Виталий Гаврицков (gavritskov_v) wrote in ru_travel,
Виталий Гаврицков
gavritskov_v

Адыгея. Поход на Оштен. Дни 2-3 (30.06-1.07.2012)

Ночь на вершине Бляма. Я сплю с Пашей в 2-х местной палатке. Он в спальнике из Ашана, рассчитанного, наверное, на плюс 30. За бортом 0 градусов, плавно переходящий в -1 и обратно. Горелка выполняет роль буржуйки, помагая трясущемуся от холода Паше хоть немного согреться. Его наглый друг спит в теплом спальнике, набитом гусиным пухом, и очень не хочет вылезать из него, когда будильник звенит в 4 утра.
Начался второй день похода, нам предстояло подняться на вершину Оштена...

1. Dream Team

Выползаем из палаток и с первыми лучами солнца собираемся на восхождение. Двое из нашей команды, соизмерив свои силы, решают остаться в лагере и поснимать пейзажи снизу. Еле вытаскиваю Пашу из своего спальника - он воспользовался тем, что я встал первым, и залез в него погреться. Просушить обувь мы даже не надеялись. Схема обувания была проста: сухой носок - второй сухой носок - пакет - мокрый ботинок - ор и мат. Выходим на подъем. Ранним утром стоит ясная погода, облака белым молоком стелятся внизу:

Взбираемся по травянистому склону на возвышение перед вершиной. Открывается вид на оштенский ледник. Далее предстоит пройти по узкому каменистому хребту. Восхождение проходит отлично - с погодой нам в то утро очень повезло. Выходим на хребет, и нашему взору открывается ОН - Фишт во всей своей красе:

5. Фишт.

6.Справа от Фишта - гора Пшехо-Су.

7. "Молоко".

Сотня метров по каменистой тропе, и мы выходим на площадку перед вершиной. Путь указывает стрелка из камней, хотя и без нее понятно где цель:

9. На вершине Оштена

Полюбовавшись на виды с вершины и вдоволь пофотографировавшись, мы начали спуск к лагерю. Не остались без нашего внимания тучи, нависшие над Фиштом и Пшехо-Су - погода явно не стремилась изменяться в лучшую сторону. Конечно, мы приехали в горы не загорать, но и холодное джакузи с градомассажем явно не доставляло нам никакого удовольствия. Снова возникла гениальная идея "добраться к месту второго лагеря до начала дождя". В процессе спуска был обнаружен волшебный камень, стоя на котором, можно было позвонить - МТС брал сигнал. Все по очереди воспользовались этой возможностью: звонили домой сообщить, что все в порядке. И только Паша позвонил на работу и начал выяснять сколько айфонов на складе, когда их оприходуют и какое количество уже продано клиентам...
Спускаясь по склону, пользуемся окном ясной погоды для фотографирования:

10 Ледник "Smile"

Встретили группу туристов из трех человек, которые только начали забираться на Оштен. Промелькнула мысль, что выдвинулись они поздновато - облака поднимались и стягивались к вершине. Спустившись к лагерю, мы разделились - часть нашей команды, которая оставалась внизу, решила, что водных процедур им хватило в первый день и надо бы возвращаться к машине и ехать в Никель. Четверо остальных решили продолжить маршрут - быстро собрали лагерь и двинули в путь в сторону приюта Цице (точнее, того, что от него осталось). Спуск с Бляма с тяжелыми рюкзаками за плечами оказался не такой уж легкой прогулкой, как нам казалось на первый взгляд. Чтобы снять напряжение с колен, мы спускались задом наперед - выглядело забавно.

Тем временем, Оштен все сильнее стал скрываться за облаками. В телеобъектив я разглядел двух туристов на вершине. Не зря я подумал, что они начали подъем поздно - те виды, которые нам открылись в самой верхней точке Оштена, сейчас были спрятаны за плотной пеленой.
Как только мы спустились с Бляма, влупил дождь. Опять стало мокро и некомфортно, прям как в рекламе подгузников. Мы передохнули под небольшим навесом в месте, где по-идее должен располагаться приют "Нежный". От косого дождя укрпыться было невозможно, и мы, стиснув зубы, выдвинулись дальше по маршруту. В мокрых насквозь штанах и по щиколотку в грязи мы пришли к стоянке местных конюхов. Выглянуло солнце.  Посмотрев в навигатор, мы рассудили, что это будет идеальным местом для стоянки - оттуда вела маркированная тропа на озеро Псенодах - следующей цели нашего похода. Коневоды стояли лагерем там не первый день - большие палатки, генераторы, площадки, очищенные от травы. Предложили нам ночевать недалеко от них, указав удобное место. Даже дали нам мачете, чтобы мы порубили траву. Аркаша, устанавливая палатку, все приговаривал, что ему не очень нравится соседство с десятком человек, у которых в лагере куча мачете. Однако выбора не было - поставили палатки и приготовили обед. Через час снова полил дождь, и нам ничего не оставалось, как залезть под свои тенты вместе с горелкой, которую я включал, чтобы согреть "мерзлявого" Пашу в тонком спальнике. Опять проверили палатку на вместимость - 4 человека и бутылка егермайстера отлично помещаются в двухместной палатке!
Через какое-то время дождь закончился, времени до заката было еще много, и мы решили сбегать налегке на Псенодах. Долго сочувствовали проходящим перед нами туристам, увидев на тропе следы от велопокрышек). Через полчаса мы были на озере. Псенодах обмелел и совсем не походил на озеро, которое я видел на фотографиях до похода.

12. Псенодах.

13. Пшехо-Су в вечерних облаках.

Интересный факт, что буквально через месяц Леша нашел на форуме Фишт.ру фотографии туристов, которые вернулись с похода на Псенодах - озеро вновь наполнилось водой. Действительно, погода в горах весьма непредсказуема.

Таким образом, цели нашего похода были достигнуты (вершина Оштена и озеро Псенодах). Вернулись в лагерь, по пути полюбовавшись на горы в лучах закатного солнца.

Ночью нас ждал интересный сюрприз. Часа в 2 после полуночи к нашим соседям-коневодам прискакали друзья: началось распитие спиртного, которое сопровождалось криками "Русские! Русские приехали! Хееееей-хей-хей!". Мы сразу вспомнили про мачете и про количество человек с нами по-соседству... Паша моментально согрелся и буквально сросся от страха со спальником, Аркаша вспомнил, что он еще так молод и у него нет детей, Леша сжимал в кулачке перочинный ножичек, понимая, что толку от него в случае чего будет мало. Я же боялся услышать только одно: "А кто это еще расставил там палатки, бл*!!! Пойдем посмотрим!"))))

Но в этот раз все обошлось благополучно. Наутро мы рекордно быстро собрали лагерь и со скрытностью, которой могли бы позавидовать спецназовцы, смылись с места нашей стоянки....
Дождь шел - мы шли - дождь лил - мы ползли задницей по склону - пошел град - мы шли - дождь закончился - мы шли. К обеду мы вышли на Яврову поляну к машине. Какое было счастье - переодеться в сухую одежду! Поехали в никель, где отдыхали еще двое наших компаньонов, пообедали и уехали в Ростов.

Так прошел мой первый поход с восхождением на одну из вершинок Западного Кавказа.
Поход на Оштен. День 1. (29.06.12)