asy (asy) wrote in ru_travel,
asy

Швейцария буквально изнутри. Часть 1

Самые лучшие и запоминающиеся поездки - это те, где открываешь для себя страну с очень неожиданной стороны. Что-нибудь, разрушающее стереотипы напрочь. Вот и в этот раз я направлялась на обычную международную конвенцию журналистов, посвященную году воды в Швейцарии, а оказалась в группе гуляющих босиком по болоту в горах и лазающих по пещерам.
(картинка для привлечения внимания)

Конечно, как это принято в Швейцарии это было не просто болото в просто горах, а уникальный для Европы и единственный в стране биосферный заповедник. Энтлебух (Entlebuch). На огромной территории которого находятся не только деревья, водоемы и животные, но и небольшие деревни с такими же маленькими отелями.

Добраться до Энтлебуха достаточно просто - час езды на поезде от Люцерна и минут 15 на автобусе. Одна из первых остановок - спа-отель Rischli, в которой мы и поселились (про гостиницу отдельно напишу, во второй части).

Рядом с отелем построен аттракцион - трасса для летнего тобогана - соммерродельбан (sommerrodelbahn), оно же "альпийская горка". Быстрый спуск по металлическим желобам на специальных салазках.

Тележки-салазки для скоростного спуска оборудованы даже некоторым тормозом.

На гуглокарте эта трасса выглядит очень интересно:

Но мы не стали кататься и вообще долго задерживаться. Заселились и побежали по маршруту - осматривать природные красоты.

Останавливаться можно абсолютно на любом участке дороги - везде открываются захватывающие виды на долину и горы.

Везде указатели с размеченными дорожками маршрута, чтобы никто никуда не заблудился. Так же указаны и расстояния для оценки собственных сил.

Удивительно, что в совершенно нежилых местах вдруг попадаются детские площадки. Эта - в пикниковой зоне около одной из пещер.

Я все ждала, когда же наконец появятся обещанные карстовые пещеры. Думала, мы подойдем близко к скалам, или будем спускаться куда-то ниже в долине. Но все оказалось крайне прозаично и неожиданно - внезапно люк, он же вход. Нам выдали каски с фонарями для безопасности и предложили начать спуск.

Люк и лестница глубоко вниз, в темноту. Внизу обещают пещеру, хотя сверху больше всего напоминает колодец без воды. Дна не видно даже с ярким фонариком.

Вокруг люка пасутся коровы. Абсолютно пасторальная картина.

Гид начал показывать как правильно залезать. Колодец, в общем, довольно узкий и с плотным большим рюкзаком спускаться неудобно. Кроме того ступеньки лестницы металлические, тонкие и грязные. Узко так, что при спуске вниз почти не посмотреть - ноги приходится опускать "на ощупь".

Внутри пещера оказалась довольно большой.

И длинной. В какой-то момент, когда мы дошли до конца проходимой части пещеры, гид попросил выключить весь свет. И стало темно. Так темно, ка кне бывает ночью. Понятия верха и низа просто исчезли. И если бы не шуршание других людей, стало бы достаточно страшно из-за давящей на уши тишины. Так же стало понятно, что в пещере абсолютно теряется представление о направлении. Мы сделали небольшой круг в полной уверенности, что идем слегка направо вниз.

По дну тёк ручей, тропинка была то из грязи, то из крупных камней.

Сталактиты и сталагмиты! Гид тут же научил мнемоническому правилу где что - так вот те, что сталактиты - титы - тити - tits - висят сверху. Правда, для этого надо пессимистично предполагать, что грудь (tits) висит...

На стенах наросты совершенно разных форм. Трогать их, конечно нельзя. Загрязнения с рук могут убить многолетний процесс.

Гид показал отломанный туристами кусок каменной сосульки.

Кажущаяся плесень или лишайник, на самом деле тоже камень. Просто вот такой, очень биологического вида

Это уже последнее фото внутри, прямо перед колодцем наверх. Видно, что приходится карабкаться, держась за камни.

Наверху свет! И воздух. С этой пещерой я окончательно поняла, что пещеры - это не мое. Слишком уж тесно и непредсказуемо.

