Монастырь Пажайслис.


Представьте только: вы набираете на навигаторе городской адрес, но, следуя указанному маршруту, приезжаете не на застроенную рядами домов улицу, а к берегу реки. Здесь соседствуют большая парковка и чистый пляж. Дорога уводит на холм, заросший таким привычным русским лесом. Но через пару десятков метров вам открывается вид на великолепное итальянское барокко. При этом вы точно помните, что находитесь в Литве. Добро пожаловать в монастырь Пажайслис!


Монастырь был основан в 1664 году на деньги канцлера Великого Литовского княжества Криступаса Пацаса (Христофора Паца) на окраине города Каунас. Обитателями монастыря стали камальдульские монахи — представители течения, появившегося в Италии в 11 веке после того, как один из бенедиктинцев предпринял ряд реформ. Эти реформы приобрели популярность и камальдульские монастыри стали распространяться по всему Апеннинскому полуострову. Поэтому, вполне естественным решением для Пацаса было привлечь к строительству монастыря Пажайслис именно итальянских архитекторов.

2.

Поднявшись на холм, вы оказываетесь перед Великими воротами монастыря. На них сохранилась латинская надпись, что женщинам входить в монастырь запрещено. Сейчас этот запрет не «работает», ведь в 1920 году этот монастырь стал женским. Правда, до этого времени он тоже претерпел некоторые изменения: в 1832 году Николай I передал монастырь православной церкви и таковым он и оставался до Первой мировой войны, во время которой здесь обосновался немецкий военный госпиталь.

3.

Между войнами в монастыре жили сестры конгрегации Святого Казимира и они же основали здесь пансионат для девочек. Советская история монастыря более «насыщенная»: сначала здесь был государственный архив, потом дом престарелых, в 1950 году сюда перевели психоневрологическую больницу, а в 1967 здания передали Каунасскому художественному музею. Сестры — казимирки вернулись сюда только в 1992 году.

4.

На территорию монастыря посетители могут попасть, обойдя его слева. Там обнаружится касса и сувенирный магазинчик. За вход в монастырь установлена плата, но она чисто символическая. С нас даже взяли половину положенного, потому что у нас не оказалось с собой достаточно литов. А путеводитель с открытками просто подарили.
Конечно, мы сразу пошли изучать барокко. Костел Сретения Святой Девы Марии и Елизаветы строился с 1667 по 1712 годы.

5.

Войдя внутрь понимаешь, что приглашенные итальянцы были мастерами своего дела.

6.


7.


8.

В алтарной части находится Пажайслисская икона Божьей матери.

9.


10.

Подкупольные фрески совершенно удивительные: хоть и делались они флорентийцами, но лица и фигуры изображенных совсем, на мой взгляд, не итальянские. Местный колорит.

11.


12.

Если вам повезет, то будут открыты двери в ризницу и капитул. И тогда вы увидите великолепные стуковые потолки. Помещения очень похожи по своему оформлению, но капитул можно опознать по сохранившимся на потолке сценам страданий Христа. В традиции камальдульцев капитул — это «отдел» вины. Здесь монахи собирались каждую пятницу, чтобы каяться в своих грехах и исповедоваться.

13.


14.

В ризнице священник готовится к службе и здесь хранятся принадлежности для литургии.

15.


16.

Вокруг костела совершенно замкнутый периметр, образованный монастырскими домами, в которых в 17 — 18 веках были оборудованы кухня, пекарня, трапезная и кельи. Чуть позднее здесь появились аптека и больница. Сквозь зарешеченные ворота вы сможете увидеть красивую колокольню, но подойти к ней со стороны костела нельзя — между вами находится эремиторий — закрытое пространство для отшельников. Здесь построено несколько домиков для строгого затворничества. Но, не торопитесь уходить. Из костельного двора можно попасть в удивительный музей, расположенный на противоположной стороне от дома с кассой.

17.

Для меня этот музей был удивителен именно тем, как можно из небольшого количества «стандартных» экспонатов создать очень увлекательную экспозицию. Когда в этот музей попадаешь, хочется сразу развернуться и уйти, и останавливает только уважение к сидящей у входа монашке. В музее вы видите несколько маленьких комнат, стены которых закрыты раскрашенным гипсокартоном.

18.

И только присмотревшись, понимаешь, что в этом гипсокартоне вырезаны дверки и ящечки, которые можно открывать и выдвигать. А там целая история. Например, всего 4 дверки расскажут вам о всей монашеской жизни. За первой вы увидите, какие вещи женщина берет с собой, приняв решение уйти в монастырь; за второй лежит ее монашеское одеяние и Священное писание; последняя дверка — последний путь.

19.

Вот так ходишь от дверки к ящечку и никогда не угадаешь, что там обнаружишь.

20.


21.


22.

В музее есть еще большое подвальное помещение, тоже с экспонатами, но уже без дверок.
Здесь же, в подвале, оборудован образовательный класс.

23.


24.

Уходить из монастыря не хочется. Хочется сидеть под вековыми липами или гулять на заднем дворе около пруда, не взирая на время дня и года. Даже о духовном думать не хочется. Просто радоваться этой жизни и той красоте, которая в ней есть. Это ведь тоже богоугодное дело, да?

25.


Спасибо за репортаж. Монастырь, действительно прекрасный. Был там в 2011-м. Кроме собственно монастырского храма, еще понравились огороды и пасеки на хозяйственной территории.

ЗЫ Можно вас попросить не "жемайтизировать" имена собственные, а то по-русски путаница выходит: знакомый по истории Христофор Сигизмунд Пац появляется в вашем тексте как Криступас Пацас
Если честно, то я долго думала, как же лучше написать это имя, но в итоге решила написать так, как оно звучит в русскоязычном буклете, который нам дали в самом монастыре. То есть, согласилась с их местной транскрипцией)