thornni (thornni) wrote in ru_travel,
thornni
thornni
ru_travel

Прага в июле 2012. Кусочки городской мозаики. (Продолжение)



      Кажется, я категорически не умею писать коротко. Все про разные разности в первую половинку не влезло.
Так что вот оно обещанное дальше.

1.   Когда-то давно стоял на возвышенности памятник Сталину. Самый большой его памятник в мире. Простоял только недолго совсем. Каких-то 7 лет: с 1955 по 1962. Но спустя всего год после открытия, если верить Википедии, на одном из съездов Никита Сергеевич на Сталина поругался, и памятник тут же решено было демонтировать. Оперативность поражает: возводили самый большой памятник смешных три года (1952-1955), решение о сносе приняли чуть ли не за день. А вот чтобы перейти от слов к делу понадобилось аж 6 лет. Долгое время боялись, что от взрыва пострадает один из мостов-достопримечательностей Праги. Но все-таки решились.




      И, смотря на картинки этого памятника, я полностью поддерживаю решение о сносе. Мало того, что страшилка в духе большинства единоликих советских памятников, да еще и страшилка таких гигантских масштабов.
      У меня с воображением очень хорошо. Живо представляю себе, как нависает эта «штука» над городом, давит своей тяжестью, будто что-то нехорошее следит за жителями города. И это я сейчас еще про несоответствие общему облику города молчу.
      Совсем недавно я описывала впечатления от другого памятника автора-гигантомана. Если та, менее политически акцентированная (в современном мире) фигура меньших размеров и более похожая на что-то относящееся к искусству, вызывала такое чувство подавленности и собственной муравьишности, то каково было жить и знать, что где-то рядом стоит такое? И стОит только выйти из дома или открыть окно, как от этого не спрячешься никуда.
      Итак, памятник взорвали - мост не пострадал. Делали в советское время все-таки на совесть: первый взрыв оторвал лишь облицовочный гранит на поверхности. Чтобы избавиться от верхней части памятника – железобетонных фигур людей – потребовалось еще два взрыва. Пьедестал же оставили. Пустым он простоял более  четверти века. Но в 1991 году на месте памятника временно был поставлен метроном. Но ведь нет ничего более постоянного, чем временное.



      Ярко красную стрелку метронома видно со многих открытых частей города.

      Когда гид, перед тем как попрощаться, советовал, что нужно обязательно посмотреть в городе, сказал и такую фразу (почти дословно привожу): «А еще можно подняться к метроному. Там место сбора скейтбордистов, неформалов, наркоманов». Заманчивая, блин, рекомендация!:) Сразу вспомнилось, как в детстве хотели с подружками исследовать прилегающий гаражный кооператив и спросили уже бывавшую там девочку: «Ну как там?» - «Да ничего так, интересно, я там один раз от наркомана убегала».  Понятное дело, что на исследование кооператива мы все равно отправились, но рекомендация-то была какова:)

      По дороге нас застал внезапный ливень. Еще полчаса назад светило солнце, от жары нужно было куда-то прятаться, а не переться на открытый холм. А потом рраз – ниоткуда набежали низкие черные тучи, и кто-то за ними перевернул ведро холодной воды.
      Зато, когда поднялись на вершину холма, лить перестало, а небо было чертовски колоритным!



      Скейтбордисты и велосипедисты там были, гид не обманул. А вот неформалов и наркоманов, похоже, дождь распугал.

