Брюссель - столица Европы.


В Бельгию мы с мужем приехали в гости к родственникам, жили рядом с городом Лёвен, в Херенте (Herent), сестра мужа владеет французским и фламандским языками, поэтому проблем с языком не было, много ездили,гуляли. Знакомство с Брюсселем состоялось на третий день нашего пребывания в этой стране. Но свой рассказ хочу начать, тем не менее, именно с Брюсселя, столицы королевства Бельгии, расположенного в Западной Европе и граничащего с Нидерландами, Германией, Великим герцогством Люксембургским и Францией. Еще одной границей королевству на протяжении 66 км служит Северное море. Считается , что Бельгия не большая, а маленькая страна, ее площадь составляет 30 528 кв.км. Но, как сказал один из бельгийских королей - Леопольд 2 - "страна, граничащая с океаном, маленькой не может быть".

Итак, тема сегодняшнего поста - Брюссель -- город-синтез, город "всех цветов радуги цивилизации", город соборов и вокзалов, парков и виадуков, фламандцев и валлонцев, европейцев и натовцев, арабов и французов, феминисток и рок-музыкантов. Репутацию солидного ремесленно-торгового центра Брюссель завоевал ещё во времена средневековья. Город с интересной, а иногда и драматичной историей может похвалиться прекрасным архитектурным наследием и богатством музейных экспозиций.
В сравнительно небольшой бельгийской столице размещаются штаб-квартиры ЕС и НАТО, а сам Брюссель часто называют столицей Европы.
Мы отправились в Брюссель-столицу Европы- поездом из Лёвена, вышли на на вокзале "Централ" около 11 часов утра.
На протяжении столетий Брюссель находился под управлением Бургундии, Австрии, Испании, Франции, Нидерландского королевства, и только после получение Бельгией независимости в 1830 году город стал ее столицей.




Погода прекрасная, солнечная, людской поток понес нас вперед, мы без сопротивления ему подчинились. И лишь у Галереи ROYALES St. HUBERT , отпочковались и отправились в самостоятельное плавание по городу.
Королевские галереи Святого Юбера - первый торговый пассаж Европы. Ранее на этом месте была запутанная сеть плохо освещенных переулков. Любопытно, что от замысла проекта до его воплощения прошло 10 лет. Специально созданное партнерство "Société des Galeries Saint-Hubert", согласившееся финансировать работы, долгих девять лет разбиралось с собственниками зданий, стоящих на узких улочках. Ведь их нужно было сносить. Галереи открылись в 1846 году, архитектор Жан-Пьер Клёйзенар .А название - "Галереи святого Юбера" - было присвоено всему комплексу лишь в 1965 году. Две главных галереи – Короля и Королевы – разделены колоннадой в той точке, где проходит rue de Bouchers.






Брюссель был основан около 580 года Святым Жери, епископом Камбрэ. Согласно легенде, рискуя жизнью, он пересек лес Суаньи и построил скромную часовню на острове Сенне. Спустя век этот островок превратился в большое поселение, носящее имя "Брокселе". Город начал развиваться только в XI веке.Первые крепостные стены относят к 1100 г. При герцогах Бургундских город процветал, а Филипп Добрый превратил его в свою резиденцию. Было развито производство изделий роскоши, гобеленов, ювелирных изделий. В царствование Филиппа II правительство страны было переведено в Брюссель.
Центром старого города являлась Гран Плас, переводится как Большая Площадь. На нее мы и вышли.


Гран Плас прямоугольной формы,110метров в длину и 68 метров в ширину. Днем и до позднего вечера здесь располагается цветочный рынок, тысячи цветов в горшках рядами выставлены на площади, всевозможных оттенков, размеров, форм, все цвета радуги, эдакое буйство красок! Неописуемая красота! В 1998 году архитектурный ансамбль Гранд Плас был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.




На ней всегда протекала вся общественная жизнь города. Эта площадь была местом коронации проведения судов, состязаний и турниров. Над площадью возвышается городская Ратуша с ее изящной башней, готический архитектурный памятник старого Брюсселя. Ее башня была построена в 1449 году Яном Ван Рюисбруком. Высота башни 90 метров,увенчана 5 метровым флюгером,на котором изображен Св. Михаил - покровитель Брюсселя - поражающий дракона. Левое крыло, более длинное, было построено в 1402 году Якобом Ван Тиненом. Правое — достроено в 1445 году неизвестным архитектором.


