского Дуомо по-очереди руководили лучшие архитекторы своего времени. В финансировании строительства участвовали крупнейшие флорентийские торговые и ремесленные гильдии.

2.


В XIII в. на месте небольшой церкви Св. Репараты началось возведение нового вместительного собора по проекту Арнольфо ди Камбио.

3.


После смерти ди Камбио на пост архитектора был назначен Джотто. Тот спроектировал великолепную кампанилу и образ будущего фасада (другая теория утверждает, что фасад был спроектирован ди Камбио). Кампанилу в последствии достраивали Андреа Пизано и Франческо Таленти, последний облицевал её тремя видами мрамора.

4.


Далее архитекторы сменялись один за другим, в 1436 г. был достроен купол по проекту Брунеллески, в том же году Собор был освящен.

5.


В конце XVI в. великий герцог Тосканы Франческо I Медичи приказал перестроить «не модный» готический фасад. Старый разобрали, новый же решили построить лишь в XIX в.

6.


Детали фасада ниже (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Условием конкурса проекта было сохранение основных пропорций первоначального проекта. Победил проект уроженца Флоренции – Эмилио де Фабриса. Новый фасад, по примеру кампанилы и баптистерия (о нем позже) облицевали тремя видами мрамора – белым (из Каррары), красным (из Сан Джусто) и зеленым (из Монте-Феррато).

7.



Ещё детали (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Внутри, к сожалению, не были. Огромная очередь, да и делать там внутри почти нечего. Куда, действительно, стоит зайти - так это в Баптистерий Св. Иоанна Крестителя ('Battistero di San Giovanni').

8.


Существующий баптистерий построен в XI в. Известны две пары дверей, ведущих внутрь. Южные врата были сделаны Андреа Пизано в XIV в. На них - 28 панелей, изображающих житие Иоанна Крестителя.

9.


Однако, гораздо более известны позолоченные восточные врата, работы Лоренцо Гиберти, XV в.

10.


Состоят из 10 панелей с библейскими сюжетами. В настоящее время двери заменены копиями, оригиналы находятся в музее при соборе. Кстати, жители и гости Питера могут посмотреть на бронзовую копию этих дверей, они установлены с северного входа Казанского собора.

11.



Все панели поближе (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Чтож, зайдем внутрь. Здесь, с XI по XIX вв. крестили всех уроженцев Флоренции. А ещё тут на куполе - огромная мозаика XIII-XIV вв. в византийском стиле.

12.


Поглядим ка на весь купол разом.

13.


Восемь секторов купола поближе (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Отлично получился дьявол, пожирающий людей.

14.


Ад поближе (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Мозаика мне очень понравилась, старался снять всё-всё.

15.



Детали фасада ниже (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Замечу, пол в баптистерии тоже не простой.

16.


Пожалуй хватит. Идем дальше. Новая церковь Богородицы ('Chiesa di Santa Maria Novella').

17.


Церковь строили с XIII по XIV вв. В XV в. Леоном Батистом Альберти был спроектирован мраморный трехцветный фасад, который, отчасти, и послужил примером для других флорентийских фасадов, построенных значительно позже.

18.


При этом задний фасад церкви остался не тронутым.

19.


20.


В самом соборе фотография запрещена. А посмотреть там есть на что - достаточно просто перечислить мастеров, оставивших здесь свой след - Гирландайо с молодым Микеланджело, Брунеллески, Мазаччо, Нино Пизано и т.д. Зато фотографировать можно в "Зеленом клуатре ('Chiostro Verde')".

21.


Относительно недавно стены клуатра были украшены фресками Учелло. К сожалению, наводнение 1966 г. уничтожило большую их часть.

22.


Детали клуатра (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Из двора можно попасть в "Испанскую капеллу ('Cappellone degli Spagnoli')".

23.


Капелла полностью расписана Андреа Бонайути в XIV в. До начала XX в. считалось, что фрески принадлежат перу Симоне Мартини, либо Андреа Орканья.

24.


Ещё фото оттуда (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Совсем рядом с церковью находится одноименный вокзал "Санта Мария Новелла", построен при Муссолини, является одним из крупнейших и важнейших ж\д узлов Италии.

25.


Далее - церковь Святого Креста ('Basilica di Santa Croce').

26.


Церковь была основана самим Франциском Ассизским в XIII в. Окончено строительство было в XV в. Фасад был пристроен, как и у кафедрального собора - в XIX в. Сегодня это главный францисканский храм в Италии, а также флорентийский пантеон (похоронены около 300 известнейших людей Италии, в т.ч. Микеланджело, Галилей, Макиавелли и т.д.).

27.


Внутри базилики также огромное количество произведений искусства, выполненных Джотто, Донателло, Вазари и т.д. К сожалению, на посещение в дневное время не хватило времени.
Около церкви - памятник Данте (внутри его символическая могила, останки же - в Равенне) - "отца" современного итальянского языка.

28.


Далее немного отвлечемся от церквей. Идем на Площадь Синьории ('Piazza della Signoria').

29.


Площадь на этом месте существовала ещё с древнеримских времен. Многократно перестраивалась, но всегда являлась центром общественной и политической жизни города. Нынешнее название - от дворца Синьории (правительство Флорентийской республики). Дворец построен в XIII в. по проекту Арнольфо ди Камбио и сейчас более известен, как Старый ('Palazzo Vecchio').

30.


В XIV в. на фасад были нанесены гербы, символизирующие некоторые аспекты Флорентийской республики. Красный крест на белом фоне - символ флорентийского народа. Красный ирис на белом фоне - до сих пор действующий символ самого города, принятый победившими в XIII в. гвельфами (тех, что выступали за влияние Папы Римского). Белый же ирис на красном фоне - символ, выбранный проигравшими гибеллинами (тех, что выступали за влияние императора Священной Римской Империи). Бело-красный (пополам) герб символизирует противостояние Флоренции (красный) и соседней Фьезоле (белый) в XI в. Герб с ключами означает преданность города Папе Римскому (герб Ватикана - перекрещивающиеся ключи от врат рая). Герб со словом 'Libertas' - девиз города, означающий свободу и независимость. Красный орел и зеленый дракон - символ самих гвельфов. Герб с золотыми цветами на синем фоне принадлежит Людовигу I Анжуйскому, который сыграл немалую роль в истории Италии XIV в., например, продал Флоренции город Ареццо и вообще всячески сотрудничал с республикой. Над некоторыми гербами видны отверстия-амбразуры для полива вражин раскаленным маслом.

31.


Другие детали дворца (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Символизм гербами не заканчивается. У главного входа в дворец - знаменитый геральдический лев Марзокко, копия работы Донателло (оригинал неподалеку, во дворце Барджелло).

32.


Ещё один символ Флоренции, символ эпохи возрождения, а также символ человеческого гения - статуя Давида работы Микеланджело (точней, её копия, оригинал же находится в музее Академии). Копия находится на том месте, где был впервые установлен оригинал.

33.


Перед дворцом находятся ещё две скульптурные композиции. Справа от Давида - "Геркулес, победивший Какуса" работы Бандинелли. На этот раз - оригинал. Первоначально тот же сюжет из того же куска каррарского мрамора должен был выполнять Микеланджело. Причина замены автора - до сих пор загадка.

34.


Слева от Давида и Марзокко - Фонтан Нептуна. Первоначально заказан Бандинелли. Увы, тот до исполнения не дожил. Авторами являются Бартоломео Амманнати и Джамболонья. Сам Нептун - копия XIX в.

35.


Фонтан построен в честь свадьбы Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской. Вокруг Нептуна крутятся всякие морские гаденыши. Generali - надпись на одноименной штаб-квартире крупнейшей страховой компании Италии. Отличный фон для задницы ;)

36.


Ещё левее от фонтана - конная статуя Козимо I Медичи, также работы Джамболоньи. Оригинал.

37.


Со скульптурами ещё не всё. Справа от Палаццо Веккьо - Лоджия Ландскнехтов ('Loggia dei Lanzi'). Здание построено в XIV в. как зал для приемов гостей Республики, в последствии как место сбора пеших войнов Козимо I - Ландскнехтов (сокращенно - 'Lanzi'). В настоящее время - часть экспозиции Галереи Уффици.

38.


Внутри лоджии - копии и оригиналы древнеримских скульптур, работ Джамболоньи и т.п. Одна из самых известных скульптур - "Персей с головой Медузы" Челлини.

39.