      Там же впервые я столкнулась с развешенными на проводах ботинками.
      Кто? Зачем? Как?
      На первый вопрос «кто?» ответ вроде понятен: наверное, те самые испарившиеся неформалы.
      Третий вопрос «как?» тоже вроде не сильно сложный: чуть-чуть поподпрыгивали под проводами, попримеривались и сошлись на том, что если связать ботинки за шнурки и посильнее размахнуться, то вполне возможно. К тому же, крупная наклейка «I LOVE PORN» на верхнем кончике треугольного основания метронома, подсказывала, что по основанию можно вполне спокойно лазить и закидывать кеды можно оттуда.
      А вот с вопросом «зачем?» возникли некоторые проблемы. Гугл выдал неожиданно много информации. Да, до нашей глубинки новомодные течения ползут как беременные черепахи в гору, толкая носом улитку.
      Судя по всему движение шуфити (а это, оказывается, аж целое искусство) уже добралось из забугорья и до российских столиц. Гугл изобилует идеями, почему поклонники этого искусства так поступают. Среди кучи приземленных идей про драгдиллеров, отмучавшихся школьников, киноманов, футболистов-неудачников, размечающих территорию дворовых банд, расставшихся с девственностью тинейджеров и прочее, мне особенно понравились две.
      Одна про религиозное учение, адепты которого верят, что после смерти им предстоит вновь вернуться на землю, но ходить они уже будут не по поверхности, а по воздуху. Потому и обувку на будущую жизнь надо закинуть приличную и повыше. Пишут, что к этой идее близки индейские поверья, по которым обувь приносили в жертву богу Солнца. Но перед этим обувь должна была долгое время послужить своему владельцу, а закидывать ее положено было на высокое дерево.
      А вторая идея про путников, закидывающих обувь, в которой пришли в город, на провода, чтобы показать городу свое желание остаться в нем навсегда. Вот такое несомненно в духе старушки Праги. Эх, знала бы раньше о таком простом способе с ней подружиться, обязательно отправила бы свои кроссовки туда же! И плевать, что возвращаться в гостиницу пришлось бы босиком. Уж оно того явно стОит.
    



  1. Летенские сады

    Самая первая часть этого большого отчета начинается с заглавной фотографии совы. В комментариях на форуме меня спрашивали, где этот снимок был сделан. Отвечаю: в Летенских садах. А вот где точнее, не скажу. Ищу информацию только сейчас, задним числом. Обычно имею привычку перед началом фотографирования какого-то интересного места, делать первым снимком какую-нибудь табличку с названием. Чтобы потом было легче ориентироваться. Но почему-то в ту поездку, эту хорошую привычку растеряли. Восстанавливать некоторую информацию приходится сейчас. С трудом, педантично отсматривая фотографию за фотографией, сверяя на них временные метки, да еще и с гуглом и гуглёрсом в качестве консультантов под рукой.



      До сих пор описываемые места удавалось идентифицировать точно. Но понять сейчас, где расположена вот эта маленькая выставка хищных птиц, однозначно не могу. Есть два варианта: или Крамарова вилла, или Сад Крамаровой виллы. Друг от друга недалеко, но все-таки совсем разные комплексы построек.



      Итак, во дворе то ли первого, то ли второго, на газоне стоит несколько деревянных шалашиков. У каждого «шалашика» по жильцу. Всего пернатых что-то около десятка. С ними несколько юных пани, которые, завидев ваше внимание к птицам, тут же расскажут вам как минимум краткую справку. Если я правильно поняла, то все это устроено с целью сбора средств на содержание пернатых хищников и/или на поддержание популяции в дикой природе. В общем, на хорошее какое-то дело.



      С одной стороны, видно, что птицы не заморенные, ухоженные, не зашуганные. С другой стороны, это все-таки содержание в неволе. Возможности хотя бы сделать пару кругов, широко расправив крылья у птиц нет – веревка не позволяет. У их собратьев из Пражского зоопарка куда больше в этом плане пространства для жизни.



      За плату с птицей можно сфотографироваться. Деньги, вроде бы, тоже пойдут на то же самое благое дело. Не знаю, может это конечно и оправданная мера, но мне это все равно совсем не по душе.



      Проходим птичий двор. Народу совсем немного.  Хотя теоретически место все же туристическое и самый разгар дня. Плюс хорошая погода. Была. Что с погодой случилось потом видно из фотографий с метрономом.



      Следующая остановка все в тех же садах – чудесный парк с редкими видами деревьев. У каждого дерева своя табличка с его историей и биографией. Со всех уголков мира создатели сада собрали сюда гостей. Наверное, не все приезжие прижились. Но те, что прижились, поражают своей красотой . Все прекрасно друг с другом сочетаются, и на парк с удовольствием можно смотреть хоть в целом, хоть на каждое дерево по отдельности. Никаких безвкусных сочетаний а-ля «а вот тут у нас пальма из-за дуба торчит».





      По саду можно бродить очень долго. Как домовитые сороки собирая в карман необычные шишки и пестрые перышки. Из тех же перышек и шишек можно тут же соорудить интересный «натюрморт» и устроить ему фотосессию. За этим занятием нас и застукал проходящий мимо полицейский. Посмотрел на нас заинтересованно-подозрительно, убедился, что ничего плохого мы не делаем (а просто местные дурачки:) ), и молча пошел дальше. Очень деликатно все.

