Птица-колбаса (juwenta_) wrote in ru_travel,
Птица-колбаса
juwenta_
ru_travel

Category:

Автопутешествие на Балканы, июнь 2013. Часть 1. Москва-Белград-Кралево

Этот рассказ – отчет-воспоминание о путешествии на Балканы, прошедшем с 11 по 30 июня 2013 года. За это время мы побывали в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, а также Косово. Соответственно, все данные в моем рассказе актуальны на момент лета 2013 года и основываются на личном опыте. Этот отчет не претендует на то, чтобы быть полноценным путеводителем – это просто немного заметок по ходу пути, информация, которую не так просто найти в интернете, и которая, возможно, поможет кому-то при подготовке похожего маршрута. Если что-то останется непонятным, или нужно будет что-то уточнить – милости прошу, пишите в личные сообщения, только рада буду ответить.
Фото - Анна Бокарёва.
Это нельзя назвать также эмоциональным рассказом-впечатлением – иначе бы он занял слишком много места, да и трудно словами рассказать о том, что такое балканские страны, и чем они так привлекательны. Важно сказать только одно, пожалуй - в представлении человека, никогда там не бывавшего, существует стереотип : «Балканы – это разруха-совок-дикость». Это не так. Да, конечно, там существуют разные города, а в городах – разные районы, и довольно редко балканские городки похожи на картиночные виды, например, Южной и Центральной Европы. Но это очень интересные, необыкновенно красивые места, где идет настоящая, не открыточная жизнь. Там живут фантастически дружелюбные люди (особенно, кстати, дружелюбные к русским). В путешествии по Балканам нет ничего сложного – это не сложнее, чем любое другое путешествие, просто, как и любое другое путешествие, его надо всерьез спланировать. В общем, ехать на Балканы стоит – хотя бы, чтобы составить свое впечатление о странах, куда пока еще нельзя купить путевку в каждом турагентстве.
Немножко вводной информации. Путешествовали мы на автомобиле из Москвы, поэтому, к сожалению, не можем дать совет, как достичь многих объектов нашего маршрута с помощью общественного транспорта. Давать советы по тому, как организовать путешествие из России за границу на автомобиле, нет смысла – вся информация есть в интернете, подводных камней особенно нет. Многим, вероятно, будет интересен бюджет такой длинной поездки – лично я потратила около 50 000 рублей за 3 недели (без учета авиабилета и визы). Стоимость гостиниц - в целом, среднеевропейская, 20-25 евро за человека в двух-трехместном номере. Что в Сербии очень дешево - это вся еда. В среднем ужин с алкоголем обойдется в 700-800 динаров (300-350 рублей) на человека, килограмм любых фруктов - в 100 динаров (40 рублей). Обратите внимание – если вы поедете так же, как мы, через Венгрию, вам понадобятся шенгенские визы.
Весь маршрут подробно можно посмотреть здесь: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0As5oa2FQZwKLdDVac29wR243OU9sWDFaMVQycmpCa2c#gid=0
Нас было пятеро, автомобиль – Nissan X-trail (это важно там, где я буду давать какие-то комментарии о качестве дороги, например). За все время мы проехали 7 700 км и потратили бензина примерно на 40 000 рублей. В Сербии есть платные дороги - стоят очень по-разному, от 100 до 700 динаров (40-280 рублей) за 50-100 км.. Бензин стоит 50 – 60 рублей за литр 95-го. Во многих городах Сербии есть платные парковки, однако, воспользоваться ими довольно сложно – для этого надо иметь телефон с местной симкой и платить с нее (примерно как на платных парковках в Москве), либо покупать специальные карточки – но их не так-то просто купить. Бесплатные парковки найти в принципе нетрудно. У отелей почти всегда есть свои парковки для постояльцев.
11-13 июня – Заброска из Москвы в Белград заняла почти ровно двое суток – с вечерним выездом из Москвы и двумя ночевками: в Орше и Львове. Таким образом путь туда проходил через Беларусь, Украину, Венгрию и, наконец, Сербию. Качество дорог. Эту часть путешествия на машине проехали четверо, пятый частник (собственно, я сама) встречался с остальными в Белграде. Покупка билетов на самолет не представляет трудности, из аэропорта Белграда в сам город можно добраться на рейсовом автобусе(отправляются примерно каждые 10 минут, по цене сориентировать, к сожалению, не могу) или такси – стоит 1200 динаров (около 500 рублей).
14 июня, Белград. Давать здесь или дальше рекомендации, что посмотреть, где жить и есть, и какой именно дорогой ехать, я не буду – здесь каждый выбирает для себя. Исключение составляют случаи, где нам встретилось что-то действительно удивительное, что ни в коем случае нельзя пропустить. Так, например, в Белграде мы советуем обязательно посетить сувенирный магазин The Belgrade Window по адресу:
6 Knez Mihailova
Открыто с 9 утра до 9 вечера, по воскресеньям с 10 утра до 15.00.
Это действительно оригинальные и очень приятные сувениры на любой вкус (а эта фраза – не реклама)






15 июня. Белград - Смедерево - Пожаревац – пещера Церемошня - Голубац - Джердапское ущелье – Кладово.
На момент лета 2013 года объездную Белграда все еще полностью не открыли, поэтому на выезде на Ниш (а именно туда нужно ехать, если следовать нашим маршрутом) бывают серьезные пробки, лучше на объездную пока не выезжать.
Крепость Смедерево, форпост, павший последним в борьбе средневековой Сербии с Османской империей - место симпатичное, однако много времени для осмотра не требует. Вход в крепость стоит 100 динаров (40 рублей).
Город Пожаревац примечателен в первую очередь тем, что там находится родной дом последнего президента Югославии Слободана Милошевича. Сейчас во дворе этого дома он и похоронен. Дом и могила находятся по адресу – г. Пожаревац, ул. Неманьина, 41.


Вход не всегда свободный, однако, в доме всегда кто-то есть и, думаю, что, если вам интересно там побывать – вас обязательно пустят.
Пещера Церемошня – довольно интересный природный объект, рекомендуем посетить. Вход – 200 динаров (100 рублей), билеты нужно купить в кафе, расположенном на парковке у пещеры (также в этом кафе можно купить очень достойную ракию, которую мы тоже рекомендуем). В целом, в этом кафе, хотя оно и расположено в туристическом месте, готовят очень достойно и, пока вы осматриваете пещеру, могут приготовить большое блюдо на кампанию – к примеру, свеженького барашка на вертеле)
Крепость Голубац платы за осмотр не требует, т.к. является просто красивыми руинами прямо на трассе. Однако, и пропустить ее по дороге в Кладово невозможно)



Город Кладово примечателен тем, что в нем всего два отеля, оба довольно дорогие (порядка 4000 динаров (2000 рублей) за одноместный номер и 5000 динаров (2500рублей) за двухместный) и в своем духе роскошные. Однако, если вы хотите ночевать только экономично – город Кладово вам не подходит.

16 июня. Кладово - монастырь Вратна – Большие и Малые Врата - монастырь Буково - Раячке пивницы - Гамзиград - Нижняя Каменица – Ниш
Рядом с монастырем Вратна, посещенным нами с утра (как и все монастыри на нашем маршруте – бесплатный, конечно) находится каньон реки с довольно красивыми природными достопримечательностями – так называемыми Большими и Малыми Вратами, скальными образованиями чем-то похожими на Большой каньон Крыма и очень достойными того, чтобы их посмотреть. Однако, идти к ним надо пешком и в гору – минут 20-25, так что рассчитывайте силы.

Раячки пивницы – это небольшой район виноделен-подвалов по пути в Ниш. Места красивые, вино вкусное и домашнее, стоит в среднем 200 динаров (80 рублей) за литр.