Вылезаем окончательно из пещер всей группой. Коровы сохраняют невозмутимость. Нам тоже приходится делать умное лицо: пока мы лазали внизу, коровы устлали минами все подходы...

А это привели группу детей на экскурсию со спуском. Тоже со своим гидом - без него посещение пещеры запрещено. Гида можно взять через туристический офис. Когда никого нет, пещера-люк просто закрыты на замок.

Координаты пещеры на карте - указатель стоит ровно на люке!

Как и положено, вокруг карстовых пещер известняковые скалы. Ну или наоборот - где известняк, там и пещеры. Известняк довольно мягкий материал, к тому же разрушается под длительным действием воды, образуя каменные волны.

Издалека некоторые белые глыбы напоминают овечек.

Или кости ископаемых животных.

На склона этих гор вовсю растут ягоды. Август месяц, дождей и солнца в достатке. Эта, похожая на чернику, все же не черника, а голубика. Правда, местные утверждали, что ее есть нельзя, потому что он нее голова кружится. Последующее гугление дало только информацию о том, что европейская версия голубики какая-то неоднозначная. Но на вкус голубика-голубикой.

Брусника тут же растет

Заболоченные участки иногда мешают идти. Насекомых разнообразных тоже полно.

На меловые вершины мы, увы не пошли. Так, посмотрели издалека.

Вторым пунктом нашего маршрута на этот день была гора Ротхорн и лежащее у нее внизу озеро Эйзее. На гору, как водится, подъем фуникулером.

Кабинка прозрачная, смотреть и фотографировать очень удобно.

Темная точка - тень от кабины подъемника. Высота Ротхорна не сильно велика - всего 2351 метр.

Наверху краткий справочник по местным растениям.

И кафе-ресторан. Вообще, в зимнее время это горнолыжный курорт. Но летом можно и просто так гулять, обедать, смотреть на красоты.

Огромный водоем внизу - Бриенцское озеро. Максимальная глубина 261 метр!

Озеро, к которому мы идем - Эйзее - намного меньше. Это как раз оно там виднеется внизу. Конечно, можно и туда спуститься на фуникулёре, но это будет совсем неспортивно и слишком быстро.

Случайные туристы отдыхают на тропе в национальных швейцарских цветах.

Вдоль тропинок море разнообразных цветов.

Но даже когда рассматриваешь их, надо быть крайне внимательным. Наклонная сыпуха не не самое лучшее место, чтобы падать.

Особенно когда она перемежается острыми камешками. Кстати, вниз идти сложней, чем наверх - нагрузка на колени намного выше.

Тропинок много, но маршруты все размечены.

И, вуаля, внизу опять детская площадка!!

И рыбаки. Вообще-то мы тоже должны были ловить рыбу по плану. Но я лично не любитель. А вот купаться...

В общем, мы полезли в воду как только дошли до берега. Мнение о ненормальности русских, плавающих в воде 14 градусов только укрепилось.

Единственная проблема кроме бодрящей воды - это несколько неудобный заход в воду. Камни, иногда острые, под слоем скользского ила. Проще сразу плюхнуться в воду и плыть или аккуратно перебираться на руках.

Вода абсолютно прозрачная.

Это уже фото сверху и мне кажется, что там видны какие-то рыбы. Кстати, про рыб. При нас никто ничего не поймал, хоть и старались довольно долго.

Озеро с одной из сторон окружено почти отвесными сыпучими склонами.

Назад идти пешком сил уже не было. Если бы мы протормозили еще минут 15 внизу, у озера, подниматься пришлось бы принудительно - последняя кабинка наверх уходит довольно рано, до заката.

вот интересный эффект - лучи солнца так обошли человека, что получился сквозной снимок.

От одного подъемника до другого, для спуска вниз, надо пройти вверх по тоннелю.

А это вид на тоннель снаружи.

И уже в кабинке фуникулёра нам попался местный рыбак. Даже на шляпе у него была какая-то блесна!

Пока спустились, солнце уже зашло.

продолжение про болота будет дальше.