      Из парка открывается красивый вид на город. Все-таки насколько здорово, что город расположен на таком количестве холмов – красивый вид можно наблюдать из доброй сотни (а то и больше) мест.



      Заглавное фото этой части тоже сделано отсюда. На нем с одной из боковых аллеек сада виден Собор Святого Вита.



      Где-то там же, на холме, могила (или может быть просто памятник?)  Юлиуса Зейера .



      К своему стыду это имя слышала впервые. Профиль над именем вверху памятника напомнил дедушку Ленина. Было предположение, что памятник как-то связан с еще коммунистическим прошлым Праги. А вот сейчас вычитала, что оказывается это могила известного чешского поэта девятнадцатого века. Надо будет не забыть и найти что-нибудь его почитать. Хотя бы, чтобы не так стыдно было за глупые теории.





      Абсолютно ничего не понимаю в автомобилях, но мимо раритетного пройти не могу. Интересно, что рекламировал вот этот чудесно-шоколадный авто неизвестной марки? Облазили его со всех сторон, но ни одной знакомой эмблемы компании-производителя не обнаружили.



      Все там же, если держать курс на метроном, можно встретить Ганавский Павильон.



      Построили его еще в конце 19го века, но совсем не здесь. В месте первоначальной постройки он простоял всего чуть-чуть, потом его разобрали и перевезли сюда.





      Недалеко от павильона нас застал ливень. Бегом бросились на террасу ресторанчика перед ним. Но вход был завешен веревкой - ресторан готовился к заказному банкету. Официант сочувственно пожал плечами, и нам ничего не оставалось, кроме как облизнуться на кофейную карту на стене и повернуть обратно под первые тяжелые капли дождя.



      За себя не боялись – авось, не сахарные. Но мочить камеру было опасно, сильного дождя «водонепроницаемая» сумка могла не выдержать.

      Дождь переждали под деревом. Густая крона не пропустила в наше временное убежище и полсотни капель, а ливень снаружи разбушевался не шуточный. Но короткий. Побуянил минут пять и отправился куда-то дальше, в глубь левого берега. Можно было дальше подниматься по грубым каменным ступеням к метроному.
      Получилось, нарушаю тут хронологический порядок, так как продолжение нужно читать пунктом выше. Но про метроном, ботинки и грозовые тучи мне рассказать уж слишком не терпелось.


  1. Младенцы

277-DSC_0007

      Про них только совсем ленивый из побывавших в Праге с фотоаппаратом не писал. Ну и я не стану исключением. С телебашни голозадых не покажу, зато есть у меня парочка с острова Кампа. Каждый проходящий мимо турист считает своим долгом обязательно помацать «детишек» за пятую точку. Думаю, совсем скоро, еще пару-тройку лет, и попы малышей засверкают не хуже, чем нос у собаки с Карлова моста.

278-DSC_0008

  1. О пингвинах и колючках.

    Где-то на второй день блужданий по городу, когда рот от восторгов уже захлопнулся и дал глазам возможность открыться пошире и рассматривать детали, на окнах центра города, верхушках каменных стен, многих памятниках и прочем были замечены длинные «колючки».

280-DSC_0070

279-DSC_0069

      Если присмотреться, то штырьки заметны на верхней части Пражских курантов и на козырьке у окошка.
      Когда увидели такое сначала только на окнах и оградах, было предположение, что это некая защита от воров – решеток на большинстве окон первых этажей нет, а обезопасить себя как-то жителям надо. Но потом до одного окошка получилось дотянуться и потрогать колючки – они мягкие! Ну не совсем резиночки, способные только в распрямленном состоянии держаться, но при несильном нажатии на них рукой гнутся.
      А потом сообразили, что это антиголубиная защита. И вроде все гуманно, и одновременно ни один пернатый достопримечательности в белый цвет не подкрасит.

      Вот и у этих желтобрюхов на головах колючие хохолки:

281-DSC_0005

      Много вокруг этой роты пингвинов споров. Кто-то говорит, что это забавно. Кто-то, что они только вид портят. Кто-то, что полная бессмыслица и безвкусица.
      А мне вот нравится. В смысле не то чтобы восхищаюсь художественностью формы и глубиной задумки. А просто нравится. Как один из штрихов на полной картине города. Вроде как без них уже немного будет не то и не так.