Также из неочевидных достопримечательностей советуем побывать в деревне Нижняя (Доња) Каменица – в ней есть 2 забавных достопримечательности: самая маленькая в Сербии (как минимум) церковь, построенная при этом в пропорциях больших готических церквей; а также могила русского красноармейца, погибшего в этих местах и заботливо похороненного сербами в Нижней Каменице. Однако, вот беда – сербы не разобрались, где у этих русских фамилии, а где – отчества, так похожие на сербские фамилии. Вот и стоит в деревне памятник солдату Тимофею Ивановичу (для справки - сербские фамилии похожи на русские отчества. Например - Никола Пешич).



Гамзиград – самые хорошо сохранившиеся римские развалины на территории нынешней Сербии, даже внесены в список Всемирного наследия Юнеско. Вход – 150 динаров (60 рублей)
В городе Ниш находятся остатки небольшого немецкого концентрационного лагеря (можно осмотреть, мы не были. Работает все дни, кроме понедельника, до 20.00, в воскресенье – до 15.00) и башня-Челекула, построенная в 19 веке турками из черепов убитых сербов. Сейчас она находится внутри специально построенного павильона (открыто все дни кроме понедельника, до 20.00)
Этот день запомнился, кроме прочего, интересным открытием мелко-этнографического характера. Оказывается, во многих мелких городках Сербии пиво в стеклянных бутылках продают только в том случае, если ты сдаешь пустую бутылку аналогичной марки. Некоторые сорта можно купить за двойную цену с бутылкой, а некоторые – нет. Как получить самую первую бутылку – загадка для нас до сих пор.

17 июня. Ниш - Лесковац – Дьявольский городок – лыжный курорт Копаоник(проездом) - монастырь Градац - монастырь Студеница – Кралево.

Из Ниша буквально за 30 минут можно доехать в город Лесковац, примечательный тем, что там делают лучшую в Сербии (и это не наше мнение, а официальная информация) плескавицу – национальное блюдо, что-то вроде гигантской отбивной котлеты на гриле. Впрочем, если вы не десантируетесь в Лесковац из космоса, а проведете к этому моменту в Сербии хотя бы пару дней, вы уже будете знать, что такое плескавица. Думаю, что вариантов, где ее поесть в городе – масса, однако, мы рекомендуем ресторан Sanjeli: центр города, рядом парковка, все очень красиво, завтрак – 500 динаров(200 рублей) с человека с плескавицей, кофе и мороженым)
Из Лесковаца мы направились к так называемому Дьявольскому городку – природному парку, образованному столбами, состоящими из насыщенного железом известняка. Это достаточно дорогая для Сербии достопримечательность – 350 динаров (140 рублей). При этом нельзя сказать, что это что-то выдающееся, к сожалению. Так что, если перед вами стоит выбор – побывать там или нет, то Дьявольский городок можно без зазрения совести пропустить. Если же вы все же решили ехать к нему или в его сторону из Лесковаца, при взгляде на карту может возникнуть соблазн срезать путь проселочными дорогами. Делать этого не надо – поезжайте только по крупным трассам. Мелкие дороги в том районе оказались хороши для любителей оффроуда и обладателей машин с полным приводом, для остальных – опасны и неприятны



Город Кралево, где мы ночевали в этот день, позже мы посетим еще 2 раза, но об этом не сейчас. С гостиницами в Кралево напряженки нет, хотя мы и советуем отель «Ботика», как исключительно приятный, недорогой и не вызвавший у нас почти ни одного нарекания. Вечером советуем поужинать в ресторане «Панорама» - на крыше отеля на главной площади. Несмотря на кажущуюся пафосность места, цены там абсолютно такие же, как и в других местах – зато в качестве бонуса вы получите вид на закатные горы

Продолжение следует )
Tags: Сербия, автопутешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments