Конья - первая турецкая столица.

Конья - один из древнейших городов на территории Турции. Люди начали селиться здесь еще в 4 тыс. до н.э., а в Чатал-Хююке, что находится рядом, даже в 7,5 тыс до н.э. Город существовал при хеттах, фригийцах, греках и римлянах. Греко-римский Икониум упоминается в Новом Завете, здесь проповедовали апостолы Павел и Варнава. По преданию, здесь родилась христианская святая Параскева-Пятница.
В 11 веке Икониум был захвачен турками-сельджуками, он получил новое название - Конья. В 12-13 веках Конья - столица Румского (Сельджукского) султаната. Город стал главным культурным центром государства сельджуков. Здесь жил Джалаладдин Руми, поэт и суфийский мистик, основатель ордена дервишей Мевлеви. В связи с этим, Конья до сих пор - крупнейший исламский религиозный центр.

Мечеть Алаадина Кейкубада (12 век) Старейшая мечеть Коньи, в ее внутреннем дворе находится мавзолей-усыпальница сельджукских султанов. Она имеет характерную для сельджукских мавзолеев шатровую крышу.




В Конью я прибыл из курортной Аланьи. Ехать там не очень долго - меньше 5 часов. Чтобы добраться от побережья во внутренние районы Турции, где находится Конья, автобусу нужно перевалить через хребет Тавр. Там может лежать снег даже летом.



Вид на хребет Тавр с севера. После горных серпантинов автобус спускается на равнину и делает остановку. Здесь можно оценить проделанный путь.



Местность в районе Коньи напоминает Среднюю Азию. Именно поэтому сельджуки выбрали ее в качестве столицы. К тому же район Коньи - это всетурецкая житница, здесь очень плодородная земля.
Жизнь здесь нетороплива, как в любом провинциальном городе. Хотя население здесь приличное - больше миллиона человек.
Считается, что Конья - город очень консервативный и религиозный, но мне показалось, что это несколько надуманно. Конья конечно не курорт, но особого религиозного фундаментализма, как пишут во многих путеводителях, я не заметил.



Я остановился в небольшой гостинице рядом с мечетью Шарафеддина. Дешевых гостиниц в городе много, все они расположены недалеко от комплекса Мевляны - главного центра туристического и религиозного паломничества в Конье. Небольшой номер  с включенным завтраком я сторговал за 30 лир, стоит отметить, что питание в местных локантах тоже недорогое, я обедал всего за 6 лир.



Ниже, мавзолей Шарафеддина, совмещенный с мечетью. Таких шатровых мавзолеев в городе много. Все они построены из кирпича, за исключением каменных мавзолеев в бывшей цитадели Коньи, на холме Алааддина.


Большая мечеть или мечеть Ала ад-дина в бывшей цитадели.


К сожалению, сейчас Конья потеряла все свои когда-то многочисленные оборонительные сооружения. Не осталось ни внешних стен, ни стен Цитадели. Интересно, что европейские путешественники видели крепостные стены Коньи практически в полном объеме еще в 19 веке. Сохранилось несколько рисунков сельджукской фортификации. Но потом все стены волшебным образом исчезли, и за короткий срок - уже к началу 20 века, почти ничего не осталось.
Холм Цитадели Коньи в конце 19 века. Перед мечетью  видна одиноко стоящая башня - это все, что осталось от дворца сельджукских султанов.


Безусловно, город подвергался землетрясениям, которые много что разрушили, но надо отметить, что землетрясения в Малой Азии были всегда. Единственный, вытекающий вывод из этого, что турки сами уничтожили все крепостные сооружения и остатки других средневековых построек. Здесь проявляется интересный парадокс - турки полностью уничтожили свое собственное наследие, разрушив Конью - свою старую столицу в Малой Азии, но сохранили например византийские стены Константинополя....
Стоит отметить, что стены Цитадели в Конье, располагавшейся на холме, никому не мешали, там и сейчас нет никакой застройки - остался просто городской парк. Зачем они это сделали непонятно.



Большая мечеть - единственное уцелевшее сооружение на холме Цитадели. До нее здесь располагались византийские строения, которые частично вошли в состав мечети.
Мечеть строилась многими сельджукскими султанами, в несколько этапов. Поэтому сейчас внутри она представляет собой "сон безумного архитектора" - это почти хаотичное скопление стен, колонн и столбов. Все разнокалиберное, полы и потолки на разных уровнях, молитвенный зал, то сужается, то расширяется. Видно, что никакого четкого плана первоначально не было - каждый султан пристраивал что-то свое..









Главный михраб Большой мечети Коньи.


Во дворе Большой мечети располагаются два мавзолея. Тот который с конической крышей служил главной усыпальницей для султанов Рума. Кого хоронили в соседнем до сих пор неизвестно.



Собственно усыпальницей является подвальное помещение, это нижняя дверь на фото. Наверху располагалась молельная комната, где стояли просто надгробия.



Тюрбе-мавзолей, ставший местом погребения султанов сельджукидов, был первоначально построен для султана Калыч Арслана II в 1188 году мастером Юсофом ибн Абдул Гаффаром.
Здесь стоит отметить, что турецкая архитектура оказала большое влияние на сооружения Золотой Орды. Монголы заимствовали шатровые крыши именно у сельджуков. В Средние века подобные башенные шатровые мавзолеи стояли по Волге сотнями, но сейчас в России остался только один подобный мавзолей в Булгаре.



Само же происхождение шатровых построек в Азии покрыто туманом. Высказываются разные версии. Турки любят утверждать, что форма подобных мавзолеев происходит от тюркской кочевой юрты. Глядя на мавзолей Калыч Арслана такое вряд ли придет в голову, уж очень он высок для юрты. Есть мнение об армянском происхождении этих сооружений, так как по форме тюркские мавзолеи похожи на колокольни и главы армянских церквей, и строили их часто именно армянские мастера. Также правдоподобно выглядит "персидская" версия - тюрки позаимствовали форму своих погребений у зороастрийцев Средней Азии и Ирана.. В общем, тайна сия - велика есть:)

Захоронение восьми сельджукских султанов в Большой мечети, среди них покоится и Ала ад-Дин Кейкубад I - самый известный сельджукский правитель, давший свое имя этой мечети и  курортному городу Аланья.


Внешние стены мечети, как всегда, это "крепость в крепости"..


На строительство мечети шли камни из византийских построек.


Этот кусок стены - все, что осталось от дворца султанов Рума. Турки спрятали его под замысловатой крышей.



Медресе Индже Минаре (1264 год). Сейчас здесь располагается музей резьбы по камню. О нем, также как о других музеях в Конье, я сделаю отдельные посты.


Фасад Индже Минаре - один из шедевров сельджукского "барокко".


Медресе Каратай (1251 год). Сейчас здесь располагается музей керамики.




Маленький мавзолей рядом с медресе Каратай.


Улицы Коньи.


Вторая старейшая мечеть в Конье - Ипликчи Джами, она была построена в 1202 году. По преданию в ней занимался медитациями сам Мевляна - Джалаладдин Руми.


Эта мрачное кирпичное строение чем-то напоминает византийскую базилику.






Османская мечеть Селимие, она находится рядом с комплексом Мевляны.








Мавзолей Исхак Паши




Поздняя османская мечеть Азизие Джами.




Мавзолей 1421 года внутри жилого квартала.




Портал мечети Сахип Ата Кюллиеси (1258 год). Когда-то этот портал украшали два минарета с обоих сторон.




Сахип Ата - одна из старейших деревянных мечетей в Турции.






Еще один шатровый мавзолей, принадлежавший визирю султана Кейкубада (1239 год)


На заднем плане огромная современная мечеть..


Продолжение следует....

Другие мои посты о Турции:
Аланья - морские ворота Сельджукского султаната.
Сельджукские "дворцы" торговых караванов.
Аланья. Замок на реке Алара.

Посты, посвященные Стамбулу:
Морские стены Константинополя.
Крепостные стены Константинополя
Музей Древнего Востока в Стамбуле.
Археологический музей Стамбула. Византия.
Достопримечательности района Лалели в Стамбуле.
Путешествие в Константинополь.

Tags:
Мечети и мавзолеи Турции - это отдельная красивая история. Глаза не устают смотреть на них. В каждом своя аура.
В этом году не смогла попасть в Конью, хоть и побывала в Стамбуле. Но очень желаю попасть туда именно и побывать в комплексе Мевлевиййе и в живую увидеть танец кружащихся дервишей (Сема).
Отличные фотографии и рассказы. Спасибо большое.