282-DSC_0006

      Еще на острове Кампа можно поваляться на газоне в большом зеленом парке. Как же хорошо там дремать в тенечке, скинув кроссовки, развалившись в сочной зеленой траве. При желании даже похрапеть можно - никто ничего не скажет, все поймут:). Что удивительно, встаешь потом с травы, а шорты на попе совсем не зеленые. Как так? Для травы особая краска?:)

Неподалеку от пингвинов стоит стул.

283-DSC_0003 Правка 01

      Точнее копия стула. Оригинал, поставленный еще в 80х годах прошлого века, был на треть меньше этого, и во время наводнения 2002го года его просто смыло водой. В 2003 году неугомонные студенты сделали копию понравившегося арт-объекта и водрузили его на шлюз Влтавы. Новый стул в высоту уже шесть метров, а весит вдвое больше предшественника. Чтобы смыть его течением, Влтаве и местным дождям придется изрядно постараться.

На набережной с этой стороны вообще много разных интересностей.

284-DSC_0016

      Но главная особенность этого места – это его дух. Очень легкий, юный, беззаботный, неторопливый. Кругом по газонам валяются студенты с учебниками и тетрадями, на лавочках смотрят сны утомившиеся горожане. Уходить оттуда все равно, что добровольно отказываться от безвозмездно поступившей в твое полное распоряжение вечности.

      А вот еще одно место с волшебной  атмосферой, которое нашли совершенно случайно. Причем раньше о нем мне даже слышать краем уха не приходилось.

  1. Стена Джона Леннона

285-DSC_0255

      Я очень люблю Beatles. Не только их музыку, но и сами образы группы и каждого ее участника в отдельности. У каждого неповторимая манера поведения, общения. Долгое время не понимала, что в них люди находят. Да, музыка очень приятная, но не так же, чтобы родилось настолько сумасшедшее движение последователей и фанатов-битломанов. А потом как-то раз мне попался на глаза фильм «Hard day's night». И мое отношение к ним навсегда переменилось.

286-DSC_0257

      Никакие законы сохранения энергии не могут объяснить, как задора всего четырех человек может хватать, чтобы напитать бурей положительных эмоций многотысячную толпу.
      После этого фильма я все еще не начала слушать их музыку, а только стала просматривать старые клипы, короткие отрывки живых выступлений, полнометражки. К музыке же перешла лишь тогда, когда с первыми словами песен в памяти всплывали выражения лиц, улыбки, задорные жесты исполнителей.
      Все их творчество, все они как одно большое обещание, как недосвершившийся факт, как предчувствие чего-то иного. Как безумный коктейль из свободы, протеста правилам и легкого сумасшествия. Как предвкушение другого, более правильного мира.
      Даа, я с ними чуть в хиппи не подалась.:) Мое счастье, что живу не в ту эпоху. Или несчастье…

287-DSC_0259

      Но, не смотря на мою огромную любовь к этой группе, я мало разбираюсь в их биографиях.
      Вроде как «мухи отдельно, котлеты отдельно». Лезть в корзину с грязным бельем совсем не хочется. Меня всегда сводят с ума споры об ориентации Меркьюри или о «источниках вдохновения» Пейджа. Какая к чертям разница, если речь идет о людях, чей талант и личная харизма для истории вообще, и для истории музыки в частности, имели немалый вес.

288-DSC_0263

      Незнание биографии Леннона (за исключением общеизвестных подробностей смерти и факта существования Йоко Оно) в тот момент ставило меня в тупик: почему такое «место поклонения» именно здесь? Ведь не помню, чтобы он тут жил или работал. Не помню, чтобы хоть один их альбом мог записываться где-то тут. Да и не мог, даже теоретически. В то время хоть дух Праги был и чуть более свободным, чем на остальном Советском пространстве, но все-таки не настолько же.

