Лиссабон: вокзал Ориенте, район Белен, монастырь Жеронимуш

Мы прибыли в Лиссабон поездом и первое, что мы увидели - вокзал Ориенте. Он бы построен к Экспо-98 и... да просто очень красив! С него и начнем вторую часть путешествия по столице Португалии.






Мы, правда, прибыли ночью и ажурные арки были залиты светом фонарей.




Свод похож на скелет какого-то диковинного животного или птицы.



Нижние этажи похожи на какие-то ребра кита :)



Отделка - голый бетон и стекло. Минималистично, но весьма круто!



Крыша тоже из металла и стекла.



С вокзала переместимся в лиссабонское метро. На большинстве станций ничего особенного нет, только некоторые украшены цветной плиткой. Поезда ходят достаточно редко по привычным нам меркам - интервал что-то около 10 минут.

Гораздо любопытнее, что в большинстве поездов только 3 вагона, а платформа может принять вагонов 7-8. Потому типичная ситуация такая: туристы распределяются по платформе, прибывает поезд и протягивает состав выходному светофору. Туристы на противоположном конце округляют глаза и понимают, что до самого последнего вагона им чесать минимум 3 вагона. А следующий поезд через 10-15 минут. Мысленно матерятся и бегут сломя голову за поездом.
Цирк повторяется на каждой станции.

Что интересно, поезда с 6 вагонами все-таки бывают. Наблюдательный турист может заметить, что табло прибытия за 1.5 минуты (почему?!) до прибытия пишет, наконец, что-то вроде "train has 3 cars". В общем, в Лиссабоне одно из самых странных метро, что мне доводилось видеть.

Прибывший поезд:



Выберемся наружу. Прямо около вокзала расположен крупнейший торговый центр "Васко да Гама", выполненный в том же архитектурном стиле, что и Ориенте.



Шоппинг как шоппинг, ничего особенного.



На улице - колючая фигура.






Дальше - территория Экспо. Спустя столько лет тут остался океанариум, концертный зал и многочисленные места прогулок и развлечений.



Здесь же отлично виден мост Васко да Гама. Это самый длинный мост в Европе с общей протяженностью 17.2 км. Конструкция моста рассчитана на эксплуатацию в течение 120 лет, должна выдерживать ветер до 250 км/ч и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого Лиссабонского землетрясения 1755 года (8,7 балла по шкале Рихтера). Самые глубокие сваи имеют 2,2 м в диаметре, они погружены на глубину 95 м ниже уровня моря. Из-за большой длины моста было необходимо учесть шарообразность Земли для правильного ведения строительных работ, в противном случае ошибка в проектировании в высоте моста между противоположными его концами достигла бы 80 см.





Сохранился и павильон Португалии на Экспо. Главная фишка - огромная безопорная крыша изогнутой формы. Мне он живо напомнил принтер с листом бумаги. Навесить баннер HP - была бы крутая реклама!



Фонтаны.



Вцелом этот выставочный район очень симпатичный, чистый, приятный. Даже жилая архитектура обладает необычными формами.



На этом закончим с современностью и окунемся в историю. Отправляемся в район Белем, где расположена известная башня, кондитерская и древний монастырь Жеронимуш.

По пути парк с китайской беседкой.



На набережной выделено место, откуда в свои экспедиции отправлялись португальские первооткрыватели, в первую очередь - Васко да Гама. Стоит знак, точно как на Нордкапе.



Монумент первооткрывателям.





На фоне виден второй лиссабонский мост - Мост 25 апреля. Длина его пролета 1022 метра входит в двадцатку в мире по длине пролета. Очень похож на знаменитые "Золотые ворота" в Сан-Франциско и лишь немного уступает ему.


На той стороне реки Тежу стоит статуя Христа. Как в Рио, только поменьше.


На постаменте самолет.


На этой же локации - древняя башня Белем. Когда-то она служила защитным сооружением и маяком и стояла в акватории реки. После землетрясения русло Тежу изменилось и башня оказалась как раз на берегу. Да и назначение осталось только символическое. Заявляется, что эта башня - самая фотографируемая достопримечательность Португалии.
Внес лепту в статистику:


Еще одна фишка этого района - известная кондитерская, где делают "Паштеиш де Белень". Это знаменитые пироженые, рецепту которых несколько сотен лет. Суть его в печеной корзиночке с заварным кремом внутри. Правда очень вкусно.
Такие "паштеиши"(порт. - пироженые) можно купить во многих местах в городе и стране, но только тут - "правильные". Надо сказать, что вкус действительно немного отличается, хотя в других кафе тоже вкусные.

