thornni (thornni) wrote in ru_travel,
thornni
thornni
ru_travel

Category:

Прага в июле 2012. Кусочки городской мозаики.

 

      Первая половина небольшой подборки про разные разности, не тянущие каждый по отдельности на большую и подробную историю, но заслуживающие внимания.



  1. Первый кусочек будет про Староместскую мостовую башню и Карлов мост.

Вот собственно и она, башня:


      Карлов мост соединяет между собой две исторические части города – Старе место и Малу Страну. Собственно башня потому и называется Староместской, что служит «воротами» для выхода с моста в одну из них.
      Вокруг башни тут и там в толпе туристов мелькают одинаково одетые люди. Это представители туристических компаний, зазывающие народ прокатиться именно на их речном трамвайчике. На фото вверху выделяются товарищи в синих куртках и почти незаметен их конкурент у тумбы с афишами. Это один из представителей компании Boat trips. Не знаю, качественные ли у них услуги, но маркетинг весьма агрессивный. На удивление тут в кадр попал всего один. На самом деле, подавляющее большинство зазывающих принадлежит этой компании. Все обязательно чернокожие и все в форме матросов. Может, конечно, у них просто тут основная база, но картины это не меняет. Цепляются почти к каждому и очень настойчиво.
      Обходим приставучих матросиков и встречаемся взглядом с пареньком в желто-красных старинных одеждах, что-то караулящим под опорой башни. Присматриваемся, а за его спиной небольшая деревянная дверь. За дверь можно не просто заглянуть, но за небольшую плату узкой каменной винтовой лестницей подняться на вершину башни, откуда открывается потрясающий вид.



      Лестница внутри башни, пожалуй, местами даже более интересна. Никакой штукатурки на стенах, только камень. Узкий мрачный коридор с небольшими редкими окошками-бойницами и тусклыми светильниками. Но этого скудного освещения вполне достаточно, чтобы разглядеть, что все стены изборождены надписями а-ля «Здесь был Вася». Вот только современным нам «Васям» писать там уже сложновато – охрана, сознательные туристы вокруг, штрафы. Некоторых это конечно не останавливает, но, тем не менее, надписей от 2000х годов не так много. Внимания же заслуживают надписи куда более старые. В основном век 20й от начала и до конца. Среди таких увидели две надписи что-то вроде «Здесь был Ганс»,  датированных годами Второй мировой войны. Одна запись была от 19 века. А сколько еще можно было бы найти и более раннего, будь у нас фонарик и чуть больше времени. В итоге подъем в башню занял не минут 7-10, как у всех, а черт его знает сколько времени, пока почти каждую стенку не исследовали.
      Периодически встречаются камни, по которым видно, что некоторые надписи все-таки сбивали. И вот тут становится действительно интересно, что же там было. Явно не многоязычные аналоги распространенного русского трехбуквенного слова. Сбитых надписей на протяжении подъема встретили всего штуки 4. Что под сколом разглядеть невозможно. Но жуть как любопытно. Сколы относительно свежие, кстати.
      Про лестницу рассказать больше нечего, а показать и вовсе ничего не могу - фотографировать там абсолютно невозможно. Только если со вспышкой, так как света мало совсем, и только если с «фишаем», так как места на лестнице впритык двум не толстым взрослым мужчинам пузом к пузу пройти.
      Перед выходом на смотровую площадку есть небольшой светлый зал, в котором выставлены копии королевских регалий. Корона, скипетр, мантия – все, что на самом деле заперто в башне Собора Святого Вита в маленькой комнате за семью замками. В прямом смысле. Семь ключей от семи замков у семи первых лиц страны.  Народу регалии показывают только по исключительным случаям. Интернет пишет, что за весь двадцатый век таких случаев было опять же семь. На том же сайте, кстати, пишут, что копии регалий можно посмотреть в Зале заседаний сейма Старого Королевского дворца. А про Староместскую мостовую башню на удивление ни слова. Странно. Ну и ладно, мы то знаем,что они там есть.

      Вернемся к виду сверху.



