alex__k (alex__k) wrote in ru_travel,
alex__k
alex__k
ru_travel

Categories:

Индия-продолжение: озеро Ревалсар

Этот день разделился у меня на две очень разные половины: первая половина дня - чистый свежий воздух, идеальный солнечный свет и умиротворяющее спокойствие на берегу священного озера Ревалсар; и вторая половина - 13-часовой переезд по ужасным, ухабистым и вонючим индийским автодорогам из Манди в Дели. Сейчас поговорим о приятном, то есть об озере.





Я еще не знал, как, на чем и в котором часу я поеду в Дели. Знал только, что в 7 утра у меня самолет в Ладак, на крайний север страны, и что хоть тушкой хоть чучелом я должен добраться в Дели за 12-14 часов на автобусах, перекладных, ишаке или пешком. Через Манди, в котором я в тот момент находился, проходят многие автобусы во всех направлениях, но Индия это Индия и надо готовиться к сюрпризам, к тому, что автобус встанет, дорогу завалит или посреди дороги решит умереть корова. Поэтому чем раньше выехать, тем больше шансов успеть к самолету. Расстояние от Манди до озера Ревалсар около 25 км. Туда за полтора часа и 15 рупий ходит местный автобус, заезжая во все окрестные деревни по дороге. Такую роскошь я себе позволить не мог, поэтому ухватил первого попавшегося авторикшу, который за 400 индийских тугриков довез меня туда, ждал 3-4 часа и привез обратно. Манди-город без туристов, авторикши даже считать по-английски не умеют. Общался азбукой глухонемых и показыванием денег. Дорога к озеру очень живописна.




Напоминаю, действие происходит в южной части штата Химачал-Прадеш, после холодных и дождливых в сентябре долины Куллу и окрестностей Манали показалось, что попал из осени в весну. Удаленность от автомагистралей и отсутствие железных дорог в этом районе приводит к абсолютно чистому и свежему воздуху.




Озера еще не видно, но вдали уже заметны его окрестности, их легко отличить по построенной несколько лет назад 12-метровой статуе буддистского монаха, которая возвышается над озером.




Авторикша, обеспечивший себе заработок на сегодняшний день (и еще на два вперед) остался отдыхать на стоянке, тогда как я отправился смотреть озеро. Оно небольшое, обойти его кругом можно меньше, чем за час, если не останавливаться. Озеро является святым местом для индусов, буддистов и сикхов. На берегу можно найти храмы всех трех религий, а у буддистов там имеeтся еще и теологический институт со школой традиционной живописи. Заведения каждой из трех религий кучкуются рядом друг с другом, если идти по часовой стрелке сначала идет группа буддистских монастырей, затем индийские храмы и прилегающая к ним деревня, далее находится сикхская гурдвара.




Наиболее важноe значение озеро имеет все же для буддистов. Монах Падмасамбхава, чья огромная статуя возвышается над озером, отправился отсюда в 8 веке в свое миссионерское путешествие в Тибет с целью распространения там буддизма.




Вездесущие макаки лазают по деревьям и слоняются по дворам монастырей как кошки. Воруя при этом все, что плохо лежит.







Местные буддистские заведения принадлежат секте "ньингмапа", одной из основных сект буддизма. В этом монастыре расположена школа живописи, по двору ходят макаки (в кадр не попало) и мальчики-монахи (в кадр попало).




Настенные росписи. Традиционное "колесо жизни":




Не вижу, не слышу, не скажу:




То ли очередной монах, то ли один из царей в традиционной буддистской мифологии, вся эта иерархия святых и феодалов давно смешалась в моей памяти и превратилась в салат:




Внутри в молитвенном зале комсомольцы занимаются чтением мантр, периодически ударяя в барабан.




Неполные семьи:







Еще одно буддистское заведение на берегу озера. Тут тоже монастырь, а также теологический институт.




Подвесная дорожка над водой с молитвенными барабанами. Когда я там проходил под металлическим навесом, туша макаки, наверное самец, прыгнула с дерева на навес прямо над головой. Казалось, кирпичом по голове ударило.




Ворота в очередное святое место:




Тут уже индийские боги, мимоходом. И традиционное животное где-то наверху.




Во дворе монастыря. Как вы догадались, здесь тоже по двору ходят макаки (в кадр попало) и мальчики-монахи (в кадр не попало).




Внутри. Свечечки на ячьем жиру, скульптуры из масла и не-знаю-зачем-лампочки.




Стены, боги, колеса жизни, мандалы-шмандалы:




Тибетские книги, между прочим. Каждая страница-рукописный текст, страницы отделены одна от другой и хранятся в специальных коробочках.




Отвлекаю монахов от молитвы:




Начинаю взбираться в гору, чтоб подойти к статуе над озером. По дороге видна индийская школа. Урок то ли физкультуры, то ли астрономии.




Дальше по дороге в гору:













Вид сверху дает представление о размерах озера:




Храм на вершине холма прямо под статуей еще не совсем готов. Вот так идет процесс росписи отдельно взятого Будды и результаты только что завершенной работы:













Последний лестничный пролет - и вот она, вершина. Коза Ронни Джеймса Дио, которую показывает монах Падмасамбхава - это всего лишь один из традиционных жестов в буддизме, символизирующий изгнание демонов. Одна из версий происхождения этого жеста - рога яка, который атакует врага.







Вид на окружающий мир с высоты статуи:













Сикхское святое место - гурдвара, на противоположном берегу озера:




Спускаюсь вниз и попадаю к группе индийских храмов. Для индусов озеро связано прежде всего с местом медитации индийского святого по имени Риши Ломас. В озере практически никто не купается и не стирает белье (именно поэтому оно производит впечатление чистого), но возможно, что возле индийских храмов имеется некое место для ритуального окунания в воду.













Фауна водоплавающая:




Продолжаю обходить озеро, пройдя уже три четверти пути, буддистскую и индийскую секции, приближаюсь к сикхской территории.










Гурдвара-традиционное заведение сикхов, объединяющее в себе храм, гостиницу, столовую, общественные и образовательные заведения. Короче, все, что необходимо допропорядочному сикху для жизни. Здесь она построена в связи с тем, что один из сикхских гуру тоже облюбовал озеро, как его буддистский и индийский коллеги.







Один из обитателей места, увидев меня, сам попросил его сфотографировать. Процессом заинтереовалась местная ячейка Аль-Каеды группа других обитателей и тоже сбежалась. А что, иностранный гость-редкая птица в этих местах, почему бы не сделать ему приятное в качестве коллективного фото на память.







На этом, собственно, обход озера подошел к концу. Еще одно фото на прощание, после чего я направился будить своего автогонщика, вернулся в Манди к 13:00 и моментально перескочил с авторикши на автобус, уходящий в направлении Дели.



Первоисточник и предыдущие части
Tags: Индия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments