Лиепая. На рубеже истории.

По дороге на отдых в уже описанный мною Юркалне мы проезжали через латышский город Лиепая. Этот незамерзающий порт Балтики за свою бурную историю пережил не один взлет и падение. Когда-то его захватывали меченосцы, разрушали литовцы, потом захватывали то русские, то немцы, то немцы, то русские. После Первой мировой войны Лиепая успела даже не надолго побыть временной столицей Латвии. Нынешнее его состояние можно охарактеризовать, как медленное пробуждение после продолжительного кризиса.


2.

Развал Советского Союза и провозглашение Латвией независимости оказались для Лиепаи катастрофой. Ведь до этого залогом благополучия города была мощная военно-морская база, созданная здесь более ста лет назад ещё во времена царской Российской империи. В советские годы город был закрыт для туризма. Зато, благодаря военным,  промышленность и экономика города тогда процветали.

3.
После ухода военных и их семей 18 лет назад Лиепая стала похожа на призрак. Население сократилось вдвое, инфраструктура оказалась разрушенной, почти все заводы и фабрики закрылись, а целые жилые кварталы полностью опустели.
4.

Я проезжал Лиепаю лет шесть назад. Общий вид был удручающий. Но по чуть-чуть ситуация меняется. По немногу город преображается. Ведь через два года именно Лиепая готовится перенять титул культурной столицы Европы. Поэтому, я думаю, скоро это место станет интереснейшим курортом Прибалтики.

5.

Для этого здесь есть всё. Море, парки, красивейший старый город, множество достопримечательностей и возможностей прекрасно провести время. Мы были здесь лишь проездом, поэтому увидели немногое. Но и этого оказалось достаточно, чтобы почувствовать, что город преображается.

6.

Исторически получилось, что сам город можно разделить условно на три части. Первая и, собственно, главная часть включает в себя очень оригинальный старый город со множеством деревянных домов. Их можно назвать главной архитектурной фишкой Лиепаи. В своё время их в основном строило разбогатевшее купечество.

7.

Именно эти старинные деревянные особняки в купе с каменными стороениями формируют неповторимый облик лиепайских улиц. Сейчас ещё многие закоулки города перебывают в полузапустевшем неухоженном состоянии.  Но и в этой разрухе можно найти свою прелесть.

8.

В этой части города множество памятников, образы которых подчас можно распознать лишь с помощью путеводителей.

9.


Другая часть города была отдана порту и промышленности. Современый облик этого района разительно отличается от цетральной части. Широкие улицы, длинные здания портовых складов, отсутствие каких-либо изысков – кому-то здесь может показаться  скучновато. Тем не менее пыливый путешественник найдёт и тут немало интересного.

10.

Обе части города связаны трамвайными линиями. Кстати, лиепайские трамваийные пути считаются старейшими на территории бывшего Советского Союза.

11.

Самой  главной достопримечательностью Лиепаи в наши дни можно считать самую северную её часть, где с царских времён разместилась морская база и военный городок. Эта часть города получила название Кароста и до поры считалась вообще отдельным городом в городе.

12.

Первые военные казармы и дома офицеров строились здесь ещё до первой мировой войны.  В советские годы Кароста была засекреченным закрытым городом. В местном отдельном порту располагалась база подводных лодок. Стройбаты  в те годы возвели множество однотипных уродливых панельных пятиэтажек. Строительство многих из них было прервано лишь с окончательным провозглашением независимости Латвии.

13.

Конечно, с выводом войск этот район  оказался наиболее заброшенным. Здесь и сейчас на улицах жутковато. Жизнь в окружении заброшенных домов  не назовёшь идеальной. Тем не меннее любителям военной истории в Каросте настоящее раздолье.

14.Мы въезжали в Каросту через разводной мост оригинальной конструкции, построенный и успешно действующий уже более 100 лет. Кстати, его часто разводят и в наши дни, и это действие достойно отдельного внимания.
15.

Я отдельно расскажу о посещении музея Каростской гаупвахты и о северных военных фортах.  Их история и современное состояние достоины отдельных постов.

16.

В окружении полупустых пятиэтажек стоит красивейшая церковь Святого Николая. Когда-то под его широкими сводами был отслужен последний прощальный молебен для отбывающей российской морской эскадры в далёкий Порт-Артур.

17.

Большиство из тех офицеров, которые в тот день находились здесь, погибли в Цусимском сражении, ставшим катастрофой для Российского военно-морского флота. В те же советские времена в церкви действовал клуб и кинотеатр. Но, пожалуй, главное, что церковь сохранилась и теперь радует глаз в утопически-тягостом пейзаже Каросты.

18.

Лиепая за всю свою историю познала немало горя и счастья. Её не раз бомбили, захватывали, разрушали и вновь отстраивали. История всегда идёт по спирали и новый её виток для этого города не  станет последним. Лиепая – город, которому не страшно глядеть в будущее. Она уже познала и горечь утрат, и радость созидания. С таким опытом несложно начинать всё заного...

19.


Спасибо.
Был в Лиепае в 1985-м (тургруппа школьников).
Больше всего запомнились как раз деревянные дома.
Памятники там не просто так: каждый из них символизирует строчку из гимна города. Она там обычно где-то и написана на памятнике (но конечно на латышском). И можно ещё добавлю: необычный разводной мост построен по проекту Эйфеля!
Посмотрел фотографии и как будто снова прошёлся по городу. Спасибо!
16-я фотка, это катакомбы? Я была там год назад, очень впечатлило. Ещё ветер сдувал и волны огромные были (открытое море же!).
Да, там катакомбы северного форта, офигительное место