Непосредственно за лоджией находится главное здание Галереи Уффици. Здание построено по приказу Козимо I Медичи придворным архитектором Джорджо Вазари, достраивалось его учеником. Изначально предназначалось для административных целей. В последствии сформировался музей на основе личных коллекция семьи Медичи. Сейчас - один из старейших и важнейших музеев в мире. Внутри работы Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля, Тицина... продолжать можно бесконечно, тут сконцентрирован самый-самый сок.

40.


Вот мы и подобрались к реке Арно. Сюда мы ещё вернемся. А пока вернемся вглубь города, а именно, к церкви Св. Лаврентия ('Basilica di San Lorenzo').

41.


Это, пожалуй, самая старая церковь Флоренции. Известна она с IV в. Перестраивалась в XI и XV вв. В качестве архитекторов последней перестройки выступали Брунеллески (Старая Сакристия) и Микеланджело (Новая Сакристия, библиотека Лауренциана).

42.


Также Микеланджело должен был спроектировать фасад, но, к сожалению, не успел. В отличие от других основных цервей города, фасад решили вовсе не делать.

43.


Внутри самой церкви фотография запрещена. Удалось по-шпионски ухватить лишь парочку общих видов. Внутри - две кафедры работы Донателло, "Благовещение ('Annunciazione Martelli')" кисти Филиппо Липпи и т.д.

44.


В церкви похоронены наиболее известные представители семьи Медичи. У алтаря - Козимо I, в Старой Сакристии - Козимо Старый, Джованни и Пьетро. В Новой Сакристии - Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано, убитый во время заговора семьи Пацци (скульптурное оформление их грабниц также принадлежит Микеланджело). И наконец, в Капелле Медичи захоронены около 50 членов семьи Медичи. Интересно, что изначально планировалось в центре капеллы разместить Гроб Господень (!!!), даже предпринимались попытки украсть его или выкупить из Иерусалима.

45.


Выходим на улицу - и тут же идем во внутренний двор. Обожаю клуатры, и этот - один из любимых. А ещё - это было редкий момент за два дня, когда на пару минут выглянуло солнце ;) Видна кампанила и купол Дуомо.

46.


В верхней галерее клуатра находится вход в Библиотеку Лоренцо ('Biblioteca Medicea Laurenziana'). Построена по проекту Микеланджело. В вестибюле находится одно из величайших архитектурных произведений мастера - лестница Лауренциана.

47.


Сама библиотека была собрана Козимо Старым в XV в. На фото главный зал - все элементы, включая лавки-шкафчики выполнены по эскизам Микеланджело.

48.


Лавки-шкафчики.

49.


Разумеется, фамильная церковь и собственная библиотека - рядом с домом ;) Итак, Дворец Медичи-Риккарди ('Palazzo Medici Riccardi').

50.


Построен в середине XV в. по проекту Микелоццо, по заказу Козимо Старого (Старшего), к тому времени являвшемуся наиболее влиятельным банкиром Флоренции. Этот дворец - первый пример светского здания Ренессанса. Немало зданий было построено по его примеру. Окна, выходящие к церкви Св. Лаврентия - пристроены в XVI в. по проекту Микеланджело, изначально здесь находилась лоджия, в последствии замурованная.

51.


Козимо Старый заказывал дворец как фамильное поместье, также здесь размещались офисы его банка. Нынешнее название приобрел благодаря размещающейся в настоящее время внутри Риккардианской Библиотеке, собранной Риккардо Риккарди в XVII в. Смотрим на внешний двор.

52.


Внутри дворца находится Капелла Волхвов ('Cappella dei Magi'), расписанная Беноццо Гоццоли. В образе волхвов изображены члены семьи Медичи. Также в капелле находится картина Филиппо Липпи "Рождество". Фото запрещены. Взамен, смотрим на внутренний двор-колодец.

53.


На время забудем о Медичи и пройдем к комплексу Св. Марка Евангелиста ('Complesso di San Marco'). Комплекс включает в себя базилику, монастырь (ныне музей) и клуатр.

54.


Монастырь на этом месте существует с XII в. Основатели - валломброзиане, затем монастырь заняли бенедиктинцы, в середине XV в. сюда перебираются доминиканцы из Фьезоле. Окончательно забыть о Медичи не выйдет, ведь именно они спонсировали перестройку монастыря, архитектором выступил всё тот же Микелоццо.

55.


Одним из монахов, переехавших из Фьезоле был Фра Беато Анджелико, который, в компании с Беноццо Гоццоле, расписал каждую келью монастыря. Также в музее представлены работы Гирландайо, Фра Бартоломео (также бывшего монахом Сан Марко), тибернакль Лоренцо Гиберти. Ещё одним "выходцем" из монастыря был Джироламо Савонарола, "религиозный тиран", фактически управлявший Флоренцией на протяжении 4-х лет в конце XV в. На фото - потолок в проходе между кельями. А вообще там фото запрещено.

56.


В двухстах метрах на восток - площадь Пресвятого Благовещения ('Piazza della Santissima Annunziata').

57.


Площадь получила свое название от церкви, основанной в XIII в. орденом сервитов (служителей Богородицы). В XV в. была перестроена, кем бы вы думали? - Микелоццо!

58.


Лоджия с аркадой была добавлена в начале XVII в., с целью завершения симметричной композиции площади.

Первая такая аркада на площади появилась у Воспитательного Дома или "Госпиталя Невинных" ('Ospedale degli Innocenti').

59.


Шелковая гильдия (одна из богатейших в то время во Флоренции) учредила приют для бездомных детей. Архитектором нового здания был назначен Брунеллески. Это одно из самых значительных зданий эпохи возрождения. Подобная конструкция аркады использована впервые. А ещё высота колонн равна расстоянию между ними.

60.


Детали фасада ниже (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Вид с галереи.

61.


Первый внутренний двор.

62.


Второй.

63.


На втором этаже - небольшой музей. Помимо прочего, в музее представлены: картина Гирландайо - "Поклонение Волхвов", а также одна из двух схожих картин Боттичелли "Мадонна и младенец с ангелом".

64.


А ещё сверху хороший вид на площадь.

65.


Здание напротив приюта, также копирующее аркаду - Ложе Сервитов, начала XVI в.

66.


С площади, кстати, открывается интересный ракурс на Дуомо.

67.


Ещё парочка кадров в ту же сторону (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



А теперь посмотрим на Площадь Республики ('Piazza della Republica'). Чуть ли не единственная "молодая" площадь центра Флоренции. Изначально на этом месте находился римский форум, затем еврейское гетто. В ходе "Рисанаменто" - перестройки итальянских городов в конце XIX в., гетто было снесено, были возведены новые здания в туринском стиле. Перестройка была осуществлена в честь объявления Флоренции столицей объединенной Италии.

68.


Следующее здание с трудом можно назвать церковью. Итак, церковь Архангела Михаила "в саду" ('Orsanmichele').

69.


В VIII в. на этом месте находился одноименный монастырь. Тогда он, действительно, был в саду. Существующее здание построено в середине XIV в., прямо в центре рынка, где, в основном, торговали зерном. Первый этаж церкви долгое время использовался как склад зерна. После чумы многие люди жертвовали церкви крупные суммы, у Орканьи был заказан мраморный тибернакль. Вскоре рынок был перенесен, Орсанмикеле полюбили реместенно-торговые гильдии города, постепенно украсившие стены церкви работами Донателло, Вероккьо (учителя Леонардо да Винчи), Гиберти и т.д.

70.


Скульптурное оформление (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Последнее, что успели увидеть с этого берега Арно - Великая Синагога Флоренции конца XIX в.

71.


Пара видов из окна отеля и верхней галереи Воспитательного Дома (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Вернемся к реке. А именно, к Старому Мосту ('Ponte Vecchio').

72.


Старый Мост - действительно, самый старый в городе, был построен в середине XIV в. А ещё это единственный мост Флоренции, переживший Вторую мировую войну.

73.


Помимо некогда жилых домов, расположенных прям на мосту, особенностью является проходящая на верхнем уровне галерея - так называемый "Коридор Вазари". Коридор этот был построен, понятно, Джорджо Вазари, для Медичи, а ведет он из Старого Дворца во Дворец Питти (о нем позже). На фото видна галерея с квадратными окнами, идущая к мосту от Палаццо Веккьо.

74.


Продолжается коридор по ту сторону реки вот так. Видна башенка семьи Манелли. Когда-то таких башен было четыре. При строительстве Коридора Вазари, и эту башню должны были снести, однако, члены семьи Манелли не дали этого сделать, коридор пришлось пустить "в обход", опираясь на кронштейны.

75.


Виды с самого моста и с набережных на Арно.

76.


77.


Ещё (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).





Ввиду ограничения ЖЖ, пост разделен на две части. Вторая часть (Ольтрарно) по ссылке.
Tags: Италия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Community