      В центре бывшая водонапорная башня, в начале двадцатого века приютившая под часами музей чешского композитора. Внизу у башни несколько ресторанчиков и прокат катамаранов. Но там на катамаранах кататься совершенно неинтересно – места очень мало, а под здание (на фото «вплыв» под здание справа от ресторана) не заплыть – решетка.

      Поворачиваемся влево.



     Старе место. От телевизионной башни с ползающими по ней безлицыми младенцами – никуда в городе не скроешься. Про младенцев, вроде, тоже еще не писала. Значит надо не забыть чуть позже на них остановиться.
      Ровно под нами площадь Крестоносцев. Крестоносцы на протяжении многих и многих лет защищали это место. Потому монастырь, церковь, мостовая башня – всё это избежало грабежей и погромов во время военных конфликтов и просто со стороны добрых людей.
   
      В противоположную от площади сторону то, ради чего стекаются в Прагу толпы туристов. Уже потом они влюбляются в иные уголки города. Сначала же  редкий турист это не тот, которого однажды покорила фотография с видом этого моста.



      Карлов мост и Мала страна прямо за ним. На фоне неба две башенки рядом - это тот самый монастырь, которым я закончила часть про Петршинский холм. Далековато мы от набережной пешком добрели, да? Я вот сама чуток в удивлении сейчас, оценив масштабы.
      Если смотреть на фото, то видно, что Влтава течет слева направо. По ее течению опоры моста защищают треугольные бревенчатые конструкции. С высоты башни, за совсем чуть-чуть до заката, бревенчатые треугольники казались просто зеркалами, поставленными специально, чтобы отлавливать золотые лучи заходящего солнца и потом использовать их, видимо, в алхимических целях. Должны же из чего-то местные маги варить эликсир, которым опаивают всех гостей города до полного по уши втрескивания?
      Из-за блеска воды с трудом и далеко не сразу удалось разглядеть их более «земное» назначение.

      Четвертая сторона башни и снова вид вниз.



      Та самая площадь, на которой мы спасались от матросиков. У самих матросиков рабочий день уже закончился. (Что еще раз намекает на то, как же долго мы добирались до верхней смотровой площадки башенки). О их недавнем присутствии напоминает только запертый вход на причал и афиши компании в левом нижнем углу фото. Вот обидно, кстати, - на столько заманчивых кусочков набережной невозможно спуститься или подняться только потому, что какая-то компания делает там себе бизнес. Ресторанчики, причалы – хочешь исследовать интересную лесенку с коваными перилами? Заплати нам за что-нибудь из наших услуг, которые и пусть что тебе не нужны.
      На крыльце Костела Святого Франциска Ассизского двое настоящих (а почему бы нет?) рыцарей крестоносцев играют на дудочках-переростках. Ну как играют – вышли, минут пять подудели и снова скрылись в воротах церкви. Подумаешь, на площади Крестоносцев и без них есть на что посмотреть. Например, вот на этот потрясающий памятник Карлу IV.



      Карла пражане очень любят. Его профиль, фас, бюст или другие части тела не встретишь в редком историческом месте. Но, черт возьми! Красивый же был дядька! Вот смотришь на портреты тех же французских королей – один страшнее другого. В общем-то все европейские монархи неоднократными кровосмесительными браками передавали своим детям незавидную внешность. Но даже без такого общего фона своих голубокровных современников и их предков-потомков, Карл IV смотрится великолепно. Вот тут поближе:



Эта чудесная дверь, кстати, была сфотографирована при подъеме на башню с Астрологическими часами. Перед той футуристической лесенкой на самый верх ведь нужно пройти еще несколько этажей по широким мраморным лестницам. И там тоже есть на что посмотреть. О, вот об этом я и расскажу вторым пунктом.

  1. Снова Староместская площадь и одноименная ратуша.

   С ратуши (эта которая со знаменитыми часами Орлой) я уже вид показывала, про внутри и снаружи от нее тоже чуть-чуть писала вот здесь. Но все равно к ней вернусь сейчас.
      По пути наверх на одной из площадок встретились две двери друг напротив друга, Первая с надписью Президиум на латыни (на фото выше). Вторая вот:



      Есть ощущение, что двери принадлежат к разным историческим периодам. Соваться за двери постеснялись.
   
      Где-то там же:



      Очень натуралистично выглядит.

      Проходим светлые залы, добираемся до той самой футуристичной "лесенки". И попадаем на балкон смотровой? Как бы не так: упираемся носом в спину последнего человека в очереди у светофора. Подъем дальше настолько узок, что вдвоем не развернуться. Вот и стоит на нижней и на верхней площадке металлической винтовой лестницы светофор. Как только сверху или снизу на первую или последнюю ступеньку лестницы наступает человек, на светофоре загорается красная лампочка "занято". Пока одна группа посетителей не спустится/не поднимется, остальные стоят и терпеливо ждут. В ином раскладе получится как в детском стихотворении: "На мосточке утром рано повстречались два барана..."

      Потом было много-много фото сверху (третья часть моего рассказа). Вернусь сейчас только к одному из них.

235-DSC_0084

      В самом центре монумент, который мы отчего-то окрестили «Минин и Пожарский», хотя понятное дело, что ничего общего у этой достопримечательности с данными господами нет. Но цветом окислившейся до голубого цвета бронзы, формой, каким-то общим впечатлением навевал ассоциации. На самом деле это памятник Яну Гусу, чешскому народному герою.
      Но я не о том написать собиралась. На этом фото нужно посмотреть правее памятника. Вот сюда:



      Как же я удивилась, увидев тут эту штуковину! Лет десять назад по какому-то из каналов на ТВ шла коротенькая передача про бесполезные изобретения. Всякие там трафареты в форме женских губ, чтобы краситься по пути на работу, зонтики для фотоаппарата, вынесенные над основным зонтом и прочее. И однажды был сюжет про шестиместный велосипед. Вот именно про такой как тут. Даже цвета тоже красного. Фишка в том, что к велосипеду приделан ящик-холодильник, а по центру у него стол. То есть несколько человек могут не торопясь вести беседу за чашкой чая или бокальчиком вина и при этом ехать по городу. По телеку выглядело почти абсурдно. В жизни, как оказалось, пользовалось спросом и я бы на таком, пожалуй, прокатилась. Ну только не по людной площади.

      Насмотревшись на город с высоты, спустились вниз. Но вместо того, чтобы идти на выход, осмотрелись и пошли «блудить» по зданию ратуши. Забрели в какой-то зал. Снова было ощущение, что нам сюда нельзя. Но ни одной запрещающей таблички. Впрочем, как и ни одного сотрудника, и ни одного туриста.
В общем, никто не помешал нам восхищенно хлопать глазами и щелкать затвором фотоаппарата.



      От пола до потолка каждый сантиметр стены – мельчайшая цветная мозаика. Цвета и размеры кусочков подобраны с такой точностью, что поначалу мы приняли узоры за нарисованные красками.
      Жалко, что освещения в зале маловато.




  1. «Piss - Кирпичный завод Гергета»

   Если перейти Карлов мост в сторону Малой Страны, свернуть с моста налево и спуститься вниз в лабиринт солнечных пятачков и узких улочек, то почти сразу можно забрести во дворик музея Кафки. Если смотреть с противоположного берега, то это где-то воон там:

236-DSC_0253

      Кстати, если кто-то читал «Ключ из желтого металла» Макса Фрая, то может быть помнит эпизод, когда главный герой ночью сидит на дереве над Влтавой. Спорить готова, что речь идет об этом дереве. Нигде в районе центра города не видела больше настолько идеально подходящего для сидения над водой места (ну и еще деревья на острове, но они не в счет). А еще это прекрасное место для кормления уток и лебедей. Главное ноги не сильно промочить, прыгая по камням.
      Во дворике у музея есть на что посмотреть. Зеленые дядьки с заглавного фото этой части статьи – это главная штука, зачем туда надо идти.

238-DSC_0268

      Два электромеханических бронзовых мужчины, стоя на карте, медленно крутят попами и поднимают-опускают… то, за что каждый держится рукой. Интернет дружно утверждает, что стоят они на карте Чехии. Идей же по поводу того, кто эти дядьки, есть несколько: кто-то говорит, что это два чеха и что своими «фонтанчиками» они выписывают на воде цитаты знаменитых земляков; кто-то пишет, что фигуры олицетворяют Евросоюз; кто-то что есть специальный номер, на который надо послать смс и на воде выведут текст твоего послания транслитом. Но почему-то нигде больше мне не встретилась такая версия: «Чех и словак стоят на карте бывшей Чехословакии и справляют нужду друг на друга». Кажется, эту версию рассказывал гид-чех. Но есть у меня сомнения – возможно, где-то читала. Так или иначе, но эта версия кажется мне наиболее правильной. Во-первых, действительно политически «в духе», а «папа» этих товарищей – Дэвид Черны – все-таки очень неравнодушен к политической сатире. Во-вторых, некоторое время наблюдая за фигурами, видишь маленькую периодичность повторяющихся движений – вряд ли за такой короткий промежуток времени они бы успевали написАть, хоть какую-то цитату. В третьих, струи фонтана поднимаются навстречу друг другу синхронно как раз в момент, когда попы повернуты прямо друг к другу, будто, чтобы и вправду попасть в противника. И, наконец, в четвертых, карта у них под ногами очертаниями больше похожа на бывшую Чехословакию, чем на современную Чехию.
      Конечно, мы не стояли над чашей фонтана, с задумчивым видом высматривая закономерности движения,,, «деталей», а с комфортом устроились совсем рядом, за столиком маленького кафе. В ассортименте были только пиво, чай, лимонады и карловарские вафли.

  1. Карловарские вафли - продукт жутко разрекламированный и популярный. А мы до того их не пробовали, надо исправлять. Заказали парочку.

237-vafli-300x225

      Размером они с обычную тарелку, но очень тонкие. По вкусу…. Вы когда-нибудь картон жевать пробовали? Тогда можно считать, что вкус карловарских вафель вам известен.

      Второй эксперимент с неизвестным продуктом был куда удачнее: Джинджер эль оказался очень правильным выбором.  Запотевшая, приятно холодная стеклянная бутылка, напоминающая наши бутылки с Буратино и цветом, и формой, и слегка даже содержанием. Стало понятно, почему в детской книжке (я про «Гарри Поттера и что-то там еще») в баре деревни Хогсмид детишки хлещут таинственное «имбирное пиво» и им за это ни подзатыльника от взрослых. От имбиря в «пиве» только слабый запах, а от пива только цвет и название.
      А вот, кстати, о пиве.

 5. В пиве мы оба ничегошеньки не понимаем.
        Потому за всю поездку попробовали его только однажды и то из соображений: «Не попробуем – нас же друзья обратно в Кемерово не пустят». Пивнушку тогда выбрали прямо «у дома». Небольшой подвальчик, очень колоритный, с несколькими завсегдатаями и симпатичной девушкой за барной стойкой из темного дерева. С помощью жестов, русского и английского (район то нетуристический) объяснили, что нам любого на ее вкус. Взяли один бокал на двоих и почти незаметно выдули его, пока играли в настольный футбол. Пиво как пиво, а вот футбол был «зачетный». За каждый матч просил монетку. Азарт заставил раза три к барменше за разменкой бегать. Ну хоть так у них на нас немного заработать получилось:)

  1. Помнится в самом начале рассказа, в одной из первых частей, я показывала вид из окна гостиничного номера и рассказывала про загадку всадника над городом.