Первый этаж украшен портиком с 17 арками.Готический зал (25 метров длина и 12 метров ширина) служил для устройства больших приемов и официальных церемоний.Зал украшен скульптурами, деревянными панелями в стиле готика и восемью гобеленами,их исполнили между 1875 - 1881 г г. по эскизам В. Гитс. Если бы я не видела великолепную, роскошную, красивейшую Левенскую Ратушу ,шедевр изящества и легкости,то не преминула бы высказать свое безоговорочное восхищение Ратуше в Брюсселе. Это сугубо личное мнение, достоинств и великолепия этой Ратуши никто не отрицает)).


Гран Плас окаймляют 33 великолепные дома, каждый имеет своё название и каждый принадлежал когда-то к определённой гильдии. В средние века практиковалась не нумерация домов, а присвоение им названий. На Гран-Плас имени дома часто соответствовала статуэтка или украшение на фронтоне.
Роскошь на фасадах старинных домов впечатляет! Слева от Ратуши по порядку стоят «Гора Фавор», «Роза», «Золотое Дерево», «Лебедь» - сейчас знаменитый ресторан «Лебединый Дом». Далее – «Звезда», который в средние века занимал Амман, представитель герцога в Брюсселе.


Дом "Волчица" занимала гильдия стрелков из лука, дом "Тележка" был построен в 1697 году гильдией производителей масел и жиров. Сейчас в них рестораны и пивные.
Вся площадь построена в готическом архитектурном стиле и в стиле барокко. Вечером Гран Плас в сиянии огней - волшебное зрелище! Прямо напротив Ратуши - Дом Короля,в окружении старинных домов XVII века,в которых помещались корпорации. Изначально Дом Короля был и Хлебным рынком и тюрьмой, напоминает готическую красивую раку. Над центральной аркой первого этажа возвышаются две статуи : Марии Бургундской,которая в 1447 году уступила Дом Короля городу,и статуя ее внука Карла V, в правление которого здание было перестроено. С голландского название «Broodhuis» переводится, как «Хлебный дом», что ясно указывает на происхождение этого строения. Находившаяся здесь деревянная постройка начала 13 века использовалась пекарями для продажи своей продукции. В 1405 году каменное здание заменило первоначальную деревянную конструкцию.Но с начала 15 века булочники стали разносить свои изделия по домам, а хлебный зал Герцог Брабант стал все чаще использовать в своих целях. Это отразилось во французском названии Maison du Roi – дом Короля. Во времена правления Карла V, Королевский дом был перестроен в стиле Фландрской готики. Этот процесс продолжался с 1515 по 1536 года. В одной из комнат этого дома графы Эгмонт и Хоорн провели последнюю ночь перед их казнью по приказу Филиппа II Испанского на Гран-Плас в июне 1568 года( о них будет рассказ дальше). Ныне в Доме Короля Музей коммун Брюсселя,в собрании которого превосходная коллекция фаянса и фарфора. На третьем этаже этого здания хранится знаменитая коллекция одежды Меннекен Писа,в которой около 600 костюмов(по другим источникам 1200),начиная с XVIII века.
Фотография Дома Короля, к сожалению, оказалась не совсем удачной и единственной, какая уж есть((.

Слева Дом Герцогов Брабантских, он соединил в себе элементы классической архитектуры с фламандской традицией. Но самое любопытное в нем то, что никакие герцоги тут никогда не жили)). За пышным фасадом спрятано несколько домов, которые когда-то принадлежали различным гильдиям. У каждого из них было свое название. Например, дом гильдии мельников назывался «Ветряная мельница», дом гильдии плотников – «Оловянный горшок».Единый на шесть домов фасад украшен девятнадцатью бюстами герцогов Брабантских – отсюда и название здания. Венчает всю эту роскошь барельеф «Изобилие» и позолоченные вазы на балюстраде.


113616785
На Гран Плас в таверне "Золотой баркас", жил в изгнании Виктор Гюго, о чем свидетельствует мемориальная доска.
Напротив "Золотого баркаса" - ресторан "Дом Лебедя" со скульптурой лебедя над входом. Здесь, когда-то, располагалась народная пивная, служившая дискуссионным клубом. Карл Маркс и Фридрих Энгельс впервые прочли в пивной свой "Манифест Коммунистической партии".Третий дом слева называется "Золотое Дерево" со статуей Карла Александра Лотарингского наверху. Изначально домом владела гильдия кожевников, затем в XVII веке пивоваров. Сегодня в нем расположена штаб-квартира Федерации Бельгийских Пивоваров.
Крайний дом слева с колоннадой называется " Дом Звезды".


В колоннаде "Дома Звезды" на стене, в нише, этого дома есть скульптура, сверкающая отполированной бронзой, фигура лежащего человека - лорда Эверарда т"Серклеса, он жил в 1380 г - гражданина и патриота Брюсселя, боровшимся за права простого народа. Ещё скульптуру называют “спящий рыцарь”. Cуществуют легенды, одна из которых гласит, что прикоснувшись, станешь удачливым, другая – прикосновение исцеляет от всех болезней. По затёртому виду скульптуры видно, что верующих в её магические силы.


Скульптура лорда Эверарда т"Серклеса.


Идем дальше, площадь Гран Плас осталась за нами, если присмотреться, то в левом углу фото видна колоннада " Дома Лебедя", из которой мы вышли.


Пройдя по улице, увидели памятник Винсенту Ван Гогу, с которым мальчишки здоровались за руку.


А вот и легендарная фигура Брюсселя на улице Банной (rue de l"Etuve) ,чья слава распространилась за пределы Бельгии - Меннекен - Пис (Писающий Мальчик). Одна из многочисленных легенд гласит, что богатый горожанин потерял своего единственного сына в толпе во время народных гуляний. Спустя пять дней он нашел его на этой улице,мальчонка занимался тем,чем он и до сих пор занимается. Вот еще одна: трехлетний брюсселец именно так потушил пожар,грозивший уничтожить город.За это удостоился памятника от благодарных горожан. И вот уже почти четыре столетия бронзовый мальчик нехитрым способом наполняет раковину фонтана. В праздники его одевают в многочисленные костюмы представителей разных профессий,а также у него есть одежда для господ и военных,для простого люда и одежда для карнавала.








В Бельгии пиву поклоняются, как вину во Франции и водке в России. Изготовление пива – это истинно народное бельгийское ремесло. С тех пор, как в средневековье один знахарь заметил, что во время эпидемии чумы большинство выживших регулярно пили пиво, в каждом городе и даже в каждой деревне появилась пивоварня. Новые марки пива создаются к праздникам и знаменательным датам, свадьбам и даже к закладке дома.




На пути увидели церковь, это Еglise Notre-Dame du Bon Secours de Bruxelles — церковь Богоматери-спасительницы.


Скульптура над входом в церковь Еglise Notre-Dame du Bon Secours de Bruxelles.

Здесь с 1625 года хранится чудотворная мадонна.
Внутри церкви колонны из цветного мрамора поддерживают свод, фресками расписан потолок, высокие окна с прекрасными витражами, на стенах картины ,скульптуры.






В центре города, за памятником слева , один из лучших отелей Royal Windsor Hotel.




Центр Брюсселя делится на две части – Нижний и Верхний город. Издавна Нижний город - лабиринт узеньких средневековых улочек- был средоточием торговли, ремесла, а затем и промышленности, а Верхний – это район дворцово-парковых комплексов короля и аристократии, переполнен широкими бульварами и величественными зданиями. Обойдя Нижний, мы пошли знакомиться с Верхним городом.
На склоне Горы (Холма ) Искусств на площади Альбертина установлен памятник любимому королю Бельгии Альберту I, которого бельгийцы называют " король-солдат" или "король -рыцарь". Он взошел на престол в 1909 году,всю жизнь был прост в обращении, много читал, был прекрасным семьянином, увлекался верховой ездой, альпинизмом, научился пилотировать самолетом. В Первую мировую войну лично возглавил армию,проявил мужество и стал национальным героем. В 1934году во время тренировочных восхождений сорвался и погиб в возрасте 59 лет. Это произошло недалеко от Намюра. По нему искренне скорбела вся Бельгия.



Парк на Горе Искусств между Нижним и Верхним городом появился в 1958 году. Впереди, в начале парка, стоит памятник Альберту I.( виден со спины).



Здание Брюсселя постройки 1899 года в стиле модерн - старый английский дом архитектора Сантеноя - бывший магазин "Старая Англия", с 2000 года в нем музей с самой большой в мире коллекцией музыкальных инструментов. Из 7000 имеющихся в музее инструментов выставлены 1500. Посетители могут воспользоваться наушниками, чтобы услышать звучание древних инструментов.

Между Нижним и Верхним городом находится Гора Искусств, в центре которой на улице Куденбер (Coudenberg) фонтан.

Церковь Святого Иакова Куденберга на Горе Искусств, красивейшее здание Королевской площади — последний из храмов, построенных на этом месте. В центре площади возвышается конный памятник Годфриду Бульонскому, первому королю Иерусалима Готфриду де Булонь,герцогу нижней Литарингии, одному из предводителей первого крестового похода на Восток.


Ещё в начале 7 века на левом берегу Сенны на Холодной горе (Couden Berg) герцог Брабантский построил небольшую часовню, в которую заходили на службу паломники, направлявшиеся в Испанию. В 1162 году часовня была посвящена святому Иакову и вместе с прилегающей богадельней отдана духовно-рыцарскому католическому ордену тамплиеров. После строительства дворца Кауденберг в 13 столетии церковь превратилась в герцогскую часовню. В 15 веке здесь состоялось крещение Марии Бургундской - единственной дочери и наследницы герцога Бургундии Карла Смелого и похороны Изабеллы Бурбон - его второй жены, а затем и погребение сына Марии Бургундской, рождённого в браке с Максимилианом Австрийским.На протяжении истории церковь не раз переживала нелегкие времена: так, она была полностью разграблена в 1579 году во период конфликта католиков и протестантов, а в середине 18 века, пережив пожар, уничтоживший дворец Куденберг, была всё-таки снесена, так как её стиль не вписывался в ансамбль новой Королевской площади.На месте старой часовни возвели новую церковь в неоклассическом стиле, которая была освящена в 1787 году. Во времена Французской революции здесь располагался Храм разума и закона, но в 1802 году здание было возвращено католической церкви.Сегодня церковь святого Иакова представляет собой часть ансамбля из девяти неоклассических зданий, окружающих по периметру Королевскую площадь.Фасад церкви с треугольным фронтоном, шестью колоннами и многочисленными окнами напоминает древнегреческий храм. На балюстраде над фронтоном возвышаются три статуи: святого Иакова в центре с апостолом Андреем Первозванным и Иоанном Крестителем по бокам. Фреска на фронтоне изображает деву Марию, утешающую скорбящих.За классической коллонадой расположены крупные скульптурные изображения Давида и Моисея. Тонкий барельеф над входом представляет Иисуса, изгоняющего торговцев из храма, и Петра, исцеляющего калек у дверей храма.В деревянной башне с восьмиугольным куполом расположены четыре колокола. Собор является главной приходской церквью Бельгийских вооружённых сил, о чём напоминает мраморная плита с именами погибших на войне. Церковь святого Иакова знаменита тем, что на её ступенях 21 июля 1831 года Леопольд I принёс присягу на верность конституции Бельгии.


Если на Королевской площади стоять лицом к церкви Святого Иакова Куденберга.(St. Jacgues sur Coudenberg) и соответственно к памятнику первого короля Иерусалима Годфрида де Булонь, то справа будет площадь Святого Жиля, на которой во Дворце правосудия (здание венчает золотой купол) разместился Высший суд Бельгии. Холм, на котором он стоит, носит красноречивое название - "виселичный холм". Подойти ближе и увидеть Дворей правосудия нам не удалось, но рассказать о нем стоит.

Занявшее 24 000 кв. м строение было спроектировано архитектором Джозефом Поэлертом (Joseph Poelaert), не дожившим четыре года до завершения грандиозного строительства в 1883 году. Стиль здания – сногсшибательная смесь, одни считают преобладающим эклектический, другие – ассиро-вавилонский. Дворец правосудия в три раза превосходит по размеру Королевский дворец, был возведен по заказу короля Леопольда II – одного из первых монархов Бельгии. Строительство длилось 20 лет и обошлось в сумму на наше время примерно равную $ 300 млн.Огромное возмущение местных жителей вызвало то, что для его возведения в районе Мароль-Саблон было снесено 3000 домов. Население было настолько взбешено, что Дворец, называемый горожанами «мамонтом» за мощь и величие, был осквернен на следующий день после его открытия для общественности, а слово «архитектор» стало оскорбительным термином. Отсюда, кстати, на современном лифте, можно спуститься вниз, к площади Петит Саблон, где в оправе кованых чугунных решеток раскинулся небольшой парк напротив церкви Нотр дам дю Саблон. Какой же вид имеет Дворец Правосудия со стороны? Гигантское здание высотой 105 метров непрезентабельного серого цвета, увенчанное роскошным золотым куполом. Стоя у его стен, понимаешь, что не зря оно считается самым большим зданием в мире, построенном в 19 веке. Фото взято из соц.сети.
Дворец правосудия.
Памятник супруге короля Альберта I- герцогине Елизавете Баварской расположен совсем рядом от конной статуи самого короля Альберта I.


Памятник герцогине Елизаветте(Элизабет)Баварской (1876-1965),на которой 1900 году женился король Бельгии Альберт I


С западной стороны Королевского дворца и напротив Королевской дворцовой церкви Святого Иакова Кауденберга находится вход в крупнейшее художественное собрание Королевский Музей Изящных Искусств Брюсселя ( Musees royaux des Beaux-arts de Belgigue )- художественный музей , располагающий коллекцией живописи и скульптуры. Фасад музея с 4 колоннами из шотландского гранита украшен скульптурами. Музей старых мастеров, Музей современного искусства и Музей Магритта известны под общим названием Королевского Музея Изящных Искусств,являются лучшими из художественных галерей Брюсселя.В чудесных зданиях,выходящих на площадь Руаяль,находятся экспонаты двух эпох: старина (XV-XVIIIвв.) и современность (XIX-наши дни),включая большое собрание работ бельгийского сюрреалиста Рене Магритта (1898-1967гг.) Музей старых мастеров разместился в неоклассическом здании 1874-1880 гг. постройки,в собрании этого музея около 1200 картин фламандской живописи. Для Музея современного искусства пристроили здание и открыли для посещения туристов в 1984г.Здание уникальное,8 этажей размещено под землей,но особая конструкция строения позволяет рассматривать многие полотна при естественном освещении,свет попадает внутрь с музейной площадки. Три этажа,возвышающиеся над землей, отданы под временные выставки. Коллекция музея от 1900х годов до наших дней.Здание музея спланировано так,что попасть в любой зал интересующей эпохи можно легко, надо лишь следовать цветным маршрутам. Синий- работы художников XV-XVI вв, коричневый -XVI-XVIIIвв.,желтый - XIXв., оранжевый - скульптуры XVIII-XIXвв. из камня, мрамора, бронзы, зеленый - современное искусство известных художников XX века Бельгии и других стран.

Фасад Королевского Музея Изящных Искусств,украшенный барельефами и скульптурами на колоннах из шотландского мрамора . Музей расположен на Rue de la Regence 3.

Композиция справа от входа в Королевский Музей Изящных Искусств в Верхнем городе .


Напротив музея находится красивое здание Счётной палаты.


Левое крыло здания Счетной палаты.


Главные ворота Королевского Дворца.

Королевский дворец- самый впечатляющий памятник архитектуры в верхнем городе. Является официальной резиденцией бельгийских монархов, но королевская семья в нем не живет, дворец используется в основном как место для официальных мероприятий. Фронтон дворца украшен барельефом Т.Венсотта. Он изображает Бельгию,держащую в одной руке бельгийский флаг, а в другой - медальон с изображением короля Леопольда II.Еще юным принцем он сражался на фронте в 1918г.,а в мае 1940 г. против немецких захватчиков,в конце второй мировой войны Леопольд II был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Бодуэна. Король Бодуэн I стремился гарантировать демократическое устройство страны и сохранить территориальное единство Бельгии. После смерти Бодуэна II в 1993 г его брат Альберт II наследовал ему на престоле.










Смена караула.





Через дорогу от Королевского дворца парк с фонтанами и скульптурами. Раньше тут гуляли короли со своей свитой, а сейчас на лужайке сидит молодежь, катаются на роликах и сегвеях.
Королевский парк находится на территории бывших охотничьих угодий герцога Брабанского, построен в 1775 году между Королевским Дворцом и Дворцом Наций.
Герцогская улица (Рю Дюкале) ,ворота во Дворец Академии-Бельгийской Академии Литературы, Науки и Изящных Искусств.


Район,в который мы пришли, называется Саблон, это название района происходит из тех времен, когда он находился за пределами городских стен в 12 веке на песчаной дороге, по которой народ направлялся к городским воротам. Из-за постоянного движения обочины были выбиты и покрыты глинисто-песчаной пылью. Эта желтая смесь глины и песка и назвалась по-французски «sablon» или «zavel» по-голландски. Очень скоро прилегающие окрестности были заселены и окружены городскими стенами, в районе Саблон в 14 веке была выстроена маленькая часовня, которую в 1304 году гильдия арбалетчиков превратила в красивый готический собор, названный церковью Саблон или церковью Богоматери Победы , а спустя 44 года она становится местом поклонения чудотворной статуе Св. Девы Марии . В 1348 году некой даме по имени Беатрис Соткинс было явление Богоматери,которая велела забрать статую Мадонны из Антверпена и привезти в церковь Саблон в Брюсселе. Очень большие изменения постигли район Саблон в 19 веке, когда была проложена улица Регента (Regentschapstraat / Rue de la Régence), разделившая район на две части. Из-за близости к герцогскому дворцу район приобретал все большую популярность у благородных и состоятельных людей, предпочитавших селиться рядом. Массивные двери,тяжелые решетки на окнах, украшением являются 11 витражных окон высотой 14 метров. Ночью, освещенная изнутри церковь, сверкает и напоминает маяк, привлекающий внимание в непогоду. У стен церкви растут уникальные тюльпаны фиолетового цвета.




На месте снесенных окружающих церковь не очень презентабельных зданий заложили чудесный парк Маленький Саблон (De kleine zavel / Le petit sablon). Он сохранился до наших дней вместе с 48-ю небольшими статуями, представляющими брюссельские средневековые гильдии. В центре парка разместили памятник графам Эгмонту и Хоорну, казненным на Гран-плас в 1568 году по приказу Филиппа II Испанского. Парк создан в 1880 г. Люди здесь отдыхают, на скамейках много читающих, другие наслаждаются журчанием воды, пением птиц, цветочный аромат витает в воздухе.


В центре парка на холме над водопадом памятник графам Эгмону и де Орну,патриотам и мученикам,обезглавленным 5 июня1568 года по приказу испанского наместника Альбы на центральной площади Брюсселя.



Транспорт напрокат, таких велостоянок по городу много.
Повсюду уличные музыканты, придающие городу неповторимую атмосферу.



Погуляв, спустились в Нижний город, в одном из магазинчиков рядом с фонтаном и памятником мэру -Шарлю Бюльсу- купили на пробу Бельгийские вафли. Существует два вида - Льежские и Брюссельские вафли, которые появились давно, а всему миру стали известны в 1958 году после Всемирной Выставки, которая была первой после Второй Мировой Войны. Вот на этой выставке и смог весь мир оценить их вкус по достоинству.Мы же оценили Брюссельские, прямоугольные с клубникой и взбитыми сливками. Погуляв еще немного по округе, отправились на вокзал, день был долгим, насыщенным, интересным и познавательным. В самом конце рассказ о памятнике мэру Брюсселя Шарлю Бюльсу, который в одной руке держит раскрытую книгу, а другой гладит собаку, та, в свою очередь, похоже, жует его рукав)).
Благодарные горожане соорудили памятник одному из своих любимцев таким образом, чтобы до него мог дотронуться каждый. Фонтан с фигурой мужчины и собачкой на площади Grasmarkt - это дань памяти брюссельцев своему мэру -Шарлю Бюльсу, который исполнял обязанности бургомистра 18 лет - с 1881 по 1899 год. Он был человеком в высшей степени образованным. Родился в семье ювелира, получил художественное образование, учился в Париже и Италии, знал несколько языков. Начал работать ювелиром, позже стал масоном, а политикой занялся в 1870 году. Однако в городской совет Брюсселя его избрали лишь через семь лет. Бюльс особое внимание уделял вопросам женского образования и языка.Став градоначальником, он убедил всех в том, что полицейские в городе обязаны говорить на двух языках - французском и голландском, а также в том, что указатели также должны быть двуязычные. Но больше всего жители Брюсселя были благодарны ему за то, что он защищал исторический центр города от преобразований, которые активно пытался внедрить король Леопольд II. Среди прочего, мэр активно защищал композицию Grand Place и Горы искусств, которые сегодня являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. По инициативе господина Бюльса были выделены соответствующие средства, на которые в период между 1883 и 1923 годом и был отреставрирован весь комплекс исторических зданий на главной площади города.

  • Current Mood: good good
Как интересно! Никогда не слышала об этом))спасибо!!!большое!!