289-DSC_0266

      Это не могло быть место вроде Стены Цоя или самопроизвольного памятника принцессе Диане на копии факела статуи Свободы в Париже: даже если бы я не знала, где погиб Джон Леннон, атмосфера у радужной стены была абсолютно другой. Никакой трагедии в воздухе, никаких засушенных цветов или запечатанных посланий своему кумиру.
      Здесь было хорошо.
      Взрослые люди приходили и на наших глазах что-то дописывали и дорисовывали. Или просто задумчиво усаживались на мостовую, привалясь спиной к теплой стене или стволу дерева, и думали о чем-то своем.

290-DSC_0269

      Уже потом я прочитала, что рисунки на стене возникли абсолютно стихийно. Было это где-то после смерти Джона Леннона. Кто и когда первым нарисовал тут что-то неизвестно. Но факт, что много лет еще тогда советское правительство боролось с возникновением тут «пятачка свободы». Чуть не каждую неделю приходилось им закрашивать рисунки, которые таинственным образом снова появлялись уже на следующий день.
      Эта тихая война могла бы закончиться печально. Но в сети пишут, что в какой-то момент в нее вмешался французский посол (посольство Франции как раз напротив). Он то ли уговорил кого-то, то ли применил какой-то хитрый дипломатический прием, но это место власти оставили в покое.
      Теперь же это уже достопримечательность города. О ней пишут в путеводителях и отмечают на туристических картах. А вот о том, что там, рядом, в одной из подворотен можно найти вход в небольшой магазин с битловской атрибутикой и соответствующими сувенирами, мало кто знает. В общем, он там есть. Кому интересно, будете поблизости, внимательно оглядитесь по сторонам. Думаю, найдете довольно просто.

      Еще пишут, что существует легенда, по которой истинный битломан обязательно найдет здесь автограф своего кумира.

291-DSC_0275

Это место для меня теперь одно из главных в Праге. Надеюсь, у меня еще не раз получится в нем побывать. Ну а горячо рекламировать его - это вообще всегда пожалуйстаJ


  1. Чертовка и Джинджер эль

    Чуть дальше по той же улице и выходим на узкий пешеходный мостик через речку Чертовку. С мостика на реку посмотреть практически нереально – все в замочках.

292-DSC_0276

      Многим эти замочки не нравятся. А по мне, так это как с пингвинами – есть в этом своя изюминка. Тем более, что навешены не серо-буро-рыжие амбарные замки,  а аккуратные и разноцветные. Особенно после вышеописанной стены Леннона точнехонько попадают в заданное настроение.

293-DSC_0278

      Если перейти мостик, то попадешь к высокой каменной ограде вокруг небольшого красочного дворика ресторанчика. На вывешенной снаружи доске с примерным меню цены высоковаты. Даже для вполне туристического заведения. Но у этого места определенно не один козырь в рукаве. Первый: это его расположение с видом на крутящееся водяное колесо. Второе: потрясающе вкусный штрудель с мороженым и свежей малиной.

294-DSC_0284

      Но третий козырь бьет и все предыдущие и все возможные: по периметру забора и внутри, над двором, натянуты тонкие ниточки-трубы.  Через каждые несколько сантиметров в трубах маленькие дырочки, через которые в разные стороны бьют тонкие струйки прохладной водяной пыли. В жару это невероятный кайф. А когда солнце начало палить вовсе беспардонно, официантка нажала кнопочку на металлической дуге в углу двора, и над столиками медленно пополз тент. Как у машины с откидной крышей.

      Как-то чуть раньше я писала про распробованный в Праге напиток – имбирное пиво. У нас такой не продается.  А жаль.

295-DSC_0286

      По вкусу он мало похож на то, что я варю дома из корня имбиря и сока лайма. Скорее уж немного напоминает лимонад из стеклянных бутылок советского детства. Но с легким ароматом имбиря и чуть меньшей сладостью. В общем, очень вкусно. Как бы умудриться домой ящичек уволочь…

      Конечно, это и это далеко не все места и вещи, о которых хочется рассказать. Но здесь я, пожалуй, остановлюсь.  Пора сосредоточиться на подготовке к совсем близкой новой поездке. А перед этим хотелось бы закончить еще несколько все откладываемых на потом и совсем свежих рассказов.


      Осталась последняя часть отчета. Прощание с Прагой. Оно было очень грустным и тяжелым. О нем я расскажу (и немного покажу) отдельной  историей.




А оригинал лежит тут.

Tags: Европа, Прага, Чехия, рестораны, фото, что посмотреть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments