Бразилия – транспорт

По традиции, вслед за Китаем и Индией, делаю обзорный пост об личном опыте использовании общественного транспорта в Бразилии.


Бразилия – страна большая, размеры сравнимы с континентальной частью США. Разумеется, такой стране не обойтись без развитой системы внутренней авиаперевозок, доступных большинству населения.
На внутренних авиалиниях работает пара больших авиакомпаний (GOL и TAM), несколько поменьше вроде Trip, пара лоукостеров (Azul и Webjet) и ряд региональных авиакомпаний. Самолёты большей частью новые и современные.
GOL летает на специально модернизированных Боингах-737-800, а Azul – на гордости бразильского авиапрома Эмбрайерах Е-190/195.

Пассажирское движение в аэропортах Бразилии довольно оживлённое с 6-ти утра до часа ночи, самолёты обычно летают по сложным маршрутам с 1-3 промежуточными посадками – такая схема весьма напоминает организацию внутренних авиаперевозок в СССР.
Сам летал GOL'ом Сан-Пауло – Порто-Аллегри с промежуточной посадкой в Флорианополисе (73 реала) и Фоз-де-Игуасу – Бразилиа с пересадкой в Куритибе (174 реала). На коротких рейсах бесплатно наливают сок и дают печеньки, на длинных – платно кормят, предлагают сэндвичи за 12 реалов!

Расписание обычно выдерживают, по собственным наблюдениям сколь-либо заметно опаздывают только рейсы TAM.
Каких-то национальных особенностей в бразильских авиаперевозках не наблюдается – разве что посадочные талоны распечатывают на какой-то туалетной бумаге :) Причём такое практикует не только бывший лоукостер GOL, но и вполне цивильный TAM.


У всех авиакомпаний есть сайты с возможностью онлайн-покупки, есть и англоязычные версии. Только вот система покупки отдельными впечатлительными буржуйскими путешественниками на форуме ЛП именуется "коммунистической" :) .
Выход прост: у GOL'а покупать через аргентинскую версию сайта (кстати, цена в песо дешевле, чем в реалах).

Про железные дороги рассказывать нечего по причине фактического отсутствия (за исключением нескольких туристических линий) предмета рассказа в Бразилии.

Всю тяжесть наземных междугородних перевозок несут на себе автобусы.

Автобусы (онибусы по-бразильски) современные и комфортабельные, в подавляющем большинстве "Маркополо" бразильского производства. На длинных линиях есть три класса: коммон, экзекутиво и лейто (спальный), встречается ещё семи-лейто со спальными креслами. У отдельных компаний вроде UTIL салон автобуса делится на две части, как в самолётах, спереди – семи-лейто или экзекутиво, сзади – коммон.
На местных линиях бывают некондиционированные автобусы (регулар).

Кресла достаточно мягкие и удобные, с полочками для ног, даже в коммоне, так что особого смысла переплачивать за экзекутиво нет. В конце салона имеется туалет самолётного типа и холодильник с пластиковыми баночками с питьевой водой. Правда, в половине случаев он был пуст.

В городах автобусы отправляются с родовьярий – больших и благоустроенных (иногда многоэтажных) автовокзалов, где есть кафешки, магазинчики, банкоматы, камеры хранения (в Фоз-де-Игуасу стоила 4 реала, платить по возврату, паспорт требуют, дают квитанцию), Интернетни (4 реала/полчаса, качество хорошее) и прочее.

Автобусы ходят часто, автобусных компаний масса. Хотя у многих автобусных компаний есть сайты с возможностью онлайн-покупки, никакого смысла покупать билеты заранее не просматривается.
Просто приезжаете на родовьярию и покупаете билет на ближайший рейс, ни разу не ждал дольше полутора часов. Заранее вечером покупал только билеты на ранние утренние рейсы из Санто-Анжело и Диамантины.
Как покупать? Идёте по указателям "билетерья" и обнаруживаете зал с массой офисов различных компаний. На вывесках обычно написаны названия основных городов, куда у них есть рейсы. На маленьких родовьяриях иногда даже расписание висит, а на Ново Рио обычно у офисов горят табло с временем отправления ближайшего рейса в Сан-Пауло.

Суётесь в кассы с вопросом про "просимо онибус пара (название пункта назначения)". Или, если нужен первый утренний на другой день – то "примэйро онибус аменья". А если есть желание погулять по городу и уехать последним автобусом – то "ультима". Получаете ответ (по-португальски), обычно сотрудники очень благожелательны, разворачивают монитор компьютера. Дальше покупаете билет (пасагем), не забыв попросить место у окна (жанела).
Теоретически нужен паспорт и в билете должны быть заполнены данные о пассажире (имя, фамилия, номер паспорта). При половине покупок так и было, при другой половине ничего не просили и не заполняли, и прокатывало.
Только при посадке в Парати попался дотошный сотрудник "Реунидас" – всем бразильцам он сам переписывал данные в билет с карточек, мне же дал ручку и велел самому написать это непроизносимое имя-фамилию :)

Особенности при покупке билетов отмечены в Порто-Аллегри и вообще штате Рио-Гранде-ду-Сул. Офисы автобусных компаний там есть, но в них только дают информацию. Покупка происходит в общих кассах.

Цены: Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу – 114 реалов, Бразилиа – Белу-Оризонте – 112 реалов, Белу-Оризонте – Диамантина – 46 реалов, Оро-Прето – Рио-де-Жанейро – 73 реала, Парати – Сан-Пауло – 46 реалов.

На билете обычно написан номер или индекс платформы (платоформа), от которой отправляется автобус. Просто идёте по указателям и находите оную, иногда приходится спускаться вниз, на подземный этаж.
На некоторых родовьяриях (как в Кампо-Гранде и на новой в Бразилиа) – выход через турникет, надо предъявлять выданный в кассе жетон. Вроде на Ново Рио тоже турникеты есть – но там двери рядом всегда открыты.

Автобус находится по фирменной расцветке с названием кампании, обычно на лобовом стекле пункт назначения и время отправления горит. Сдаём багаж, показываем билет и садимся на указанное место. К слову, в бразильских автобусах место у окна всегда имеет нечётный номер.
Рюкзак в багаж сдавал всегда – багажные полки не очень велики. Проблем не было, сдача в багаж строится по самолётному типу, с наклеиванием ярлыков. По ним же, сверяя номер, багаж и выдаётся сотрудником компании по прибытии. Хотя пару раз ярлыки и отклеивались :)

Периодически (читал, что положено раз в три часа – на практике соблюдается не всегда, так на 17-часовом переезде Кампо-Гранде – Фоз-де-Игуасу ночью останавливались только в 11-ть и 6-ть) автобусы делают остановки у местных станций с туалетами, магазинчиками, кафешками для отдыха. Цены там конечно повыше, чем в нормальных местах, но выпить кофе с молоком и что-нибудь пожевать на 3-4 реала вполне можно.
Стоят автобусы на таких "пит-стопах" 20-30 минут, о времени проводник или водитель предупреждают (по-португальски), а перед отправлением проходят по салону, тщательно пересчитывая пассажиров – никого не забыли?

Единственной проблемой при автобусных переездах был принципиально не отключаемый даже при ночной забортной температуре в 9-10 градусов кондиционер. Так что, обязательно берите с собой в салон лёгкую куртку. Я вот однажды забыл её в сданном в багаж рюкзаке – месяц потом мучился от простуды.

Далее поговорим о транспорте городском.
Транспортные карты (бильето юнико по-бразильски) есть в Сан-Пауло, судя по яркой рекламе недавно и в Рио-де-Жанейро появились. Не брал, в Рио покупал картао препаго на метро за 10 реалов.
В отличие от китайских карт, никакого депозита нет. Сколько денег потратишь на карту – столько и проездишь. Ещё на станциях стоят автоматы по проверке баланса, в которых эти карты пополнить можно. К слову, эти автоматы, в отличие от бразильских банкоматов, карточки всё же заглатывают. И, в отличие от автоматов гонконгского Октопаса, не привередничают в отношении мятых купюр.

Метро (по-бразильски так и называется) из посещённых городов есть в Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Бразилиа и Порто-Аллегри.
Только в Сан-Пауло метро представляет из себя разветвлённую сеть линий, охватывающую весь город и совмещённой с электричками CPTM, считается лучшим в Латинской Америке.
В столице – всего одна линия, ведущая куда-то в шопингово-спальные места, так что даже не пользовался.
В Рио-де-Жанейро – полторы линии от Зоны Сул до центра, продлёнными метро-бусами в разные места Зоны Сул, и наземной второй линией в Зону Норте.

В Порто-Аллегри метро наземное, всего одна линия вдоль берега, зато доезжает от центра до аэропорта.

В других городах метро подземное, хотя и неглубокого залегания, ряд станций вообще без эскалаторов. В Сан-Пауло отдельные участки метро проходят по поверхности.
Система оплаты такая же как у нас, никакой дифференциации. Прошёл турникет (приложив карточку к ридеру или сунув одноразовый билетик в щель) – и катайся хоть весь день, пересаживаясь с поезда на поезд, с линии на линии. В Рио 1 поездка стоит 3,1 реал, в Сан-Пауло – 2,9 реала, в Порто-Аллегри – 1,7 реала.

Станции метро в Рио открытого типа, в Сан-Пауло встречаются и станции закрытого типа. Направление в Сан-Пауло и Порто-Аллегри указывается наименованием конечной станции, иногда пишется и 1-2 важных промежуточных станций. В Рио проще – пишут просто Сентро или Зона Сул, иногда также добавляя 2-3 промежуточные станции.

Объявления в метро Рио двуязычные, хотя на английском заметно короче, чем на португальском. Правда в выходные бывает и на португальском забывают говорить :)
А вот в Сан-Пауло и Порто-Аллегри объявления в вагонах только по-португальски. Ничего, слово после "просимо эстасао" понять можно.

На станциях в Рио и Сан-Пауло имеются, как и в китайском метро, схемы прилагающей городской территории. Это хорошо, но есть и минусы – на станциях в том же центре Рио часть выходов регулярно бывает закрыта, особенно в выходные. Так что выходить на поверхность приходится не там, где хочется, а там, где открыто :)

Главный транспорт в бразильском городе – всё же автобус (хотя кое-где есть и немного трамваев-троллейбусов). При этом в том же Сан-Пауло станции метро достаточно удобно совмещены с родовьяриями/городскими терминалами.
В больших городах количество маршрутов исчисляется сотнями, ходят часто, зачастую имеют выделенную полосу (в Сан-Пауло чаще, чем в Рио). В Рио нужного автобуса дольше четверти часа на остановке не ждал (и это было поздно вечером при возвращении с Урки).

Маршруты обычно закольцованы так, чтобы отправляться/приезжать на городские автобусные терминалы (терминал урбанико). Терминалы обычно состоят из нескольких полос под навесами, на которых развешаны указатели. В Фоз-де-Игуасу просто написаны направления движения, в Рио и Сан-Пауло – конкретные номера автобусов с перечислением маршрута. На терминала в Фоз, кстати, платить за автобус надо при входе на сам терминал.

А на терминале в Бразилиа (который в столице именуется родовьярией) есть даже электронные справочные машины, по которым можно выяснить, какие автобусы ходят в нужное вам место.

Цены: Фоз-де-Игуасу – 2,65 реалов, Бразилиа – 1,5-2 реала, Рио-де-Жанейро – 2,75-3,1 реала, пригородные басы в Оро-Прето и Парати – 3 реала. Цена обычно написана на бумажке, приклеенной на лобовое стекло или рядом с кондуктором. Также на лобовом стекле есть номер автобуса и название районов, между которыми он ездит (на электронном табло вверху).

Останавливаются автобусы на остановках. Первым делом находим остановку. Зачастую на ней будет написано, какие номера автобусов тут останавливаются и куда они ездят. Вот, например, как выглядит обычная остановка в Зоне Сул Рио-де-Жанейро –

Находим нужные номера, далее внимательно смотрим на вереницу идущих автобусов. Просто так они на остановках не останавливаются. Видим нужный номер и останавливаем автобус поднятием руки.
Открывается передняя дверь (реже встречаются варианты, как в Оро-Прето, когда вход через заднюю дверь). Заходим, отвлекаем водителя с кондуктором от оживлённой беседы (в которой могут участвовать и пассажиры), уточняем, а едет ли автобус туда-то. После чего платим кондуктору (со сдачей проблем нет) и проходим через турникет.

К слову, турникет довольно жёсткий и проворачивается на один такт, так что рюкзак/тяжёлые сумки не тащим за собой, а задираем высоко вверх и переносим их через турникет. После садимся на свободное место – бывало в 2/3 случаев.
Если знаете, где выходить (за статуей мужика на коне после третьего тоннеля) или ехать надо до конечной, спокойно едем молча. Если точно не знаете, то можно попросить кондуктора предупредить.
При приближение к нужной остановке (а вот и тот самый мужик на коне после третьего тоннеля) либо жмёте на кнопку на вертикальном поручне, либо тяните за тросик, протянутый под крышей автобуса. Раздаётся звуковой сигнал и загорается табло.
Выход осуществляется через среднюю и (если есть) заднюю двери. Так что, всё довольно просто и интуитивно понятно.

Разумеется, встречаются варианты. Например, может не быть кондуктора и тогда управление турникетом осуществляет водитель – ему и платим. Встречал такое в минибасах в Бразилиа и Фоз-де-Игуасу и аэропортовских басах в Сан-Пауло.
Да, как в метро, так и в автобусах есть выделенные другим цветом места для пенсионеров, инвалидов, пассажиров с детьми и пр. Не заметил со стороны бразильцев никаких попыток соблюдать такие правила.

Помимо стандартных городских автобусов, встречается и местный аналог маршруток (альтернативо) – в Рио это белые минибасы, ездящие по туристическим местам Зоны Сул. 3,5 реала. Обычно проезжают медленно у остановок и зазывала выкрикивает из открытой двери, куда едут.
С аэропортов/родовьярий в туристические места ходят кондиционированных экспрессы (эшпрессо), в Бразилиа и Рио стоят 8 реалов.

Такси по бразильским городам ездит много, говорят, что строго по счётчику, но ни разу не пробовал. Так же не изучал вопрос с мототакси – таксующими мотоциклистами, которых много видел в Фоз-де-Игуасу.
Обычного городского транспорта вполне хватает, чтобы добраться до нужных мест.
прекрасный и очень познавательный отчет! мемориз!
я бы еще добавил про городские автобусы(в частности про Рио), что если не удалось занять сидячее место - следует крепко держаться за поручень: резкие торможения - в порядке вещей(поздно заметил голосующего и т.д.). Скорость передвижения автобусов - наравне с легковыми машинами, а иногда и быстрее их. Да и дороги в городе - не особо ровные.

про городской транспорт в Рио, чуть подробнее чем в Вашем отчете: http://evguuu.livejournal.com/6685.html
Ну держаться за поручни - это по умолчанию, тут большой разницы с РФ не заметно.
Спасибо за дополнение.
жалко, что автобусную систему Куричибы не описали - она уникальна всё же :о)

а поезда забавные - я ездила, сидения лекго перекидываются так, что можно ехать по ходу поезда, или наоборот. а ещё там бесплатно выдают перекус и попить :о)
Метро ещё есть в Ресифи и Белу-Оризонти. Также по одной мелкой наземной линии.
Трамваев в Бразилии фактически нет. Только в качестве аттракциона для туристов в Сантусе и закрытый в Рио. Ещё вроде есть в Кампиньясе.
Железная дорога представлена одним дальним поездом "Белу-Оризонти - Витория". Есть ещё местами разные мелкие в пределах областей.
Отчёт хороший. Не знал про разные классы автобусов в Бразилии. Думал, что они примерно все "семи-камы".