Внутри кафе дикие толпы, ор и крик, но очередь движется весьма шустро. Пироженые упаковываются в фирменную коробку, горяченькие. Разумно будет купить их на вынос и откушать в соседнем старбаксе с чаем.

Дальше следуем к большой местной святыне - монастырю Жеронимуш. По пути можно отметить интересных каменных коней.


Монастырь построен в готической манере








Моя слабость - фотографировать деревья на фоне неба :)


Внутри в церкви - могила Васко Да Гама. А также симпатичный внутренный двор.






В еще одной церкви особенного внимания заслуживают не только похороненные царственные особы, но и прекрасные своды нефов:






Что еще интересного в монастыре? Мне очень понравилась лента времени. На круглой ленте нанесены события на три шкалы: мировая история, португальская и история Жеронимуша. Вроде все просто, но очень интересно! Наверное с час разглядывал глубины веков.




Вот и все, о чем я успел рассказать. Следующий репортаж пройдет на чемоданах - мы переезжаем в другой город. А может, в другу страну?



Продолжение последует очень скоро!



Я в Твиттере
Вам бы "Веселые старты" комментировать! Ориенте проектировал Сантьяго Калатрава. Стыдно это не знать! "Цветная плитка в метро" - это знаменитые азулежуш - керамические изразцы, один из исконно португальских видов прикладного искусства. Ну и далее по тексту. Вы путешествуете вообще без подготовки?
для меня контрольным был "монастырь в готической манере" )))
зато у юзера есть твиттер, о чем он не забыл упомянуть.
Ну прошу прощения, конечно. Может и неловко выразился. Но я вас уверяю, что я в курсе про мануэлино. И так же в курсе, что помимо ренессанса в нем изначально присутствует готические элементы. А Жеронимуш, кажется, один из самых насыщенных готикой образцов мануэлино. Видно невооруженным взглядом - шпили, "иглы", фигуры, характерные своды. Потому считаю, что я выразился достаточно точно для читателя не слишком хорошо разбирающегося в архитектурных стилях.
Да ладно вам оправдываться! Готическая манера - и больше ничего нам не надо )
Ну так монастырь-то у юзера в конце текста, а все эти цветные плитки вначале. Я вот удивляюсь таким писателям: совсем с головой плохо или по заказу Регины Дубовицкой работают?
у меня, видимо, порог чувствительности ниже - я нашла в себе силы докрутить пост до конца :)
и как Вам нравится - в метро ничего интересного? люди ехали из аэропорта, скорее всего, через центр, т. е. проезжали и Олайаш, и Шелаш по красной ветке. а эти станции в плане дизайна сильно отличаются, например, от метро в любом российском городе.
а павильон Португалии "сохранился" ) на всю страну один-единственный Сиза Вьейра, весь Порту его проектами утыкан, а павильон в Экспо, блин, еле спасли!
Здесь скажу про метро. Может это странно, но я лично и субъективно действительно не впечатлился лиссабонским метро. Конечно, оно другое, нежели у нас. В скобках замечу, что в Москве мне оформление нравится больше. Но в других местах мне метро милее. Например, в Стокгольме.
На Олиаише был, на Парке и вовсе жил. Красиво, но голову не сорвало и большинство станций все-таки вполне заурядные.

Спасибо, что продолжали придираться к словам. Павильон Португалии именно "сохранился", в значении "остался на месте". Что конечно, вполне естественно для хозяйки Экспо. Павильоны других стран здесь не остались - этот сохранили на месте.
Извините, что отвечаю спустя время. Спасибо за критику, конечно, но я позволю себе оправдаться.
Я разве говорил что-то о том, кто проектировал Ориенте? Я же не путеводитель пишу и не историко-архитектурный справочник. Откуда вы взяли, что я не знаю Сантьяго Калатрава? Просто потому что не упомянул?

То же самое с азулежуш - вы серьезно думаете, что я не ознакомился с этим фактом о Португалии? Ну типа "просто так там модно и кругом вокруг - "оно"? Это, по факту, действительно цветная плитка. Читатели моего журнала уже сталкивались с ней в предыдущем рассказе, и имя звучало в тексте. И в следующем, о Порту, тоже встретятся и там будет короткий абзац об этой национальной особенности.