Александр Власов (vlasshole) wrote in ru_travel,
Александр Власов
vlasshole
ru_travel

Categories:

Италия (лето, 2011 г.), Часть 9: Сиена



Сегодня Сиена - один из самых красивых городов Тосканы. Основан город был римлянами в IV в. до н.э. на месте этрусского поселения. В средние века - один из основных соперников Флоренции, коммерчески и политически. Культурный расцвет в XIII-XIV вв. В XVI в. была захвачена испанцами, затем вошла в состав Великого Герцогства Тосканского. С тех пор город "законсервировался" и сохранил своё средневековое очарование.



Начнем с самого центра города, то есть с Площади Кампо ('Piazza del Campo').

1.


Современный облик площадь обрела при правлении "Девяти" - в конце XIII в. Совет Девяти - узкая олигархическая группа, вставшая во главе республики сразу после возвращения влияния гвельфов в Тоскане (с середины до конца XIII в. Сиена и Сицилия - оплоты гибеллинов).

2.


Площадь символично разбита на 9 секторов. С тех пор - это центр общественной жизни города. Площадь наиболее известна как место проведения сиенских "Палио" - скачек по периметру площади, проводящихся два раза в год и сопровождающихся масштабными гуляниями.

3.


Главное здание площади, да и всего города - Народный Дворец ('Palazzo Pubblico').

4.


Построен дворец был одновременно с площадью, здесь заседал сам Совет Девяти. Дальше детали фасада.

5.


Дальше детали фасада. Герб Медичи был повешен сюда в XVI в., после включения Сиены в состав Тосканского Герцогства. Огромное количество отверстий на фасаде следы строительных лесов.

6.


"Подъезд" ;)

7.


Колокольня была пристроена в XIV в. Строилась специально очень высокой (102 м. со шпилем), дабы "обогнать" башню флорентийского Старого Дворца. По Фрейду ;) А называется она - Башня Обжоры ('Torre di Mangia'), в честь первого часовщика башни, который славился тем, что любил плотно покушать. "Корона" башни была спроектирована художником Липпо Мемми, возможно в сотрудничестве с Симоне Мартини.

8.


Внутренний двор. Вид наверх. На стенах видны гербы Сиены - черный низ, белый верх. Символизирует цвета коней, на которых, согласно легенде, сыновья убитого Рема - Сений и Аксий, сбежали от Ромула сюда, в Тоскану, в последствии основали здесь город.

9.


Внутренний дворик. Внутри дворца сейчас музей, фотография там запрещена. Но не зайти просто нельзя. Главные экспонаты: картины и фрески мастеров сиенской школы XIV-XV вв., в т.ч. Гвидориччо да Фольяно и знаменитую Маэста, обе Симоне Мартини. Также следует отметить фреску во весь зал - Хорошее и плохое правление Амброджо Лоренцетти.

10.


Что можно фотографировать - так это вид с балкона и с башни. На башню не хватило времени, а с балкона - пожалуйста. Видим рыночную площадь по другую сторону от дворца.

11.
.

Отсюда ещё много чего видно, до чего ноги не дошли. Но об этом - в конце поста. А пока вернемся на площадь Кампо - к фонтану Радости ('Fonte Gaia'), построенному в середине XIV в.

12.


В начале XV в. фонтан был украшен барельефами работы Якопо делла Кверча. Изготовлены барельефы были из непрочного мрамора, добытого вблизи Сиены. Время и люди, залезавшие на фонтан во время Палио, сделали своё дело. Сейчас в фонтане установлены копии из прочного каррарского мрамора. Восстановленные оригиналы - в одном из городских музеев (о нем позже).

13.


Уходим с площади на запад - к Кафедральному Собору Успения Богоматери ('Cattedrale di Santa Maria Assunta').

14.


Собор строился в период с начала по середину XIII в. Нижняя часть фасада спроектирована Джованни Пизано, включая все скульптуры (сейчас на фасаде - копии). Верхняя часть строилась позже. Огромное окно-розетка - проект Дуччо, люнеты - проект Джованни ди Чеччо, по образу собора в Орвието.

15.


Детали фасада ниже (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Основные материалы фасада - черный и белый мрамор (в связи с символикой города). Также есть элементы их красного мрамора. Финальный "штришок" в нынешнем облике собора поставил Бернини (огромное количество его работ - в Риме), по его проекту построен купольный фонарь (XVII в.).

16.


Тем временем, ещё немного деталей фасада (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Фасад, действительно - очень очень крутой. Пожалуй - это мой любимый фасад из всей поездки. Кстати, мозаики в люнетах сделаны в Венеции в XIX в.

17.


Это были не все детали (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Издалека вид на собор особенно хорош.

18.


Поближе (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Но и это ещё не все про экстерьер. В начале XIV в. горожане решили, что собор "мелковат", и начали строить ещё один неф, перпендикулярный основному. К сожалению, чума середины того же века остановила строительство. Сейчас в стенах, что успели построить, располагается музей собора.

19.


Жемчужина музея - Маэста Дуччо, XIV в., ранее украшавшая алтарь собора. Здесь же - одна из самых первых работ мастера - Мадонна Креволе. Также здесь находятся оригиналы скульптур Джованни Пизано с фасада, огромный медальон Богородица Всепрощающая Донателло, некогда украшавшая интерьер собора. На фото - портал, который должен был бы стать входом в боковой неф.

20.


Пора зайти внутрь. Интерьер - не менее потрясающий и наполненный величайшими произведениями искусства.

21.


Основная тема та же - белые и черные полосы Сиены. То, что сразу бросилось в глаза - карниз нефа "окружен" бюстами римских пап, расположенных в хронологическом порядке, начиная со Св. Петра и заканчивая Луцием III (всего 171 бюст). Сами бюсты датируются началом XVI в. Чуть позже под папами разместили бюсты 36-ти неизвестных императоров.

22.


Капители колонн выполнены скульпторами мастерской Николо Пизано. Следует отметить, что именно Николо Пизано был автором первого варианта фасада. Однако, по неустановленной ныне причине, первый вариант так и не был построен и за дело взялся сын мастера - Джованни.

23.


Синие своды со звездами.

24.


Обратим внимание на неровный, но просто восхитительный купол. Под куполом - шесть золотых статуй святых, покровителей города: - Св. Ансано (креститель Сиены), Св. Савин, Св. Кресценций Римский, Св. Виктор, Св. Бернардин (почему-то, покровитель PR-щиков) и особо почитаемая Св. Екатерина Сиенская.

25.


Смотрим на розетку XVI в. Сюжет - Тайная Вечеря.

26.


Но это всё были "верха". Опустим взор - оказывается, весь пол покрыт сграффито и мраморными инкрустациями XIV-XV вв. Описывать все панели не имеет смысла - их 56 (!).

27.


А теперь посмотрим на кафедру, которая является самой древней деталью интерьера.

28.


В создании кафедры принимали участие Николо Пизано и его сын Джованни Пизано, а также их ассистенты и ученики, в числе которых был, ни много ни мало - Арнольфо ди Камбио. Заказ на работу Николо Пизано получил после успеха его кафедры в Пизе. Сиенская кафедра больше и "навороченней" и вообще считается величайшим творением мастера.

29.


Основные сюжеты связаны со спасением и Страшным Судом. Выполнена кафедра из каррарского мрамора, колонны из гранита, порфира и зеленого мрамора.

30.


Продолжим. Идем в капеллу Иоанна Крестителя. А там - сам Иоанн работы Донателло. Скульптура окружена фресками Пинтуриккьо, изображающими житие святого.

31.


Однако, на этом "сокровища" собора не заканчиваются. В боковом нефе находится вход в Библиотеку Пикколомини ('Libreria Piccolomini').

32.


В конце XV в. Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини, будущий Папа, Пий III, заказал роспись библиотеки (состоящей из древних манускриптов) Пинтуриккьо. Сюжеты фресок - основные этапы жизни дяди заказчика - Энеа Сильвио Пикколомини (Папы Пия II).

33.


Это крупнейшая и наиболее значимая работа Пинтуриккьо. Предположительно, некоторые фрески были написаны по эскизам Рафаэля.

34.


Мифологические сюжеты потолка - также принадлежат Пинтуриккьо и его ученикам.

35.


Описывать каждую фреску не буду - при желании можно почитать тут.

36.


Остальное (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Это, конечно, далеко не всё, что есть в соборе. За один раз осмотреть всё просто невозможно. Напоследок - флаг контарды "Орёл" (контарды - районы Сиены, каждый из которых выставляет своего всадника на Палио). Знамена контард вывешены в соборе в предверии предстоящих скачек.

37.


Собор то мы осмотрели, но забыли про баптистерий Иоанна Крестителя ('Battistero di San Giovanni'), построенный в начале XIV в.

38.


Интерьер выглядит более чем достойно ;)

39.


Самое главное здесь - это купель, скульптурное оформленме которой принадлежит Донателло, Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и Джованни ди Торино.

40.


Детали (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).



Фресками занимались несколько итальянских мастеров XV в. Посмотрим ещё.

41.


Напротив собора находится Музейный комплекс госпиталя "Санта Мариа делла Скала" ('Complesso museale di Santa Maria della Scala'). Один из трех "набитых доверху" музеев города. Ранее этот комплекс был одним из старейших и крупнейших госпиталей Европы. На фото - сакристия, изначально выстроенная для хранения таблички с креста Иисуса с надписью 'INRI' и других реликвий.

42.


В музее представлено огромное количество произведений искусства от древних времен до наших дней. Также, в зале, служившем приютом для пилигримов, находится один из важнейших фресковых циклов Сиены XV в., изображающий сцены из повседневной жизни госпиталя. Авторство приписывают Доменико ди Бартоло, Приамо делла Кверча (брату Якопо), а также Веккьета. Увы, фото там запрещено. Поэтому на следующей картинке - интерьер церкви при госпитале.

43.


Название "... Scala"- '...лестница', согласно легенде, появилось после того, как одному из монахов, служителей госпиталя явилась Богородица и показала лестницу, по которой невинные больные дети могут попадать прямо в рай. На фото - соответствующая эмблема госпиталя.

44.


Чтож, направляемся дальше. По дороге видим Фонтан Бранда ('Fonte Branda'), больше похожий на крепость. Построен был в XIII в.

45.


Далее - Святилище Св. Екатерины Сиенской ('Santuario di Santa Caterina'), а изначально - родительский дом святой.

46.


Св. Екатерина Сиенская почитается не только в родном городе. Это одна из самых почитаемых женщин-святых в католической церкви. Во-первых, благодаря "Мистическому обручению" - с синеской святой произошло чудо, схожее с чудом Св. Екатерины Александрийской - во время молитвы к ней явилась Богородица и Иисус, который подарил ей обручальное кольцо и признал своей женой на небесах. Произошло это именно тут.

47.


Забыв о чудесах, следует отметить, что Св. Екатерина была активной религиозной деятельницей, благодаря ей закончилось "Авиньонское пленение пап". Она признана одной из 3-х женщин - Учителей Церкви (всего 33 наиболее значимых католических богослова). Также знаменита своими сочинениями, м если Данте - отец современного итальянского языка, то Св. Екатерина, безусловно - его мать.

48.


Чуть выше родительского дома Св. Екатерины - Базилика Св. Доминика ('Basilica di San Domenico'). Строительство продолжалось с XIII по XIV вв.

49.


Благодаря рельефу Сиены, церковь смотрится наиболее выгодно издалека, сбоку.

50.


Интерьер. Внутри, помимо прочего, хранится голова Св. Екатерины.

51.


Это последнее место, куда мы успели зайти. Всё таки для Сиены одного дня крайне мало. На остальные достопримечательности смотрели издалека, благо, позволяет и рельеф и объектив ) Но сначала последний раз посмотрим на Дуомо от базилики Св. Доминика.

52.


Оттуда же видна башня обжоры с центральной площади.

53.


А теперь вернемся на балкончик Народного дворца.
54.


Вид отсюда – один из самых лучших. Высота как раз – то, что надо. Видел фотографии с башни – уже слишком высоко, совсем другой сюжет! Посмотрим поближе – видим базилику Богородицы ордена сервитов (‘Santa Maria dei Servi’).

55.


По правую же сторону доминирует церковь Св. Августина (‘Chiesa di Sant'Agostino’) XIII в.

56.


По центру же – великолепные тосканские пейзажи.

57.


58.


59.


А ещё с балкончика видна макушка фасада церкви Св. Мартина Турского (‘Chiesa di San Martino’).

60.


Спускаемся. Нельзя не упомянуть площадь Салимбени (‘Piazza Salimbeni’).

61.


Площадь окружена средневековыми дворцами.

62.


По центру площади – памятник общественному и религиозному деятелю XVIII в. – Саллюстио Антонио Бандини.

63.


Далее улочки Сиены. Рельеф некоторых улиц просто дикий! Прогуливаясь по ним, пришлось изрядно попотеть.

64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.


Дворец независимости.

72.


Папская лоджия.

73.


74.


75.


Напоследок – дом с волнистой стеной ;)

76.
Tags: Италия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments