Лиссабон, Португалия: трамваи и фуникулеры.



Лиссабонская трамвайная сеть (Rede de eléctricos de Lisboa) служит жителям города и его гостям уже больше ста лет: маленькие юркие трамвайчики уверенно ездят по извилистым улочкам Альфамы, площадям Байхи и окрестностям Белема с 1873 года.

Раньше трамваи были основным общественным транспортом, однако со временем маршруты стали закрываться «за ненадобностью». Основных трамвайных маршрутов в Лиссабоне осталось только пять, и сейчас на них курсируют как старые маленькие трамваи, так - на некоторых маршрутах - и новые, стандартные и большие, которые городской совет закупил у Siemens.


12 маршрут является самым коротким: трамвай ездит по кругу, от Praça da Figueira, через Martim Moniz в прекрасную домашнюю Альфаму – пожалуй, самый уютный район города. Когда-то давно этот трамвай ездил исключительно по Альфаме, но со временем маршрут немного удлинили. Сейчас этот трамвайчик ездит около четырех раз в час, но соблюдать расписание получается не всегда: на этом маршруте он всего один.










Трамвай #15 начинает свое путешествие на Praça da Figueira, а заканчивает в десяти километрах от нее, на самой большой автобусной и железнодорожной станции «на Эшторил», которая называется Algés. Маршрут практически полностью проходит по живописному побережью речки Тежу, и именно этот трамвайчик поможет туристам добраться до самых известных достопримечательностей Лиссабона - форта Белем и монастыря Иеронимов. Разочаровывать туристов португальцы не любят, поэтому маленькие старинные трамваи ("remodelados") на этом маршруте ездят хоть и не всегда, но достаточно часто: в 2002 году 15-й маршрут был назван «Музейной линией», так как по дороге между Аквариумом в Дафундо (Algés) и Музеем Коммуникаций (Museu das Comunicações) возле Cais do Sodré расположено 18 различных музеев.

#18 в 2009 году переехал: конечную на Rua da Alfândega сменила остановка на Praça da Figueira (место встречи с трамваем в Лиссабоне изменить сложно). Этот трамвай может отвезти, например, к королевскому дворцу Ajuda и одноименному кладбищу. Маршрут уже несколько раз грозились закрыть, обещая взамен вернуть 24-й, но «воз и ныне там».

Маршрут #25 идет с Rua da Alfândega, мимо базилики Эстрела (Estrela basilica) до кладбища Prazeres на западе Лиссабона. На этом трамвайчике очень интересно петлять по холмистому Buenos Aires’у, где располагается большинство посольств и консульств - не туристическому, но очень красивому и спокойному району. Интервал между трамваями составляет 10-15 минут, вечерами вместо них ходят мини-бусы (практически наши маршрутки), а вот в воскресенье этот маршрут практически полностью выходной – «маршрутки» появляются в лучшем случае раз в час-полтора.





#28 курсирует между Martim Moniz и Prazeres. Это классический маршрут по крайне холмистой местности и очень узким улочкам Альфамы, и пустыми или полупустыми эти трамвайчики ездят очень редко. Самое экстремальное место для 28-го приходится на восточный конец Rua da Conceição (если ехать из центра на запад): поворот там настолько крутой, что кажется будто маленький трамвай вот-вот перевернется. Среди местных жителей поездка вечером на этом трамвае является одним из любимых аттракционов: водители трамваев, конечно, обожают своих «питомцев», однако торможение на поворотах часто считают ненужной роскошью.
































Но и это еще не все, что город может предложить любителям электрического транспорта. В Лиссабоне существует целых три фуникулера, которые тоже находятся в ведении транспортной компании Carris. Очень часто туристы путают трамваи с их братьями меньшими, что очень огорчает местное население, для которого трамвай и фуникулер – вещи совершенно разные. Более того, считается, что если ты не видел все фуникулеры, которые, кстати, государство определило национальными памятниками, то говорить магическую фразу «я был в Лиссабоне» ты не имеешь никакого морального права.

Естественный для фуникулера цвет – желтый, однако «поймать» его сразу после мойки, до того, как какие-нибудь радостные вандалы разрисуют его граффити – редкая удача.

Фуникулер Бика, открытый 28 июня 1892 года, пожалуй, есть на фотографиях у каждого, кто хоть раз бывал в Лиссабоне. Его маршрут проходит между Calçada do Combro/Rua do Loreto и Rua de S. Paulo, и по длине составляет 245 метров с углом наклона около 20%. Работает фуникулер с 7 утра до 9 вечера ежедневно, кроме воскресенья и праздников, когда он начинает работать с 9 утра. Короткий период времени, вместо обычного желтого цвета фуникулер был серебристый, что вызвало огромное количество протестов - по крайней мере, со стороны знакомых нам португальцев :)
















Второй фуникулер – Глория – соединяет район Baixa (Restauradores Square) с Bairro Alto (Jardim / Miradouro de São Pedro de Alcântara). Длина маршрута – 265 метров. И это единственный фуникулер, на котором в пятницу и субботу можно покататься ночью (в эти дни его режим работы – с 07:00 до 04:30 утра). Глория, открытый для публики в октябре 1885 года, год проработал на водной системе подъема (теперь в Португалии остался только один фуникулер с таким принципом работы – в Браге), характерной для фуникулеров того времени, после чего механизм был заменен на паровой двигатель, а в 1915 фуникулер электрифицировали.


















Третий фуникулер называется Лавра, и его маршрут состоит из отрезка в 180 метров между Avenida da Liberdade и районом Torel. Этот фуникулер является первым уличным фуникулером в мире: его открыли 19 апреля 1884 года, и в день открытия он перевез рекордные 3000 человек.






А еще в Лиссабоне есть туристические красные трамвайчики.







>Основных трамвайных маршрутов в Лиссабоне осталось только пять, и сейчас на них курсируют как старые маленькие трамваи, так и новые, стандартные и большие, которые городской совет закупил у Siemens.

Хм, Скажите, а как по-вашему Siemens Combino Plus на колею 1435 миллиметров может курсировать по 900 миллиметровой колее городских трамваев Лиссабона?
А, вы про эти. Это старая внесерийная линия для Лиссабона - их всего 10 штук, хотя первоначально планировалось больше и поставляться они уже не будут. А я про новые Siemens Combino Plus, которых 24 штуки и которые ходят до Алмеды.
Но эти же тоже сименс :) И ездят они по старым маршрутам. И не такие уж они и старые, вроде бы - по крайней мере, мне говорили, что им и десяти лет нет еще.
В Аламеду голубые ходят, если я ничего не путаю.
это конечно охуенный пост. типо пост ради поста.
но польза для туриста в нем нет НИКАКОГО.
если TRAVEL.RU это не понимает то ....
отличный репортаж, спасибо!
Очень очень очень хочу туда. Именно в такую погоду =)
пожалуйста :)

в посте фотографии из нескольких поездок: двух апрельских разных лет, и июльской. В апреле классно - солнечно, и не жарко.
сууупер! настроение сразу каким то желтым стало! =)
просто супер, большое спасибо за пост!
пожалуйста :)

я, к сожалению, в технических тонкостях ноль. Как их исторически строили - мне рассказали, мы даже специально в Браге нашли фуникулер, который "на воде" работает. Но вот как их электрифицировали - не спрашивала.
мне друг рассказывал :)
могу попробовать его спросить на тему проводов :)
До чего хорошо! Трамвайчики, как живые существа! славно там! Надеюсь, побывать :)
всегда пожалуйста :))
Португалия - моя большая любовь последние лет 7 :)
моей большой любовью она стала после первого посещения этим летом)
чувак (или она, далее по тексту), похвастался молодец:)

Edited at 2012-08-28 06:52 pm (UTC)
чем, интересно? Я трамваи в Лиссабоне не вожу, знаете ли :)
о, вы хотите об этом поговорить?
какая практическая польза от вашего текста?
а где в правилах написано, что у каждого поста должна быть _только практическая_ польза?

Edited at 2012-08-28 06:59 pm (UTC)
Хорошие фотографии :) Спасибо.