239-DSC_0001

      Выделили утро и отправились на его поиски. Сперва пришлось долго  спускаться узкими улочками вниз, потом еще дольше подниматься зелеными тропинками на холм вверх. И все это время всадник маячил впереди. Никаких верхушек высоких деревьев не хватало, чтобы скрыть его от глаз пусть ненадолго.
      Вот что выяснили: памятник стоит на холме перед входом в Военный музей Праги. Видно его почти отовсюду не только потому, что установлен на открытой вершине высокого холма, но и потому, что размеры у него поистине гигантские.
      Обычно для настолько огромных цельных монументов о деталях заботятся не то чтобы очень. Но тут же каждая жилка, каждая мышца, вена, заклепка на броне, волосок в хвосте или гриве – все детали проработаны аккуратно и точно. Немного пугающее от этого впечатление. Особенно в совокупности со стоящим прямо над головами слепящим солнцем. Это добавляло композиции величественности, но делало фотосъемку с таких близких  ракурсов абсолютно невозможной. К тому же, день мы выбрали неудачный и музей на холме был закрыт. Снаружи здание музея совсем не интересное – простая серая бетонная коробка. Так что ни одной фотографии на холме не делалось. И даже не жаль отчего-то.


  1. Влтава

240-DSC_0032

      На улице стояла жара. Понятное дело, что все-таки июль и не Северный полюс, но +30 в тени для тех мест все-таки не характерно. Легче всего от жары спасаться или в кондиционируемом помещении или у воды. От соблазна прятаться в четырех стенах уберегают воспоминания о том, что дней в распоряжении итак всего ничего. Остается река.

241-DSC_0002

      В районе Карлова моста пара десятков контор предлагают свои услуги по прокату катамаранов. Выбор на любой вкус: хочешь, на спине у гигантского лебедя плавай, хочешь в красной спортивной машинке с открытым верхом.
      Мы выбирали модель попроще. Хотя вру - не то, чтобы сильно выбирали. На катамараны был такой спрос и такие очереди, что брать приходилось тот аппарат, что освободится первым.

242-DSC_0012

      Но удовольствие насладиться тенью, заплыв под какой-нибудь мост, покормить уток, поглазеть нос к носу на бесстрашных лебедей и, наконец, просто посмотреть на город под другим, очень привлекательным углом – ради такого и более долгое ожидания в очереди потерпеть можно.

243-DSC_0009

244-DSC_0010

      В первый раз прокат выбрали наугад. Просто спустились на Славянский остров, поглазели чуток по сторонам, и выбрали наименьшую очередь, всего-то из пары человек. Подумалось, может у них цены выше, чем у конкурентов? Или может катамараны более плохого качества? Но ждать своей очереди к соседям было ленивее.
      Догадки не подтвердились. Впоследствии мы возвращались именно на этот причал еще не раз. Точнее стоило появиться паре свободных часов, как спешили скорее туда.
Для аренды требуется иметь при себе паспорт или иное удостоверение личности. У нас с собой были только качественные цветные копии загран паспортов. В большинстве случаев (и этот не исключение) этого хватало для подтверждения личности.
      Вообще документы (точнее их копии) за все время предъявлять несколько раз все-таки пришлось. Не полиции, а в магазинах, когда расплачиваешься картой за более менее весомые покупки. В идеале, так бы должны делать и продавцы в Кемеровских магазинах. Но то в идеале. На самом деле здесь у меня в магазине спрашивали паспорт всего несколько раз и то только с той картой, на которой не стояла моя подпись (все руки не доходили). Что интересно, отсутствие подписи смутило лишь нескольких продавцов, а неподписанной картой я пользовалась больше года и постоянно.

245-DSC_0011

      Помимо умеренных цен (покататься один  час стоило что-то около четырехсот рублей), чистых, ухоженных и исправных катамаранов, возвращаться в это место было приятно еще и потому, что уже со второго раза, только завидев нас в очереди, менеджер радостно приветствовал: «Пан К.! Добры ден!». Как при таком потоке народа можно еще и лица, и фамилии запоминать? Было очень приятно.
      Каждый раз перед тем как отпустить в свободное плавание менеджер проводил краткий инструктаж. На деревянной дверце их офиса-будки висела схематичная карта вот этого:

246-карта заплыва

Рыжая жирная точка – тот самый причал. Оранжевые линии – то, дальше чего заплывать нельзя. Но тут даже если очень хочется, особо не заплывешь – чтобы снизить течение реки в районе города, установлена система шлюзов. Перепады уровня воды перед и за «загородкой» близ островов и Карлова моста что-то около двух метров.

247-DSC_0026

      По карте кажется, что плавать там всего-ничего – только и можно, что пару мелких островков обогнуть. Но на этом небольшом кусочке реки по берегам выстроилась целая масса достопримечательностей. Так что и на второй, и на третий, и на восьмой раз все равно можно открыть для себя что-то новое и интересное.

249-DSC_0030

248-DSC_0013

     Для меня чуть ли не самым интересным были лебеди. В наших широтах они не живут. Вживую, да еще чтобы не в парке или зоопарке, я их видела впервые. Людей совсем не боятся. Подплывают прямо под перила надводных террас ресторанчиков, откуда их все подряд стремятся покормить.

250-DSC_0045

      У того, что на переднем плане, похоже что-то с лапой – он все время старался держать ее над водой. Выглядело так, будто у него весло сбоку. Однако, даже такая нелепая поза ничуть не влияла на общую величественноть осанки. Очень красивые птицы.

      В компанию белых затесался один очень странный.

251-DSC_0044

      Сразу вспомнилась сказка про гадкого утенка. Логика подсказывала, что скорее всего это тоже лебедь. Глаза же говорили «какой это нафиг лебедь? Ну ничего же общего!». Толстая, совсем не такая длинная шея, буро-серый окрас, неровно прилегающие перья. Хорошо, пусть это лебеденок, пусть с возрастом цвет перьев у него сменится с какой-нибудь линькой, пусть шея вытянется как у родителей. Пусть изменится разрез глаз и мордочка тоже станет черной. Но клюв! Как клюв может поменять цвет из грязно-темно-серого на морковно-оранжевый?!

252-DSC_0042

      Дома интернет подтвердил, что это действительно был лебедь-подросток. Теперь для меня понятна вся степень обзывалки «гадкий утенок».
Еще на реке было бесконечное число уточек. Но их у меня итак тут уже чересчур много, так что воздержусь от выкладывания очередной утиной фотосессии.


  1. Танцующий дом 

Стоит на берегу Влтавы и прекрасно «позирует» для съемки с катамаранов. А заодно и напоминает, что на его крыше есть смотровая площадка, которую в планах было посетить.

253-DSC_0027

      Гид рассказывал, что чтобы попасть на эту площадку нельзя купить билет. Нужно прийти в районе двух часов дня в кафе-бар на первом этаже дома и заказать хотя бы одну чашку кофе на двоих. Выпить кофе, расплатиться с барменом и потом завести разговор, как бы так попасть наверх. В идеале бармен должен указать на лифт за его спиной и разрешить им воспользоваться.
      Звучит как фрагмент компьютерной игры. Но этот квест мы провалили. То ли луна была не в той фазе, то ли время мы выбрали неподходящее, но, напоив нас кофе и получив чаевые, наверх он нам пройти все равно не разрешил. Правда очень любезно. Да и кофе был на самом деле вкусным, а внутри было очень прохладно и пусто.
      Кстати, странно, но пусто было не из-за цен. Да, чуть выше, чем во многих местах в городе, но вполне в рамках разумного.

      Быть может, в следующий раз повезет больше и натуральный обмен «кофе»  взамен на «посмотреть» все же сработает.


  1. Академик Павлов.

   Я не знаю, почему чехи так неравнодушны к Ивану Петровичу. Интернет тоже не дал ни одного разумного ответа. Единственная связь Павлова и Чехии может быть в его единичном приезде в Карловы Вары  и в дружбе с одним из карловарских врачей. Но неужели этого достаточно, чтобы не на родине человека назвать его именем столько всего: отели, улицы (в городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридек-Мистек), площадь в Праге. И вот станция метро имени Академика Павлова под площадью имени Академика Павлова.

254-DSC_0047

Картинка во всю стену от пола до потолка. У выхода со станции метро.

А может это от подсмотренной у жителей повышенной любви к собакам? Но как-то все равно все это нелогично получается.
Tags: Прага, Чехия, истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments